исаакиевский собор в живописи
Живопись Исаакиевского собора
Фотографии
Современный собор преподобного Исаакия Далматского, более известный в Санкт-Петербурге как Исаакиевский собор, строился 40 лет. Автор — придворный архитектор Огюст де Монферран «положил на его алтарь» почти всю свою зрелую жизнь.
В итоге, было воздвигнуто величественное и изумительное здание, приведено в удивительный и красивый вид внешнее и внутреннее убранство, создана богатая и восхитительная коллекция живописи. Живописными работами руководил ректор Императорской Академии художеств Василий Шебуев. Зодчих курировали Николай I и Святейший Синод.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
О чем молчат стены
Купол собора, или плафон, площадью 816 квадратных метров, по большей части, расписан знаменитым Карлом Брюлловым. Эскиз Богоматери в окружении святых, серия “Страсти Христовы” были закончены живописцем к 1848 году. Он почти расписал огромный купол, когда сырость и холод подорвали здоровье. Взяв освобождение от работ, художник уехал в Италию на лечение.
Позже “Несение креста”, “Тайную вечерю” Семена Живаго над главным иконостасом, иконы первого яруса, созданные Неффом, росписи парусов главного купола и пилонов заменили на панно из мозаики по эскизам художников. Этот способ сохранил их от уничтожения.
Триумф русских иконописцев
Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.
Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.
Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.
Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.
Что дошло до потомков
Пять послевоенных лет ушло на ремонт инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски, консервацию живописи. Только в 1954 году нашлись средства и силы на возрождение утраченной иконописи. За восемь лет живопись собора преподобного Исаакия Далматского была восстановлена. Управлял сложным процессом легендарный Яков Казаков. Художник-фронтовик, коренной ленинградец, благодаря которому засиял в полном блеске не только собор и Екатерининский дворец Царского Села, но была заново создана уничтоженная итальянская живопись XVIII века в Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме, Павловске.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Исаакиевский собор в живописи (30 произведений)
Работа экспонировалась на выставке современных петербургских художников «Идентификация музыки» в КВЗ «Смольный собор» в 2006 г.
ГАНЗЕН Алексей Васильевич (1876-1937) «Вид с Невы. Санкт-Петербург». Картон, масло. 30,5 x 40,8 см. Частное собрание
Де Ланьи, Жермен. Кнут и Русские; или Московская Империя, Царь, и Его Народ. – Нью-Йорк: Харпер&Бразерс, 1854
Неизвестный художник. «Александр III. Пасхальный день в Петербурге»
БЕНДИНГЕР Владимир Адольфович (1924-2012) «Стрелка Васильевского острова». 1960-е гг. Цветная линогравюра. 19 х 24,5 см.
ВАСИЛЬЕВ Фёдор Александрович (1850-1873) «Иллюминация в Петербурге». 1869 г. Холст, масло. 35 x 37 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
ГАЛАТОВ Юрий (р. 1963) «Большая Подьяческая улица»
ЛАЗУТКИНА Любовь Юрьевна «Летний город»
КОВАЛЁВ Сергей Анатольевич (р. 1963) «Он оглянулся посмотреть не оглянулась ли она». Холст, авторская техника. 40 х 50 см.
КОТИНОВА Галина
КОТИНОВА Галина
КОТИНОВА Галина
ЦЫЦИН Никита Викторович (р. 1961) «Ветреный день». 2011 г. Холст, масло. 60 х 75 см.
РОМОДАНОВСКАЯ Антонина Алексеевна (1906-1985) «Исаакиевский собор»
РОМАНОВ Егор Юрьевич «Пейзаж». 2008 г. Бумага, акварель. 6,5 x 25 см.
МИФ Роберт (р. 1966) «Красные крыши Петербурга». 2010 г. Холст, масло. 30 x 40 см.
МИФ Роберт (р. 1966) «Пасмурно». 2012 г. Холст, масло. 30 x 40 см.
БИРУЛЯ Ирина Михайловна (р. 1944) триптих «Белые ночи»
АЛЕКСАНДРИНА Ирина Геннадьевна (р. 1965) «Вид с Университетской набережной на Исаакий. Набережная Большой Невы. Зимний Петербург»
КРИШТАН Геннадий Витальевич (р. 1964) «Поцелуев мост». Холст, масло. 40 x 50 см.
БРИТАНИШСКИЙ Лев Романович (1897-1971)
ЗАВЬЯЛОВА (Пятакова) Наталья Валентиновна «Поцелуев мост». 2014 г. Холст, масло. 60 x 80 см.
КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Петербург в декабре»
КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Исаакиевская площадь»
КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Петербург в ноябре»
ЛАШКЕВИЧ Алексей (р. 1964) «Памятник Петру I»
КУЗЕМА Константин Станиславович (р. 1962) «Семь Холмов Петербурга». Бумага, акварель. 56 x 76 см.
КУЗЕМА Константин Станиславович (р. 1962) «Прощание с Петербургом (импровизация)». 2015 г. Бумага, акварель. 56 х 76 см.
Ветхий Завет в живописи Исаакиевского собора: на примере «Синайского законодательства» Ф. С. Завьялова. В. Г. Бондарчук, М. Ш. Доминов, А. В. Квятковский
Однако вопросы взаимосвязи образно-стилистических особенностей монументальной живописи собора и социальных аспектов его истории долгое время рассматривались не совсем объективно, в свете господствовавших вплоть до 1990-х гг. атеистических установок.
В последние годы подход к изучению художественного убранства собора становится более взвешенным (см. например, материалы по живописи на интернет-сайте государственного музея «Исаакиевский собор»)2, но живопись рассматривается несколько обобщенно, особенно та ее часть, которая посвящена событиям из Ветхого Завета, представленным в западной половине собора. До сих пор нет публикаций, посвященных скрупулезному искусствоведческому анализу росписей Исаакиевского собора на ветхозаветные сюжеты.
Предполагая в перспективе подобные исследования, мы ставим целью способствовать выработке новых подходов к изучению художественного убранства собора. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей восприятия монументальной живописи собора, и, в частности,
____________
1 Никитин Н. Н. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939. С. 154-169; Бутиков Г. П. Музей «Исаакиевский собор». Л., 1991. С. 55-63; Шуйский В. К. Огюст Монферран. История жизни и творчества. М.; СПб., 2005. С. 165-173. См. также соответствующие главы в ряде альбомов по Исаакиевскому собору, выпущенных в последние годы.
2 См. на сайте: http://www.cathedral.ru/givopis (ссылка последний раз проверялась 02.04.2010 г.).
различий в восприятии времени событий, представляемых в живописи собора.
Но прежде, чем анализировать конкретную роспись, изображающую ветхозаветный сюжет, следует кратко описать, как вообще представлен в соборе Ветхий Завет.
Событиям, описанным в Ветхом Завете, посвящены двадцать две росписи, выполненных в аттике и на сводах собора. Все ветхозаветные сюжеты представлены в аттике и на сводах в западной части здания.
Жертвоприношение Ноя после потопа.
Ф. А. Бруни (1799-1875). 1837–1845 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1126
Еще две росписи, связанные со всемирным потопом, размещены друг напротив друга в аттике, т.е. на высоте более пятнадцати метров, на боковых стенах центрального нефа, и малодоступны для взгляда зрителя, находящегося в самом нефе, но их можно хорошо рассмотреть с небольших (несколько квадратных метров) участков под арками, находящимися напротив каждой из них. Последняя из ветхозаветных росписей, размещенных в центральном нефе, «Видение пророка Иезекииля», находится на большом западном своде собора, на высоте около двадцати восьми метров; эта огромная, около 250 кв.м, роспись прекрасно видна из центральной и восточной частей здания.
Моисей в Ниле.
Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1125
Бог является Моисею в Купине Неопалимой
Э. Плюшар.
Роспись Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/isaac/ubranstvo/painting
Моисей и Аарон перед фараоном
Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1137
Ангел, истребляющий первенцев египетских
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1850 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись над аттиком в проеме между окнами в северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1140
Переход израильтян через Чермное море.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1141
Мариам, воспевающая песнь Богу.
Ф. С. Завьялов (1810-1856). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1142
Синайское законодательство.
Ф. С. Завьялов (1810-1856). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1143
Предсмертное завещание Моисея.
Федор Семенович Завьялов. 1850 г.
Роспись Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Прежде чем рассматривать сами росписи в этой части здания, следует остановиться еще на одном обстоятельстве, которому до сих пор не уделялось особого внимания в литературе, но которое значительно влияет на их восприятие и которое важно для нашего дальнейшего анализа.
При создании живописных произведений в соборе художники сталкивались с целым рядом проблем. В работах по истории собора подробно описываются те проблемы, которые можно условно назвать техническими: неудобства, связанные с работой на большой высоте, без возможности взглянуть на создаваемую роспись издали; непрочность грунта из-за сырости и холода в только что построенном громадном каменном здании и т.д.
Однако возникали не менее серьезные трудности чисто художественного плана, значительно осложнявшие творческую задачу художника. Их значение было особенно велико при создании произведений в аттике западного трансепта, как раз там, где размещено большинство сюжетов Ветхого Завета. На примере восьми росписей, посвященных Моисею, перечислим основные из этих проблем:
1. Расположение большинства росписей затрудняет их подробное рассматривание. Все они расположены на высоте более пятнадцати метров, в достаточно узком трансепте, украшая невысокую полосу аттика. Чтобы увидеть роспись полностью и фронтально, зритель вынужден подойти вплотную к противоположной стене и высоко поднять голову. Это может позволить себе заинтересовавшийся именно этими росписями посетитель музея, но в храме во время богослужения, когда верующий сосредотачивается на молитве, эти росписи мало доступны взгляду, причем даже в наше время, при хорошем освещении; в XIX в. эту живопись, которую собор хранил «под своими вечно темными сводами» 3, трудно было рассмотреть даже специально для этого пришедшему посетителю.
3. Восприятию некоторых росписей мешает «принудительное» и очень близкое соседство между собой. Так, уже названные выше росписи «Ангел из-
______________
3 Никитин Н. Н. Огюст Монферран. С. 154. Там же упоминается о первом опыте «освещения их сильными электрическими лампами, размещенными за карнизами и на люстрах (с рефлекторами)», который был проделан в 1930-х гг.
4. Влияют на восприятие росписей и особенности окружающего архитектурного пространства. Контрастным фоном выступает белоснежный мрамор стен и сводов, особенно мраморные плоскости, непосредственно обрамляющие росписи. Широкая полоса яркой позолоты на лепнине карниза, украшающего верхнюю часть стены, дополнительно отделяет роспись от зрителя, как бы еще более удаляя ее. Боковые своды щедро украшены золоченой лепниной и крупными золочеными статуями пророков. Нависая над росписями, это обилие позолоты как бы скрадывает краски, затмевает живопись.
В обобщенном виде все перечисленные затруднения можно охарактеризовать как противоречие между требованиями архитектурной среды и требованиями, условно говоря, заказчика. Архитектурное членение этой части здания и ее художественное оформление диктовали необходимость росписей очень простых по композиции, с четким рисунком, с лаконичным цветовым решением. Однако сложность сюжетов и общий высокий уровень требований к их изображению предполагали сложное композиционное решение, множественность мелких деталей, тонкие цветовые переходы. К этому можно добавить проблему двойственности в восприятии религиозной живописи в тех храмах XIX в., которые оформлялись под влиянием европейской академической живописи. Проблема заключалась в двояком назначении росписей: они должны были воплощать определенные религиозные образы и, одновременно, служить выразительным декоративным элементом архитектурной среды.
Синайское законодательство.
Ф.С.Завьялов. Роспись Исаакиевского собора
_____________
4 Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1865. Ч. 1. С. 73; Ч. 2. С. 72.
5 Мы не затрагиваем здесь интереснейшую тему разнообразия самих сюжетов, связанных со скрижалями (Моисей спускается со скрижалями с горы, разбивает их, получает повторно, представляет их народу). Среди наиболее известных произведений, на которых представлено именно получение Моисеем скрижалей из рук Бога, можно назвать мозаики в церкви Сан-Витали (Равенна), в баптистерии Неаполя, в монастыре св. Екатерины (Синай), византийскую икону XII в. из базилики монастыря Св.Екатерины (Синай), бронзовый рельеф работы Лоренцо Г иберти на дверях флорентийской церкви Санта Мария дель Фьоре, белокаменный рельеф в тимпане северной башни Регенсбургского собора, фреску К. Росселли в Сикстинской капелле Ватикана, роспись XIX в. на северной стене церкви Сен-Мишель в Лилле, многочисленные иллюстрации к различным изданиям Библии, картины Рафаэля, Дизиани, Даниэле да Вольтерра, рисунки Якопо Понтормо и Якопо Тинторетто, гравюры Гольбейна-младшего и Ланфранко, акварель А. А. Иванова (Государственная Третьяковская галерея), картины Марка Шагала.
вдаль, за рамки росписи. Фоном для обеих центральных, значимых фигур служат облака, они же служат для них и опорой. Пейзажа почти нет, и только если хорошо приглядеться, то в левом верхнем углу, за фигурами ангелов угадываются в дымке скупые очертания находящихся вдали и ниже соседних гор.
Несмотря на горизонтальный формат изображения, композиция производит впечатление почти вертикальной, нет ощущения стесненности, но, напротив, чувствуется свобода пространства.
Прежде всего, не фронтальное, но профильное изображение фигур: и фигуры в целом, и даже лица не обращены к зрителю. Такая замкнутость персонажей друг на друге и на совершаемом действии усиливает значимость происходящего, подчеркивает, что изображаемое действие важно само по себе, независимо от того, видит ли его кто-нибудь или нет; зрителю не предлагается, но, скорее, позволяется увидеть то, что некогда было сокрыто от взора народа Моисеева.
Еще одна существенная деталь: лицо Моисея видно лишь в верхней его части, да и то затененным, так что благородный профиль и опущенный долу взор скорее угадываются, чем отчетливо читаются. По нашему мнению, эта особенность изображения тщательно продумана, что становится ясным при сравнении росписи с другими многофигурными композициями Ф. С. Завьялова на религиозные темы, написанными им примерно в эти же годы.
В «Синайском законодательстве» лицо пророка интересно художнику лишь отчасти, как средство его общей, весьма условной характеристики и возможность акцентировать почтительность позы. Учитывая, что зритель видит роспись издали и, по большей части, не имея возможности спокойно ее рассматривать, художник сокращает все детали, которые не являются необходимыми. Детальное изображение лица, его выражение важны для тонкой психологической характеристики каждого отдельного персонажа, а в этой росписи нюансы индивидуальной психологии не играют первостепенной роли, и художник жертвует ими ради упрощения картины и усиления главного впечатления, ради психологической характеристики основного действия.
Светлая роспись, ее теплый и мягкий колорит, тончайшие цветовые переходы, нежные переливы оттенков как нельзя более способствуют впечатлению необычного, неземного пространства, пространства вне времени. На это впечатление работают и другие, рассмотренные выше особенности росписи.
Рассмотрев подробно эту роспись в контексте окружающего ее художественного убранства и общественного значения собора, создававшегося как главный храм в столице империи, предложим основные выводы:
1. Благодаря опыту и мастерству художника успешно преодолены трудности, связанные с местоположением росписи. Лаконичность композиции, ясный рисунок, удачное цветовое решение способствуют тому, что она видна с достаточно обширного пространства, отчетливо воспринимается среди яркого и разнообразного по цветовой гамме окружающего декора; она легко читается даже при непродолжительном взгляде на нее, что очень важно для человека, пришедшего в храм не на экскурсию, но на богослужение, и для которого окружающие его художественные произведения важны в первую очередь как средства, способствующие особому душевному настрою. По нашему мнению, роспись является одним из очень интересных произведений русской монументальной живописи XIX в.
В. Г. Бондарчук, М. Ш. Доминов, А. В. Квятковский
Журнал Вопросы музеологии № 1 / 2010