ипатьевский монастырь график работы
Ипатьевский монастырь в Костроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.
Где находится Ипатьевский монастырь и как добраться
Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)
В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:
Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы
Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.
Есть в Ипатьевском монастыре и «график» для исповедей:
Где рядом можно остановиться
Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.
История Ипатьевского монастыря в Костроме
Архитектурные и культурные достопримечательности
Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:
Святыни
Ипатьевский монастырь на фото
Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.
Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.
Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.
Ипатьевский монастырь в Костроме — видео
Рассматриваешь фото Ипатьевского монастыря в Костроме, и просто холодок ходит по коже, ведь это – одно из самых посещаемых культовых сооружений России и заодно одно из самых древних. В его стенах писалась история Руси и Российской империи.
Ипатьевский монастырь: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Ипатьевский монастырь является главным символом старинного русского города Кострома. Его история не отделима от важнейших событий в Северо-Восточной Руси, связанных с царскими династиями Годуновых и Романовых. Ипатьевский монастырь славится своими архитектурными памятниками, а также известен тем, что в нем хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись — копия с древнего южнорусского летописного свода Киевской Руси.
Адрес
156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Как доехать
Ехать до остановки «Ипатьевская слобода».
Режим работы в 2021 г.
Стоимость билетов в 2021 г.
Основание монастыря
Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:
В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.
Развитие и процветание
Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:
Возводились также кельи и хозяйственные постройки.
Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.
Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.
Смутное время и подвиг Ивана Сусанина
В смутное время (1598–1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.
В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.
Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.
Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.
В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.
Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.
Расцвет при Романовых
С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней. Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.
В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.
Сооружаются и новые строения. Так, в 1642–1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается «Новый город».
В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.
Троицкий собор
В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора — это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.
Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.
В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.
В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.
Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.
Упадок при Петре Первом
Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.
Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.
Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.
Дальнейшая история
В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
В 1837–1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841–1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.
В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.
Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.
Телефон
Официальный сайт
С обителью связана история Ипатьевской летописи, найденной в 1814 году писателем Николаем Карамзиным. Рукопись является важным документом, описывающим историю Юго-Западной Руси до конца 13 века.
Ипатьевский монастырь — это памятник архитектуры XVI–XVIII веков и одна из древнейших и самых красивых обителей России.
Ипатьевский монастырь
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».
В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Праздники:
Святыни монастыря
Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.
В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.
Кострома, Ипатьевский монастырь: адрес, режим работы, экскурсии
Среди многочисленных святых обителей России особое место занимает Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, ставший свидетелем и участником важнейших событий отечественной истории. Расположенный в западной части города, вблизи места впадения одноименной реки в Волгу, он по праву вошёл в число крупнейших возрождённых духовных центров страны.
Чудное исцеление беглого мурзы
Предания, повествующие о возникновении монастыря, являют нам две версии этого события. По одной из них, наиболее известной, в 1330 году татарский мурза по имени Чет бежал из Золотой Орды к Московскому князю Ивану Калите и по пути занемог. Совсем уже был готов несчастный беглец распрощаться с жизнью, как вдруг на волжском берегу явилась ему Божья Матерь, сопровождаемая апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.
Сподобившись столь чудного видения, мурза исцелился от недуга, а прибыв в Москву, принял святое крещение с именем Захария, став впоследствии основателем таких знатных боярских родов, как Годуновы, Сабуровы, Шеины и Захарьины. В благодарность за своё исцеление он на собственные средства (не с пустыми же руками мурза сбежал из Орды) построил монастырь на том самом месте, где явилась ему Пресвятая Дева.
Иные варианты развития событий
Согласно второй версии – менее назидательной, но более вероятной, – Ипатьевский монастырь (г. Кострома) был заложен в 1275 году родным братом Александра Невского, великим князем Владимирским Василием Ярославичем, жившим одно время на берегах Волги. И, наконец, ряд исследователей отдаёт эту честь известному Костромскому князю XIII века Василию, получившему прозвище Квашня.
Так или иначе, но доподлинно известно, что после упразднения Костромского княжества, произошедшего в конце того же XIII века, монастырь перешёл под покровительство рода бояр Годуновых и через два с половиной столетия, в период их возвышения при дворе Ивана Грозного, начал бурно развиваться.
Обитель, покровительствуемая Годуновыми
Происходило это в силу того, что Годуновы, как было сказано выше, считали основателем своего рода беглого мурзу Чета, местом чудесного исцеления которого была Кострома. Ипатьевский монастырь получал от них огромные вклады, в результате чего к 1600 году его земляной фонд увеличился в четыре раза, и во владении находилось около четырёхсот сёл.
Кроме того, Годуновыми было передано в обитель большое количество драгоценной церковной утвари, книг и облачений. В результате всех этих благодеяний на рубеже XVI и XVII веков Ипатьевский монастырь по своим доходам занял четвёртое место среди прочих российских обителей. Однако его звёздный час был ещё впереди.
Монастырь в осаде горожан
Годы Смутного времени явились периодом упадка большинства российских городов. Не составила исключение и Кострома. Ипатьевский монастырь стал местом трагических событий, связанных с тем, что его настоятель архимандрит Феодосий вместе с игуменом соседней обители присягнули на верность «Тушинскому вору» – Лжедмитрию II.
В результате жители города, возмущённые их отступничеством, восстали, перебили гарнизон, присланный из Тушино, и взяли монастырь в осаду. Однако сразу проникнуть внутрь им не удалось – помешали крепкие каменные стены. Лишь через семь месяцев упорных боёв горожане, поддержанные срочно прибывшими ратниками Василия Шуйского, овладели монастырём и восстановили в нём законный порядок.
Московское посольство
Осенью 1612 года в обители появились новые насельники – монахиня Марфа и её шестнадцатилетний сын Михаил Фёдорович. Они происходили из старинного боярского рода Романовых. Проживая последнее время в своей костромской вотчине – селе Домнине, мать и сын были вынуждены укрыться за монастырскими стенами от мародёрства польско-литовских отрядов.
Весенним днём 13 марта 1613 года произошло событие, благодаря которому в историю России навеки вошла дотоле тихая провинциальная Кострома. Ипатьевский монастырь посетило прибывшее из Москвы посольство Земского собора, решением которого юный сын монахини Марфы – Михаил Фёдорович Романов – был избран российским самодержцем.
На следующий день под сводами Троицкого собора была совершена торжественная церемония его призвания на царство. Восшествие на престол первого государя из Дома Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, положило конец тяжелейшему периоду отечественной истории, названному впоследствии Смутным временем. Следует помнить, что с костромской обителью связано также имя такого верного сына Отечества, как Иван Сусанин, заманившего в непроходимые лесные дебри поляков, спешивших уничтожить будущего царя.
События последующих лет
Именным указом царя Михаила Фёдоровича на территории, примыкающей с западной стороны к монастырю, был отстроен Новый город, обнесённый высокой каменной стеной, имевшей три мощные сторожевые башни. Одна из них, увенчанная многоугольным шатром, находится на том самом месте, где в 1613 году остановился крестный ход, провожавший в Москву юного царя.
Семейная святыня Романовых
В течение последующих трёх столетий обитель, ставшая «колыбелью дома Романовых», заняла между другими российскими монастырями привилегированное положение и достигла небывалых доселе высот. Известная прежде как родовая обитель Годуновых, она стала началом пути новой царствующей династии, члены которой явились её щедрыми покровителями. Следует отметить, что каждый государь, восходя на престол, считал своей святой обязанностью посетить монастырь, ставший их фамильной святыней.
В связи с этим неудивительно, что в 1913 году центром празднеств, связанных с трёхсотлетием Дома Романовых, стала именно Кострома. Ипатьевский монастырь (фото тех дней представлено в статье) почтил своим присутствием Николай II, все члены царской семьи, а также высшие сановники и наиболее видные представители набравшего к тому времени силу промышленного капитала. Не осталось в стороне и купечество.
Годы духовного мрака и запустения
После октябрьского вооружённого переворота волна террора, направленная против Русской православной церкви, её служителей и наиболее активных прихожан, захлестнула страну. Не избежала её и Кострома. Ипатьевский монастырь был упразднён уже через два года после прихода к власти новых хозяев жизни, а его имущество национализировано.
Постройки, находившиеся на территории обители, стали использоваться в качестве жилых помещений для работников местного текстильного предприятия, а часть из них отвели под детский приют и казарму. Обширный монастырский двор использовался в качестве стадиона или танцплощадки. В 1934 году жертвой одной из очередных антирелигиозных кампаний стал взорванный властями второй по величине монастырский собор, некогда возведённый и освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Обитель, возвращённая церкви
Возрождение святой обители связано с переменами в жизни страны, вызванными перестройкой. В 1989 году в стенах Троицкого собора было совершено первое за последние семьдесят лет богослужение, а двумя годами позже Ипатьевский монастырь (Кострома), адрес которого: ул. Просвещения, 1, был зарегистрирован как Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 2002 году по личному распоряжению президента России В. В. Путина все монастырские постройки и находящееся на его территории имущество были переданы в безвозмездное пользование Костромской епархии.
Это явилось знаменательным событием в жизни всей Русской Православной Церкви, среди святых обителей которой вновь занял своё место Ипатьевский монастырь (Кострома). Экскурсии, по-прежнему проводимые в нём, отныне приобрели более глубокий смысл. Посетители, съезжающиеся в него со всех концов страны, получили возможность не только прикоснуться к истории монастыря, но и почувствовать силу возрождённой в нём духовной жизни.
Музей, сохранённый в монастырских стенах
За последние десятилетия в народе значительно возрос интерес ко всему, что связано с его национальными истоками и традициям, уходящим корнями в глубокую старину. Этим объясняется увеличивающийся с каждым годом поток паломников и просто туристов, направляющихся во святые обители России, одной из которых является Ипатьевский монастырь (Кострома).
Режим работы действующего на его территории музея организован таким образом, чтобы максимально удовлетворить всё возрастающий спрос со стороны как жителей самого города, так и приезжих. Свои услуги им предлагают многочисленные туристические и экскурсионные фирмы. Специализируясь в данной области, они среди прочих объектов культурного наследия, обслуживают и Ипатьевский монастырь (Кострома).
Ипатьевский мужской монастырь в Костроме: информация для паломников
История обители
Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.
Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.
Становление
В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.
Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.
Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.
Архивное фото святой обители
Относительный упадок
Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.
В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы. Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых.
В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.
В 1913 г. Ипатьевский монастырь принимал высокопоставленных особ по случаю 300-летия династии Романовых. Это было последнее торжественное событие перед последующей долгой смутой.
Период СССР
С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.
Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.
Внутренний двор Костромского монастыря
Современное состояние
Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.
Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.
Архитектурные особенности
Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.
Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».
Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.
Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.
Святыни монастыря
Главной святыней Ипатьевской пустыня является чудотворная частичка Ризы Христа. Также здесь хранятся останки сщмч. Ипатия и камень из стены дома, где был расстрелян император Николай II вместе с семьей.
Здесь же можно поклониться Тихвинской богородичной иконе, почитаемой всеми русскими православными. Несмотря на то что это список, копия также наделена божественной силой. Вместе с Феодоровским ликом она принимает участие в ежегодных крестных ходах.
Видео «Ипатьевский монастырь в Костроме»
В этом видео представлена история святой обители.
Праздники и чтимые даты
Свято-Троицкая Ипатьевская лавра отмечает два престольных праздника:
Информация паломнику
Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.
Богослужение в монастыре
Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:
Как добраться
Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».
Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.