исаакиевский собор тайны и загадки

Загадки Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – один из символов Санкт-Петербурга и одна из многочисленных загадок этого удивительного города. Построенный сравнительно недавно – в середине XIX века, он, тем не менее, вызывает множество вопросов не только у исследователей, но и у туристов и жителей города. А в последнее время все чаще звучит удивленное: «Кто и когда построил Исаакиевский собор?» Причем версий существует множество, в том числе, самых фантастических. Что же такого необычного и таинственного в этом храме?

исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки

Тайна имени

Тот собор, который мы можем видеть сегодня, был освящен в 1858 году во имя святого Исаакия Долматского. Этот византийский монах жил в IV веке до нашей эры и обладал даром пророчества, но упоминания о нем в церковной литературе довольно скудные.

Возникает вопрос: почему кафедральный собор столицы был назван в честь не слишком известного и популярного среди русских православных святого? Ответ на этот вопрос прост, но он рождает еще одну загадку, правда, непосредственно с храмом не связанную.

Первая, еще деревянная церковь была построена по приказу Петра I и названа в честь его святого покровителя. Дело в том, что первый русский император родился 30 мая, когда в святках отмечается день Исаакия Долматского. Правда, сына царя Алексея Михайловича назвали почему-то не в соответствии со святками, а Петром. Конечно, царские дети особенные, но и имя «Петр» до этого не было распространенным среди отпрысков царской фамилии.

исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки

Когда был построен Исаакиевский собор

По официальной версии, храмов с этим именем на площади, которая позднее будет названа Исаакиевской, существовало четыре. А вот были ли они все построены «с нуля», или последние являлись только результатом реставрации, непонятно.

Первая церковь, посвященная Исаакию Долматскому, построена по приказу Петра в 1707 году. Была она деревянной и предназначалась для тех, кто работал на верфях Адмиралтейства.

Непонятно, почему эта небольшая церковь стала считаться главным храмом города, даже сам Петр венчался с Екатериной именно в ней. Еще более удивительно, что уже в 1717 году здание храма, кстати, даже просмоленное по примеру кораблей, признали обветшавшим и начали строить новое, уже каменное.

За время возведения этой церкви умерли два архитектора, и достроить ее удалось только третьему – Якову Неупокоеву. Находился храм, если верить немногочисленным свидетельствам современников, там, где сейчас стоит Медный всадник. Из-за близости береговой линии вода размывала фундамент, и церковь пришла в негодность.

Екатерина II, вступившая на престол в 1762 году, принимает решение о необходимости «восстановления» храма. Но работы затянулись, один архитектор сменял другого, в итоге достроили третий Исаакиевский собор только при Павле I. В это время памятник Петру был уже установлен, то есть получается, что восстанавливали не второй храм. А какой?

Но и третий Исаакиевский собор прослужил недолго, и в 1818 году был утвержден проект четвертого собора, архитектором которого стал Огюст Монферран. Кстати, в документах того времени встречается интересная формулировка – речь идет не о строительстве, а о перестройке. Рисунки самого Монферрана тоже заставляют думать, что он лишь реставрировал собор и добавил некоторые элементы, например, колонны.

Что же за храм стоял на месте современного Исаакиевского собора? Есть интересная, но не бесспорная точка зрения, что это была очень древняя постройка, сохранившаяся со времен существования совсем иной цивилизации.

исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки

Творение, достойное титанов

Не меньше вопросов вызывают и технологии, использовавшиеся при строительстве собора. Колоссальное здание высотой более 100 метров покоится на мощном фундаменте, под который было забито почти 11 тысяч свай. Храм окружают 48 колонн, выточенных из цельных гранитных монолитов, по 114 тонн каждая. На верхнем ярусе еще 24 колоны весом «поменьше» — 64 тонны.

И дело не только в том, что процесс подъема и установки даже одной такой колонны – дело чрезвычайно сложное даже в современных условиях. Поражает качество отделки и полировки. Оно настолько идеальное, что возникает вопрос: на каком токарном станке это делали? Вручную? Сейчас в такое верится с трудом. Ни в документах, ни в записках современников, в том числе самого архитектора, ничего не говорится об изготовлении внешних колонн. В отличие, например, от малахитовых колонн внутреннего убранства.

Кстати, интересно, что Монферран почему-то устанавливал колонны раньше, чем приступил к работе над основным зданием. Это подтверждает предположение, что собор не строился, а реставрировался, а колонны привезли из другого места.

исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки

Символы и знаки Исаакиевского собора

Внешний вид и внутренняя отделка главного собора Санкт-Петербурга совсем не соответствует традициям православных храмов. Во внешнем убранстве все напоминает об архитектуре и скульптуре античности, причем сходство с античными храмами настолько велико, что многие считают это подтверждением теории о тысячелетней истории собора и его принадлежности к древней гиперборейской цивилизации.

Если говорить о внутреннем убранстве, то собор удивительно красив и уникален, он напоминает одновременно малахитовую шкатулку и позолоченный дворец. Пожалуй, первое, что привлекает внимание, это обилие масонских знаков, той же «лучезарной дельты», и католических, а то и вовсе мальтийских крестов. Однако, это как раз и не удивительно, если вспомнить, что масоны в XIX веке все еще были в моде, им благоволили и Александр I, и Николай I.

Версия о древней цивилизации, следы которой сохранились в великолепных сооружениях Санкт-Петербурга, несомненно, привлекает своей необычностью. Но, может быть, разгадка тайн строительства Исаакиевского собора кроется не в забытых технологиях, а в труде и таланте тысяч простых людей, имена которых не сохранились в истории.

Источник

Доброе утро

Тайны Исаакиевского собора

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Собор всегда окружали строительные леса. Даже ходили слухи о том, что если леса снимут, династия Романовых рухнет. Действительно, в 1916 году, когда сняли леса, началась революция…

Советская власть в мистические свойства собора не верила. 12 апреля 1931 года в соборе открыли антирелигиозный музей и установили самый зрелищный научный аттракцион маятник Фуко, который доказывал, ч то земля вертится. Маятник провисел 55 лет, в 1986 году его сняли и спрятали в подвал.

Во время войны собор не бомбили. Для немецких самолетов собор был главным ориентиром. После войны собором заинтересовались американцы. Говорят, они обещали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, если им отдадут Исаакиевский собор, который напоминал Капитолий. Собор сохранил статус музея и после перестройки, только по большим праздникам здесь проходя службы. Колокольням спустя 80 лет вернули голос. В прошлом году на звонницу установили первый десятитонный колокол. А уже в новом году у Исаакиевского собора появилась новая традиция. Каждый день ровно в двенадцать часов большой колокол бьет ровно двенадцать раз.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

МИСТИЧЕСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: ТАЙНЫ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть фото исаакиевский собор тайны и загадки. Смотреть картинку исаакиевский собор тайны и загадки. Картинка про исаакиевский собор тайны и загадки. Фото исаакиевский собор тайны и загадки

Один из самых знаменитых соборов Северной столицы начали строить еще при Петре I, а завершили при Александре II. Торжественно освятили его 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и таинственных мифов…

Сбывшееся пророчество К строительству собора приложил руку не один архитектор, но самый большой вклад в возведение храма сделал француз Огюст Монферран. К 1761 году церковь Исаакия Долматского перестраивали уже дважды – один раз в дереве, второй – в камне. Однако под каменной постройкой начал проседать грунт, и новый руководитель строительства Савва Чевакинский должен был выстроить церковь по новым чертежам и на новом месте. Но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу.

И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер. Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер. На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления легких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Внутри собора установлен мраморный бюст архитектора. Пропавшие сваи До сих пор собор называют не только художественным, но и инженерным шедевром – разместить настолько тяжелую постройку на зыбком болотистом месте казалось невозможным, но ценой огромных усилий строители добились того, чтобы он укоренился в центре Петербурга на века. Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа.

Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!» Исаакиевский собор на сегодня – четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города. Залог силы Романовых Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Несложно представить, какую панику вызвало это извещение. Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор. Храм на экспорт Еще один странный слух о соборе появился уже в 1930-х годах, когда Советский союз на фоне индустриализации и коллективизации охватил голод. При этом экспорт хлеба на запад увеличивался, и начали поговаривать, что страна продает за границу не только продукты, но и музейные ценности: В Ленинграде распространился слух, что восхитившиеся красотой Исаакиевского собора американцы выразили готовность выкупить здание, напомнившее им Капитолий.

Для этого его якобы должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, а там собрать заново. В качестве платы американцы, как гласит легенда, обещали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, которых в то время было немало. Разумеется, на официальном уровне о такой сделке не могло быть и речи. Скорее всего, слух стал следствием активной политической пропаганды.

Источник

Забытая реальность

вспомним прошлое, вернемся к истокам

Тайны Исаакиевского собора

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

Рекомендую посмотреть видео про историю Исаакиевского собора

«И не дышать над вашим чудом, Монферран…»

«Исаакиевский собор, один из монументальных символов Санкт-Петербурга, стал предметом пристального внимания специалистов. Началась проверка технического состояния здания. Эксперты исследуют трещины внутри храма и инженерные конструкции, чтобы понять, угрожает ли сооружению просадка грунта, которому приходится выдерживать давление в 300 тысяч тонн. У слова «величие» в Петербурге есть синоним. Исаакиевский собор, диктующий масштаб невской панорамы, как и 150 лет назад поражает воображение современников. Из всех практических вопросов, связанных с историей этого фантастического здания, один по-прежнему на повестке дня. Каким должен быть фундамент собора, чтобы выдерживать давление в 300 тысяч тонн? Именно таков вес творения Монферрана. В двадцатых годах XIX века под воздействием критики коллег Монферран пошел на изменения первоначального проекта, значительно облегчив конструкцию, но отказаться от своего замысла человек, написавший на альбоме чертежей «Не весь умру», не мог. Возможно, зодчий стал жертвой собственных амбиций и именно под Исаакием шевелится петербургский хаос. Любой человек, знакомый с основами строительного дела, знает, что осадка знания в первую очередь проявляется в дверных проемах. Попробовав открыть створку одной из дверей собора, весящую около восьми том, убеждаемся, что здание не дает осадку. Первый авторский альбом, посвященный Исаакиевскому собору, Моферран еще до окончания строительства отправил не непосредственному заказчику, русскому императору, а французскому королю Луи-Филлипу. Архитектор был крайне озабочен своей репутацией в Европе. На чертеже фундамента 1845 года выделены участки основания третьего Исаакиевского собора. Согласно условию Александра Первого, Монферран сохранял значительную часть творения Ринальди, а совмещение двух фундаментов могло повлиять на устойчивость здания. При забивке сосновых свай строители стремились достичь максимальной плотности грунта. Как рассказал хранитель Исаакиевского собора Сергей Окунев, они вбивались на расстоянии, равном диаметру этих свай, и вбивались таким образом, чтобы при ударе ломом между сваями по земле лом отскакивал. Только тогда считалось, что они забиты нормально. Несмотря на применение передовых для своего времени технологий, деформации стен были замечены Монферраном еще в 1841 году, а необходимость первой комплексной реставрации собора возникла уже через 20 лет после окончания строительства. С середины XIX века за состоянием здания наблюдала особая техническая комиссия, которая действовала до 1917 года. 150 лет, прошедшие с момента постройки собора, показали, что Исаакий постепенно оседает в западном направлении. Первые попытки изучения этого процесса были предприняты в начале 30-х годов прошлого века. В ходе многолетних наблюдений выяснилось, что осадка на Запад составляет от 30 до 45 сантиметров. По мнению хранителя собора Сергея Окунева активная фаза движения уже прошла. Он пояснил свои соображения: «Я достаточно регулярно смотрю маячки, стеклышки, вмазанные в стены, находящиеся в верхней части собора. За последние годы у нас ни один их маячков не лопнул. Это значит, что сдвигов больше, чем на миллиметр, не было. Новое исследование состояния фундамента и металлоконструкций собора обещает быть самым объемным и точным. На экспертизы двум институтам отводится целый год. Как рассказал Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», через год будет составлен план дальнейших действий. Предыдущие экспертизы 45-летней давности категорически рекомендовала не вмешиваться в то, что создано, так как можно таким вмешательством гораздо больше навредить. Свайное основание собора находится ниже уровня грунтовых вод. В воде сосны могут спокойно находиться столетиями, но если уровень воды изменится и к древесине попадет кислород, то неизбежен процесс гниения. Для того, чтобы понять, что же творится под зданием собора на глубине 20 метров, необходимы геодезические исследования. Вот что рассказал о предстоящих исследованиях Борис Подольский, заместитель директора музея-памятника «Исаакиевский собор: «Это будут геологические исследования при помощи буровых установок. По периметру будет выбрано несколько точек и будут браться пробы грунтов и одновременно определяться уровень грунтовых вод». Если в интерьере собора об осадке напоминают лишь трещины на западной стене, то на высоте 80 метров внутри металлоконструкций, удерживающих балюстраду, изменения носят более тревожный характер. Более 40 элементов балюстрадного кольца имеют трещины. Статичность грунтов под Исаакием — главное условие долговечности здания, но как раз на это трудно рассчитывать в свете перестроек в центре города. Ситуацию с собором с прежней актуальностью комментируют слова одного из коллег Монферрана, сказанные 190 лет назад: «Должно остерегаться, чтобы не ошибиться в доброте земной».»

Источник

Тайна Исаакиевского собора: долгострой, унесший жизнь своего «создателя».

Портрет Огюста Монферрана.

Полное имя выдающегося архитектора – Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он родом из Франции, но у себя на родине практически никому не известен, поскольку до 30 лет (время переезда в Россию) ничем не успел отличиться. В молодости Огюст получил специальное образование, однако его студенческие годы совпали с эпохой войн Наполеона, и молодой человек, как и тысячи других французов, вынужден был оставить учебу и уйти на фронт. За свою военную карьеру Огюст успел побывать в Италии, а также принять участие в битве под Арно, за что получил боевую награду.. В Петербург Монферран приехал с пустыми карманами и рекомендательным письмом от знаменитого парижского часовщика Абраама-Луи Бреге. Они с Элизой снимали комнату у соотечественника-француза, промышлявшего портновской работой. Монферран пытался зацепиться то за одно, то за другое, обхаживал Августина Бетанкура — генерала, возглавлявшего Комитет городских строений, а тот не знал, что с ним делать, и жаловался на его назойливость:

— …Приехал какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Бреге просит меня, впрочем не слишком убедительно, найти ему занятие. А на какую он может быть потребу?

Монферран хотел устроиться в Комитет городских строений главным чертежником и торговался из-за жалованья. А потом Бетанкур пристроил его к гиблому делу — поручил объект, который надо было построить заново, ничего не изменив. И случилось чудо: его замысел понравился императору, Монферран получил должность придворного архитектора и начал делать карьеру.

Вернувшись к мирной жизни, Огюст Монферран понял, что хочет заниматься зодчеством, однако во Франции возможностей проявить себя у него не находилось. Тогда он предпринял судьбоносную попытку: отправил папку чертежей императору России Александру I. Государь высоко оценил работы начинающего архитектора и предложил ему переехать в Россию.

Проект Исаакиевской церкви ахритектора А.Ринальди. Литография с рисунка О.Монферрана. 1845 г.

После переезда Огюст получил не только новое гражданство, но и новое имя – Август Августович. В России он соглашался участвовать только в масштабных проектах, и уже через два года ему поступило предложение проектировать Исаакиевский собор. Судьба собора была сложной: до этого он трижды перестраивался такими архитекторами, как Чевакинский, Ринальди и Винченцо Бренна. Удачной оказалась лишь четвертая попытка – проект Монферрана, да и на его реализацию понадобилось около четырех десятков лет. Стройка века так затянулась, что в свете поползли слухи, будто бы жизнь архитектора оборвется, как только объект будет сдан.

Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография с тоном. Ф.Бенуа, по оригиналу О.Монферрана.

Строительство осложнялось особенностями почвы Петербурга. Возвести массивное сооружение на болотистой почве было непросто, рабочие потратили пять лет лишь на то, чтобы забить необходимое число сваи (их насчитывалось 10,7 тысяч!). К смертельному пророчеству, которое, якобы, нависало над Монферраном, можно относиться по-разному, но ушел из жизни архитектор спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Причиной смерти стали осложнения после пневмонии.

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил.
Интересно, что Монферран завещал похоронить свое тело в соборе, однако император Александр II просьбу не выполнил. Причиной оказалась гордыня зодчего: в соборе установлены скульптуры святых, склонивших головы в приветствии Исаакия Долматского, и только изваянию Монферрана не придали позы поклона, он изображен с поднятой головой. По инициативе вдовы архитектора, его тело было похоронено в столице Франции.

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *