исаакиевский собор и казанский собор сравнение
Санкт-Петербург. Архитектура.
Исаакиевский собор. Казанский собор.
В центре Санкт-Петербурга величественной каменной громадой высится Исаакиевский собор, сверкающий золотом купол которого словно плывет, торжественно вырисовываясь на фоне неяркого северного неба. Исаакиевский собор является самым вместительным храмом Санкт-Петербурга: в нем могут одновременно находиться до 14 тыс. человек. По высоте храм лишь немногим уступает колокольне Петропавловского собора.
Когда город вырос и его центр переместился на левый берег Невы, Исаакиевский собор, один из лучших европейских кафедральных соборов 19 в., стал главным в Петербурге. В нем всегда торжественно отмечали церковные праздники (особенно Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста и умовение ног в Великий четверг) и памятные для царской семьи дни. Каждый год 30 августа из собора начинался Великий крестный ход, который шел от Невского проспекта к Александро-Невской лавре.
В 1928 г. храм закрыли, а через два года в нем расположился антирелигиозный музей. В годы Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения, но был отреставрирован. В 1957 г. он открылся вновь, но уже как музей-памятник. Сейчас в Исаакиевском соборе, хотя он и остается музеем, проводятся церковные службы.
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы,обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834-1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. В 2000 году собор получил статус кафедрального.
Православные храмы и соборы Санкт-Петербурга
Безусловно, Казанский Кафедральный собор, храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор являются главными храмами Санкт-Петербурга. Именно об этих храмах мы бы хотели немного рассказать. Они имеют огромную историческую ценность и по праву считаются образцами мирового зодчества. Поэтому ежегодно их посещают толпы туристов и верующих.
Содержание статьи:
Казанский Кафедральный собор
Памятник генералу Барклаю-де-Толли у Казанского собора
Храм, впечатлениями о котором я бы хотел поделиться, это Казанский Кафедральный собор. В статье что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге, мы уже бегло рассказывали об этом соборе, ведь именно с него началось наше знакомство с городом на Неве. Храм имеет очень интересную форму, огромное количество колонн, мы насчитали 96 и возвышающийся купол.
Собор завораживает своей монументальностью снаружи и удивительной красотой внутри. Казанский собор построен и назван в честь иконы Казанской Божией Матери, которая считается одной из самых почитаемых в России и размещена внутри храма. У иконы Казанской Божией Матери постоянно очередь из людей, которые желают прикоснуться к святыне.
Огромные колонны Казанского собора
Деревянный механизм для поднятия колонн
Создателем собора является талантливый русский архитектор, бывший крепостной А.Н. Воронихин. Ходит легенда, что он создал проект собора по желанию самого императора Павла I, который сказал: “Я хочу видеть в Петербурге немного от Святого Петра и немного от Санта Мария Маджоре, которые располагаются в Риме”. Поэтому Казанский собор так часто сравнивают с Римским собором Святого Петра.
Казанский кафедральный собор является действующим храмом, в нем ежедневно проводятся богослужения, вход в него свободный. Внутри собора всегда многолюдно и мало света, отсутствие которого создает чувство умиротворенности, когда находишься в храме.
Внутри Казанского собора
Вид изнутри Казанского собора
Один из коридоров в Казанском соборе
Очень много людей желают прикоснуться к иконе в храме
Внутри храм разделен гранитными колоннами на три так называемых зала-коридора, потолок которых украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованных цветков и производит неизгладимое впечатление, а на полу мозаика из карельского мрамора, серого и розового оттенков.
Казанский собор имеет высоту в куполе около 70 метров, а сам купол удивительно легкой формы, благодаря 16 окнам по кругу, через которые в храм проникает свет.
Очередь к иконе Казанской Божией Матери
Купол Казанского собора
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)
Спас на Крови в Петербурге
Часовня у Спаса на Крови
Храм Воскресения Христова, который имеет второе более известное название — Спас на Крови, по праву является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Именно этот храм попал в список 25 достопримечательностей, наиболее популярных туристических мест по версии интернет ресурса Tripadvisor.
Каждый год собор привлекает своей пышностью и количеством декора все больше и больше туристов. Мы не стали исключением и тоже приобщились к числу тех, кто побывал в этом удивительном месте.
Место гибели царя Александра II
Храм, помимо своей потрясающей красоты, известен также необыкновенной историей, породившей множество различных легенд и домыслов. Он построен на месте, где была пролита кровь царя Александра II, который погиб в результате взрыва бомбы.
Мозаика на стенах в храме
Столько мозаики в одном месте
Чтобы попасть внутрь храма, нужно купить билет и отстоять небольшую очередь. Туристов так много, что экскурсоводы не справляются и приходится подождать пока закончится экскурсия у другой группы туристов и экскурсовод займется нами.
Внутреннее убранство храма представляет собой настоящий музей мозаичного искусства. На первый взгляд, кажется, что иконы нарисованы, но это мозаика, на площади более 7000 квадратных метров. Мозаичная коллекция храма является одной из крупнейшей в Европе.
Мозаичная роспись в куполе храма
Экскурсовод нам долго рассказывал о том, что эскизы этих мозаик создавали знаменитые русские художники, такие как Васнецов, Харламов и другие. А мы, в свою очередь, все внимательно слушали, пытаясь что-нибудь из потока информации запомнить и ходили по музею запрокинув головы к сводам храма.
Интересно, что иконостас собора был выполнен итальянскими мастерами в Генуе. Специально для него был выбран мрамор различных оттенков, чтобы они плавно переходили друг в друга. У подножия иконостаса мрамор имеет красно-коричневый цвет, выше он светлеет, переходя к верху в почти белый. А верхняя часть очень похожа на резьбу по дереву.
Мраморный иконостас в храме Спаса на Крови
Над иконостасом в храме
Мраморный пол в храме огорожен от туристов
Спас на Крови в миниатюре
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Ищем Исаакиевский собор
Далее мы предлагаем посмотреть и познакомится с Исаакиевским собором. Этот величественный собор, запомнился нам больше всего из увиденного в Санкт-Петербурге. Сейчас он имеет статус музея, однако по особым дням проводятся богослужения.
К сожалению, когда мы добрались до Исаакиевского собора, смотровая площадка, которая располагается наверху храма, была уже закрыта. Но мы не расстроились, ведь будет, что посмотреть в следующий раз.
Общий вид собора внутри
Панорама Исаакиевского собора
Внутрь собора также, как в Спас на Крови, пускают по билетам и в его стоимость уже включена экскурсия. В Исаакиевском соборе людей было поменьше, чем в Спасе на Крови, возможно из-за того, что уже дело было к вечеру, но экскурсии проводились непрерывно.
Как мы узнали от нашего гида по храму, Исаакиевский Собор назван в честь малоизвестного Византийского святого Исаакия Далматского. Петр I родился в день этого святого, поэтому Исаакий всегда считался покровителем Петербурга.
Бюст архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана
Внимательно слушаем экскурсовода
Макеты Исаакиевских соборов в разные годы
Кафедра в Исаакиевском соборе
Исаакиевский Собор в интерьере своем имеет витраж. В русской церковной архитектуре этот элемент нигде не встречается.
Площадь витража составляет около 30 квадратных метров, он расположен за царскими воротами, в алтаре, и во время богослужений, когда отворяются царские ворота, перед прихожанами появляется образ Христа, будто спускающегося с небес.
Витраж в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор изнутри
Немалый интерес представляет главный купол собора, диаметр которого около 25 метров, а на его позолоту пошло более 100 килограммов червонного золота.
Экскурсовод нам рассказал, что когда наносили золото на купол, использовали ртуть, и поэтому погибло много рабочих. В свою очередь, под куполом располагается 12 больших окон, под каждым из которых находится изображение одного из апостолов.
В куполе Исаакиевского собора изображена Богоматерь в окружении апостолов. Автор этой росписи — знаменитый русский художник Карл Брюллов. Эта работа стоила автору жизни, так как в процессе росписи купола он простудился и заболел, и после неудачного лечения в Италии, так и не вернулся на родину. На самой вершине купола помещен голубь — символ Святого Духа.
Купол храма и белый голубь
Росписи на потолке
Росписи и барельефы на потолке
Говорят, что малахитовые пластинки, которые украшают колонны главного алтаря храма, источают слабый запах благовоний. А все потому, что мастера скрепляли пластинки специальным веществом, в состав которого входили масло мирры, красное вино и благовония.
Малахитовые колонны в Исаакиевском соборе
Информация для посещения
Казанский кафедральный собор
Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.
Адрес: Казанская пл., 2
Режим работы: 8:30—18:30
Вход свободный.
Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru
Спас на Крови
Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.
Адрес: наб. канала Грибоедова, 2Б
Режим работы: 10:30—18:00 (вых. среда)
Стоимость: 250 р.
Официальный сайт: www.cathedral.ru
Исаакиевский собор
Расположение: станция метро Адмиралтейская, Исаакиевская площадь.
Адрес: Исаакиевская пл., 4
Режим работы: 10:30—18:30 (вых. среда)
Стоимость: 250 р.
Официальный сайт: www.cathedral.ru
С уважением, авторы BlogTravel Виталий и Анна!
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Казанский и Исаакиевский соборы. Свежий взгляд на детали
Очень интересные дополнения по технологиям строительства национальных реликвий. Мои комментарии синим цветом.
Оригинал взят у sibved в Казанский и Исаакиевский соборы. Свежий взгляд на детали
Ник и самого автора не буду называть, т.к. он просил меня об этом в предыдущем своем фотоотчете
На некоторые фотографии добавлю свои комментарии (выделено курсивом).
Был в казанском соборе. Смог сделать хорошие фото.
Выглядит как отслаивавшийся гранит, который заполировали с остальной поверхностью. Возможно, это так «играю» нагрузки на колонну.
«Пятно» или с очень давней реставрации или с «рождения». Такой вывод сделан на основании, что:
1. Пятно и облицовка столба под ноль, полировка единая
2. Трещины облицовки и пятна единые
Это смог наснимать пока прихожане не стали жаловаться охране и они были вынуждены остановить меня.
Теперь про колонны снаружи. Да пластины металлические есть. И не только в колоннах. Собор весь пронизан.
Ступени:
Это площадка перед входом
Теперь сами колонны:
Это были колонны у входа со стороны Невского.
Теперь колонны со стороны Казанской улицы:
Теперь арки. они тоже пронизаны металлом:
Общий план, а теперь подробности:
Ну и несколько фото по обработке:
Переместимся в Исаакий:
Один след очень глубокий
Замеса, может, и не видно, но как тогда объяснить вот это?
Местами есть ощущение ненатурального камня, но местами.
Так и просится бетоном назвать. Но сделано добротно
Вроде в глубине натуральный камень (скол около темной заделки)
Тут опять натуральный камень
Я думал уйду не без сенсаций, и тут поперло))) В одном месте разошелся угол:
В щели за облицовкой виден бетон. В этом месте очень темно. Хоть фотоаппарат и очень хороший но справлялся тяжко:
Здесь за счет розовой вставки видно толщину облицовки и что она приклеена
А тут видно, что пилили
Теперь очень близко:
Что такого? Швы! Собрано как мозаика!
Тут видна толщина пластин
Дополнение. В Исаакии вот такой кусочек металла остался:
Высота над полом около 3,5-4 метров
Потом есть и такие железки:
Металл не ржавеет, его не чистят, а он всегда черный
Про металлические связи: в Казанском соборе тоже есть некоторые выходящие металлические «хвосты», но около алтаря, а там священнослужители лютуют ))))
eaquilla
Дневник воина Света
Бог един, путей к нему тысячи, но все идут через сердце
Казанский и Исаакиевский соборы. Свежий взгляд на детали
Ник и самого автора не буду называть, т.к. он просил меня об этом в предыдущем своем фотоотчете
На некоторые фотографии добавлю свои комментарии (выделено курсивом).
Был в казанском соборе. Смог сделать хорошие фото.
Выглядит как отслаивавшийся гранит, который заполировали с остальной поверхностью. Возможно, это так «играю» нагрузки на колонну.
«Пятно» или с очень давней реставрации или с «рождения». Такой вывод сделан на основании, что:
1. Пятно и облицовка столба под ноль, полировка единая
2. Трещины облицовки и пятна единые
Это смог наснимать пока прихожане не стали жаловаться охране и они были вынуждены остановить меня.
Теперь про колонны снаружи. Да пластины металлические есть. И не только в колоннах. Собор весь пронизан.
Ступени:
Это площадка перед входом
Теперь сами колонны:
Это были колонны у входа со стороны Невского.
Теперь колонны со стороны Казанской улицы:
Теперь арки. они тоже пронизаны металлом:
Общий план, а теперь подробности:
Ну и несколько фото по обработке:
Переместимся в Исаакий:
Один след очень глубокий
Местами есть ощущение ненатурального камня, но местами.
Так и просится бетоном назвать. Но сделано добротно
Вроде в глубине натуральный камень (скол около темной заделки)
Тут опять натуральный камень
Я думал уйду не без сенсаций, и тут поперло))) В одном месте разошелся угол:
В щели за облицовкой виден бетон. В этом месте очень темно. Хоть фотоаппарат и очень хороший но справлялся тяжко:
Здесь за счет розовой вставки видно толщину облицовки и что она приклеена
А тут видно, что пилили
Теперь очень близко:
Что такого? Швы! Собрано как мозаика!
Тут видна толщина пластин
Дополнение. В Исаакии вот такой кусочек металла остался:
Высота над полом около 3,5-4 метров
Потом есть и такие железки:
Металл не ржавеет, его не чистят, а он всегда черный
Про металлические связи: в Казанском соборе тоже есть некоторые выходящие металлические «хвосты», но около алтаря, а там священнослужители лютуют ))))
Вот такая экскурсия. Тонкости – в деталях. И через них кое-что открывается…
Главные храмы Санкт-Петербурга. Исаакиевский, Казанский, Спас-на-Крови
В Санкт-Петербурге действует много храмов разных конфессий. Среди них более 200 православных (с учетом монастырских подворий и домовых церквей).
Главные из них — Исаакиевский и Казанский соборы, а также Храм Спаса-на Крови. Все они находятся в центре города, в шаговой доступности от метро. Даже если вы приехали в Петербург ненадолго, и у вас минимум времени, всегда есть возможность посетить хотя бы один из этих великолепных храмов.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор — самый крупный православный храм Санкт-Петербурга. Обладает музейным статусом. Богослужения проводятся по расписанию (его можно посмотреть здесь)
Был возведен в 1818-1858 г.г. по проекту архитектора Монферрана. Здание Исаакия построено в стиле позднего классицизма. Высота — 101,5 м, длина и ширина — около 100 м. Площадь собора внутри — более 4000 кв. м.
Здание украшено 112 колоннами из гранита. Облицовка стен сделана из светло-серого мрамора.
В соборе находятся три алтаря. Во внутренней отделке применены мрамор, малахит, лазурит, позолоченная бронза, мозаика. Оформление интерьеров собора было выполнено знаменитыми русскими живописцами Брюлловым, Бруни, скульпторами Клодтом, Пименовым и др.
Интерьер собора украшен великолепным витражом площадью 28,5 кв. м.
Внутри Исаакия находится огромное собрание монументальной живописи XIX века, включающее 150 произведений. В западной части собора размещены ветхозаветные сюжеты, восточная часть посвящена эпизодам из жизни Иисуса Христа.
Исаакиевский собор — одно из самых высоких зданий в Санкт-Петербурге, визуально он доминирует над центром города. С высотной колоннады открывается великолепный вид на Исаакиевскую и Дворцовую площади, Неву, Петропавловскую крепость. На колоннаду собора можно подняться в составе обзорных экскурсий.
Адрес
Исаакиевская площадь, 4
Транспорт
м. Адмиралтейская, плюс пройти пешком.
Телефон
(812) 315-97-32
Казанский собор
Казанский кафедральный собор находится в центре Петербурга, на Невском проспекте. Это действующий храм, в нем проводятся службы. Главней святыней собора является Чудотворная икона Казанской Божией Матери.
После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В нем похоронен знаменитый полководец М. И. Кутузов.
Здание собора построено в стиле ампир, его фасады покрыты серым камнем. Проект собора создал архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графа Строганова. Проект Воронихина был одобрен императором Павлом I. Председателем попечительского совета при строительстве собора был назначен граф Строганов. Поручая работу, Павел I высказал пожелание, чтобы новый храм был похож на Собор Святого Петра в Риме.
Храм был заложен в 1801 г. Он строился 10 лет и был закончен в 1811.
Чтобы выполнить монаршее повеление и сделать собор похожим на тот, что находится в Риме, Воронихин возвел перед фасадом колоннаду из 96 колонн.
У собора отсутствует колокольня. Есть звонница, которая расположена в западной части колоннады.
Отделкой интерьеров руководил архитектор Монферран. Внутри собора расположены 56 коринфских колонн из розового гранита с золочеными капителями. Иконы написаны выдающимися художниками XIX века: Щукиным, Кипренским и др.
Облицовка иконостаса была выполнена из трофейного серебра, полученного в победе над французами в Отечественной войне. В советское время многие церковные ценности изымались, и иконостас был утрачен. В наше время серебряное покрытие на иконостасах восстановлено.
За возведение Казанского собора Андрей Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В 1837 г. на площади перед Казанским собором были поставлены бронзовые памятники русским полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
В 1893 г. в соборе отпевали П. И. Чайковского.
Гонения на церковь, имевшие место в годы советской власти, коснулись и Казанского собора. В 20-е годы власть изымала церковные ценности, из-за этого интерьер храма сильно пострадал. В 1932 г. в здании собора был размещен Музей истории религии и атеизма. Однако почти через 60 лет после этого, в 1991 г., службы в храме возобновились. В 2000 г. Казанский собор обрел статус кафедрального.
Адрес
Невский пр. 25, Казанская пл. 2.
Транспорт
м. Невский проспект, м. Гостиный двор.
Телефон
(812) 314-46-63, (812) 314-58-56 (с 8 до 21)
Храм Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови был сооружен в память гибели на этом месте в 1881 г. императора Александра II. Он погиб в результате покушения террориста-народовольца. Храм был построен на народные средства, которые собирали по всей России.
Расположен в центре города, на берегу канала Грибоедова. Высота храма — 81 м, вместимость до 1600 человек.
Спас-на-Крови выполнен в «русском стиле» и напоминает московский собор Василия Блаженного. Его строительство продолжалось 24 года.
Сразу после смерти Александра II было решено построить на месте его гибели церковь. Был объявлен конкурс на лучший проект храма. Архитекторы представили много работ. Но ни одна не удовлетворяла нового императора — Александра III, сына погибшего монарха. Он повелел, чтобы возводимый храм олицетворял лучшие черты русской национальной архитектуры и вызывал в памяти церкви Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Наконец, после рассмотрения множества предложений Александр III одобрил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). В октябре 1883 г. состоялась торжественная закладка храма.
Однако мозаичные работы оказались очень сложными и длительными. Поэтому храм был закончен и освящен лишь в 1907 г.
Храм Спас-на-Крови имеет 9 глав, расположенных асимметрично. Часть глав покрыты позолотой, а часть — эмалью. В отделке здания использованы кирпич, мрамор, гранит, эмали, мозаика, позолоченная медь.
Внутри храма также была широко использована мозаика. Ее площадь составляет 7065 кв. м. Рисунки для нее создавал большой коллектив художников. Среди них были такие известные мастера живописи, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин и др. Мозаичные произведения Храма Спаса-на-Крови — это одна из крупнейших коллекций в Европе.
При строительстве храма были применены новейшие на то время технологии. Здание было полностью оснащено электричеством, в нем было около 1700 лампочек.
В 1917 г. власть поменялась и поступление денег из казны на содержание храма прекратилось. А в 1930 г. по постановлению советской власти храм был закрыт. В 1931 г. было вынесено решение о разборке Храма Спаса-на-Крови. К счастью для храма, Великая Отечественная война помешала этим планам. Во время блокады в соборе был устроен морг, сюда доставляли тела погибших жителей города. После войны храм был отдан под склад театральных декораций.
В 1970 г. было принято решение организовать в храме музей. Но в тот момент собор находился в аварийном состоянии и требовал немедленной реставрации.
Восстановительные работы завершились лишь в 1997 г., и музей-памятник Храм Спас-на-Крови во всем своем великолепии открылся для посещения. А в 2004 г. в соборе была отслужена первая литургия.
Адрес
Набережная канала Грибоедова, 2
Телефон
(812) 315-16-36
Транспорт
м. Невский проспект, м. Гостиный двор, плюс пройти пешком.