исаакиевский собор алтарь история
Всё об Исаакиевском соборе — о самом великом до мелочей
Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления славного города на Неве. Отцом обоих величайших творений является Петр Первый. Государь родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и созданием храма во имя святого он пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя.
Первая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. В ней в 1712-м были обвенчаны Пётр I и Екатерина I. В дальнейшем храм не единожды перестраивался, и четвертый возрождённый собор мы видим сейчас.
Возведением, реконструкцией и усовершенствованием собора занимались буквально все императоры России. Екатерина II ради такой большой цели не жалела мрамор. Но при ней удалось заложить лишь грандиозное основание.
Павел I по-своему продолжил дело своей великой матери, и мощный мраморный фундамент был увенчан низкими кирпичными стенами, что породило массу усмешек и нареканий.
Александр I не смог смотреть на этот стыд. Император велел всё разрушить и построить новый храм — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Строили собор долгих 40 лет. Однако игра стоила свеч.
Хотя французскому мастеру стройка стоила всей его жизни. Реально Исаакий стал делом всей жизни Анри Луи Огюста де Монферрана. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакия как «Микеланджело Севера».
Для храма использовали видимо-невидимо золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, проч. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыто 6,5 тысяч метров квадратных храма.
Работали знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Сделанный кадр стройки стал одним из первых фото в России.
Когда-то в соборе стоял, поражая всю отечественную и мировую общественность, гигантский маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Сегодня на месте его крепления находится фигурка голубя — символ Святого Духа, а на куполе работает обзорная площадка, с которой простирается восхитительный вид на весь центр Санкт-Петербурга.
Обо всем этом, и о многом другом, очень пикантном и интересном, увлекательном и полезном, более подробно можно узнать из следующих статей сайта.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Если вы будете в соборе и будете слушать экскурсовода, то знайте, что из всего что вам будут рассказывать, правдой будет только та часть экскурсии, где вас подведут к стенду состояния собора после Великой Отечественной войны. Там вы увидите фотографии, на которых собор практически полностью разрушен. Нет ни мозаики, ни росписей, ни витражей, вообще ничего нет. Ничего! Все что там типа расписывал и делал лично К. Брюллов и прочие великие художники и мастера. Это я к тому, что утверждения официальных историков о том что Исаакиевский собор изначально строился как Православно-христианский основаны исключительно на его нынешнем убранстве. Современное убранство собора создано Монферраном, который для этого и был назначен, а так же в 1872-1898 годы во время 25-летней масштабной реконструкции и реставрации. Хорошенькое дело, 40 лет типа строили и через 15 лет уже масштабная переделка и реставрация. Ну кто так строит? Хотя для Исаакиевского собора это нормально. По официальной версии это вообще четвертый вариант собора, предыдущие три собора успели построиться и обветшать всего за сто лет. Следующая, вторая, масштабная реконструкция, была в 20-е годы 20 века. Третья в 50-60-е годы 20 века. Ну и в 90-х годах 20 века тоже прошла часть работ. Они и сейчас идут, гальванопластику последовательно всю меняют. Все старые фотографии якобы старого, якобы первоначального убранства собора, по которым пытаются что-то реставрировать, это всё фотографии не ранее 1870-х годов. А в конце 19 века уже всё рисовалось и лепилось в рамках генерального курса священного Синода. Тем более в таком храме как Исаакий. По сути в главном храме империи. Это при том что мы допускаем официльную трактовку истории собора.
А теперь будем рассматривать неофицильную точку зрения. Такой собор мы сейчас построить не можем. И в 19 веке тем более не могли. Высота 101 метр, глубина подвалов 13 метров (пятиэтажная хрущевка), то есть ниже уровня дна Невы. Огромное количество колонн из различного камня высотой до 17,05 метров и весом до 117 тонн. Некоторые колонны распилены пополам вдоль, а в интерьере даже на несколько частей дольками по 10-25 см, при высоте до 11,35 метров. Так кто же это строил? В честь какого бога сей храм?
Кто строил? Собор построен в пропорциях русской сажени. Кстати, это касается большинства объектов исторического наследия в России. Значит строили русские. Хотя. хотя английский фут тоже привязан к русской сажени, так что резонно задуматься о том когда Англия стала самостийной.
Цель? Или кому храм предназначался. Давайте разбираться. Будем рассматривать только те элементы, которые с высокой степенью вероятности можно отнести к первоначальным и которые не подверглись масштабной переделке ни Монферраном, ни последующими реставраторами.
По центру зала храма огромный солярный символ. Вокруг солнца свастичный узор. По всей видимости свастичному узору нет нужды придавать особого значения, ибо свастика как символ не выделена в самостоятельный элемент.
Обратите внимание на то, что солярные символы на входах обрезаны пополам и со стороны колоннады (улицы) заложены плитами. Я склоняюсь к тому, что это уже следы работы Монферрана или вообще уже более позднего периода. Например могло делаться после войны. По всей видимости основание колоннады было сильно повреждено и пришлось его просто заложить прямоугольными гранитными блоками (плитами). Мне не удалось найти информацию кто и когда менял гранит на этих участках, но совершенно точно то, что первоначальным замысел таким быть не мог. Так не строят. Орнамент должен иметь законченый контур и вид.
Чтобы понять какому из этих богов храм предназначался, давайте посмотрим на ориентацию храма по сторонам света.
Алтарь смещен к северу, то есть смотрит на северо восток. Вот в общем-то и ответ на вопрос. Оказалось все достаточно просто. Это храм бога весеннего солнца Яра (Ярила). Одного из самых почитаемых богов в русском ведизме. Он же изображен и на витраже алтаря с незначительными стилистическими изменениями под Христа.
Каким было это изображение до 1872 года, до первой серьезной реставрации, и тем более еще раньше, к сожалению не известно. Реставраторы ссылаются на некие проекты Кленце, якобы автора витража, якобы по ним восстанавливали витраж, но их изображений я не нашел. Доподлинно известно лишь то, что данное изображение при каждой реставрации менялось, или выражаясь официальным языком «уточнялось». Особенно в результате работы советских художников в 60-е годы 20 века и в 1998 году в ходе последней реставрации.
Как выглядел собор первоначально? Скорее всего близко к современному. Колонны стояли точно, их сделать наша цивилизация не могла и еще лет сто не сможет. Вопрос лишь об их количестве, возможно (и почти наверняка) часть их была утрачена. Основное здание тоже по видимому сохранило старые стены. По всей видимости в ходе первой попытки реставрации собора, начатой еще Екатериной II, часть элементов декора собора пришлось демонтировать, в том числе и две колоннады. В таком упрощенном (усеченном) варианте мы его знаем как третий Исаакиевский собор.
От современного исакия он отличается только деталями. Чтобы от вас не ускользнули важные детали, я их коснусь подробнее.
Монферран был нанят с целью переделки храма под христианство. Колонны изготовить заново не могли, это невозможно и сейчас, по-этому было принято решение о переносе 8 колонн с каждой колоннады на фронтальные стороны под обустройство новых колоннад. Возможно, ранее собор имел именно 4 полноценные колоннады. Монферран не мог сделать новые колонады, по-этому сделал ход конем и две торцевые колоннады слепил из того что было. Плюс некие дополнительные переделки. Библейские (христианские) сюжеты пошли в основу оформления как фасада, так и интерьера. Поставлены новые купола, заново сделана внутренняя роспись и фасадная отделка (гальванопластика).
Скорее всего изначально по центру зала, там где на полу изображен солярный символ, находилось нечто ритуальное. Например мог быть идол бога Яра и некий жертвенник на который приносились требы (яйца, блины, зерно и т.п.). Кстати хроники утверждают что как раз алтарная часть была максимально сохранена и это вроде как было одним из условий утверждения проекта переделки собора именно в варианте Монферрана, обещавшего алтарь сохранить. Скорее всего при перестройке собора выгребались подвальные помещения. Логично предположить что в подвалах могло быть много чего интересного, докопались и довыгребались до того что «коробка» собора начала просаживаться. В середине 19 века, еще при Монферране, колонны новых колоннад начали заваливаться и прошли некие «укрепляющие» работы. Это надо понимать так, что просто перестали копать и ковырять подвалы, и по-быстрому частично их засыпали обратно. Последствия и сейчас хорошо видны, просто посмотрите на колоннады и само здание собора. Собор выглядит просевшим на 20-40 см, особенно с юго-западной стороны. Регулярные измерения показывают, что за весь 20 век собор просел не более чем на 5 мм, причем без каких либо сдвигов в сторону. Что сопоставимо с погрешностью. А экспертиза собора проводившаяся 35 лет назад сделала вывод о том что вмешиваться в конструкцию собора нецелесообразно и, более того, вредно. В общем простоял несколько столетий, и еще простоит.
Скорее всего Медный всадник изначально был Геогрием Победоносцем с копьем в правой руке и драконом вместо змеи. Затем перманентно видоизменялся по мере замены обветшавших частей и политического заказа.
А карты спросите вы? А карт как оказалось практически и нету, а если и есть то в корне противоречат друг дружке или имеют некий «перспективный» характер. Ну есть допустим на карте медный всадник хотя его не должно быть. Оказывается это некий «перспективный» план. И что, никакой карте города нельзя верить? Нет, можно, но избранно. В частности есть так называемый аксонометрический план Санкт-Петербурга созданный в конце 60-х годов 18 века по распоряжению Екатерины II. Он частично утрачен, причем в самых интересных местах, в тех что вызывают самые большие споры. В частности отсутсвует та часть плана где должен быть Исаакиевский собор.
План и его анализ
Только один этот план отправляет на помойку всю официальную историю Санкт-Петербурга. Мы видим огромный разрушенный город с каменными домами и каменным обрамлением рек и каналов. Первые этажи утоплены в грунт.
Город был и сейчас я покажу на примере старых карт как он всплывал из водной пучины.
Официальная датировка образования Невы как 3-4 тыс лет назад неверная. Геологи правильно думают что Нева река молодая, но они боятся признать насколько она молодая, ибо есть некая историческая хронологическая шкала в которую нужно вписаться. А четырехсотлетняя Нева никак не вписывается в нужную парадигму. Вот и крутятся как уж на сковородке. Реке Неве не 4 тысячи лет, а четыре сотни лет. Нева как река образовалась только в конце 17 века. Я в даннной статье старался избегать подробной доказательной базы, ибо это долго и сильно увеличивает объем текста, и цель была по большей части информативная, а не доказательная, но здесь это все-таки будет уместно сделать. В виду максимальной краткости ограничусь картами.
В период высокой воды до 17 века Финский залив и Ладога были единым целым. Вот карта датируемая официальной хронологией 1575 годом, Ладожского озера нет. Кстати, обратите внимание, что нет Афин, Рима и Лондона, вместо Киева Вышгород, вместо Стамбула Троя, но зато есть Соловки. А Таймыр покрыт лесами.
Далее, карта 1651 года. Ладожское озеро проявляется в границах, Чудское озеро является заливом Балтики.
Далее карта 1677 года. Нева еще не река, но уже узкий рукав, Чудское уже озеро.
Как мы видим вода в Балтике уходила достаточно быстро. Уровень воды в первое время по всей видимости понижался на метр в год, позднее скорость замедлилась. Резонно спросить, а куда делась вода? И каков был уровень океана в то время? Вопросы интересные, но частично ответ есть. Эта вода сейчас в ледниках Антарктиды и Гренландии. По всей видимости некая катастрофа условного 13-14 века не просто изменила ландшафт и береговую линию, но и существенно изменила климат планеты в сторону похолодания. Кстати при раскопках на Охте сейчас на глубине 4 метров в завалах деревянных построек откапывают лёд и снег. Археологи в июле в 30-градусную жару лепили снеговиков. Это говорит о том что в момент катастрофы до затопления было очень холодно. По всей видимости одной из причин поднятия уровня воды в Балтике было как раз промерзание до дна в мелководных участках, что прекратило отвод сточных вод в океан. Вот ссылка на раскопки на Охте.
Эта карта интересна тем что на ней вдоль берегов Невы (Nyen) подписано «камни: основания: руины каменных домов».
Далее карта 1704 года. Уровень воды близкий к современному, разница всего метр. В самом центре старого города на Заячем острове ставится еще одна крепость, по всей видимости все с теми же пограничными и охранными функциями.
На последней карте устье Невы подписано как Киев. Если допустить тот факт, что в то время люди еще помнили как назывался старый город, то снимаются противоречия Новгородской и Киевкой летописей, где по одной князь Олег умер от укуса змеи в Ладоге (совр. Старой Ладоге), по другой в Киеве, ведь от Ладоги до Киева получается всего 100 км.
Есть и письменное подтверждение. Сохранился комментарий к атласу рек России. Сама карта утрачена, но комментарии подробные и в общем-то всё понятно. Историки датируют этот комментарий эпохой Екатерины II, но это ошибка. Это период царя Алексея Михайловича, то есть конец 17 века. При Екатерине по всей видимости было лишь переиздание или архивирование. В эпоху Алексея Михайловича река Нева текла в другую сторону нежели сейчас, то есть из Финского залива (в комментарии озеро Котлино) в Нево озеро (Ладогу).
Можно предположить что не только вода уходила из Балтики, как вариант в случае прорыва перешейка с Атлантикой, но части суши локально поднялись, например в районе Копорья, Новгорода и Карельского перешейка (Вуоксы). Это снимает все противоречия. Обмеление Ладоги и Финского залива происходит и сейчас. Не просто так прорыт Новоладожский канал, хотя и он уже утерял свою функциональность ибо сильно обмелел. И в Финском заливе вода упала примерно на 0,5-1 метр о чем свидетельсвуют пирсы на фортах. Вот фото Северного форта в мае 2016 года.
Что касаемо уровня воды в Черном море, то по всей видимости до середины 18 века береговая линия была такой как на золотом подносе подаренном Екатерине II по случаю присоединения Крыма и Кубани. Кстати бескровного присоединения, видимо в результате серьезных тектонических подвижек, в том числе прорыва Босфора.
По переписи 2002 года води всего 73 человека осталось, из них носителями водского языка всего 15 чел. Ижорцев чуть больше, при том что последний оредежский ижорец умер в 1983 году. Про водь я расскажу чуть подробнее, ибо их пример очень показателен и ужасно трагичен. Они до сего дня не признают христианства и являются язычниками. Их все три столетия притесняли и выселяли (депортировали). При царях за неприятие христианства, переселяли на окраины государства, по большей части в Сибирь. При советской власти в 30-е годы их депортировали за отказ вступать в колхозы, обычно им разрешалось уехать в Финляндию или Эстонию. Во время оккупации немцами в 1942 году так же была массовая депортация этих народов в Европу как дармовой рабсилы, главным образом в Финляндию. В 1944 году им разрешили вернуться в СССР, но не на родные места. Можно на Урал, в Сибирь, куда угодно, но не на родные места. Так они тайно переселялись именно в родные места, их снова и снова вывозили, но они возвращались. Тайно прячась по деревням и даже просто основывая собственные хутора или времянки в глухих местах. После развала СССР энтузиасты собрали массу исторического материала по води и создали музей. С древними артефактами и прочими письменными источниками. В одном месте! И. и произошло то что и должно было произойти. В 1997 году этот музей сгорел с частью экспозиции. Восстановили то что осталось. И. и через год новый пожар, и на этот раз всё сгорело до тла вместе со всем содержимым. Теперь наша любимая википедия пишет о многовековых «православных» традициях води. С ижорами картинка более радужная, на данный момент существует музей ижор в Вистино.
Вот как описывал народность водь в начале XIX в. Лудольф Цетреус:
«Все они белолицы, голубоглазы и желтоволосы; женщины очень красивы и миловиднее русских и финок. Девушки до замужества не стригут волос и не заплетают их в косы. Вотландцы весьма суеверны. Они молятся священным деревьям (дубам); почитают священные источники, их воде приписывают чудесную силу. Самым большим праздником считается день святого Ильи. В этот день проводится ярмарка.
Вот такие вот дела.
Апогеем борьбы с ведизмом в России стал период конца 19 и начала 20 века. Набравшая силу кристоферианская ветвь христианства через реформу 1905 года прибрала к рукам все ведические храмы, а последователей ведизма объявила «последователями изуверных учений» и ввела против них уголовное преследование (см.п.5 Указа «О веротерпимости» от 17.04.1905 г. ). Идеологом этой реформы был С.Ю.Витте, который долго подготавливал царя, Сенат и Синод. Для продвижения реформы Витте обвинил многобожие главной причиной в поражениях в войне с Японией и ввел понятие воинствующего христианства. Первый указ Витте издал 12 декабря 1904 года, который вызвал массовые народные бунты по всей России, а так же знаменитое шествие к царю 9 января 1905 года во главе с попом Гапоном (загадочная личность). После подавления народных бунтов в январе-марте, уже 17 апреля 1905 года вышел высочайший царский Указ «О веротерпимости».
Кстати эта цитата Витте прекрасно характеризует не только масштабы борьбы с ведизмом, но и процентное отношение населения страны придерживавшегося ведических родноверных традиций. Страна то, как выясняется, по сути то была ведической. И царь Николай II на капоте личного автомобиля имел символ Перуна (свастика в круге).
Особое внимание обращаем на последнее предложение из приведенной цитаты. А теперь слушаем Митрополита. Не правда ли перекликается? Борьба с Родноверием, с Наследием предков не закончена. Она продолжается.