исаакиевский собор антонио ринальди
В Петербурге заложен «третий» Исаакиевский собор
Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 1858 по 1929 год. С 1928 года имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»).
Первый храм был построен для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работало более 10 тысяч человек. Пётр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства.
Деньги на перестройку были выделены Канцелярией от строений города, принадлежавшей Адмиралтейскому ведомству. Для возведения церковного шпиля был приглашён голландский архитектор Герман ван Болес. Здание было одноэтажным, простой формы. На крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Службы в церкви велись с 1710 года. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна.
Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 6 (17) августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского. Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. Церковь достраивал каменных дел мастер Яков Неупокоев. Завершали отделку сначала Киавери (1725—1726), а затем Михаил Земцов (1728).
Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор.
Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским.
19 января 1768 года Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц «. Торжественная закладка здания состоялась 19 августа (8 августа по ст. ст.) 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.
«Третий» Исаакиевский собор начали возводить по проекту Антонио Ринальди. Его будут строить 34 года, и строительство завершится только в 1802 году. Новый проект собора был разработан Антонио Ринальди. Здание по замыслу архитектора имело пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню.
Стены по всей поверхности облицовывались мрамором. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу.
Вступивший на престол Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. Бренна приступил к работе 1 апреля 1798 года. Поначалу архитектор предполагал следовать проекту Ринальди, но вскоре, из-за отсутствия средств, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди. К тому моменту собор был возведён до основания барабанов куполов.
Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного основания и кирпичных стен.
Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. Широкое распространение получила в разных вариантах следующая эпиграмма:
Обоим столь приличный:
Авторство её приписывалось А. Д. Копьеву и называлось как одна из возможных причин его ареста и высылки из столицы в 1797 году. По другой версии, восходящей к запискам Я. И. де Санглена, эпиграмму сочинил некий морской офицер Акимов и при попытке прикрепить листок с четверостишием к фасаду собора был арестован, а дальше по приказу императора его фаворит генерал Обольянинов и адмирал Балле распорядились отсечь ему язык и уши и отправить в Сибирь.
В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:
Кто лаской, кто бичом,
Позднее, при императоре Александре I, когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.
Сей храм трёх царствований изображение:
30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён. Уже вскоре после его постройки сложилось мнение, что здание необходимо перестроить.
Современное здание собора является четвёртым петербургским храмом в честь Исаакия Далматского, возведённым на месте собора, спроектированного Антонио Ринальди. Автором проекта четвёртого собора, которому предназначалось стать главной православной святыней империи, стал архитектор Огюст Монферран.
Строительство курировал сам Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. При возведении здания использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX века. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.
Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий.
Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община получила возможность совершать в соборе богослужения. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Чем еще знаменит строитель Исаакиевского собора №3: Антонио Ринальди и его колонна
Все помнят путаницу с Исааикевскими соборами? Первый и второй стояли у Невы, третий и четвертый там где и сейчас, но адепты Альтернативного мира говорят, нет. Исаакиевский собор №3 стоял у воды. В общем путаются в показаниях.
“Путаница” с Исаакиевскими соборами
Хронология соборов
Смотрим карты и вспоминаем хронологию
1753 год. Церковь Исаакия Долматского №2 на своем месте, у реки.
1753 год. Церковь Исаакия Долматского №2
1771 год, там пусто. Разобрали. И что туда привезли, поставили?
Правильно, Гром-камень. Постамент для “Медного всадника”.
1770 год.
1776 год. Вон он стоит. Камень тот. И появился Исаакиевский собор №3.
1776 год Гром-камень и Исаакиевский собор №3
Исаакиевский собор №3
Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор.
Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. 19 января 1768 года Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.
Ринальди хотел сделать так.
Проект Исаакиевского собора Ринальди
По разным причинам, получилось так.
Третий Исаакиевский собор на гравюре И. А. Иванова. 1816 год. Сзади него мы видим “Медного всадника”. У реки.
Автор: И. Иванов – http://encspb.ru/object/2804021041?lc=en, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19620178
Сначала Патерсен нарисовал его так как планировалось построить.
1794 год. “Медный всадник” на месте.
Бенжамин Патерсен, 1794 год
Потом нарисовал так.
1799 год. Как он и стоял. Не у реки. Это место занято “Медным всадником”.
Бенжамин Патерсен, 1799 год
Другие работы Антонио Ринальди
Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)
В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.
Строительство каменного собора
В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.
Екатерининский собор (Кингисепп)
Екатери́нинский собо́р — главный православный храм города Ямбурга (нынешнего Кингисеппа), построенный в 1764—1782 годах в стиле переходного периода от барокко к классицизму по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Вот так он выглядел во время войны.
Копия Исаакивеского собора? https://pastvu.com/p/152942 –
Это далеко не полный перечень работ Антонио Ринальди. Это по сути копии Исаакиевского собора №3. Обычная практика тех времен.
К вопросу о колоннах Исаакиевского собора, которые делал Огюст Моферран.
А вы знаете, что Антонио Ринальди тоже сделал колонну? Пусть и одну.
Колонна Антонио Ринальди
Чесме́нская (Орло́вская) коло́нна — памятник в Екатерининском парке Царского Села, воздвигнутый в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Представляет собой ростральную колонну из мрамора, со скульптурными элементами бронзового литья, установленную на гранитном стилобате у центрального острова Большого пруда Екатерининского парка. Памятник в стиле классицизма был сооружён по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1770-х годах, скульптурные элементы выполнил И. Г. Шварц.
Был я там в 2016 году. 2 недели жили в Санкт-Петербурге.
Высота колонны 25 метров, а сколько у колонн Исаакиевского собора?:-)
Автор: Ljubimaja Muza – собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21771691
Поставили на ВОДЕ! Не то что Монферран:-) Не забываем и про ростральные колонны у Биржи:-) Хотя это не Ринальди.
Это я к тому, что производство таких колонн в то время было поставлено если не на поток, то в принципе было обычным явлением.
Доклад на тему “Чем еще знаменит строитель Исаакиевского собора №3: Антонио Ринальди и его колонна” закончил.
Исаакиевский собор — летящее чудо Монферрана
Оно (чудо) появилось далеко не сразу. Речь идет о самом посещаемом музейном объекте Санкт-Петербурга. Это знаменитый Исаакиевский собор.
То здание, которое мы имеем счастье посещать и каким любуемся снаружи и внутри, строилось около 150 лет и является четвертым вариантом храма.
История строительства Исаакиевского собора
Первый Исаакий
Второй Исаакий
В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.
Третий Исаакиевский собор
Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства. Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.
Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.
Четвертый Исаакий
В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.
Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.
Что представляет Исаакиевский собор внешне
Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».
Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.
Внутренние интерьеры Исаакиевского собора
Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. В соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.
Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.
Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.
Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.
На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.
А еще Исаакий может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.
Какие функции нес и несет Исаакиевский собор
После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».
Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.
В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.
Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы
Ближайшие станции метро:
Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.
Режим работы Исаакиевского собора
Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.
Режим работы колоннады
(обратите внимание, он разнится в зависимости от периодов):
С 1 мая по 31 октября:
С 1 ноября по 30 апреля: