исаакиевский собор век постройки
Исаакиевский собор век постройки
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Исаакиевский собор век постройки
Архитектура
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному
Историю надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.
И кому понадобилось искажать исторические факты, приукрашать их, а в других случаях принижать? Всё, что угодно, лишь бы правды не сказать. Похоже на детскую речевую игру «Что угодно говори, а «да» и «нет» — не говори». С одной только существенной оговоркой: это НЕ ИГРА, а давление Паразитической системы. Благодаря явным искажениям пытаешься читать специальную литературу, и понимаешь, что только глубже увязнешь в болоте обмана. Но это – риторика. А теперь – о фактах.
То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше – сейчас даже Родину любить не учат – запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.
Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.
В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.
Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.
Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России. Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.
В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют – они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.
Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории
Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.
Первая Исаакиевская церковь. 1707 год
первая Исаакиевская церковь
Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота – 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.
Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.
Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.
Анализ фактов
По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!
Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.
Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год
В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий. Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.
С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма – равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.
вторая Исаакиевская церковь
По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.
Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным – вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.
Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.
Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.
Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I – опять же вода не помеха. Камень – постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.
Третий Исаакиевский собор. 1768 год
Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана
В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.
третий Исаакиевский собор
Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.
На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.
Замечания по ходу расследования
Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение – воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?
Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?
В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.
Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься – где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.
Католическая версия
По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.