исаакиевский собор передача рпц петиция
Передача Исаакиевского собора РПЦ. Борьба за собор
В конце декабря 2016 года, перед самым Новым Годом, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сделал заявление, с которым войдет в историю. Очень грустную историю. Губернатором было заявлено, что Исаакиевский собор будет передан Русской православной церкви (РПЦ). После волны массовых возмущений вопрос со сроками передачи собора «заморозили». Разберемся, что изменилось с того момента и какая судьба может ожидать творение Огюста Монферрана.
Борьба за Исаакиевский собор. Хроника конфликта
Декабрь 2012 г. Законодательным собранием Санкт-Петербурга был принят закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности государства. С этого момента у представителей РПЦ зачесались руки, а музейные работники потеряли покой и сон.
Война за Исаакий. Петиция в защиту Исаакиевского собора
12 января 2017 г. на официальном сайте Комитета имущественных отношений (КИО), появилось распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ в марте 2019 года.
После крамольного распоряжения КИО общество взбунтовалось. Открытое неуважение к мнению миллионов петербуржцев вызвало народное возмущение. В СПб прошли массовые акции протеста и пикеты у Исаакиевского собора. За первые сутки петиция в защиту музея собрала 15 000 подписей. К концу 2018 года петицию поддержали 222 000 человек.
Сторонники собора – музея и собора – церкви сошлись в грандиозном сражении. Крестные ходы сменяли митинги и акции. Письма «наверх» писали и музейные работники и православные активисты. Появились сайты и группы в социальных сетях с призывами не допустить передачу Исаакиевского собора под патронаж РПЦ. В суды полетели исковые заявления. Однако, 3 суда – Василеостровский районный, Смольнинский районный и Санкт-Петербургский городской – отказались рассматривать иски горожан. В настоящее время, у стен Исаакия действует постоянный пикет защитников музея.
Возврат Исаакиевского собора РПЦ: историческая справедливость или рейдерский захват?
Церковь уверенно заявляет, что передача Исаакиевского собора – это восстановление исторической справедливости. Но так ли это? Если заглянуть на несколько веков назад, то выяснится, что Исаакиевский собор был возведен за счет и по желанию государства. После окончания строительства собор не был передан церкви. И это считалось вполне допустимым. Даже в те, «тучные» для православной церкви времена, у нее не было средств на содержание такого колоссального объекта. После освящения, Исаакиевский собор передали Министерству путей сообщения! Может быть, завтра придут активисты из МПС и потребуют возвратить им здание?
После распада СССР в 1991 году, в соборе были возобновлены религиозные службы. 25 лет между епархией и музеем царил мир. В приделе Александра Невского богослужения шли ежедневно, в общем пространстве Исаакиевского собора – 4 раза в год, по главным церковным праздникам. Тот, кто приходил на церковную службу, разумеется, билеты в музей не покупал. Помимо этого, музей не брал никакой платы с РПЦ за размещение церковных лавок, с которых осуществлялась торговля свечками и иконами. Так скажите тогда, зачем РПЦ позарилась на Исаакиевский собор?
Исаакиевский собор: деньги и цифры
Интересный факт: Исаакиевский собор – единственный музей в Санкт-Петербурге находящийся на самоокупаемости! Годовой доход собора составляет около 800 млн. руб. в год, из которых около 200 млн. рублей тратиться на реставрационные работы. Отметим, что ежегодно, Исаакиевский собор перечисляет в городской бюджет в виде налогов около 80 млн. рублей.
Поэтому, вполне резонно, что основной довод противников передачи собора РПЦ – экономический. По словам представителей церкви, вход в собор будет бесплатным. Тогда возникает вопрос: каким образом церковь планируют содержать памятник архитектуры? Исаакиевский собор – это памятник, который постоянно нужно реставрировать – так считает бывший директор Музея «Исаакиевский собор» Николай Буров.
Нам остаётся подвести невесёлый итог: если собор будет передан церкви, то содержать его придётся нам с вами.
Что ожидает Музей «Исаакиевский собор»?
Еще в начале «захвата» Исаакия, Михаил Пиотровский (директор Эрмитажа) высказал опасение, что РПЦ почему-то молчит о судьбе музея, обещая лишь сохранить в соборе функции туристического объекта. Тем временем, в Исаакиевском соборе уже начались «церковные» перемены. По приказу нового руководства, после ухода со своего поста «по собственному желанию» директора Исаакиевского собора Николая Бурова, в соборе был заменён стенд истории строительства на биографии священнослужителей. Началось планомерное выдворение музейных фондов с территории собора.
Что будет дальше? Выделят ли музейным экспонатам еще одно непригодное к работе здание, как в ситуации со Смольным и Сампсониевским соборами?
Отметим, что часть музейной коллекции, которая долго восстанавливалась и бережно хранилась, останется в соборе – она часть ансамбля. Но мы ее уже увидим. Например, витраж 1842 года «Воскресший Христос», который находится за Царскими воротами. Пока собор работает в качестве музея эти ворота открыты, но если он станет действующим храмом, то доступ туда будет только у священников. А в подвалах Исаакия, где жили работники музея во время Великой Отечественной войны, находится блокадная экспозиция. Без здания собора она потеряет свою историю.
Несколько слов о том как «процветают» музеи под властью РПЦ. За примерами далеко ходить не надо – Новодевичий монастырь в Москве. Монастырь является памятником историко-культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. К чему привела передача Новодевичьего монастыря? На территории монастыря было снесено древнее кладбище XVI-XVIII веков. На его месте были построены гаражи. На захоронениях XIX века, с героями войны 1812 года, были установлены кассы и проложены дорожки. А лучшие в Москве реставрационные мастерские были изгнаны.
Что ждёт Исаакий – покажет только время. А мы следим за развитием ситуации.
Более 120 тысяч человек выступили против передачи РПЦ Исаакиевского собора
Петицию против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви менее чем за два дня подписали более 25 тысяч человек. Всего обращение на сайте change.org, созданное год назад, поддержали более 120 тысяч человек.
Авторы петиции полагают, что передача музея в ведение церкви приведет к ограничению его посещения туристами. «Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии. Будет полностью ликвидирована образовательная и просветительская составляющая», — отмечается в тексте.
Материалы по теме
«Сложно подобрать подходящее слово»
Также жители города 11 января создали сайт, на котором размещено обращение с призывом не передавать Исаакий РПЦ. За сутки его подписали более 12 тысяч человек.
По сообщению Национальной службы новостей (НСН), в пятницу, 13 января, противники передачи Исаакиевского собора церкви проведут акцию на ступенях храма. Мероприятие пройдет в формате встречи с депутатами, не требующей предварительного согласования.
Решение о передаче власти Петербурга приняли 10 января. При этом, по словам губернатора Георгия Полтавченко, хотя дальнейшее содержание собора будет возложено на церковь, музейные функции должны полностью сохраниться. Однако в Минкульте усомнились в подобной возможности.
В конце июля 2015 года Петербургская епархия обратилась к городским властям с просьбой передать Исаакиевский собор церкви в безвозмездное пользование. Предложению тогда воспротивился глава музейного комплекса Николай Буров, а также ряд деятелей культуры. В результате РПЦ отказали.
Исаакиевский собор строился с 1818 по 1858 год по проекту архитектора Огюста Монферрана. В настоящее время музейный комплекс собора принадлежит Санкт-Петербургу и имеет статус памятника культуры федерального значения. На его территории согласовано проведение более двухсот богослужений в год.
Петиция на портале «Change.org» с просьбой остановить передачу Исаакиевского собора РПЦ МП набрала более 155 тыс. подписей, сообщает 13 января «Интерфакс».
В настоящее время под обращением в адрес губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и властей РФ подписались 155,7 тыс. человек. К вечеру 11 января петиция набрала свыше 100 тыс. подписей. Таким образом, за два дня под документом подписались около 55 тыс. человек.
Противники передачи собора считают, что она может привести к ограничению посещения Исаакия туристами, а экскурсии, выставки и концерты классической музыки прекратятся. Авторы петиции также опасаются, что средств РПЦ МП будет недостаточно для масштабной реставрации собора и поддержания его в надлежащем состоянии.
На сайте «Change.org» существует еще несколько петиций против передачи собора, но они собрали меньшее число голосов.
Граждане, выступающие против передачи собора, планируют собраться в 13 января вечером на ступенях музея-памятника. В акции примут участие представители «Яблока», «Справедливой России» и «Партии роста».
10 января стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор РПЦ МП, при этом сохранив его музейную функцию. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на экономические соображения.
Московская патриархия несколько лет добивалась передачи ей Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника РПЦ МП уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.
Защитим музей Исаакиевский собор
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Впервые в 2021 году подсудимому удалось отделаться условным сроком за фото на фоне храма
Ленинский районный суд Рязани вынес сравнительно мягкий приговор по одному из недавно заведённых дел за фото на фоне храма – 62-летний мужчина получил за оскорбление чувств верующих только год лишения свободы условно. Запрещённое фото нашли на его странице в соцсети “Одноклассники”, оно было загружено в апреле 2013 года.
Показать полностью.
Судья приняла во внимание тот факт, что снимок был целиком пристойным. Пенсионер на нём оказался целиком одет, не улыбался, имел обычную для фотографирования позу, а женщины, попавшие в кадр на фоне, были с покрытыми головами. Все эти обстоятельства в итоге и спасли подсудимого от реального срока.
Как отмечают обозреватели, среди более чем сотни дел за снимки на фоне церквей, возбужденных за октябрь и ноябрь, это первый случай, когда суд оказывается настолько благосклонным к преступнику. Сторона обвинения и представитель епархии просили дать злоумышленнику два года колонии и теперь намерены оспорить приговор.
Все тексты на сайте «Панорама» представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Атеист, осуждённый за видео с монашкой, прокомментировал первый в России реальный срок за оскорбление чувств верующих
На прошлой неделе в России впервые вынесен обвинительный приговор с реальным сроком по статье об оскорблении религиозных чувств верующих. Блогер Руслан Бобиев и его подруга проведут в колониях общего режима десять месяцев за неприличное фото на фоне Храма Василия Блаженного.
Показать полностью.
Ещё в то время, когда информация о законопроекте против «оскорбления чувств верующих» попала в СМИ, было понятно, что никакой справедливости в этой правовой норме нет и быть не может.
Конечно, не в справедливости смысл этого закона, а совсем в другом: в демонстрации властью поддержки и укреплении позиций религии как идеологического инструмента своего господства. Поэтому и от приговоров по статье 148 УК никакой справедливости ждать не стоит.
Впрочем, похоже, что государству важно не просто применять этот закон, но и создать по нему прецеденты с реальными сроками. Иначе нельзя объяснить тот факт, что в качестве «козлов отпущения» используют деяния, с трудом подпадающие под состав статьи.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Ночной Дозор.
Фото Борис Конов, октябрь 2021 г.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Ушла из жизни хранитель музея «Спас на Крови» Лариса Белецкая
Она работала в ГМЗ «Исаакиевский собор» с 1969 года.
Хранитель фондов музея-памятника «Спас на Крови» Лариса Белецкая скончалась в Петербурге после тяжелой и продолжительной болезни.
Показать полностью.
Лариса Ивановна была удивительным человеком, добрым и умным, невероятно теплым и тонким, и притом с неукротимой энергией и стойкостью, даже мимолетное общение с которым оставляло яркий след. Своей добросовестной работой, творческой инициативой служила примером для коллег. До последних дней работы в музее оставалась незаменимым сотрудником, образцом служения общему делу.
Белецкая пришла в ГМЗ «Исаакиевский собор» на должность научного сотрудника в 1969 году, а в 1993 году стала хранителем фондов «Спаса на Крови». За долгие годы работы она не раз была награждена почетными грамотами музея, имела многочисленные благодарности, юбилейные медали. Она получила звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Сотрудники музея скорбят в связи с уходом из жизни коллеги и друга и выражают соболезнования семье и близким Ларисы Белецкой.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Блогеры хотели надеть варежки на коней Аничкова моста в Петербурге, но их доставили в полицию.
Двое мужчин надевали красные варежки на копыта, а третий снимал это с помощью дрона.
Это увидели прохожие и сообщили в полицию. Теперь за своё желание утеплить коней к зиме блогерам придётся объясниться.
Ранее утром они успели одеть в вязаные вещи Диоскуров и их коней у Конногвардейского манежа напротив Исаакиевского собора.
Сотрудники не стали жаловаться на акцию, не увидев в этом ничего оскорбительного.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Дорогие друзья!
В День народного единства поздравляем всех, вставших на защиту Музея вне зависимости от религиозных и политических предпочтений!
Это наш город! Это наш праздник!
Пока мы едины, мы не победимы!
С праздником!
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
ТАКСИДЕРМИСТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИЛИ ЗАЧЕМ БЫЛ НУЖЕН «ПУТИНСКИЙ ПЕРФОРМАНС» ДЛИНОЮ В ГОД?
На Охтинском мысе в минувшую пятницу появились два огромных экскаватора. Один так и замер с поднятым ковшом. Зрелище душераздирающее – для тех, кто понимает, чем это грозит Охтинскому мысу.
Показать полностью.
И у меня возникает закономерный вопрос: для чего был нужен этот перформанс с поручением Президента РФ длиной в год? Для того, чтобы легитимизировать убийство комплекса исторических памятников? Создать видимость широкого обсуждения?
Имитация деятельности по выработке предложений о создании музея-заповедника проходит успешно, работа проводится, слова о взвешенном подходе произносятся. Только итог не изменился – археологический комплекс на Охтинском мысе собираются разрушить при строительстве бизнес-центра, устроив внутри выставочный зал – кинув кость волнующимся горожанам.
Это всё выглядит примерно так же, как если бы на месте природного заповедника вырубили лес, а из животных сделали чучела и выставили в зале, да еще добавили бы романтическую музыку фоном. Современная гламурная экспозиция получится, некоторым обывателям даже понравится. И на Охтинском мысе – вместо удивительного археологического парка с остатками крепостей и зелёного пространства, сливающегося с гладью двух рек, – мы получаем две блестящие многоэтажные консервные банки, окруженные коммуникациями, подъездами, парковками и к тому же убивающие прекрасный вид с Охты на Неву и панораму Смольного собора. А внутри – уголок, где чучелки исторических крепостей. У собственников и проектировщиков хватает смелости распространять совершенно непроработанный эскизный проект в СМИ, где публику пытаются завлечь нереалистичными картинками, уверяя, что между проектируемыми зданиями будут прогулочная зона для жителей и даже ландшафтный парк. Вероятно, в стиле бонсай, т.к. кроме нескольких цветочных горшков между корпусами бизнес-центра вряд ли что-нибудь поместится. Понятие о ценности подлинных древностей уходит в прошлое. Надо обладать определённым уровнем образования, дабы понимать, что исторический объект – это не только и не столько аттракцион для туристов, это источник неисчерпаемой информации, своеобразная книга. Кроме того, ценность древностей всегда была понятна и даже сакральна для людей всех эпох и культур как материальный проводник традиций, подтверждение своей исторической идентичности.
Обидно, что процесс изменения отношения к историческим, а значит и культурным ценностям в сторону их полного игнорирования приобретает такие темпы. Таксидермисты от культуры потирают руки. Распотрошат Охтинский мыс, на очереди – Университет, Пулковская обсерватория, а там и весь город. Вместо этого в память о былом везде будут торчать «красивые» пустые чучела…
И все-таки вернёмся к поручению Президента. Звучит оно так:
«Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом “Газпром” вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения».
Сказано было более чем недвусмысленно: необходимо рассмотреть вопрос о создании, а не обсудить возможность или невозможность создания музея-заповедника, как пытаются нам объяснить аффилированные с «Газпромом» чиновники и СМИ.
Все надежды здесь с самого начала были только на горожан и президента РФ, в декабре 2020 года откликнувшегося на градозащитные требования петербуржцев и подписавшего в январе 2021 года соответствующее Поручение.
Но удивительное дело – никто поручение выполнять не торопится! Ни утверждённые президентом губернатор и министр культуры, ни А.Б. Миллер, возглавляющий ПАО «Газпром», более 50% акций которого принадлежит государству. Странная получается картина. Кого-то за отказ от прививки грозятся уволить, за дурацкое фото на фоне Иссакия к уголовной ответственности привлекают, а тут поручение президента по сохранению уникального культурного наследия общеевропейского и мирового значения не исполняют – и ничего! Притом не исполняют демонстративно, подогнав в очередной раз экскаваторы вплотную к территории, где должен быть создан историко-археологический музей-заповедник и где никакое капитальное строительство недопустимо. И где суд специальным решением запретил копать глубже, чем на 50 см.
Всё это напоминает широко известную игру, где по мановению ведущего игроки засыпают в условную ночь, а утром пытаются отгадать, кто же из игроков совершил преступление. И тут главное – лицом не дрогнуть…
Вот сегодня утром мирные жители проснулись, а экскаватор на Охтинском мысе уже работает…
Тамара Жеглова, координатор Инициативной группы в поддержку создания музея-заповедника на Охтинском мысе













































