исаакиевский собор крещение ребенка
Крещение в Исаакиевском соборе, София.
Фотограф на крещение в СПб.
Если у вас планируется крещение малыша в Исаакиевском соборе, могу посоветовать самого крутого батюшку там 😉
— крестильная белая рубашка;
— пеленка и 2 полотенца;
— нательный крестик;
— икона святого, имя которого носит ребенок.
5. Таинство платное, везде по разному, но в СПБ везде 5000 руб на нужды храма (индивидуальное крещение)
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.
Имеет статус музея. В соборе проводится ТОЛЬКО индивидуальные крещения.
Адрес: Исаакиевская пл., 4, Санкт-Петербург, 190000
Высота: 102 м
Открытие: 1858 г.
Архитектурный стиль: Неоклассическая архитектура.
А вот так можно получить готовые фотографии.
Фирменная коробочка с напечатанными фотографиями и USB флешь со всеми готовыми цифровыми фото.
Online812
В Санкт-Петербурге
ноябрь, 07, 2021 год
3 °C
«Вряд ли кто-то захочет крестить своего ребенка посреди толпы китайских туристов»
31/08/2015
Известный православный публицист диакон Андрей КУРАЕВ считает, что в своем нынешнем статусе Исаакиевский собор приносит церкви гораздо больше пользы, чем приносил бы в статусе полноценного храма. Он рассказал «Городу 812», что в московских околоцерковных кругах думают про конфликт вокруг Исаакия и про действующих лиц, участвующих в этом конфликте.
– Н асколько оправданы, с вашей точки зрения, требования петербургской епархии передать ей Исаакиевский собор?
– С миссионерской точки зрения Исаакиевский собор – уникальная точка, в которой огромному числу людей можно рассказывать о мире православной веры, причем за их же собственные деньги. Через него проходят миллионы людей со всего мира. Они покупают билеты, оплачивают экскурсию, и в итоге Исаакий стал одним из очень немногих музеев в России, который не только окупается, но и приносит прибыль.
Если Исаакиевский собор перейдет под управление епархии, как изменится число людей, знакомящихся таким образом с православием? Митрополит Варсонофий говорит, что в соборе будут совершаться службы и требы (т.е. крещение, венчание и т.д. – А.М.). Это значит, что время, когда храм будет открыт для посещения экскурсантами, сократится.
Вряд ли кто-то захочет крестить своего ребенка посреди толпы китайских туристов. Мы с вами помним, как крестил ребенка Филипп Киркоров: храм не только закрыли, но и чуть ли не полицией оцепили.
Спикер епархии льет елей: «Есть европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг. Каждый волен придти в храм со своей задачей: кто-то помолиться, а кто-то – с познавательными целями». Вот только забыл уточнить: бродить вокруг заграждения с молящимися можно, говорить – нельзя. То есть экскурсии с пояснениями гида и с вопросами к нему исключены.
А если ради умножившихся служб и треб сократится время для экскурсий и, соответственно, число проданных билетов, то доходы Исаакия упадут, и, значит, рано или поздно епархия попросит денег из бюджета. Собственно, Храм Христа Спасителя в Москве и существует на такие полускрытые бюджетные вливания через Фонд Храма. Но для меня дело не в деньгах, а в том, что число людей, которые познакомятся с миром православия, будет редуцировано именно церковной активностью.
– Просьба епархии, как говорят, вызвала большой переполох в Минкульте и не только в нем. Как вы полагаете, митрополит Варсонофий согласовывал свои действия с патриархом?
– Не важно, была ли инициатива согласована изначально. Сейчас есть официальное заявление церковного министра пропаганды Владимира Легойды, в котором он всецело поддерживает епархию. Понятно, что без согласования с патриархом такое невозможно, тем более что нет единого мнения светских властей и элит. А к этому патриархия всегда относится очень внимательно. Так что – да, это позиция патриарха.
Зачем? Я не очень понимаю. Чем плоха нынешняя форма взаимодействия церкви и музея? Богослужения для желающих проводят дважды в день. В это время вход бесплатный.
Епархиальный спикер говорит, что нынешний статус не позволяет организовать «полноценную приходскую жизнь и работу братства». Но это лицемерие. На самом деле практически во всех наших приходах «полноценная приходская жизнь и работа братства» раздавлены деспотизмом архиереев и бюрократической имитацией деятельности.
Не ради создания общины активных прихожан епархия хлопочет о соборе. Главный интерес тут – деньги. Об этом говорит назначение в настоятели Исаакия архимандрита Серафима Шкредя. Это человек с крайне скверной репутацией.
Московские священники помнят его не очень каноничные, но активные заработки на Хованском кладбище (притом что он никогда не был московским священником). Наверное, он знал, с кем и в каком размере делиться своими деньгами.
Надеяться на то, что человек с нулевым образованием (диплом Киевской академии имеет не научную цену: в ту пору заочники знали способ гарантированной сдачи экзаменов в этом заведении) и культурным вкусом сумеет руководить музейными и научными проектами Исаакия, наивно. Если бы митрополит назначил на Исаакий действительно образованного священника, пропитанного петербургской культурой – например, архимандрита Александра Федорова или протоиерея Георгия Митрофанова, – это было бы дальновидно. Но назначение Шкредя показывает, что стратегии тут реализуются только финансовые: верный человечек, который проверенно будет делиться доставшейся ему наличностью.
При этом епархия предполагает оставить на государстве заботу о реставрации Исаакия, но забрать себе доходы от билетов. Это около 600 миллионов рублей в год.
Впрочем, какая тут стратегия? Все настолько непродуманно, что официальные спикеры епархии путаются и разногласят в серьезнейших вопросах.
Например, будут продаваться билеты или нет? Тут две версии, изложенные на одном и том же сайте петербургской епархии. По одной – «Для желающих посетить собор с культурно-познавательной целью будет организована соответствующая профессиональная экскурсионная работа. Средства, полученные от этой деятельности, будут направлены на содержание и реставрацию храмов».
По другой – «Если собор будет возвращен Церкви, то вход будет бесплатным – не нужно будет платить за входной билет, как это происходит сейчас».
Это замечательный аргумент для губернатора: отдайте нам храм и полмиллиарда рублей в год на его содержание в придачу.
– Все сразу думают про финансовую составляющую. Тем более что, как говорят, митрополит Варсонофий требует с приходов гораздо больше отчислений, чем его предшественник митрополит Владимир.
– Это общая ситуация для всех епархий. При патриархе Кирилле так произошло всюду, поэтому это не есть черта именно петербургского митрополита.
– Епархии обеспечивают сами себя и платят большие деньги в патриархию. Зачем патриархии столько денег, если церкви самоокупаемы?
– Патриархии деньги нужны на оплату собственного аппарата и строительство многочисленных патриарших резиденций на пространстве от Геленджика до Соловков. Да и просто: деньги любят липнуть к деньгам же и копиться. Мне не известен ни один случай, когда бы деньги, перечисленные в качестве регулярных взносов с приходов и епархий, патриархия тратила на благотворительность. Благотворительные проекты есть, но они реализуются за счет привлекаемых патриархией спонсоров и грантов.
– А что вообще в Москве думают про нынешнего петербургского митрополита, почему именно он получил эту кафедру?
– Что толку обсуждать кадровые решения патриарха, если он никогда их не поясняет. Я думаю, из этого назначения можно сделать только один вывод: у патриарха Кирилла очень короткая скамейка запасных. Поэтому Варсонофию приходится совмещать две весьма тяжелые сами по себе должности: управляющего делами патриархии и главы Петербургской епархии. Как управделами он проводит процесс дробления других епархий. Говорит, что один епископ на область – это мало, надо 3–4. И при этом сам управляет такой огромной территорией, как Петербург. То есть на одной должности он внедряет то, что отрицает на другой. В результате работа страдает. Вот пример: Николай Буров жалуется, что в течение года не смог договориться о встрече с митрополитом. Итог – скандал мирового уровня.
– Ситуацию с Исаакиевским собором обсуждают в московской церковной среде?
– Люди с интересом за этим следят, поскольку видят в ситуации индикатор отношений патриарха с властью. Только что была неудача патриархии в Крыму, где директором херсонесского музея сдуру назначили священника и в итоге даже такой суперлояльный церкви министр, как Владимир Мединский, выступил против. Пришлось давать отбой. Теперь такая же ситуация в Петербурге. И некоторые задумываются, не означает ли это изменения отношений светских властей к церковным.
– Говорят, архимандрит Шевкунов гораздо ближе Кремлю, чем патриарх Кирилл.
– Не знаю. Не думаю, что это так.
– А как складываются отношения с патриархией у нашего губернатора Георгия Полтавченко? Некоторые считают, что Афон – это такая форма протеста. Ведь он подчиняется Константинопольскому патриарху.
– Только сам губернатор может ответить на этот вопрос, я с ним на Афон не ездил. Но, несомненно, есть определенная напряженность. Как говорят, Полтавченко резко противился некоторым кандидатурам в петербургские митрополиты, которых патриарх хотел назначить до Варсонофия. Можно вспомнить и другого члена Афонского клуба – господина Слюняева (в Петербурге он известен под своей нынешней фамилией Албин. – А.М.), вашего вице-губернатора. Который в бытность костромским губернатором, наоборот, хотел избавиться от своего местного архиерея, потому что его стиль жизни никак не соответствовал тому, что Слюняев привык видеть и слышать на Афоне.
– Так он же и избавился. Даже дело уголовное было, кажется.
– Да, избавился. Только путем повышения.
– А наш герой Виталий Милонов влиятелен в церковной администрации?
– Он работает в Петербурге и в медийной сфере. Каких-то следов его аппаратной деятельности в церкви я не встречал .
Новости
Крещение Господне в Исаакиевском соборе
Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.
В центральном приделе Исаакиевского собора была совершена торжественная Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Праздничное богослужение возглавил ключарь Исаакиевского собора протоиерей Алексий Исаев в сослужении духовенства собора. Диаконский чин возглавил диакон Кирилл Погиблов.
В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”
На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.
На литургии накануне Богоявления читается Апостол:1 Кор. 9:19-27 и Евангелие: Лук. 3:1-18.
В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный.
Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: “Свет неприступный, Ты пришел и показал Себя нам.”
В каноне на Утрени излагается история Крещения Господня. Проводится мысль, что Господь крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить людей светом Богопознания. В каноне говорится, что Иисус Христос, принявший плотью тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти, погружается в струю Иордана для того, чтобы истребить грех и дать нам Божье благословение. В крещении Он поражает нашего врага дьявола в самых убежищах его сокровенной бездны.
В прокимне на Литургии говорится о явлении Господа на земле: “Благословен грядый (идущий) во имя Господне, Бог Господь и явися нам.” В апостольском чтении на (Тит. 2:11-14, 3:4-7) говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангельском чтении (Мф. 3:13-17) повествуется о событии крещения Спасителя.
Смыв во Иордане грех человеческий, Христос сокрушил в воде главы невидимых змиев и освятил водное естество. В память этого на праздник Богоявления совершается великое водосвятие. (Собственно говоря, на праздник Крещения совершаются два водосвятия: одно накануне праздника в храме, а второе – в самый праздник на реках и колодцах).
В начале крестного хода священнослужители выходят из Царских врат. Настоятель держит св. Крест, впереди несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Во время крестного хода певчие поют: “Глас Господень на водах вопиет, глаголя”и другие тропари праздника. Затем читаются паремии, Апостол и Евангелие о крещении Иисуса Христа.
В паремиях приводятся пророчества о возрождающей силе благодати Божией, которая пророками уподобляется воде:
“Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать. … Тогда (во времена Мессии) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… В радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его” (смотри у пророка Ис.35:1-10, 55:1-13, 12:3-5).
После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.”Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.
Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду “агиасмой” – святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.
Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!
Туристический бизнес Санкт-Петербурга
Кураев об Исаакиевском соборе: «Вряд ли кто-то захочет крестить своего ребенка посреди толпы китайских туристов»
Известный православный публицист диакон Андрей КУРАЕВ считает, что в своем нынешнем статусе Исаакиевский собор приносит церкви гораздо больше пользы, чем приносил бы в статусе полноценного храма. Он рассказал «Городу 812», что в московских околоцерковных кругах думают про конфликт вокруг Исаакия и про действующих лиц, участвующих в этом конфликте.
– Насколько оправданы, с вашей точки зрения, требования петербургской епархии передать ей Исаакиевский собор?
– С миссионерской точки зрения Исаакиевский собор – уникальная точка, в которой огромному числу людей можно рассказывать о мире православной веры, причем за их же собственные деньги. Через него проходят миллионы людей со всего мира. Они покупают билеты, оплачивают экскурсию, и в итоге Исаакий стал одним из очень немногих музеев в России, который не только окупается, но и приносит прибыль.
Если Исаакиевский собор перейдет под управление епархии, как изменится число людей, знакомящихся таким образом с православием? Митрополит Варсонофий говорит, что в соборе будут совершаться службы и требы (т.е. крещение, венчание и т.д. – А.М.). Это значит, что время, когда храм будет открыт для посещения экскурсантами, сократится.
Вряд ли кто-то захочет крестить своего ребенка посреди толпы китайских туристов. Мы с вами помним, как крестил ребенка Филипп Киркоров: храм не только закрыли, но и чуть ли не полицией оцепили.
Спикер епархии льет елей: «Есть европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг. Каждый волен придти в храм со своей задачей: кто-то помолиться, а кто-то – с познавательными целями». Вот только забыл уточнить: бродить вокруг заграждения с молящимися можно, говорить – нельзя. То есть экскурсии с пояснениями гида и с вопросами к нему исключены.
А если ради умножившихся служб и треб сократится время для экскурсий и, соответственно, число проданных билетов, то доходы Исаакия упадут, и, значит, рано или поздно епархия попросит денег из бюджета. Собственно, Храм Христа Спасителя в Москве и существует на такие полускрытые бюджетные вливания через Фонд Храма. Но для меня дело не в деньгах, а в том, что число людей, которые познакомятся с миром православия, будет редуцировано именно церковной активностью.
– Просьба епархии, как говорят, вызвала большой переполох в Минкульте и не только в нем. Как вы полагаете, митрополит Варсонофий согласовывал свои действия с патриархом?
– Не важно, была ли инициатива согласована изначально. Сейчас есть официальное заявление церковного министра пропаганды Владимира Легойды, в котором он всецело поддерживает епархию. Понятно, что без согласования с патриархом такое невозможно, тем более что нет единого мнения светских властей и элит. А к этому патриархия всегда относится очень внимательно. Так что – да, это позиция патриарха.
Зачем? Я не очень понимаю. Чем плоха нынешняя форма взаимодействия церкви и музея? Богослужения для желающих проводят дважды в день. В это время вход бесплатный.
Епархиальный спикер говорит, что нынешний статус не позволяет организовать «полноценную приходскую жизнь и работу братства». Но это лицемерие. На самом деле практически во всех наших приходах «полноценная приходская жизнь и работа братства» раздавлены деспотизмом архиереев и бюрократической имитацией деятельности.
Не ради создания общины активных прихожан епархия хлопочет о соборе. Главный интерес тут – деньги. Об этом говорит назначение в настоятели Исаакия архимандрита Серафима Шкредя. Это человек с крайне скверной репутацией.
Московские священники помнят его не очень каноничные, но активные заработки на Хованском кладбище (притом что он никогда не был московским священником). Наверное, он знал, с кем и в каком размере делиться своими деньгами.
Надеяться на то, что человек с нулевым образованием (диплом Киевской академии имеет не научную цену: в ту пору заочники знали способ гарантированной сдачи экзаменов в этом заведении) и культурным вкусом сумеет руководить музейными и научными проектами Исаакия, наивно. Если бы митрополит назначил на Исаакий действительно образованного священника, пропитанного петербургской культурой – например, архимандрита Александра Федорова или протоиерея Георгия Митрофанова, – это было бы дальновидно. Но назначение Шкредя показывает, что стратегии тут реализуются только финансовые: верный человечек, который проверенно будет делиться доставшейся ему наличностью.
При этом епархия предполагает оставить на государстве заботу о реставрации Исаакия, но забрать себе доходы от билетов. Это около 600 миллионов рублей в год.
Впрочем, какая тут стратегия? Все настолько непродуманно, что официальные спикеры епархии путаются и разногласят в серьезнейших вопросах.
Например, будут продаваться билеты или нет? Тут две версии, изложенные на одном и том же сайте петербургской епархии. По одной – «Для желающих посетить собор с культурно-познавательной целью будет организована соответствующая профессиональная экскурсионная работа. Средства, полученные от этой деятельности, будут направлены на содержание и реставрацию храмов».
По другой – «Если собор будет возвращен Церкви, то вход будет бесплатным – не нужно будет платить за входной билет, как это происходит сейчас».
Это замечательный аргумент для губернатора: отдайте нам храм и полмиллиарда рублей в год на его содержание в придачу.
– Все сразу думают про финансовую составляющую. Тем более что, как говорят, митрополит Варсонофий требует с приходов гораздо больше отчислений, чем его предшественник митрополит Владимир.
– Это общая ситуация для всех епархий. При патриархе Кирилле так произошло всюду, поэтому это не есть черта именно петербургского митрополита.
– Епархии обеспечивают сами себя и платят большие деньги в патриархию. Зачем патриархии столько денег, если церкви самоокупаемы?
– Патриархии деньги нужны на оплату собственного аппарата и строительство многочисленных патриарших резиденций на пространстве от Геленджика до Соловков. Да и просто: деньги любят липнуть к деньгам же и копиться. Мне не известен ни один случай, когда бы деньги, перечисленные в качестве регулярных взносов с приходов и епархий, патриархия тратила на благотворительность. Благотворительные проекты есть, но они реализуются за счет привлекаемых патриархией спонсоров и грантов.
– А что вообще в Москве думают про нынешнего петербургского митрополита, почему именно он получил эту кафедру?
– Что толку обсуждать кадровые решения патриарха, если он никогда их не поясняет. Я думаю, из этого назначения можно сделать только один вывод: у патриарха Кирилла очень короткая скамейка запасных. Поэтому Варсонофию приходится совмещать две весьма тяжелые сами по себе должности: управляющего делами патриархии и главы Петербургской епархии. Как управделами он проводит процесс дробления других епархий. Говорит, что один епископ на область – это мало, надо 3–4. И при этом сам управляет такой огромной территорией, как Петербург. То есть на одной должности он внедряет то, что отрицает на другой. В результате работа страдает. Вот пример: Николай Буров жалуется, что в течение года не смог договориться о встрече с митрополитом. Итог – скандал мирового уровня.
– Ситуацию с Исаакиевским собором обсуждают в московской церковной среде?
– Люди с интересом за этим следят, поскольку видят в ситуации индикатор отношений патриарха с властью. Только что была неудача патриархии в Крыму, где директором херсонесского музея сдуру назначили священника и в итоге даже такой суперлояльный церкви министр, как Владимир Мединский, выступил против. Пришлось давать отбой. Теперь такая же ситуация в Петербурге. И некоторые задумываются, не означает ли это изменения отношений светских властей к церковным.
– Говорят, архимандрит Шевкунов гораздо ближе Кремлю, чем патриарх Кирилл.
– Не знаю. Не думаю, что это так.
– А как складываются отношения с патриархией у нашего губернатора Георгия Полтавченко? Некоторые считают, что Афон – это такая форма протеста. Ведь он подчиняется Константинопольскому патриарху.
– Только сам губернатор может ответить на этот вопрос, я с ним на Афон не ездил. Но, несомненно, есть определенная напряженность. Как говорят, Полтавченко резко противился некоторым кандидатурам в петербургские митрополиты, которых патриарх хотел назначить до Варсонофия. Можно вспомнить и другого члена Афонского клуба – господина Слюняева (в Петербурге он известен под своей нынешней фамилией Албин. – А.М.), вашего вице-губернатора. Который в бытность костромским губернатором, наоборот, хотел избавиться от своего местного архиерея, потому что его стиль жизни никак не соответствовал тому, что Слюняев привык видеть и слышать на Афоне.
– Так он же и избавился. Даже дело уголовное было, кажется.
– Да, избавился. Только путем повышения.
– А наш герой Виталий Милонов влиятелен в церковной администрации?
– Он работает в Петербурге и в медийной сфере. Каких-то следов его аппаратной деятельности в церкви я не встречал.