ипатьевский монастырь в советское время

История Ипатьевского монастыря

За полвека до Куликовской битвы.

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.

Годуновы в судьбе монастыря.

После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (нам известно только её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.

ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть фото ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть картинку ипатьевский монастырь в советское время. Картинка про ипатьевский монастырь в советское время. Фото ипатьевский монастырь в советское время

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)

В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «. на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».

Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.

Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

Д. И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно на писано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них — сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».

ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть фото ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть картинку ипатьевский монастырь в советское время. Картинка про ипатьевский монастырь в советское время. Фото ипатьевский монастырь в советское время

Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица — сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На одном из потиров есть надпись: «Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом Пречистые и Живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ».
Время смут и испытаний.

С наступлением Смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь I был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную и успешную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена. От взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.

Юный царь Михаил Романов.

История Святой Руси хранит для будущих поколений уроки тяжких невзгод и потрясающих триумфов. Русский народ в своей истории был ведом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной, то по тернистому пути испытаний за великие грехи наши. Но как только православный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре».

После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от польского засилья.

Вскоре в Москве собирается Земский Собор, который «яко едиными усты» избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. 21 февраля 1613 года Собор присягнул православному царю. Сам избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине – селе Домнине.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя – надежду России.

14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство.

Источник

Ипатьевский монастырь: колыбель царских фамилий

С этой обителью связана вся наша история. Золотая Орда и зарождение именитых боярских родов, царственные фамилии — Годуновы и Сабуровы, подвиги и победы в Смутное время, колыбель новой монаршей династии, венчание на престол первого Романова, расцвет и процветание под высоким покровительством, разруха в советские годы и символичная дата начала возрождения обители — 1000-летие Крещения Руси… Все это — Ипатьевский монастырь.

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

«Преименитая Лавра»: от деревянной обители — к каменной крепости

После кончины костромского князя Василия Ярославича (он не оставил наследников) Костромское княжество было упразднено и его земли вернулись в состав Владимирского княжения. Иными словами, ими отныне владели великие князья — старшие среди всей княжеской братии Северо-Восточной Руси. А в XVI столетии Ипатьевский монастырь попал под покровительство Годуновых, которые считали обитель своей «фамильной». Годуновы были щедрыми жертвователями — дарили монастырю деревни и села, крупные суммы денег. В итоге небольшая еще в XIV–XV веках обитель к концу XVI в. стала одним из четырех крупнейших в стране монастырей-землевладельцев. Годуновы жертвовали в монастырь серебряные сосуды, драгоценную церковную утварь из золота и позолоченную, пополняли ризницу и библиотеку монастыря. Вкладные иконы, рукописи, рукописные книги в серебряных и позолоченных окладах, с миниатюрами и украшениями — многие из тех даров сейчас хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля.

Деревянные строения в монастыре сменились каменными. На месте деревянной церкви Живоначальной Троицы в 1560 году поставили пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Строились церкви и звонницы. Дубовую ограду в 1586 году заменили на каменные монастырские стены толщиной около полутора метров с пятью въездными воротами, шестью башнями-стрельницами, потайными ходами и надвратными церквями. Монастырь превратился в настоящую крепость, преграждавшую неприятелю путь по Ярославской дороге.

В конце XVI века Ипатьевский монастырь, который приобрел колоссальный вес в политической жизни страны и становился одним из главных ее духовных центров, называли уже «Преименитой Лаврой».

Михаил Романов: от Смуты — к новой династии

Смута стала для Ипатьевского монастыря тяжелым испытанием. В 1608 году один из отрядов Лжедмитрия II захватил обитель. Спасителями стали ополченцы, прибывшие из Галича. Они вырыли вокруг монастырских стен осадный ров, грамотно организовали осаду и выбили захватчиков из монастыря. Правда, надвратные церкви, монастырская стена и Троицкий собор серьезно пострадали от взрыва, произошедшего во время решающего сражения.

И вот наступил ключевой, переломный момент в русской истории. Самозванцы изгнаны, интервенты побеждены, семибоярщину свергли, Россия выбирает нового царя. Боярство московское выдвигает Михаила Федоровича из рода Романовых. Земский Собор в 1613 году присягает в Москве шестнадцатилетнему Романову. Но сам избранник в это время не в столице — он в селе Домнине, в костромской своей вотчине. Из Москвы на север, в Кострому, отправляется Великое посольство: волеизъявление народа нужно донести до будущего монарха.

У стен Ипатьевского монастыря он вместе со своей матерью инокиней Марфой встречает московское посольство и процессию из духовенства и мирян, пришедшую из Костромы. Во всех костромских храмах звонят колокола, Михаилу преподносят грамоты, но… напуганный интригами, войнами, предательством, убийствами юноша избрание свое не принимает и от трона отказывается. Шесть часов послы убеждают юношу и его мать согласиться со своей — действительно полной опасностей и огромной ответственности! — судьбой. Наконец, в Троицком монастырском соборе молодого государя благословляют на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

XVII век: от расцвета — к закату

Разумеется, представители царской фамилии не могли забыть свою «колыбель», место, откуда пошла их династия. На протяжении трех веков Романовы холили и лелеяли Ипатьевский монастырь. В XVII веке он был восстановлен, надстроен, украшен, расширен… Лучшие зодчие, каменщики, иконописцы — и приглашенные, и местные, — трудились над его преображением. Выросла ввысь стена, появилась новая территория — Новый город, была выстроена церковь Иоанна Златоуста, наконец, на месте старого Троицкого собора, который был разрушен взрывом, отстроили и расписали новый — тот, что дошел до нашего времени.

Продолжала пополняться монастырская библиотека. Только теперь книги писали уже в стенах монастыря: создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники — небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц.

ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть фото ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть картинку ипатьевский монастырь в советское время. Картинка про ипатьевский монастырь в советское время. Фото ипатьевский монастырь в советское время

Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры — Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» — русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от сотворения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи.

Росло число жертвователей и покровителей монастыря, росли вклады, увеличивалась братия — монастырь процветал, богател, и авторитет его рос год от года. Однако в конце XVII века на престол взошел великий реформатр Петр I, который монахов не жаловал и подход к обителям имел сугубо практический. Над Ипатьевским монастырем сгустились тучи…

Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий

Молодому царю нужно было вооружать армию и чеканить медную монету. Требовался металл. В самом конце XVII века по приказу Петра с колоколен Ипатьевского монастыря сняли часть колоколов и отправили в Москву на переплавку. Деньги состоятельных вельмож государь тоже предпочитал направлять не на монастырские, а на государственные нужды, потому повелел доходы и пожертвования свыше шести рублей в год из расчета на одного монаха изымать в казну. Процветание сменилось упадком, монастырь постепенно ветшал и разорялся. Его стали использовать как место ссылки…

ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть фото ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть картинку ипатьевский монастырь в советское время. Картинка про ипатьевский монастырь в советское время. Фото ипатьевский монастырь в советское время

Лишь в середине XVIII века, после того как Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея Костромской епархии, на обитель вновь обратили внимание. Начались перестройка и расширение старых зданий, строительство новых… Троицкий собор стал кафедральным, в нем устроили архиерейскую усыпальницу. С 1747 года в обители разместили Костромскую духовную семинарию, в 1764 закончили строительство храма Рождества Богородицы, в Троицком соборе установили новый иконостас, который сохранился до наших дней. В 1767 году на Божественной литургии в Троицком соборе молилась императрица Екатерина II, посетившая Кострому во время своего путешествия по Волге. В «романовском» монастыре бывали и другие российские монархи. Николай I в 1834 году, осмотрев ризницу обители и келью, где жили Михаил Федорович с матерью, приказал Романовские палаты реставрировать, монастырь обновить и возвести в степень первоклассного. Что это значит? Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II в 1764 году, все монастыри, владевшие вотчинами и не упраздненные, за исключением лавр и тех из них, что были сделаны кафедральными (то есть являлись архиерейскими резиденциями), разделили на три класса. В них была установлена норма штатных монахов и монахинь, из казны выплачивалось содержание. Ипатьевскому монастырю, как первоклассному, полагалось 33 монаха.

В Ипатьевском монастыре побывали Александр II в 1837 и 1858 годах, Александр III — в 1866 и 1881, Николай II — в 1881 и в 1913 годах.

300-летие Дома Романовых: от Ипатьевского монастыря — к Ипатьевскому дому

В год 300-летия царствования Дома Романовых Ипатьевский монастырь не мог оказаться в стороне от всеобщего празднования. Кострома стала одним из главных мест, где проводились всенародные торжества. К 1913 году обитель вновь отреставрировали, капитально отремонтировали. За стенами обители для государя специально выстроили деревянный дом. 19 мая 1913 года императорская семья в полном составе прибыла в обитель. Вместе с Николаем II приехали председатель Совета министров В. Н. Коковцев, министры, придворные, потомки и правопреемники участников московского посольства 1613 года, управляющий Рязанской епархии, келарь Троице-Сергиевой Лавры, наместник Чудова и архимандрит Новоспасского московских монастырей, протоиереи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Среди встречавших государя были даже пра-пра-пра-пра-…внуки Ивана Сусанина!

В грандиозном крестном ходе через Кострому участвовало все костромское духовенство. Николай II приложился к чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, которой благословляли на престол его предка. В Троицком соборе государь отстоял литургию и молебен, осмотрел сокровища и святыни Ипатьевского монастыря, вышел к народу…

Кто мог тогда предполагать, что спустя всего пять лет вся семья последнего представителя рода Романовых будет расстреляна в Екатеринбурге именно в Ипатьевском доме…

«Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею

В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли. Епископа Филарета (Никольского) и монахов изгнали, имущество национализировали. Ценности вывезли в Москву, часть отдали в губернский музей, под который выделили некоторые монастырские помещения. Одни монастырские постройки уничтожили, другие отдали Советскому поселку, поселив в них рабочих костромских мануфактур. Служба в соборах, получивших приходской статус, продолжалась до 1922 года, потом прекратилась. На территории обители разместили военные казармы, организовали детский дом, позже — стадион, танцевальную площадку… В церкви Рождества Богородицы выставлялись экспонаты антирелигиозного музея, а в начале 30-х годов ее и вовсе разрушили. Собирались разрушить и монастырские стены, но, к счастью, не успели…

В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи — уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя.

В 1958 году «монастырские» квартиры начинают расселять, Ипатьевскую обитель отдают под Костромской государственный историко-архитектурный заповедник. Сотрудники нового музея, понимая значимость и ценность памятника для истории всего государства, невосполнимость утрат, берутся за реставрацию, начинают кампанию в защиту того, что еще осталось, — исторических построек, документов, экспонатов…

После безвременья

70 лет безвременья. Конечно, многие взорванные, разрушенные или превращенные в соляные склады и тюрьмы монастыри могли бы позавидовать Ипатьевскому, в котором все-таки тридцать лет работал музей, но до духовного возрождения обители было далеко.

Перелом наступил в 1988–1989-х годах, когда страна праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Это было важное время возрождения русского Православия в целом, а в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе именно тогда прошли первые после многолетнего перерыва молебен и панихида.

В 1991 году Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь вновь стал монастырем. На следующий год впервые после 1922 года совершили Божественную литургию.

Еще два года спустя Церковь и областное руководство договорились использовать комплекс совместно: монастырь и музей стали существовать бок о бок. Постепенно при содействии Святейшего Патриарха Алексия II Русской Православной Церкви возвращались здания обители.

Главную монастырскую святыню — чудотворную Ипатьевскую икону Божией Матери (список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) — передали монашеской общине из фондохранилища музея в 2004 году.

ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть фото ипатьевский монастырь в советское время. Смотреть картинку ипатьевский монастырь в советское время. Картинка про ипатьевский монастырь в советское время. Фото ипатьевский монастырь в советское время

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия стала законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы.

Обители в разные годы передавали в дар ковчег с камнем из «Расстрельной комнаты» подвала Ипатьевского дома Екатеринбурга, ковчег с частью Ризы Господней, который несколько веков хранился в монастыре и чудом сохранился в годы разорения обители, другие святыни…

Сегодня Ипатьевский монастырь не только памятник архитектуры и истории, место, где хранятся древнейшие православные реликвии, главная достопримечательность Костромской земли, это еще и обитель, в которой силами немногочисленной пока братии поддерживаются молодежные и социальные проекты, проводятся восстановительные работы и — главное — возрождается духовная, молитвенная жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *