исаакиевский собор западный фасад
Строительство Исаакиевского собора. Внешний вид
Фотографии
Исаакиевский собор – святое сооружение и изящное украшение Северной столицы. В нем необычно все: его история, архитектура, внешний вид, интерьер. Но чтобы он стал таковым, ему суждено было пройти непростой путь.
Этапы возведения сооружения
Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал.
При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы.
Фундамент
При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.
Гранитные монолиты
Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывали в каменоломне Пютерлакс, что под Выборгом. Монолиты добывали из шахты специально разработанным методом, который позволял сохранить целостность породы. Далее их транспортировали сначала по морю, а от порта по специально построенной железной дороге к месту строительства. Это тоже было новаторство.
Возведение портика
Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а после возводить стены. Это было продиктовано сложностью строительства портика.
Вес каждой колонны 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки были сконструированы уникальные леса, позволяющие устанавливать такие колоссы за 45 минут. Всего было воздвигнуто 48 колонн.
Первой возводили крайнюю правую колонну северного портика 20 марта 1828 года. При этом присутствовал император с семейством. Под основание заложили отлитую из платины медаль. К октябрю 1830 года портик был закончен.
Стены
Стены из кирпича возводились толщиной от 2,5 до 5 метров. Для сцепления применялся известковый раствор, а для жесткости металлические профили. Облицовку проводили параллельно. В кладку монтировались специальные крюки, на которые крепились облицовочные мраморные плиты. Снаружи их толщина не менее полуметра, а изнутри – 20 сантиметров. В 1837 году закончено строительство основания купола и установлены 24 колонны в верхней части.
Купол
У Исаакиевского собора уникальный купол. Монферран старался предельно уменьшить вес постройки. Он разработал конструкцию купола, состоящую из трех частей. Нижнюю составляют ребра, между которыми при строительстве закладывались конусообразные гончарные горшки. Этот прием позволил снизить вес купола, улучшить теплопроводность. К тому же горшечные своды создают в храме восхитительную акустику.
Исаакий во всей красе
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Северная сторона
Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.
Западная сторона
Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.
В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.
Южная сторона
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.
Восточная сторона
Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.
С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
https://img-fotki.yandex.ru/get/1025106/161887320.565/0_23eb8d_642c34fc_orig.jpg Воланд. Узн.
1. Внешнее аналогично внутреннему. 2. Подобное притягивает подобное. 3. Начинайте обращ.
Нейробиолог Ризолатти: Как мысль ставит больного на ноги Джакомо Ризолатти Ученый, от.
—Новости
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Музыка
—Интересы
—Сообщества
—Статистика
«Господи, силою твоею возвеселится царь». Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм – покоряющий сердца!
Творенье мысли – Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века.
© Copyright: Валентин Клементьев, 2010
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире.
Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость – около 12 тысяч человек.
Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы.
Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Исаакиевский собор. Многие называют этот величественный храм восьмым чудом света.
Его формы совершенны, а уровень исполнения вызывает удивление и восторг.
Можем ли мы сегодня построить нечто подобное? Кажется, что технологии 21 века бессильны перед десятками тысяч тонн гранита, из которых создан Исаакий.
Видео: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Saint Isaac’s Cathedral, Saint-Petersburg
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь.
В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку
фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа».
Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер).
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Апостолы Пётр(слева) и Павел (справа)
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда Господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и повелел Петру также идти по воде. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Апостол Иоанн.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Правая ниша «Положение в гроб»
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Северная дверь собора
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием».
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали.
Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи.
Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского.
В правой части — коленопреклонённые воины[48]. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.
Надпись по фризу — «Царю царствующих».
барельеф с изображением Монферрана.
Апостолы Фома(слева) и Варфоломей (справа)
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Апостол Марк.
Западные двери.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов».
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Апостолы Андрей (слева) и Филипп (справа)
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Апостол Матфей
Южные двери
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер).
В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения.
Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Апостол Иаков
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Апостол Лука.
Крест, венчающий купол Исаакиевского собораКрест, венчающий купол Исаакиевского собора
Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная. Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину, невольно думаешь, что они были счастливее нас. Великая архитектура — это величайшее свидетельство человеческого величия.