исаакиевский собор ампир или эклектика

Ампир в архитектуре Петербурга

В архитектуре Санкт-Петербурга насчитывается до 15 разных стилей. Основными среди них являются 2 разновидности барокко: «петровское барокко» (начало XVIII века) и «елизаветинское барокко» (середина XVIII века), а также классицизм (конец XVIII века), ампир (начало XIX века), эклектика (середина и конец XIX века), модерн (начало XX века), конструктивизм (XX век) и др.

Итак, здания в стиле ампир начали строить в городе на Неве в начале XIX века. Ещё существовал, так называемый, «сталинский ампир», присущий для периода строительства в Ленинграде домов до и после Великой Отечественной войны. Зарождение ампира, в целом, было уникально в Петербурге. Обо всём самом интересном по теме рассказываем ниже.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Зарождение ампира и поздний классицизм

Строительство в Санкт-Петербурге в начале XIX века ознаменовалось тем, что оно достигает своего максимального размаха. Но в архитектуре теперь преобладает поздний классицизм, известный ещё как Александровский (поздний) классицизм, ну, и на смену ему пришёл — «Русский ампир».

Александровский (поздний) классицизм

Поздний — «Александровский» классицизм» представляет собой предвоенную архитектуру 1800—1812 годов. Именно он явился предшественником Русского ампира, с которым часто отождествляется с ним.

Понятия — «Александровский классицизм» введён И. Э. Грабарём, который термин — «ампир» не использовал. Тогда сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказали архитекторы и скульпторы Западной Европы, в частности, Франции, приглашённые Александром I.

Одним из первых творений наступившего XIX века стало здание Горного института Императрицы Екатерины А. Н. Воронихина на 21-й линии Васильевского острова, 2. В выходящем на Неву фасаде здания прослеживается влияние античных храмов Пестума, дорические колонны с каннелюрами привлекают наибольшее внимание. Этот шедевр украшен статуями Геракла с Антеем и Прозерпины, стилизованными под архаику.

Однако наиболее известным творением А. Н. Воронихина является построенный в 1801-1811 годах Казанский собор. К позднему, «высокому» классицизму можно отнести работы Тома де Томона: перестройка здания Большого театра на Театральной площади, 3. В этом стиле выполнено здание Новой биржи и всего комплекса стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами. Здание и Ростральные колонны украшены аллегорическими скульптурами.

В 1806-1823 годах А. Д. Захаров создал величественное здание Адмиралтейства, ставшее одним из символов Санкт-Петербурга. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичными тосканскими колоннами (колонны центральной части остались ионическими). Здание также было украшено большим количеством аллегорических скульптур, что стало отличительной чертой многих строений — «Александровского классицизма».

В этот же период Кваренги возвёл здание Смольного института. Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Русский ампир в Петербурге

Русский ампир, который припал примерно на 1812-1830 годы, явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре. Ампир в начале XIX века был востребован в Европе, в частности, во Франции, который отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу.

В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы! Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические.

Этот стиль усиливает стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.

Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Мастера Русского ампира

Главными мастерами эпохи и архитекторами этого стиля стали Карл Росси и Василий Стасов. Росси, полностью отказавшись от французских источников ампира, продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны. Творчество К. Росси отличает смелое преображение городского пространства, что нашло отражение в великолепных петербургских ансамблях Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Михайловской площади с Михайловским дворцом, Александринской площади со зданием Александринского театра.

Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца, которые знамениты своими большими арочными окнами, соразмерными ионическими колоннами, фигурами древнерусских воинов. Несколько тяжёловатый карниз удачно «приземляет» одноэтажные здания.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Творения Русского ампира

Ярким образцом является здание Главного штаба с комплексом из 3-х Триумфальных арок, сооруженное на Дворцовой площади в 1819-1823 годах. Оформили знаменитые изваяния на нём скульпторы — В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Грандиозная дуга фасада Главного штаба придаёт композиционную завершённость центральной площади Санкт-Петербурга. На неё выходят барочный Зимний дворец и классическое здание Адмиралтейства.

Ансамбль Дворцовой площади завершил в 1834 году Огюст Рикар Монферран, главный архитектор Исаакиевского собора. На площади, в её центре, Монферран возвёл триумфальную колонну — «Александрийскую» в честь победы над Наполеоном.

В целом, площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств).

Мастера позднего классицизма и русского ампира

В стиле позднего классицизма и русского ампира работали замечательные петербургские мастера XIX века, такие как Доменико Адамини, В. И. Беретти, А. П. Брюллов, Давид Висконти, В. А. Глинка, Поль Жако, Джовани Лукини, А. И. Мельников, А. А. Михайлов 2-й, П. С. Плавов, Антонио Порто, Луиджи Руска, И. И. Шарлемань, Гаспаре Фосатти, С. Л. Шустов и др.

Источник

Архитектура столиц: русский ампир

Прогуливаясь по городу, как часто вы обращали внимание на детали величественных фасадов? Задавались ли вопросом, откуда над широченными окнами взялись львиные головы и почему Казанский собор имеет такую странную форму? Предлагаем совершить небольшую виртуальную прогулку по архитектурному ампиру обеих столиц. Не переживайте: вы уже знакомы с этим стилем.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Напоминаем, что у нас есть платные рассылки от редакции — «Влюблённым в Питер» для тех, кто любит архитектуру и историю Северной столицы, и «Живи интересно», в которой мы разбираемся в культурных феноменах. Вы можете еженедельно получать два новых материала, подписавшись на нашу платную рассылку на Patreon или Boosty. Каждую неделю вы будете получать от нас два новых материала.

Русский ампир в мире

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Стиль ампир как финальный этап классицизма возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона произошло перерождение классицизма в официальный имперский стиль, который так и назвали: empire — «империя». Отличительная особенность ампира в архитектуре — обязательное наличие колонн, пилястр и лепных карнизов в сочетании с античными образцами скульптуры: например, грифонами, сфинксами, львиными лапами. Наверняка после этого вы вспомнили как минимум пару зданий, которые по всем признакам подходят под этот пышный стиль. И, скорее всего, вы не ошиблись в своих догадках.

В России

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

В России ампир сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—1840-х гг. При этом в рамках стиля произошло почти моментальное деление на московскую и петербургскую ветки: как по территориальному признаку, так и по внешнему виду зданий. Московский ампир был намного сильнее связан с национальными традициями: его фасады выглядят куда более строгими, холодными и помпезными по сравнению с ампиром Петербурга. Архитектурному ампиру предшествовал александровский (поздний) классицизм (1800—1812 годы), который в немалой степени наложил отпечаток на облик городов и причудливо смешался с пришедшим на смену ампиром.

Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси. Среди других представителей — архитекторы Осип Бове и Доменико Жилярди (именно они преобразили облик Москвы после пожара 1812 года), Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие. В новых формах ампир вернулся к нам в советское время: с середины 1930-х до середины 1950-х годов большую популярность получил так называемый «сталинский ампир».

В Петербурге

Александровский, или поздний классицизм (предшественник русского ампира)

Источник

Русский ампир и барокко: гид по архитектуре Петербурга «для чайников»

Настоящий житель Петербурга не только знает год основания города, но и скажет, чем отличается Петровское барокко от Александровского классицизма. Peterburg2 составил краткую наглядную памятку по архитектурным стилям. Забирайте к себе, чтобы не растеряться и блеснуть знаниями в компании друзей или тёти Шуры с Урала.

Здание 12 коллегий

Считается, что в Петербурге можно найти 15 архитектурных стилей. Основные: барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм. Многие из стилей имеют свои разновидности. Peterburg2 отобрал некоторые наиболее яркие примеры до неоренессанса включительно.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Годы популярности: 1703 ― 1740

Этот стиль своим появлением в нашей стране обязан Петру I, отсюда и название. Симметричные постройки с ясно проглядывающим центром композиции – башней, которую украшали портики, скульптуры, нарядные наличники и прямоугольные или арочные формы оконных проемов. Многоцветность и в то же время сдержанность.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Годы популярности: 1740 ― 1760

Тяга дочери Петра Елизаветы Петровны к роскоши отразилась и в стиле, названный в её честь, впрочем другое название ― «русское барокко». Основная особенность: сочетание русских храмовых традиций с элементами европейского барокко. А именно: луковичные купола, крестово-купольные планировки, яркие и контрастные фасады в три цвета с лепниной, декорирование позолотой.

Екатерининский (ранний) классицизм

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Лютеранская церковь святой Екатерины

В трёх словах этот стиль можно охарактеризовать как античность, сдержанность и монументальность. В стиле выдерживается симметрия и простота форм. В украшении фасадов зданий используются колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Александровский (поздний) классицизм

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Годы популярности: 1800 ― 1812

Этот предвоенный стиль называют предшественником русского ампира. Отличительной чертой считают использование строгих дорических и тосканских ордеров, связь декоративных элементов и скульптуры с функциями зданий. Александровскому классицизму присущи строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Здание Главного штаба

Стиль сложился после победы России над Наполеоном. Всё больше усиливается стремление к монументальности, парадности, пафосности, мужественности. Появляется милитаристская символика Древнего мира: орлы, лавровые листы, доспехи; а также памятные колонны и триумфальные арки.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Годы популярности: 1840-е ― 1860-е

Примеры зданий: Дом Пашкова на Литейном проспекте, Балтийский и Варшавский вокзалы, «Красные казармы»на площади Труда, многочисленные доходные дома.

Один из наиболее распространённых направлений XIX века в Петербурга является неоренессанс. Характерные его черты: широкие арочные окна, нарядные наличники, мощные узорчатые карнизы, прямоугольные планы с внутренними двориками, колонны и пилястры. А если кратко, если кажется, что здание как будто из эпохи Возрождения ― значит это неоренессанс.

Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления

Источник

Стиль ампир в архитектуре Европы и России

Стиль ампир в архитектуре — это поздняя фаза классического искусства, которая процветала во Франции во времена Первой империи (1804-14). Какие примеры архитектуры проявили этот стиль? Как развивалось данное направление в России? Почему советскую архитектуру послевоенных лет называют сталинским ампиром? Об этом читайте ниже.

Страна рождения ампира в архитектуре — мнение искусствоведа

Эту стадию развития архитектурного направления называют ещё высоким классицизмом или наполеоновским стилем. Причём в каждой стране она носит своё название:

Причём английский ампир возник раньше, чем французский. И, конечно же, англичане никогда не назовут свой стиль этим словом.

Секрет других имён стиля

Классицизм как направление в архитектуре возник в 16 веке. Его отличительными чертами называют симметрию и сдержанность.

Поскольку высокий классицизм 19 века родился из интереса к истории, археологическим раскопкам и открытиям Древнего Египта и Греции, то некоторые искусствоведы относят его к неоклассицизму (ветка историзма), что логично.

Стиль ампир в архитектуре Парижа

Во время военных походов архитектура древнего Египта и Рима произвела на Наполеона сильное впечатление. Она внушала почтение и уважение, выражала величие, мощь и могущество. Он стремился создать сильную империю. Архитектура стала своего рода пропагандисткой компанией.

Наполеон Боннапарт превращал Париж в столицу империи. Осуществляя его планы, в честь побед Великой армии строили монументальные сооружения.

Как ампир объединил храм Славы, римские бани и церковь?

Отличным примером подражания классическим римским храмам служит храм Славы (архитектор Пьер-Александр Виньон). Пришедшие из архитектуры Древней Греции 52 коринфские колонны высотой 20 м придают зданию величественный вид. Первоначальное предназначение — прославить завоевания Великой армии. После свержения Наполеона здание стали использовать как церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен).

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектикаЦерковь Мадлен (Святой Марии Магдалины) в Париже — действующий католический собор

Внутренняя часть состоит из одного нефа с тремя куполами, которые не видны снаружи. Над главным алтарём возвышается статуя Святой, а ещё выше в куполе есть фреска, посвященная истории христианства.

Внутренняя часть, завершенная в 1828-42 под руководством Жана-Жака Хуве, была смоделирована наподобие римских бань. Может поэтому французы говорят, что это самая удивительная церковь?

«Время, ставшее прошлым…» — ампир на площади Звезды

После победы под Аустерлицем Наполеон пообещал своим солдатам, что вернуться они домой как победители через Триумфальную арку (Несколько интересных фактов). По его распоряжению Жан Франсуа Тереза Шальгрен начал строительство самого большого в мире сооружения подобного типа. Моделью служила древнеримская арка Константина.

Но закончить её удалось только через 15 лет после смерти Наполеона. Сегодня этот памятник — символ французского патриотизма. В государственные праздники, такие как день Бастилии и день Перемирия, эта арка знаменует начало или конец парада.

«Счастья кругом — сколько угодно» — Триумфальная арка Каррузель

Архитекторы Шарль Персьер и Пьер Фонтен для сооружения монумента так же взяли за основу существующую древнеримскую триумфальную арку Септимия Севера. Памятник имеет размеры 19 х 23 х 7.3 м. Центральная арка высотой 6,4 м находится между двумя меньшими, высотой 4,3м и шириной 2,7м.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектикаТриумфальная арка на площади Каррузель в Париже — монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри

Украшают её восемь коринфских колонн из мрамора, увенчанных восемью солдатами Империи. На фронтоне, между солдатами, изображены геральдические символы Королевства Италии и Французской Империи. Дипломатические и военные победы Наполеона отмечаются барельефами, выполненными в розовом мраморе. Они изображают:

Квадрига наверху является копией той, что украшает главный вход базилики Сан-Марко в Венеции. Во время французской империи стоял оригинал, но после падения Наполеона шедевр вернули.

Самый важный символ Парижа XIX века в стиле ампир

Это колонна Вандом. Каждое правительство стремилось оставить свой след на его бронзовой спирали, обвивающей каменный остов. Вся история Франции этого столетия нашла здесь отражение.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектикаLa colonne Vendôme находится в центре одноимённой площади — парижского символа высокой моды, стиля и шика.

Вандомская колонна создана по подобию Траянской в Риме. Сам обелиск по начальной задумке должен был быть украшен 108 фризами, поднимающимися по спирали, и статуей Карла Великого.

Но в 1805 году, на следующий день после Аустерлица, Вивант Денон, директор музеев, предложил увековечить на ней «незабываемую кампанию» 1805 года, подобно сражению Траяна с даками. Для этого использовать переплавленные русские и австрийские пушки, числом 1200.

Колонна была спроектирована Лепером и Гондоином и имела много разных имен —

Выгравированная надпись гласит: «Памятник, воздвигнутый во славу Великой Армии Наполеона Великого, начат 25 августа 1806 года и закончен 15 августа 1810 года».

280-метровый фриз барельефов, спроектированный по рисункам Бержера, обвивает колонну по спирали. На нём изобразили основные события кампании — от лагеря в Булони до возвращения императора и его войска в 1806 году. Выполнить декоративный орнамент поручили команде скульпторов, включая Бойзот, Бозио, Бартолини, Рами, Руд, Корбет, Клодион и Руксетил.

Сорокадвухметровая колонна была увенчана статуей Первого Консула в римском платье. В течение следующих десятилетий её меняли на флаг Бурбонов с лилиями, на статую Генриха IV, снова на Наполеона в двууголке. И в 1871 году во время Парижской Коммуны колонну снесли совсем, но не надолго.

В 1873 году её восстановили. Суд обязал бывшего комиссара по культуре, известного художника Гюстава Курбе, компенсировать расходы на реконструкцию. Имущество его было распродано. Сам он умер в бедности раньше, чем выполнил это обязательство.

Русский ампир в архитектуре 19 века

Этот стиль в архитектуре России проявился во время правления Александра I (1801 — 1825) и главенствовал до 1830-40 годов. Одним из основоположников русского ампира стал приглашённый французский архитектор Монферран. Его император пригласил в Петербург для возведения Исаакиевского собора.

Другим архитектором, работавшим в стиле ампир в том же городе был итальянец Карл Росси, автор ансамбля Дворцовой площади со зданием главного штаба и триумфальной аркой в Петербурге. Представляют русский ампир также

ТОП 7 зданий в стиле сталинского ампира

Так неофициально называют лидирующий архитектурный стиль в СССР послевоенных лет. Ярким примером сталинского ампира стала семёрка высотных зданий в Москве. Было решено изменить облик Москвы, внести в него архитектуру, символизирующую триумф советской власти, патриотизма и победы над фашизмом.

Советская архитектура и имперский символизм

Одним из требований к проектируемым сооружениям была их уникальность. Проекты не должны были повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий, американских небоскрёбов. Наряду с этим они должны были композиционно соответствовать исторической застройке города. Стояла задача создать очертания, напоминающие русскую архитектуру, многоярусность башен Московского Кремля.

Полностью избежать схожести с американскими небоскрёбами не удалось. Но многоярусность и соответствие колокольням русских церквей высотки получили сполна. Кроме этих двух моментов их объединял белый цвет с небольшими вкраплениями красного и шпили. Сочетание белого камня и красного кирпича — традиционное цветовое сочетание в постройках Руси.

Как ампир Сталина стал памятником его диктатуры?

Проекты не всех зданий изначально предусматривали башни. Строительство высоток на Смоленской и Кудринской (бывшая Восстания) площадях было уже начато, когда «высочайшим указом» внесли коррективы. Архитекторам пришлось изловчиться, чтобы добавить шпили.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектикаВысотное здание на площади Восстания фигурирует в драме «Москва слезам не верит»

Пример здания в стиле «самого русского» ампира

Наименьшее по высоте (139 метров) среди остальных здание наиболее ярко отражает разные стили эпох в русской архитектуре. Это гостиница Ленинградская на площади Трёх вокзалов (бывшая Комсомольская) архитекторов Полякова и Борецкого.

Что характеризует ампир в архитектуре на Воробьёвых горах?

Самое высокое здание «семёрки», на Воробьёвых горах, планировали как гостиницу и жилой дом. После начала строительства планы поменяли, и построили университет. Он стал самым крупным высшим учебным заведением в мире, что тоже прославило Советское правительство и государство.

В итоге, город Москва получил 7 высокоэтажных зданий: две гостиницы, два жилых дома, университет и два административных здания за очень короткий по всем меркам срок, с 1948-1953 годы. Тогда сталинские высотки явили миру силу и величие советского государства. Сейчас это — память той непростой эпохи.

Стиль ампир в архитектуре востребован диктаторскими режимами, так как помогает им влиять на сознание масс, внушая чувства превосходства, силы и авторитарности. Вы согласны с этим утверждением? Ампир в архитектуре — это обычные «понты», не так ли?

Пишите в комментариях своё мнение.
Делитесь с друзьями в интернете, чтобы обсудить на досуге.
Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Архитектура Санкт-Петербурга

Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Эклектика

Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.

Необарокко

Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.

Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Неовизантийский стиль

Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.

За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Неорусский стиль

Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.

Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.

Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Промышленная архитектура

Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.

Большинство зданий строится в так называемом кирпичном стиле — неофициальный термин, прочно закрепившийся за архитектурной модой тех лет. Некоторые предприятия кирпичного стиля напоминали английские и немецкие заводы, а более поздние примеры относятся уже к северному модерну (табачная фабрика «Лаферм»).

Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.

О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Сталинский неоклассицизм

В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.

Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Плановая застройка

После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности. Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья. Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Советский модернизм

Советский модернизм является логическим продолжением конструктивизма и также часто использует, например, ленточное остекление и цилиндрические формы. Но обычно проекты соцмодернизма более смелые и новаторские — с грубыми формами, зачастую переходящими в брутализм (гостиница «Русь») и использованием новейших на тот момент технологий (СКК).

Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.

Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.

исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть фото исаакиевский собор ампир или эклектика. Смотреть картинку исаакиевский собор ампир или эклектика. Картинка про исаакиевский собор ампир или эклектика. Фото исаакиевский собор ампир или эклектика

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *