ипатьевский монастырь что посмотреть

Кострома. Ипатьевский монастырь

Кострома для меня совсем не чужой город. Там родились и выросли мои родители, там всю жизнь прожили мои бабушки и дедушки, и именно туда, к ним, я приезжал практически каждое лето не каникулы. Признаюсь, я, в общем-то, неплохо знаком как с самим городом, так и с его древней историей. Но некоторое время назад, систематизируя свой фотоархив, я к своему удивлению обнаружил, что практически его не снимал. Так ведь оно обычно и получается — чем чаще бываешь в каком-либо месте, тем реже его фотографируешь. А рассказать о таком красивом и родном мне городе хотелось уже давно.

Поэтому, будучи вновь прошлым летом в Костроме, я уже знал, что без снимков оттуда не вернусь.

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Однако свою серию постов о Костроме я бы хотел начать не с рассказов об историческом центре (как это обычно принято), а с его окраинной жемчужины — Ипатьевском монастыре, который находится в небольшом отдалении, на берегу реки Костромы, где та впадает в и без того широкую Волгу. По моему личному мнению, это самое важное и сакральное место всей Костромской земли. Именно отсюда я бы советовал начинать знакомство с городом всем прибывающим сюда:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Добраться до монастыря не сложно: как от железнодорожного, так и от автовокзала идут прямые автобусные маршруты 14 и 38 (стоимость проезда — 20 руб.). Нужная остановка сразу после того, как вы пересечете мост через реку. Но я бы советовал выйти на одну остановку раньше, до моста. Так как именно с другого берега реки можно наблюдать тот самый «открыточный» вид, которым любовался ещё Прокудин-Горский в 1911 году:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Всегда нравилось, как выглядят стены русских крепостей и монастырей на берегах рек:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Кстати, здесь же можно по ходу дела заглянуть в относительно недавно открывшийся музей «Лес-чудодей», где рассказывается, главным образом, о богатстве костромских лесов и его обитателях (зачастую довольно мифических). Стоимость билета: взрослый — 150 руб., детский — 100 руб., с экскурсией — 200 руб.:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Но сегодня рассказ об Ипатьевском монастыре, а потому идём на мост, откуда открывается ещё один потрясающий вид на древнюю обитель:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

У стен монастыря кипит уже традиционная для туристических мест бойкая торговля:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Особенно ценятся сувениры из бересты и одежда из льна. И то, и другое — бренд Костромы:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

При сходе с моста обращает на себя внимание небольшая часовня с чёрно-желтым имперским флагом на флагштоке. Это новодельная Часовня Царственных Страстотерпцев, поставленная здесь в память о расстрелянной в 1918 году царской семье Романовых. Почему именно рядом с Ипатьевским монастырём — расскажу позже:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Тут же, практически у самых стен древнего монастыря — узкие улочки с жилыми деревянными домами, школами и детскими садами. Ещё студентом, приезжая на каникулы и гуляя по этим местам, всегда удивлялся каково это — соседствовать с подобными историческими гигантами: «…А теперь, дети, посмотрите в окно. Вот по той дороге холодным мартовским днём 1613 года шла торжественная процессия из Москвы, чтобы пригласить нашего Михаила Фёдоровича на царствие Российское…«:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Наконец, подходим к самим стенам Ипатьевского монастыря. И тут пришло время рассказать о том, почему же это место считается настоящим символом города Кострома, и не только его, а по сути и всей нашей страны. Об его истории.

Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него ни сил, ни средств:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Впрочем, это предание. По мнению же современных ученых, основание монастыря произошло лет на сто раньше. Дело в том, что ещё новгородцы издавна почитали Ипатия, бывшего покровителем посадников их города, а реку Кострому они использовали для выхода к Волге. Поэтому историки полагают, что именно жители Новгорода и заложили Ипатьевский монастырь:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Однако, и участие в судьбе обители татарина Чета также не подлежит сомнению — род Годуновых всегда оказывал монастырю большое внимание. Тоже, думается, неспроста:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Они жертвовали монастырю огромные суммы денег, отдавали деревни. Ещё задолго до Бориса Годунова во владении Ипатьевского монастыря уже находилось более 400 сёл, что делало его одним из четырёх крупнейших в стране монастырей-землевладельцев.

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Вход на территорию осуществляется через Северные (Екатерининские) ворота, построенные лишь в 1767 году, к приезду сюда самой императрицы:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Над аркой ворот можно видеть живописное панно — композиция «Гостеприимство Авраама». Чуть ниже — вензель императрицы Екатерины II:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Здесь же располагаются кассы. Входной билет — 150 руб., студенты и пенсионеры — 70 руб., школьники — 50 руб. Фото-видеосъёмка оплачивается отдельно — 100 руб. (однако даже при наличии билета на съёмку фотографировать в Троицком соборе запрещают строго-настрого):

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Наконец, попадаем вовнутрь. И первое, что открывается перед глазами — грандиозный Троицкий собор, и стоящая рядом с ним такая же монументальная звонница. Тот храм, что стоит сейчас — постройки 1652 года. До этого, на том же самом месте существовали ещё 2 храма с тем же названием: первый деревянный заменили каменным ещё в царствие Ивана IV Грозного; а второй был сильно повреждён во время штурма крепости, где в то время держал оборону Лжедмитрий II:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Штурм Ипатьевского монастыря в 1609 году вообще тяжко отразился на сохранении памятников древнего зодчества. Кроме собора пострадали ещё два надвратных храма. Кроме того, пришлось полностью снести одну из разрушенных стен монастыря:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Но именно эти смутные годы и принесли Ипатьевской обители всемирную известность. А дело всё вот в чём: в начале XVII века страна погибала под внешними ударами интервентов и внутренними разборками боярских родов.

Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I, Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр — начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя.

Всё это время (за исключением вышеупомянутых событий, связанных с Лжедмитрием II) Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры ни кого иного, как своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

После долгих споров церковь всё же сдаётся, и решает признать новым царём именно сына Филарета.

14 марта 1613 года здесь свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда — к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — из Москвы прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание, а Кострома получила именование «колыбели дома Романовых»:

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

С воцарением новой династии на мысу у впадения Костромы в Волгу все завертелось: стройки, ремонты, вклады, пожертвования, визиты государей и великих князей, митрополитов и патриархов. Началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом»:

Источник

Путеводитель | Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотреть

Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

II. Новый город.

Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

III. Архиерейский сад.

Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.

1. Троицкий собор. 1650-1652 гг.


2. Звонница. Колокольня
. XVII-XIX вв.

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотретьКомпозиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотретьОдин из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.


4. Архиерейский корпус.
XVI-XIX вв.

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.).


5. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
. XIX в.

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


6. Архимандричий (наместнический) корпу с.
XVI-XIX вв.

Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.


7. Братский корпус
. XVI, XVIII вв.

Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.

Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.


8. Кельи над погребами.
XVI XVIII вв.

Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.

Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.

В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».

Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.


9. Свечной корпус.
XIXв.

Трапезный корпус. XVI в.

Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:

поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.

Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города

Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.

ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть фото ипатьевский монастырь что посмотреть. Смотреть картинку ипатьевский монастырь что посмотреть. Картинка про ипатьевский монастырь что посмотреть. Фото ипатьевский монастырь что посмотретьЯвляются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.

11. Кузнечная башня. XVI- XVII вв.

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице.


12. Пороховая башня.
XVI- XVII вв.

Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды.

Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом.


15. Квасная башня.
XVI-XVII вв.

Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.

Единственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.

Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением. Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.

Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


19. Северо-западная башня.
XVII в.

Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


20. Западные ворота.
XVII в.

Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города.


21. Мемориальная колонна
. Вторая половина XIX века.

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.

Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.


24. Усыпальница бояр Годуновых.
XVI-XVII вв.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.

Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *