исаакиевский собор до реставрации
Исаакиевский собор до реставрации
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Исаакиевский собор до реставрации
Реставрационные работы в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор является памятником архитектуры федерального значения, всемирно известным объектом культурного наследия.
История реставрации Исаакиевского собора насчитывает 176 лет. Впервые необходимость проведения восстановительных работ в храме возникла ещё в 1841 году, то есть за 17 лет до завершения строительства.
Причинами этого стали, прежде всего, огромный вес храма и его неравномерная осадка, вызванная разновременной постройкой восточной и западной частей здания. Это вызвало различные деформации, отклонение от вертикали колонн портиков, появление трещин в стенах и пилонах, нарушение мраморной облицовки. Всё это требовало проведения длительных и трудоёмких ремонтных и реставрационных работ, которые начались ещё на завершающем этапе строительства собора. Хотя в целом Монферрану удалось устранить эти повреждения, но с тех пор Исаакиевский собор нуждается в постоянном наблюдении и исследовании.
Помимо перечисленных конструктивных особенностей здания ситуацию усугубляет ещё и его местоположение. Исаакиевский собор является единственным в мире памятником подобного масштаба, находящимся за 60-й параллелью, в условиях северного приморского климата, на болотистой почве, в непосредственной близости от водной артерии. С каждым годом усиливается агрессивное техногенное воздействие. Таким образом, памятник находится в чрезвычайно сложных условиях и требует к себе пристального внимания.
Подчеркнём, что художественная и историческая ценность Исаакиевского собора обуславливает высокие требования к тщательности и продуманности его реставрации. Конструкции, фасады и интерьеры здания нуждаются в постоянном наблюдении и непрерывной научной реставрации.
Здесь следует пояснить два принципиально важных тезиса. Первый – об обязательной научной основе реставрации, и второй – о непрерывности реставрационного процесса.
Научная реставрация – это целый комплекс мероприятий, проводимых на основе научных исследований и направленных на сохранение и передачу будущим поколениям культурного наследия. Поэтому реставрацией занимается музей, в состав которого входит научное подразделение, обеспечивающее реставрацию необходимыми научными документами, основанными на архивных материалах.
Второй тезис касается непрерывности реставрационного процесса. Это требование обусловлено особенностями самой конструкции здания, его колоссальным весом, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами. Состояние инженерно-архитектурных конструкций и художественной отделки собора нуждается в постоянном, непрерывном мониторинге и проведении своевременных ремонтно-реставрационных работ. А это в свою очередь требует непрерывного стабильного финансирования.
В настоящее время деньги на проведение обследования и реставрации здания обеспечивает Музей из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. Поэтому Музей с уверенностью планирует долговременные реставрационные работы и заключает контракты с компаниями-исполнителями.
К сожалению, история Исаакиевского собора помнит периоды, когда памятник был лишён регулярного наблюдения и реставрации, и негативные последствия были очевидны. Так, после Октябрьской революции Исаакиевский собор был объявлен народным достоянием и передан в безвозмездное пользование общине верующих, под руководством распорядительного органа – так называемой «церковной двадцатки».
При этом на общину был возложен ряд обязанностей. В частности, «двадцатка» обязалась беречь переданное ей народное достояние и из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма как то: ремонту, отоплению, хранению». Однако община оказалась не в силах обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства. В подтверждение приведу цитату из выпуска «Красной газеты» за 1923 год: «Не говоря уже о капитальном ремонте текущий ремонт – починка крыши и пр. – тоже для нас непосилен. Дело в том, что собор, как кафедральный, не имеет настоящих доходов от прихожан И такая редкая сокровищница художественного искусства ХIХ века обречена будет на медленное уничтожение. Своды сыреют, штукатурка местами валится и портятся творения Брюллова и других великих мастеров того времени. Такого памятника нет в Европе. И недопустимо было бы в Советской России дать ему погибнуть. Общество и государство должны прийти на помощь в деле сохранения этого музея».
После ряда обследований Комиссия, состоящая из представителей Главнауки, Художественных Академий и Исполкома, установила «картину систематического разрушения, как самого здания, так и находящегося в нём ценнейшего художественного и исторического имущества». «Церковной двадцатке» было вменено в обязанность выполнить условие договора и провести необходимый ремонт, но община «проигнорировала принятые на себя обязательства». За десять лет состояние собора ухудшилось настолько, что в 1928 году договор с «церковной двадцаткой» был расторгнут, и собор передали Главнауке с целью создания в нём музея.
Позволю привести выдержки из «Заключения по вопросу о расторжении договора с группой верующих о пользовании имуществом Исаакиевского собора и закрытии храма для богослужения в целях организации в нём музея»: «Исаакиевский собор представляет собой исключительный памятник искусства, являясь одним из наиболее ценных в СССР, и поэтому требует особо тщательной охраны и исключительной заботы со стороны арендаторов.
«Церковная двадцатка» своим отношением к арендованному имуществу доказала свою полную несостоятельность в проявлении должной заботливости о надлежащем сохранении вверенного ей ценного художественного и исторического имущества.
Главнаука предполагает использовать собор исключительно в культурно-просветительских целях, превратив его в музей и этим одновременно сохранив его от дальнейшего разрушения».
К сожалению, пренебрежительное отношение к сохранению культурного наследия существует и поныне. И в настоящее время в Санкт-Петербурге мы также можем наблюдать примеры медленного разрушения неподдерживаемых объектов культурного наследия, а также плачевные результаты «антинаучных реставраций». Так, фасады и колонны одного из крупнейших соборов Петербурга, вопреки протестам градозащитников, покрасили известковой краской, что уничтожило исторический облик здания и теперь грозит разрушить фактуру камня и привести к необратимым последствиям. При реставрации другого исторического памятника была полностью уничтожена наружная скульптра. Классические пропорции и образы, созданные Пименовым, Демут-Малиновским и Щедриным изуродованы и потеряны безвозвратно.
Реставрация, проводимая ГМП «Исаакиевский собор», осуществляется строго на научной основе. Специалисты музея и реставраторы объединили достижения своих предшественников с мировой практикой и новейшими открытиями и технологиями в данной области. Это позволило вывести искусство реставрации на качественно новый уровень.
На сегодняшний день Исаакиевский собор – один из немногих крупных музеев России, работающий без федерального финансирования. Музей полностью формирует бюджет на реставрацию, ремонт и содержание храмов-памятников из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. За десятилетие с 2006 по 2016 год Музей направил на реставрацию и ремонт Исаакиевского собора 770 миллионов 697 тысяч рублей.
Проведённые Музеем работы колоссальны по объёму и сложности. Они достойны самого подробного освещения. Коснемся лишь самых общих реставрационных направлений, реализованных Музеем за последние 10 лет.
Сначала сделаем краткий обзор внешних реставрационных работ. Первый раздел, который мы рассмотрим, – реставрация наружной скульптуры.
Скульптура играет значительную роль в художественно-символическом решении фасадов и интерьера Исаакиевского собора. Здание украшают 350 статуй, скульптурных групп, рельефов и горельефов. Из них 50 находятся снаружи. Для создания наружной скульптуры применялись разные техники: техника литой бронзы, гальванопластика, смешанная техника. Со временем использование разнородных по своим характеристикам материалов вызвало целый комплекс проблем. Скульптура оказалась подвержена всем видам коррозии. Следует отметить, что скульптурный ансамбль Исаакиевского собора стал одним из первых в истории примеров создания столь масштабных произведений искусства методом гальванопластики. Медные статуи укреплены на металлических каркасах. Со временем этот биметаллический характер конструкций усугубил разрушающее воздействие внешней среды: появились трещины и коррозия металла, грозящие обрушению фигур.
К реставрации наружной скульптуры Музей приступил в 2007 году. В первую очередь была демонтирована фигура «Апостола Павла» с северного фронтона и юго-западная скульптурная группа «Ангелы со светильником». При обследовании выяснилось, что повреждение тонких металлических оболочек, изготовленных гальванопластическим способом, составило более 40%. Каркасы также были разрушены временем из-за коррозионных процессов.
Работы велись несколько лет. Поскольку у реставраторов ещё не было опыта работы со столь крупными объектами, выполненными в технике гальванопластики, первым этапом стала разработка технологии реставрации. В итоге реставрация велась с применением таких новейших методов, как холодное газодинамическое напыление. Реставраторы также использовали нано-материалы, не применявшиеся ранее при работе с петербургскими памятниками. Например, при помощи этих материалов был восстановлен слой патины, химический состав которой идентичен первоначальному. Реставрационные работы завершились в ноябре 2011 года. Их стоимость составила около 21 млн. рублей.
В 2011 году началась реставрация 24 скульптур «Ангельской балюстрады» Исаакиевского собора.
При обследовании выяснилось, что реставрации требуют не только фигуры ангелов, но и элементы балюстрады, на которых были выявлены многочисленные дефекты и повреждения. В ходе работ также было проведено усиление металлических опор и устранены дефекты основных несущих строительных металлоконструкций. Изначально предполагалось, что для проведения комплексной реставрации потребуется 12 лет, однако все намеченные работы удалось завершить в 2015 году. Их стоимость составила 125 миллионов рублей. Эти деньги Музей выделил полностью из собственных средств.
С 2011 по 2013 год Музей проводил реставрацию скульптур северного фронтона Исаакиевского собора «Евангелист Иоанн» и «Апостол Пётр».
Следующим крупным блоком работ стала реставрация звонниц Исаакиевского собора и воссоздание колоколов, которые были сняты и утрачены в конце 20-х годов ХХ века. Первый 10-тонный Полиелейный колокол был установлен в декабре 2012 года. Спустя год, в день 310-летия Санкт-Петербурга, после полуденного выстрела пушки впервые раздались 12 ударов колокола Исаакиевского собора – так было положено начало новой городской традиции.
Позднее ещё 14 колоколов заняли свои места на юго-восточной звоннице собора. В ноябре 2015 года на северо-западную звонницу был поднят и установлен Главный – Праздничный – колокол весом в 17 тонн.
Все колокола для Исаакиевского собора были воссозданы по историческим чертежам Огюста Монферрана на Колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.
В октябре 2012 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» открыл беспрецедентный проект «Петербург с высоты птичьего полета (для человека в инвалидной коляске)». Посетители с ограничениями в передвижении впервые получили уникальную возможность с помощью специального лифта подняться в коляске на смотровую площадку, находящуюся на высоте 37 метров и совершить круговой обзор панорамы города. Стоимость проекта составила порядка 20 миллионов рублей, и реализован он целиком за счет бюджета музея без привлечения сторонних средств
С 2015 года ведётся реставрация самой высотной части Исаакиевского собора – светового фонарика, который находится на высоте 90 метров. В числе запланированных работ и реставрация большого креста Исаакиевского собора.
Теперь обратимся к внутренним реставрационным работам.
К ним относятся реставрация всех видов камня, мраморных полов, малахитовой облицовки полуколонн алтарной части, воссоздание бронзовых позолоченных торшеров и лампад главного иконостаса. Сюда же входят такие технические работы, как усиление металлоконструкций; комплекс работ, связанный c системой вентиляции, отопления и теплоснабжения собора; ремонт электрический сетей. А также новая архитектурно-художественная подсветка интерьера Исаакиевского собора.
Отдельная задача, которую решает Музей, – поддержание оптимального температурно-влажностного режима в соборе. Это сложное и дорогостоящее мероприятие, но оно необходимо для сохранения ценных пород камня и росписей и продления срока действия уже проведённых реставрационных работ. В настоящее время для этого в соборе созданы все необходимые условия.
Из обширного списка внутренних работ мы рассмотрим лишь один, но наиболее репрезентативный аспект – восстановление росписей и икон.
Монументальные росписи и иконы Исаакиевского собора представляют собой уникальную коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов. Их авторами стали крупнейшие представители русской академической школы ХIХ столетия
Техника росписей, выполненных масляными красками по загрунтованной штукатурке, оказалась неустойчивой к петербургскому климату. Первые реставрационные работы потребовались уже в ХIХ столетии.
Росписи испытали на себе все перипетии ХХ века. Особенно губительными стали блокадные зимы. До нашего времени в интерьере Исаакиевского собора сохранились 103 настенные росписи и 52 картины-иконы на холсте. Сегодня судьба этих «сложных» произведений всецело зависит от правильного музейного хранения, регулярного мониторинга их состояния и своевременной помощи реставраторов.
В 2010 году Музей начал реставрацию крупноформатных икон, находящихся в нишах подкупольных пилонов. Трудоемкие и кропотливые работы проводились по методике, специально разработанной и утверждённой на научно-реставрационном совете Музея. Реставрационные работы завершились в 2013 году.
Спустя три года, в канун Рождества 2016 года, в одну из ниш пилонов было установлено воссозданное полотно итальянского художника Чезаре Муссини «Рождество Христово». Икону удалось воссоздать по обнаруженной архивной фотографии 1915 года.
В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола.
В 2016 году завершилась комплексная реставрация придела св. Екатерины.
В феврале 2016 года в Исаакиевский собор вернулась после реставрации храмовая икона «Св. Исаакий Далматский».
Спустя год, в феврале 2017 года, реставраторы завершили работу по восстановлению иконы «Апостол Пётр».
В 2016 году была проведена комплексная реставрация интерьера «западного колодца», т.е. западной части собора. Очищен, промыт и отреставрирован мрамор, скульптурный декор, позолоченные детали. Отреставрированы монументальные росписи.
Стоимость работ составила более 90 миллионов рублей.
В настоящее время аналогичные работы ведутся в юго-восточной части собора.
Мы коснулись лишь малой части того огромного массива реставрационных работ, которые непрерывно ведутся в Исаакиевском соборе.
Научная реставрация подобного уровня и масштаба возможна лишь при условии глубокого изучения архивных материалов по истории строительства и реставрации здания. Другим необходимым условием является тщательное и систематическое обследование конструкций и декора с использованием самых современных методов. А это, в свою очередь, требует непрерывного и стабильного финансирования, которое обеспечивает уставная деятельность Музея.
За сохранение нынешнего музейного статуса Исаакиевского собора выступил Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ). Приведу выдержки из этого документа:
«Система законодательства РФ устанавливает серьёзные требования в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. На протяжении многих десятилетий музейные работники Исаакиевского собора бережно сохраняли не только само здание, но и тысячи предметов, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации и являющихся неотъемлемыми составляющими интерьера собора и его истории
Исаакиевский собор является одним из памятников, составляющих объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, соответственно Россия несёт международные обязательства, с которыми всё это время успешно справлялся музей
Мы уверены, что сохранение за Исаакиевским собором статуса государственного музея-памятника является необходимым и верным решением.»
О.А.Жарковская
специалист научно-редакционного отдела, искусствовед
Исаакиевский собор до реставрации
Реставрация Исаакиевского собора
Комплексная реставрация потребовалась Исаакиевскому собору уже через пятнадцать лет после освящения и открытия. Такие факторы, как большая масса здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей, портики, возведённые раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения. Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Всё это потребовало проведения длительных и трудоёмких реставрационных и ремонтных работ, которые начались, по существу, ещё на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда О. Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.
В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.
В 1867 году в местах соединений медных листов кровли были обнаружены трещины, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет проводился ремонт кровли, водосточных труб, а также была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола.
В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.
Под руководством академика Е. А. Сабанеева в 1873 году начались работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. В течение 25 лет были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки, проведена реставрация живописи.
В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже вновь потребовала ремонта кровля собора.
Из-за примеси сернистого колчедана рускеальский мрамор наружной облицовки не противостоял атмосферным воздействиям и интенсивно разрушался. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки в мраморе появлялись трещины, сколы кромок, каверны, выпадали куски облицовки, обрушивались части карнизов и модульоны. Упавшие мраморные модульоны во время ремонта были заменены пустотелыми медными копиями, окрашенными под мрамор. Утраты наружной отделки были восполнены флорентийским мрамором бардиллио — более устойчивым к погодным условиям, но отличающимся от рускеальского более тёмным цветом.
В начале XX века частично восстанавливали мраморную облицовку, ремонтировали кровлю, водопровод, калориферы.
Духовые печи и калориферы в подвальных помещениях и аттиковой галерее, установленные в XIX веке, не обеспечивали теплом колоссальный объём здания, что в первую очередь сказывалось на состоянии росписей. Это заставляло задумываться о мерах по сохранению уникальной живописи, прежде всего в плафоне главного купола. Несколько раз предпринимались попытки усовершенствовать отопительную систему, предотвратить переохлаждение верхней части. Вместе с этим проводились частичные работы по реставрации живописи аттика, в т. ч. регулярная очистка от копоти и сажи.
Ежемесячный осмотр здания, контроль и наблюдение за его состоянием, а также все работы по реставрации с 1865 по 1918 год осуществляло Технико-художественное совещание, в постоянный состав которого входили штатный архитектор и смотритель собора. Работы проходили ежегодно в плановом порядке и финансировались государством. В 1919 году содержание здания по договору о безвозмездном пользовании взяла на себя приходская община, которая не смогла обеспечить должное качество эксплуатации грандиозному сооружению. Почти десять лет не работала вентиляция, собор был лишён регулярного отопления, не ликвидировались протечки. Это привело к разрастанию плесени, разрушению живописных и мозаичных произведений, мраморной облицовки и лепного золочёного орнамента.
В связи с ухудшающимся состоянием здания собор в 1928 году был переведён в полное ведение Наркомата просвещения (Наркомпроса). Реставрационные и ремонтные работы были возложены на Ленинградские государственные реставрационные мастерские под руководством А. П. Удаленкова.
Первоочередными дорогостоящими работами стали ремонт кровли и работы по исправлению гранитных колонн, некоторые из которых отклонялись от вертикального положения вследствие неравномерной осадки здания: произведённая нивелировка показала, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной.
Неотложными были ремонт водопровода, калориферов, подъёмника, электропроводки, пожарных рукавов, уборных. Были вставлены разбитые стекла, исправлены оконные рамы в подвале, решётки и замки, исправлены пятники дверей и запаяны трещины в бронзе, очищены от грязи и копоти стены, карнизы, пояски и бронзовые украшения внутри собора, произведён ремонт наружной и внутренней облицовки.
Целый комплекс реставрационных работ, который планировалось продолжать, прервала Великая Отечественная война. Она стала тяжёлым испытанием для собора. Несмотря на принятые меры (в небе висели аэростаты, позолоту куполов покрыли маскировочной краской, окна заложили мешками с песком), собор сильно пострадал от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода.
Ещё больший ущерб был нанесён собору в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь через разошедшиеся швы и пробоины в кровле.
Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, её лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Была утрачена большая часть золочёной лепнины на сводах и карнизах. В неудовлетворительном состоянии находились также и мозаики. При том, что сама смальта не пострадала, разрушалась цементная основа и мастика, на поверхности выступал известковый налёт. Тяжелее всего влажность и сырость сказались на мозаиках парусов, имеющих площадь порядка 40 кв. м сферической поверхности. Сильно пострадала наружная мраморная облицовка.
Практически сразу после снятия блокады в январе 1944 года в Ленинграде началась деятельность по восстановлению монументальных памятников, дворцово-парковых и городских ансамблей. Проводились работы по консервации, обмеры, фотофиксация и сбор научных материалов для реставрации. А вскоре после Победы, 1 июля 1945 года, была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома (с 1950 года — Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, СНРПМ), которая положила начало ленинградской школе реставрации, возникшей в условиях, когда возрождение памятников отечественной культуры было поистине общим делом, своего рода национальной идеей.
Среди других памятников культурно-исторического наследия, по мнению А. Л. Ротача, возглавлявшего СНРПМ, «ни один из объектов реставрации в то время не имел столько различных проблем, как здание Исаакиевского собора». Экспертной комиссией было установлено, что собор находится в катастрофическом состоянии. Для его дальнейшей сохранности требовалось проведение серьёзных мероприятий, а также немалые финансовые затраты. В сложные для страны послевоенные годы такие средства были найдены.
В первую очередь был произведён ремонт инженерных сетей и кровли, заново остеклены окна, позолота куполов промыта от защитной краски (сначала эмульсией из денатурата, скипидара и щавелевой кислоты, потом — горячей водой с порошком «Новость», а в завершение тщательно протёрта суконками и войлоком). Сделанная «через огонь» позолота оказалась достаточно прочной, и главный купол не нуждается в повторном золочении до сегодняшнего дня. В ходе реставрации было выявлено, что крепления и металлическая арматура креста главного купола сильно корродированы. Их очистили, покрыли олифой и окрасили суриком, недостающие части изготовили заново. Крест был очищен от старой позолоты и грязи, отшлифован и покрыт лаком морданом, после чего на его поверхность нанесли тонкий слой сусального листового золота. Эта работа осложнялась тем, что части креста приходилось разбирать на высоте около 100 м, спускать вниз, реставрировать, снова поднимать наверх и укреплять на прежнем месте.
Масштабные реставрационные работы в интерьере Исаакиевского собора начались в 1947 году. В течение трех лет группа художников-реставраторов во главе с Н. В. Перцевым занималась консервацией наиболее пострадавшей настенной живописи, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение росписей. В аварийном состоянии находились более половины картин аттика. В некоторых случаях повреждения составляли от 40 до 60 % общей площади живописи, колоссальные утраты (почти 80 %) были в работе Ф. А. Бруни «Страшный суд» и полностью из-за протечек оказались утраченными росписи «Иосиф Аримафийский» и «Иосиф Обручник» в парусах малого северо-восточного купола.
Перед началом реставрации живописи по каждой картине были составлены схемы с указанием состояния красочного и штукатурного слоёв. Красочный авторский слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надёжно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара. Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей наиболее пострадавших картин в аттике, алтарях и нишах пилонов.
С 1954 года под руководством Я. А. Казакова, разработавшего основную методику, началась реставрация монументальной живописи в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах. Проведенная в течение восьми лет, она позволила воссоздать единый ансамбль внутреннего убранства собора. Для укрепления штукатурного слоя использовали способ с применением извести-кипелки. Раствор молотой негашёной извести с песком и толчёным кирпичом вводили под давлением в специально проделанные в штукатурке отверстия. В процессе гашения извести раствор твердел и надёжно связывал штукатурку с кирпичной кладкой стен собора. Выделявшееся в процессе гашения извести тепло подсушивало материалы. Затем реставраторы при помощи растворителей удаляли с картин грязь и потемневший лак. Утраченные фрагменты живописи воссоздавались заново по авторским картонам и эскизам из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и Государственного Русского музея, а также по фотографиям из ленинградских архивов. После воссоздания утрат и снятия поздних «записей» живопись снова покрывалась лаком.
Завершающий этап работы — воссоздание плафона главного купола кисти К. П. Брюллова «Богоматерь во славе». Плафон находился в лучшем состоянии, чем другие росписи собора, потому что был выполнен по штукатурке, нанесённой на деревянную опалубку, а не на кирпичную кладку, и, следовательно, подвергся меньшему воздействию сырости. Утраты его красочного слоя составляли всего 15 %. Несмотря на гигантские размеры картины (816 кв. м) работы заняли всего три месяца.
Блокадные годы неблагоприятно сказались на состоянии пилонной живописи: пилоны полностью пропитались влагой, на полотнах наблюдалось тотальное разложение лака, зрительно картины воспринимались как цветовое пятно. Первый этап реставрации пилонной живописи начался сразу после снятия блокады, а в 1947 году иконы дублировали на новый холст и произвели укрепление с покрытием защитным лаком. К началу 1950-х годов их состояние снова стало неудовлетворительным. Почти на всех картинах в большей или меньшей степени имелись образования плесени, многочисленные кракелюры, пузыри из-за раздублирования холстов, слой пыли (в результате реставрационных работ по камню). В 1960-х годах картины были вновь отреставрированы и установлены на места.
Немало усилий потребовала реставрация витража в алтарном окне. Это уникальное произведение состоит из 21 рамы, в годы войны в 13 из них цветное стекло было выбито. Его заново изготавливали после нескольких экспериментов, проведённых сотрудниками Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Расписанное специальными красками стекло оказалось не только многослойным, но и различной толщины; для каждой группы стёкол требовалось подобрать различную температуру плавления. Восстанавливали витраж специалисты экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной под руководством Е. В. Поповой. Однако при следующей реставрации витража в 1998 году выяснилось, что эти работы носили скорее характер консервации. В то время в Ленинграде не было опытных витражистов. При реставрации даже не демонтировались металлические рамы витража. Нижняя часть картины по характеру росписи, некоторым провалам в тоновом решении отличалась от подлинной композиции. Грубо, штрихами кистью, акварельными красками по стеклу были исполнены облака.
При реставрации витража в 1998 году его полностью демонтировали. Все модули подгонялись по рисунку на стекле, что обеспечило точность композиции. Стекло применялось более толстое, склейка велась на медную фольгу, по примеру мировой практики реставрации старинных витражей. Для прочности поверхность собранных модулей перед установкой в раму прошпаклевали специальной мастикой. В ходе этих работ уточнили рисунок облаков и плаща Христа, восстановили наружную раму с высокопрочным стеклом. Для ухода за уникальной картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками.
Много труда было затрачено на воссоздание повреждённых лепных орнаментов. Утраченные фрагменты заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком морданом и заново золотили сусальным золотом.
Позолота гальванической скульптуры частично сохранилась. Тем не менее, и она была загрязнена и потускнела. Её промыли горячей водой с мылом, наиболее загрязнённые части очистили составом из нашатырного спирта и аммиака. Так были промыты большие и малые царские врата, паникадила, капители и базы пилястр, скульптуры ангелов в барабане купола. Скульптурные группы «Преображение» и «Вознесение» в малых алтарях вызолотили вновь.
Позеленевшие в годы войны рельефы дверей собора покрыли искусственной патиной, предохранительным составом из воска, скипидара и красителей.
С 1956 по 1963 год восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, удаляли «переродившийся» слой мрамора и восполняли утраты вставками. Мрамор был в очень плохом состоянии, почернел и закоптился. От сырости и перепадов температур его поверхность утратила полировку, некоторые блоки выкрошились.
Мрамор обрабатывали карборундовыми наждачными кругами, снимая верхний слой на 1,5–2 мм. Первоначально трещины заделывались цементом с мраморной крошкой, эпоксидной смолой. Мрамор промывали и полировали. Всего обработано было 11 600 кв. м камня, сделано более 10 000 вставок.
Во время послевоенной реставрации было реконструировано освещение Исаакиевского собора. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания — мощные софиты. Детали убранства стали доступны для обозрения.
Важным этапом послевоенных работ стала реконструкция отопительной системы. В 1950-е годы здание было подключено к городской теплосети, средняя температура воздуха поднялась с 7 до 17–20 градусов, а влажность снизилась до 50–60 %.
Послевоенная комплексная реставрация собора была завершена в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась.
Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году. Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.
Широкомасштабные реставрационные работы в музее были проведены в период подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов отреставрировано более 10 000 кв. м мраморной облицовки фасадов, которая получила трёхкратную защиту с гарантией на несколько десятков лет; расчищен от многолетней грязи и копоти гранит; отреставрированы большие бронзовые врата с восполнением утраченных ещё в 20-е годы ХХ века элементов скульптур. Одновременно восстанавливалась медная кровля, металлоконструкции чердаков, бронзовые горельефы фронтонов, золочёные надписи портиков и угловая скульптура фасадов. Был промыт и очищен от загрязнений главный купол собора.
В интерьере были отреставрированы световые галереи, очищены позолота и мрамор иконостаса и киота иконы Тихвинской Божией Матери, восполнены знаки в надписях на пилонах и знаки на крестах в руках ангелов больших врат.
Новое тысячелетие привнесло в реставрационную сферу новые технологии, методы и материалы, которые позволяют проводить работы на более высоком уровне. Вместе с тем большое значение уделяется грамотному использованию и эксплуатации здания, возраст которого насчитывает уже порядка двухсот лет. Его фактическое состояние на сегодняшний день определяется как климатическими и антропогенными факторами, так и в большей степени конструктивными особенностями: колоссальным весом, инженерно-архитектурными конструкциями, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами.
Начиная с 2006 года по заказу музея в соборе велись работы по усовершенствованию системы теплоснабжения с использованием программ вычислительной аэродинамики, которые стали первым в России примером подобных расчётов для разработки рекомендаций по теплоснабжению столь уникальных сооружений. После первоочередных работ по теплоизоляции пола чердачного помещения были реконструированы внутренние и наружные тепловые сети, система воздушного отопления и вентиляции. На сегодняшний день в соборе действует автоматизированная воздушная система отопления, включающая в себя специально оборудованный тепловой пункт и 9 вентиляционных установок, соединённых с датчиками и контроллерами, образующими единую сеть. Данная система управляется с автоматизированного рабочего места оператора.
Создание и соблюдение благоприятных климатических условий, наряду с постоянным наблюдением и своевременными реставрационными работами, позволяют обеспечить оптимальный режим сохранности интерьера собора, и в первую очередь монументальной и станковой живописи, что является одной из первостепенных задач музея.
В 2009–2013 годах была проведена техническая реставрация, связанная с передублировкой холста и восполнением утрат, восьми картин пилонной живописи: «Введение во храм Пресвятой Девы Марии», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Христос посылает свой образ Авгарю» работы Т. Неффа, а также его авторская копия «Вознесение Христа»; три картины К. Штейбена «Воскресение Христа», «Положение во гроб» и «Вознесение Богородицы»; и картина Ч. Муссини «Сретение». Трудоёмкие и кропотливые работы проводились художниками-реставраторами В. К. Стразовым, А. Б. Дворниковым и В. Ф. Марченко по специально разработанной методике.
С 2010 по 2013 год была проведена реставрация станковой масляной живописи в приделе святой Екатерины и в алтарных преградах, через несколько лет отреставрирована храмовая икона «Святой Исаакий Далматский» и образ «Апостол Пётр» из экспозиции музея. Выполнена передублировка холста, смена подрамника, реставрация живописи.
Особое внимание уделяется реставрации уникальной коллекции монументальной религиозно-исторической живописи, хранящейся под сводами Исаакиевского собора. Работы планируется закончить к 2029 году. Такой большой временной промежуток обусловлен как финансированием реставрационных работ, осуществляемым на средства музея, так и неограниченным доступом посетителей. Для сохранения цельного эстетического восприятия убранства Исаакиевского собора строительные леса деликатно маскируются баннерной сеткой.
В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола.
В 2007–2009 годах в аттике западной части центрального нефа отреставрировали роспись «Сотворение мира», в 2016 году — «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Творец, благославляющий Своё творение», «Солнце, Луна и звёзды» кисти Ф. А. Бруни. Помимо реставрации живописи была произведена очистка мраморного и позолоченного декора.
В 2017 году аналогичные работы были проведены в южной части третьего трансепта над входной зоной. В этой части собора находятся 9 живописных композиций, написанных в 1843–1854 годах: «Аарон, приносящий жертву Богу», «Иисус Навин входит в землю обетованную» и «Руно Гедеоново», созданные профессором П. М. Шамшиным. С южной стороны над карнизом находится работа А. Т. Маркова «Иосиф в Египте принимает отца и братьев», над ней, в люнете — «Иаков благословляет детей» кисти А. Штейбена, выше, в плафоне — «Енох, возносящийся на небо» кисти А. Т. Маркова. Автор росписей «Видение Иаковом лествицы», «Исаак благословляет Иакова» и «Авраам, приносящий в жертву Исаака» Э. Плюшар.
С начала 2018 года реставраторы перешли в следующую часть собора — южную часть второго трансепта, где в аттике находятся росписи П. В. Басина «Нагорная проповедь», В. К. Сазонова «Притча о милосердном самарянине», А. П. Никитина «Притча о сеятеле», в плафоне — «Ангелы, держащие святое Евангелие» П. М. Шамшина.
За всеми видами камня в интерьере ведётся постоянный мониторинг и, в случае необходимости, производится текущий ремонт. Поддерживаются в надлежащем состоянии мраморные полы, сохранившиеся со времён Монферрана, но имеющие выщерблины и выбоины. Произведена мастиковка мраморных плит пола, регулярно проводится покрытие предохранительным составом.
По авторской методике В. И. Мезенцева была проведена и в 2015 году закончена реставрация малахитовой облицовки всех полуколонн алтарной части. Удалена старая некачественная облицовка, восполнены утраты, произведена очистка камня. На сегодняшний день ведутся аналогичные работы по реставрации лазуритовых вставок в алтарной части и лазуритовой облицовки колонн, фланкирующих царские врата. Подобная работа осложняется тем, что за полтора века произошла деструкция мастики, на которой крепился мозаичный набор пластиночек камня к металлическому основанию. Общие климатические проблемы внутри собора усугублялись жаром от горящих в XIX веке свечей на больших торшерах перед иконами главного иконостаса.
Начиная с 2007 года ведутся работы по реставрации наружной скульптуры. Выполненная в различных техниках (литьё, выколотка, гальванопластика) скульптура подвержена различного рода коррозиям. При обследовании выяснилось, что повреждение тонких металлических оболочек, изготовленных гальванопластическим способом, местами составляло более 40 %. Каркасы также были разрушены временем из-за коррозионных процессов. Проблема усугубляется техногенными факторами и высокой парусностью скульптуры, находящейся на большой высоте и обдуваемой сильными ветрами.
Первыми были отреставрированы и в ноябре 2011 года установлены на место скульптуры И. П. Витали «Святой апостол Павел» с кровли северного портика и «Ангелы со светильником» с юго-западного угла собора. Через два года ещё две скульптуры апостолов северного портика были отреставрированы и возвращены на свои места.
С 2011 по 2015 год велись работы по реставрации фигур ангелов на балюстраде собора. Первоначально предполагалось реставрировать по 2 скульптуры в год, таким образом, сложные работы должны были занять 12 лет. Скульптуры имели сильное поверхностное загрязнение, утраты бронзы и патины, поздние реставрационные вставки, микротрещины, следы пайки оловянным припоем, утраты фрагментов. Однако оказалось, что больше всего в реставрации нуждалась сама балюстрада и её элементы — площадка, постаменты, балясины и стропильная система. В ходе работ была произведена замена аварийных чугунных металлоконструкций на стальные. Устранены глубокие каверны и дефекты литья. Места стыков примыкания элементов скульптуры герметизированы. На поверхности металла были устранены все виды коррозии. При патинировании в местах воссоздания мелких утрат, заклёпок и трещин на поверхности выколотной и гальванической скульптуры применён инновационный метод холодного газодинамического напыления. Воссозданы утраченные художественные элементы — чаша весов и стило ангела.
Вместе с этим выполнено усиление металлоконструкций подкровельного пространства и начаты масштабные работы по реставрации конструкций светового фонарика, самой высокой части Исаакиевского собора. При обследовании, выполненном ещё в 2009 году, были обнаружены дефекты и повреждения элементов конструкций. В 2016 году были установлены леса, что позволило сделать обширные вскрытия для детального обследования. В ходе работ выяснилось, что чугунные элементы несущих конструкций, а также железные соединительные элементы имеют коррозийные повреждения. Многочисленные дефекты и повреждения были обнаружены на элементах несущей конструкции креста и облицовке купола.
В 2017–2018 годах на фонарике ведутся работы по удалению пыли и ржавчины, замене утеплителя, произведена замена чугунных плит покрытия площадки. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки со спуском и отправкой её в мастерскую. В связи с реставрационными работами внутренней части фонарика выполнен демонтаж скульптуры голубя. Работы планируется завершить к декабрю 2018 года.
В 2015–2016 годах были отреставрированы 12 фонарей на портиках собора, их оснастили механизмами для опускания.
Одним из направлений реставрационной работы, проводимой Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», является воссоздание утраченных элементов внутреннего убранства собора. Среди последних работ: воссоздание живописного полотна «Рождество Христово» (ориг. Ч. Муссини), торшеров и лампад перед иконами первого яруса главного иконостаса, дубовых резных скамей. Отреставрированы бронзовые ограждения и крепления для хоругвей в малых приделах. В 2012 году в соборе были установлены воссозданные знамёна ополчения 1812 и 1855 годов.
Отдельно следует отметить большую работу по воссозданию колокольного звона. В начале 1930-х годов все колокола собора были отправлены на переплавку, и долгое время Исаакиевский собор молчал. В начале 2000-х годов администрацией музея было принято решение о воссоздании голоса собора, подготовлена проектная документация, отреставрированы подвесы на колокольнях. Первым был отлит и в декабре 2012 года установлен на северо-восточной колокольне 10-тонный полиелейный колокол. В 2013 году на юго-восточную колокольню подняли набор из 14 колоколов, а в конце 2015 года на северо-западную колокольню установили самый большой 16-тонный колокол. Каждый день современная автоматизированная система — электронный звонарь приводит в действие 16 колоколов.
Исаакиевский собор — всемирно известный объект культурно-исторического наследия, сохранность которого всегда была одной из государственных задач. Поэтому к эксплуатации собора предъявляются повышенные требования, а его непрерывная реставрация требует исключительно научного подхода. Такой подход на сегодняшний день собору обеспечивает государственный музей, который осуществляет непрерывный мониторинг и обеспечивает для своевременных ремонтно-реставрационных работ научную базу на основании архивных документов, исторических чертежей и фотографий. Все методики утверждаются КГИОП, к работам привлекаются высококвалифицированные специалисты и надёжные подрядные организации.