иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт

Иргизский Нижне-Воскресенский мужской монастырь

иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть картинку иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Картинка про иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт

Ни́жне-Воскресе́нский монасты́рь был основан в 1762 году как старообрядческий мужской монастырь, стал одним из влиятельнейших духовных центров старообрядчества в России. Закрыт в 1928 году. Официально возрождён как православный монастырь в 2005 году.

Содержание

История [ править ]

После манифеста императрицы Екатерины II от 04.12.1762 года, разрешающего старообрядцам селиться в левобережье Волги, там было основано несколько сел, появились первые старообрядческие скиты, ставшие впоследствии монастырями. Нижне-Воскресенский монастырь был самым крупным и самым влиятельным среди других Иргизских монастырей. Основатель его – инок Авраамий, бывший крестьянин Казанской губернии.

В 1789 году в монастыре была построена пятиглавая деревянная церковь в честь Воскресения Христова. В 1795 была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Были также выстроены два каменных двухэтажных братских корпуса, настоятельский дом, подсобные помещения, колокольня; монастырь был обнесен стеной, построен мост через реку Иргиз. В обители было 100 монахов и 500 послушников. В 1828 году Нижне-Воскресенский монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Синода как единоверческий мужской монастырь 3-го класса. В 1918 году монастырь был закрыт. В том же году сгорела Воскресенская церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был разобран. Сначала на территории обители был дом отдыха, и затем многие десятилетия − психоневрологический диспансер.

Указом Епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА за № 122 от 15.07.2004 года принято решение о восстановлении обители, первоначально – со статусом подворья Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. По решению Святейшего Патриарха и Священного Синода (Журнал заседания Священного Синода № 117 от 27.12.2005 г.) было благословлено открытие Иргизского Воскресенского мужского монастыря с. Криволучье Балаковского района Саратовской области. Наместником возрождающейся обители назначен иеромонах МАКСИМИЛИАН (КОНОНЕНКО Александр Дмитриевич), в 2009 году удостоенный возведения в сан игумена.

В 2012 году по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода (Журнал заседания Священного Синода № 103 от 04.10.2012 года) Преосвященный епископ Покровский и Николаевский ПАХОМИЙ утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иргизского Воскресенского мужского монастыря.

На сегодняшний день на территории монастырского комплекса сохранилось несколько полуразрушенных хозяйственных построек, возведенных в советское время, из монастырских зданий – три братских корпуса и дом настоятеля.

В 2010 году епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН совершил чин Великого освящения храма во имя святого апостола Иоанна Богослова в одном из сохранившихся и полностью восстановленных зданий.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 413835, Саратовская область, Балаковский район, пос. Береговой

Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов-Балаково, рейсовый автобус Балаково-п. Береговой. Расстояние от г. Саратова до г. Балаково 190 км.

Паломнику [ править ]

Источник

Иргизский Воскресенский мужской монастырь села Криволучье Епархиальные монастыри РПЦ

иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть картинку иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Картинка про иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт

История

В 1828 году Нижне-Воскресенский монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Синода как единоверческий мужской монастырь 3-го класса.

В 1918 году монастырь был закрыт. В том же году сгорела Воскресенская церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был разобран. Сначала на территории обители был дом отдыха, и затем многие десятилетия − психоневрологический диспансер.

Указом Епископа Саратовского и Вольского Лонгина за № 122 от 15 июля 2004 года принято решение о восстановлении обители, первоначально – со статусом подворья Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. По решению Святейшего Патриарха и Священного Синода (Журнал заседания Священного Синода № 117 от 27.12.2005 г.) было благословлено открытие Иргизского Воскресенского мужского монастыря с. Криволучье Балаковского района Саратовской области. Наместником возрождающейся обители назначен иеромонах Максимилиан (Кононенко Александр Дмитриевич), в 2009 году удостоенный возведения в сан игумена.

В 2012 году по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода (Журнал заседания Священного Синода № 103 от 04 октября 2012 года) Преосвященный епископ Покровский и Николаевский Пахомий утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иргизского Воскресенского мужского монастыря.

На территории монастырского комплекса сохранилось несколько полуразрушенных хозяйственных построек, возведенных в советское время, из монастырских зданий – три братских корпуса и дом настоятеля.

В 2010 году епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма во имя святого апостола Иоанна Богослова.

В 2012 году произведены восстановительные работы в храме и звоннице: выполнена замена напольного покрытия, произведена внутренняя и наружная отделка всех стен.

В 2016 году была заменена кровля в нижнем братском корпус.

Источник

Провинциальные истории. Как адъютант Суворова монастырь на Иргизе разгромил

13 марта 1837 года, при императоре Николае I, был ликвидирован старообрядческий Средне-Никольский монастырь на Иргизе недалеко от Николаевска (нынешний Пугачёв). Этот разгон стал одним из этапов уничтожения мощной раскольничьей «империи». Она образовалась после того, как в Заволжье, по Указу Екатерины II, переселились старообрядцы, которые скрывались от преследования за границей.

Империя против «царства иноков»

В начале XIX века Иргиз (так коротко называли «цепочку» из пяти Иргизских старообрядческих монастырей: трёх мужских и двух женских) встал в один ряд с самыми богатыми монастырями России. Богатства каждого из них оценивались более, чем в 100 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги!). В церквях было много икон древнего письма, относящихся к XIII–XVI векам. Большинство из них было либо унизано жемчугом, либо покрыто серебряными вызолоченными ризами. Немало имелось и других драгоценностей. Чего стоило хотя бы медное, но посеребрённое толстым слоем шестиярусное паникадило с 54-мя подсвечниками и общим весом в 18 пудов, висевшее посреди главной церкви Нижне-Воскресенского монастыря у с. Криволучье, или плащаница, шитая золотом, серебром и шелками в 1531 году.

Иргизские монастыри были для раскольников такой же святыней, как Афон для православных. Сюда, в «царство иноков», шли и шли паломники, чтобы не только насладиться великолепием храмов, но и послушать «ангелоподобное», так называемое демественное, т.е. одноголосное, пение.

Неизвестно, сколько бы это процветание продолжалось, если бы на российский престол не вошел Николай I. Напуганный восстанием декабристов, он, как известно, ужесточил борьбу с любой крамолой.

2 августа 1828 года последовал Высочайший Указ о подчинении старообрядческих монастырей губернскому начальству и подготовке их к переходу в единоверие. Единоверие, по словарю Брокгауза и Эфрона, – «вид воссоединения русских раскольников с православной церковью, по которому за старообрядцами сохраняется право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским, книгам и по своим обрядам, под условием подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев». Другими словами, единоверцы – это те же старообрядцы, только подчинившиеся власти официальной церкви.

В течение нескольких лет все иргизские монастыри сменили свой «статус»: пять старообрядческих «превратились» в три единоверческих. «Смена» в одном из них, Средне-Никольском, стала самым настоящим побоищем.

Первая попытка

Александр Петрович Степанов, новый губернатор Саратовской губернии, адъютант величайшего полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, участник Отечественной войны 1812 года, решил выслужиться и пообещал «верхам» быстро привести «к одному знаменателю» иргизские монастыри, которые, лишившись в 1828 году, при губернаторе Голицыне, одного из оплотов своего «царства», Нижне-Воскресенского, не хотели больше отступать ни на шаг. Первым под натиском бравого вояки должен был пасть Средне-Никольский монастырь. Однако он оказался крепким орешком.

В течение нескольких февральских дней 1837 года губернаторские посланцы «осаждали» монастырь и пытались уговорить раскольников подчиниться воле самодержца. Однако около 500 защитников монастыря ворота не открывали. Тогда приехал губернатор, и приказал штурмовать неприступную раскольничью «крепость». Штурм начался под покровом вечерней темноты 21 февраля.

«Началась свалка, – писал впоследствии историк Даниил Мордовцев. – Не было выведено и половины «бунтовщиков», как темнота превратила свалку в какую-то рукопашную битву. Понятые смешались с раскольниками и, не распознавая друг друга, схватывались со своими же. Из монастыря вытаскивали тех, которые сами были согнаны, чтобы вытаскивать других. Шум и отчаянные голоса избиваемых были слышны в Николаевске (ныне Пугачёв) всполошили всё городское население. Раздался набатный звон. Набат поднял всех на ноги. Почти весь город бросился на помощь монастырю: одни верхом, другие пешком, третьи в санях. Так что даже в Николаевске было ощущение ужаса. Тысячами хлынул к монастырю народ и из соседних сел. Многие являлись с ружьями, пистолетами, копьями, кистенями, дубинами. Понятые, расставленные около монастыря, не выдержав напора, бежали в монастырь. Завязалась еще более ожесточенная свалка. Толпа полезла через ограду, словно в осаждённую крепость. Там снова завязалась рукопашная, и православные на всех пунктах были разбиты».

Степанов в это время был в покоях настоятеля. Узнав из «доклада» о критическом положении дела, он приказал бросить защиту монастыря от ещё прибывавшего народа и «более не раздражать толпы». Опасаясь за собственную особу, он бежал в Николаевск. За ним последовали и все чиновники. Монастырь остался в руках старообрядцев.

Кровь текла ручьями

Через три недели Степанов снова отправился покорять раскольничью обитель. Он прихватил с собой из Саратова военную команду в 200 солдат с офицерами и боевым запасом, казаков из 3-го казачьего полка Астраханского войска и половину пожарной команды с пожарными трубами. А на месте из православных крестьян окрестных сёл было собрано уже 2 тыс. «понятых».

13 марта вся эта армия ворвалась в монастырь. Вокруг центрального храма в несколько рядов лежал народ, крепко сцепившись друг с другом. Гарцевавший впереди отряда Степанов скомандовал «пли!», и началась стрельба холостыми зарядами. В то же время на «бунтовщиков» начали качать воду из пожарных труб. Казаки ударили в нагайки, пехота начала действовать прикладами по неподвижно лежавшим защитникам монастыря. Гул выстрелов, вопли и стоны избиваемых смешались в одном хаосе, который способен был нагнать панический страх на самого храброго человека.

«Понятые» и солдаты бросились на старообрядцев и начали их вязать и вытаскивать из монастыря. В течение двух часов шла «работа», пока все сопротивлявшиеся не были выставлены за ограду.

Николаевский благочинный протоиерей Элпидинский, вызванный в числе других для «приёмки» покоренного монастыря, доносил в рапорте Саратовскому епископу Иакову: «Подъезжая к воротам монастыря, увидел множество народа обоего пола, лежащего связанным… Увидел по всему двору текущую воду и множество крови; ибо насосами разливали народ, а на лошадях разбивали оный в кровь; оттого вода и кровь омыли монастырскую площадь. У холодной церкви, в которой служба совершалась летом, господин губернатор встретил нас таковым приветствием: «Ну, господа отцы, извольте подбирать, что видите». Засим в тёплой, т.е. зимней церкви, по сбитии замков, освящена вода и всё оной окроплено, и паки благодарен губернатор. Между тем, пока был отслужен молебен, воинство и понятые разбойнически, в присутствии губернатора, грабили имущество монастырское. Окна, двери, полы, погреба, подвалы, кладовые, сундуки, шкафы, – словом, всё как бы от ужасного землетрясения разрушалось. Всего имущества, кроме находящегося в церквах, в ризнице, при всей нашей тщательной заботливости, не собрано по всему монастырю более, как на 300 рублей. Хлеб, кроме трёх амбаров, которые остались не разломанными, рыба, масло, овощи, одежда, плуги, сани, колёса, телеги и всякая домашняя рухлядь – всё как бы огнём пожжено. Словом, монастырь сей оставлен в жалком положении, по соизволению господина губернатора».

Из людей пострадало в тот день 160 человек, которые оказались «хворыми, слабыми и утомленными» (битьём).

иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Смотреть картинку иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Картинка про иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт. Фото иргизский воскресенский мужской монастырь официальный сайт Восстановленный храм в Средне-Никольском монастыре сегодня

Фанатизмом не возьмёшь

Ретивость генерала Степанова вызвала недовольство в Санкт-Петербурге. Ведь, согласно распоряжению Николая I, преобразование должно было пройти «негласно и с должной осторожностью»: самодержцу совсем не хотелось получить тысячи разгневанных старообрядцев, среди которых было немало богатых купцов. Поэтому Степанов был отправлен в отставку.

А 28 июня 1837 года будущий император Александр II, который путешествовал по России, писал своему отцу из Вольска:

«Здесь большое число раскольников и богатая часовня, с которой велено снять крест, что представляет довольно странный вид. Я видел несколько монахинь с Иргизских монастырей и получил просьбу бывшего настоятеля Никольского монастыря и от некоторых других. Они заслуживают особенного внимания и потому я их пересылаю Тебе в особенном пакете с описью.

Теперь уже нечего делать, но мне кажется, что с этим Иргизским монастырем очень неосторожно поступили благодаря глупости бывшего губернатора Степанова. Но и наше духовное начальство тут также не весьма благоразумно действовало. Здешний архиерей на этот счёт совершенно фанатик, а одним фанатизмом не возьмёшь. Я с ним об этом говорил, а он мне отвечал, что не только не рано приступил к переименованию Никольского монастыря в Единоверческий, а напротив того, по его мнению, надобно было уже прежде это исполнить силой. Это выйдет открытое гонение, а известно, какие следствия бывают от гонения за веру. Уже они и теперь начинают считать себя мучениками за православие. Вновь назначенный в Никольский монастырь игуменом единоверческий архимандрит Зосим человек хитрый, но не чистый. Он начал с того, что овладел всем монастырским добром и т.п. Вообще здешнее духовенство наше к несчастию не славится своей нравственностью».

Между тем, иргизские старообрядцы, лишившись своего «Афона», разбрелись по России. Часть из них осела в Черемшанских горах у Хвалынска. И сегодня Хвалынские монастыри больше известны, чем Иргизские.

А Степанов поплатился не только отставкой, но и смертью: он скончался в том же году в возрасте 56 лет и похоронен в своём родовом имении – селе Троицком Калужской губернии.

Источник

Иргизский Воскресенский мужской монастырь, с. Криволучье

Настоятель: Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Престол: во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Освящен: 21 мая 2010 года Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

Богослужения: в будние дни утреннее богослужение в 6.00, в воскресные и праздничные дни в 8.30.

Адрес: 413835, Саратовская область, Балаковский район, п. Береговой.

Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов-Балаково, рейсовый автобус Балаково-п. Береговой. Расстояние от г. Саратова до г. Балаково 190 км.

Из истории: Манифест Екатерины от 4 декабря 1762 года разрешал старообрядцам свободно возвращаться в Россию и селиться в левобережье Волги, где на реке Иргизе им отдавалось 70 тысяч десятин прекрасной пахотной земли. Стаpообpядцы Ветковских скитов в числе 120 семейств, добравшись до Иpгиза, основали несколько сел: Кpиволучье, Балаково, Каменку, Мечетное (нынешний Пугачев). Очень скоро рядом с этими селами образовались старообрядческие скиты, превратившиеся со временем в цветущие монастыри.

Одним из первых таких скитов стала обитель, основанная подле Криволучья уже в 1762 году выходцем из Польши иноком Авраамием, бывшим некогда крестьянином Казанской губернии. Авpаамиевский скит, который после строительства церкви стал называться Нижне-Воскpесенским монастырем, был расположен в пpекpаснейшем месте Иpгиза, на острове длиной в пять верст и длиной в версту, омываемым водами обильного рыбой Монастырского озера. Во время разлива Иргиза и Монастырского озера вся окружающая местность покрывалась водой, и только сам скит оставался на верху холма символом Церкви, которую не в силах потопить бушующее житейское море.

После смерти Авраамия настоятелем скита стал монах Адриан, казак из Самары, пришедший на Иргиз вместе с Авраамием из Польши. При нем в 1789 году в скиту появилась пятиглавая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, выстроенная на средства знаменитого винного откупщика Василия Алексеевича Злобина. Ее освятил преемник Адриана монах Лев. Иконы в эту церковь были написаны знаменитым тверским иконописцем Иваном Пешехоновым. На отдельно стоящей колокольне размещалось одиннадцать колоколов разной величины и башенные часы-куранты. Стараниями Злобина Воскресенская церковь имела богатейшую утварь. В храме находился редкий даже для «никонианских» храмов семиярусный иконостас. Четыре из восьми огромных икон местного ряда были украшены тяжелыми сребропозлащенными окладами. В храме находилось до 300 икон, украшенных серебряными вызолоченными окладами с драгоценными камнями и жемчужинами. Многие из этих икон были с мощевиками. Особой святыней считалась маленькая складная деревянная семиглавая церковь, в которой, по преданию, служили в Москве, во время ее порабощения татарами. Одной из достопримечательностей Воскресенского храма было огромная шестипудовая дарохранительница, едва помещавшаяся на престоле. Такой размер дарохранительницы объясняется тем, что старообрядцы всегда нуждались в большом количестве «запасных» Святых Даров. Редкие беглые священники служили литургию на огромном Агнце, который дробился на тысячи частиц, помещавшихся в дарохранительницу и развозившихся доверенными лицами за тысячи верст от храма. На изготовление дарохранительницы Воскресенской церкви ушло четыре с половиной пуда меди и полтора пуда серебра. Замечательной красотой отличались густо вызолоченные медные Царские врата и восемнадцатипудовое шестиярусное медное высеребренное паникадило, в котором на праздничных всенощных зажигалось четыре пуда свечей.

Шитая золотом и серебром плащаница с изображениями двунадесятых праздников была изготовлена в 1351 году. По описи епископа Иакова (Вечеркова), в монастыре хранилось до двадцати древних антиминсов (большинство из них, правда, не имели святых мощей), самый древний из которых был освящен в 1536 году. Священнические и диаконские облачения, стихари, воздухи и покровцы так же отличались редкой красотой. На пополнение ризницы при одном только строителе (настоятеле) Прохоре, сменившем Льва в 1788 году, было потрачено более ста тысяч рублей.

За монастырской оградой в 1791 году был выстроен хутор для хранения хлеба и прочих припасов. Помимо амбаров и других хозяйственных помещений, в нем находилось десять деревянных келий. Здесь же были устроены две ветряных и одна водяная мельницы. В версте от хутора расположилась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801 года, проводившегося по указу благосклонного к старообрядцам императора Павла Петровича, Нижнее-Воскресенский монастырь получил 2660 десятин земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом.

Терпимое отношение правительства к старообрядцам в конце XVIII столетия привело наиболее дальновидных деятелей, как старообрядчества, так и господствующей Церкви, к мысли об установлении особого рода отношений. Смысл этих отношений сводился к тому, чтобы старообрядческие общины могли законно принимать священников, находившихся в подчинении епархиальных архиереев, и свободно совершать богослужения по старым книгам с соблюдением всех дониконовских обрядов. Эта идея, возникшая в 1783 году у старообрядческого инока Никодима и графа Румянцева Задунайского, получила название Единоверия.

Главными поборниками Единоверия в это время стали Астраханский епископ Никифор (Феотоки) и Московский митрополит Платон (Левшин). Единоверие представлялась им безболезненным способом воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. В «пунктах о единоверии», разработанных митрополитом Платоном и утвержденных императором Павлом 27 октября 1800 года, впервые за сто пятьдесят лет раскола признавалось, что обрядовые расхождения, за которые столь упорно держались старообрядцы, имеют не настолько существенное значение в деле спасения, чтобы из-за них лишать кого-либо права быть членом Церкви.

Ревностным сторонником Единоверия стал «Иргизский строитель», настоятель Верхнее-Спасо-Преображенского монастыря Сергий Юршев.

В пределах Астраханской епаpхии, куда до образования в 1799 году Саратовской епаpхии, входила значительная часть приходов Саратовской губернии, Единоверие вводил епископ Никифоp Феотоки. Пpеосвященный Никифоp, прибывший в Астраханскую епархию в 1786 году в момент наивысшей славы Сеpгия, написал окружное послание, в котором призывал раскольников соединиться с Церковью. Автор множества сочинений по физике и математике Владыка Никифоp привнес в богословие столь неопpовеpжимую логическую ясность, что многие читатели окружного послания были навсегда убеждены силой его аргументов. Послание Никифора было прочитано на созванном Сергием соборе всех иpгизских монастырей. Собор составил особый документ, так называемые «Вопросы» к ревнителю единоверия.

Когда в 1790 году Преосвященный Никифор не поленился приехать в Саратовскую губернию и не побоялся встретиться с ревнителями древнего благочестия, Сергий с уставщиком своего скита Пpохоpом явились к нему и подали заготовленную бумагу. В ответ на это Никифоp Феотоки написал специальное сочинение «Ответы на вопросы иpгизских раскольников и рассуждение о святом мире», оказавшееся не менее убедительным, чем окружное послание.

Преосвященный Никифоp оказался для Сеpгия тем авторитетом, который убедил его присоединиться к единоверию. Помощником Сергия в этом стал главный иргизский попечитель Вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин. Будучи человеком самых широких убеждений, Злобин искренне желал видеть пpивеpженцев старых обрядов членами единой православной российской Церкви. Однако это стремление встретило неожиданное препятствие в лице жены Злобина Пелагии.

Московский митрополит Макаpий Булгаков пишет, что настроенная фанатично Пелагия Злобина, услышав pазговоp своего супруга с Сергием, решила во что бы то не стало не допустить соединения стаpообpядцев с господствующей Церковью. Когда Сергий отправился в 1791 году в Петеpбуpг для законного присоединения Иpгиза, Пелагия Злобина расставила по всем дорогам своих караульных, чтобы они по пути схватили и умертвили его. Бог не допустил свершиться злодеянию и Сергий вместе с Василием Злобиным выпросили у митрополита Гавриила двух православных иеромонахов для законного служения в иpгизских монастырях. Когда исполнивший свой замысел Сергий возвращался в Вольск, в Москве происками безумной Пелагии он был взят под стражу и несколько дней пробыл под арестом на Рогожском кладбище. Спасение пришло от московского градоначальника князя Пpозоpовского, который, выручив Сергия, сопровождал его до самого Иpгиза.

Возвратившись на Иpгиз Сергий обнаружил, что все его единомышленники сделались противниками единоверия. Привезенные им два православные иеромонаха и иеродиакон жили без всякого дела за пределами монастыря у жены брата Сергия. Однажды ночью в настоятельские кельи, где вновь поселился Сергий, ворвались келарь и еще два монаха, которые, называя Сергия предателем, бросились его душить. Племянник Сергия бросился в Вольск к исправнику, который поспешил в монастырь. Сергий был найден запертым в каком-то чулане.

Либеральное отношение к старообрядцам закончилось со смертью Александра Благословенного. Тридцатилетнее царствование Императора Николая Павловича стало эпохой принудительного единоверия. Власти приступили к делу основательно подготовившись. На докладе Секретного комитета по делам раскольников, поданном на высочайшее имя в октябре 1828 года, Импеpатоp Николай Павлович собственноручно начертал: «Учредить в Саратове епископскую кафедру, предоставить Святейшему Синоду сделать постановление о сем новом учреждении».

Агитировать за присоединение к Единоверию в 1828 году в Нижнее-Воскресенский монастырь прибыл сам Саратовский губернатор Александр Борисович Голицын. Он гарантировал монахам сохранить за монастырем все принадлежащие ему земли и вообще все монастырское имущество. Братия, которой насчитывалось 62 человека колебалась. Однако настоятель Адриан, схимники Прохор и Никанор, иноки Никанор, Феодорит, Мардарий, Арсений и Игнатий дали подписку о присоединении к господствующей церкви.

27 июля 1829 года Нижнее-Воскресенский монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Правительствующего Синода как единоверческий мужской монастырь 3-го класса, штат которого состоял из игумена и 12 монахов.

Недалекий Никанор недолго оставался строителем (настоятелем) обращенного в Единоверие монастыря. В 1831 году по прошению братии настоятелем был назначен насельник Единоверческого Высоковского монастыря Костромской епархии инок Платон.

Иргиз Платону был хорошо известен. Он пришел в Средне-Никольский монастырь в мирском купеческом звании еще в 1788 году. Не ужившись с грубыми монахами, не чуждавшимися зеленого змия, он перешел к знаменитому строителю Сергию Юршеву в Верхнее-Спасо-Преображенский монастырь. Здесь Платону не понравилось постоянное присутствие благочестивых паломниц. Вынужденный оставить и эту обитель Платон переходит в Верхнее-Воскресенский монастырь, настоятель которого Прохор вел строгую иноческую жизнь. Здесь в 1795 году он был пострижен в монашество и сделан уставщиком и ризничем обители. Погрузившись полностью в жизнь монастыря, Платон обнаружил, что не только монахи, многие монастырские святыни сомнительны: антиминсы были привезены проходившими исправу беглыми попами, миро, которым их перемазывали, после многократного разбавления превратилось в чистое деревянное масло. Полностью разочаровавшись в старообрядчестве, Платон в 1799 году переходит в одну из первых единоверческих пустыней Костромской епархии и проживает там более 30 лет вплоть до призвания в хорошо знакомый ему Нижнее-Воскресенский монастырь.

Возвратившись на Иргиз, Платон первым делом изгнал за Иргиз всех попадей, поповен и прочих родственниц белого духовенства, чувствовавших себя в обители как на родной кухне. Оставшиеся на жительство в монастыре старообрядцы, которые постоянно попрекали принявших единоверие иноков, были выселены столь же решительно. Постепенно было налажено и монастырское хозяйство. Не забывал Платон и о миссионерской деятельности, за которую в 1845 году был удостоен ордена Анны 2-й степени. Убежденные им 53 крестьянина села Криволучья присоединились к Единоверию. Составленная Платоном «выписка о старообрядцах» бережно сохранялась в бумагах Преосвященного Иакова (Вечеркова).

Последнее столетие.

Единоверческий период в жизни Нижнее-Воскресенского монастыря, который с 1850 года относился к Самарской епархии, не был столь драматичным как старообрядческий. В 1863 году деревянная Рождества Богородицы церковь была разобрана и на ее месте был выстроен новый каменный храм. Построенная Злобиным Воскресенская церковь просуществовала до закрытия монастыря. В 1907 году под нее и под совсем обветшавшую колокольню были подведены каменные фундаменты. Братия монастыря была крайне немногочисленна. В 1907 году здесь было всего 14 монахов и 15 послушников. Тем не менее, монастырь уверенно обзаводился хозяйственными постройками. На противоположном берегу Иргиза ему принадлежал хутор, где появилась кузница, кирпичный завод, помещения для скота. Традиционным монастырским промыслом оставалась рыбная ловля.

На средства игумена Марсалия в 1897 году в монастыре было построено здание для училища, в котором занималось несколько десятков учеников. На средства монастыря в селе Криволучье содержалась школа, открытая в 1894 году и разместившаяся в здании крестьянина Исидора Дружинина, принявшего иноческий постриг.

Нижнее-Воскресенский монастырь был закрыт новой властью в 1918 году. Немногочисленная братия пыталась сохранить обитель под видом трудовой артели, однако и в таком состоянии монастырь просуществовал очень недолго. В 1918 году сгорела, вероятно из-за поджога, столетняя Воскресенская церковь, выстроенная еще Злобиным. Каменный храм Рождества Богородицы был разобран. Однако, молитвы иноков, представших после мучительных скитаний по тюрьмам и лагерям престолу Царя Небесного, спасли обитель от окончательного разграбления и разрушения. В течении десятилетий в монастырских корпусах размещался психо-неврологический диспансер. Измученные душевными терзаниями больные быстро приходили в себя на тихих берегах Иргиза, не догадываясь, кому обязаны они облегчением своих страданий.

В наши дни: Возрождение монастыря началось в 2005 году. Одно из монастырских зданий было перестроено под храм, в нем стали совершаться регулярные богослужения. Оборудована звонница.

В 2007 году была отремонтирована летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

21 мая 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 2012 году произведены восстановительные работы в храме и звоннице: выполнена замена напольного покрытия, произведена внутренняя и наружная отделка всех стен.

В 2016 году была заменена кровля в нижнем братском корпусе.

Приписана: часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» г. Балаково.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *