иски к почте россии судебная практика

Возмещение материального ущерба от Почты России за утерю посылки

иски к почте россии судебная практика. Смотреть фото иски к почте россии судебная практика. Смотреть картинку иски к почте россии судебная практика. Картинка про иски к почте россии судебная практика. Фото иски к почте россии судебная практика

Для получения денежной компенсации необходимо подать заявление в любое отделение ФГУП «Почты России» по аналогии с заявлением на розыск отправления. В данном случае после установления факта пропажи отправления в течение 10 дней вам обязаны выплатить компенсацию.

К отправлениям без объявленной ценности и описи вложений применяется правило, согласно которому ФГУП «Почта России» возмещает тарифную плату в двукратном размере (ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»). Таким образом, напрямую от ФГУП «Почта России» полного возмещения стоимости товара и иных убытков получить не удастся.

Однако законодательством РФ предусмотрен и исковой порядок защиты прав потребителей за ненадлежащее исполнение почтовых услуг. Перед тем как подавать исковое заявление в суд, следует направить письменную претензию в отделение ФГУП «Почты России», где вы должны были получать посылку. В претензии откажитесь от договора оказания почтовых услуг, укажите фактические обстоятельства ситуации. Не забудьте указать ваши требования, доказательства, подтверждающие правомерность требований. Ссылки на нормативные акты необязательны, но приветствуются.

Если спустя 30 дней с момента подачи претензии ее оставят без рассмотрения, ваши требования не удовлетворят или удовлетворят частично, для защиты нарушенного права следует обратиться в суд. В зависимости от цены иска вам нужно будет подать исковое заявление либо мировому судье, либо в районный суд. Подавать иск можно по месту вашего жительства/пребывания.

В соответсвии с п. 1 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» вы вправе потребовать в суде полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением условий оказания почтовых услуг. Кроме этого, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность получения компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя.

Заранее скажу, что сформировавшаяся судебная практика по схожим делам не в пользу потребителей. Именно опись вложения и объявленная ценность отправления служат достаточным основанием для возмещения фактической стоимости содержимого посылки. Без описи и цены вероятность получить от суда удовлетворение своих требований крайне мала. Но если вы уверены в достаточности имеющихся у вас доказательств, подавайте иск.

Источник

к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда в рамках защиты прав потребителей

Решение № 2-2782/2019 2-2782/2019

М-1449/2019 М-1449/2019 от 20 мая 2019 г. по делу № 2-2782/2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2019 года город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Карматковой Е.В.,при секретаре Ефремовой Л.Н., с участием истца Ф… представителя истца Г…, представителя ответчика Ш…, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф… к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда в рамках защиты прав потребителей,

Ф… обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда в рамках защиты прав потребителей в связи с утратой почтового отправления, указывая на неполучение ею ожидаемого товара, стоимость которого составила 45 200 руб., высланного продавцом из г. Москвы, в соответствии с заключенным с ней договором купли-продажи 16 сентября 2018 года. Направленная ею претензия в адрес ответчика оставлена без удовлетворения. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просила суд взыскать с ответчика убытки в размере 45 200 руб., неустойку за период с 25 сентября 2018 года по 09 марта 2019 года в размере 4 370, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.

В судебном заседании истец Ф… на удовлетворении уточненного иска настаивала, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель истца Г…, действующая на основании доверенности, позицию своего доверителя поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика Ш…, действующая на основании доверенности, полагала требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поскольку в ходе проверки, проведенной по обращению истца, было установлено, что спорное почтовое отправление было утрачено по вине авиаперевозчика. Ответчик несет ответственность почты ЕМС за утрату отправления ЕМС без объявленной ценности в размере двойного тарифа за пересылку.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 3, 17 ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи», почтовая связь предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, а также другим лицам и органам. В соответствии с положениями ст. 19 указанного закона права пользователей услуг почтовой связи регулируются ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением от 15 апреля 2005 года N 221).

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234 были утверждены «Правила оказания услуг почтовой связи» (далее Правила).

Согласно ст. 20 ФЗ «О почтовой связи», пп. «б» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда > § 1. Общие положения о возмещении вреда > Статья 1082. Способы возмещения вреда» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/gk-rf-chast2/razdel-iv/glava-59/ss-1_7/statia-1082/»> 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Из приведенных положений закона следует, что для возложения ответственности за причинение вреда на конкретное лицо необходимо одновременное наличие следующих условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда.

В судебном заседании установлено, что 16 сентября 2018 года Ф… (покупатель) в г. Москве заключила договор купли-продажи с З… (продавец), по условиям которого продавец обязалась передать в собственность, а покупатель принять и оплатить товар в количестве и качестве, на условиях в соответствии со спецификацией, прилагаемой к договору, являющейся его неотъемлемой частью (п. 1.1).

Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент передачи товара перевозчику или организации связи для поставки покупателю (почта ЕМС) (п. 1.2).

Стоимость товара составляет 45 200 руб. (п.2.1). Оплата производится в течении трех дней с момента подписания договора в безналичном порядке путём перевода 100% суммы стоимости товара на карту продавца (п. 2.2).

Приложенная к договору спецификация содержит наименования (детские зимние костюмы), цену, количество товара и итоговую стоимость приобретённого товара – 45 200 руб.

Из представленной в материалы дела выписки по счету следует, что на банковскую карту продавца 17 сентября 2018 года со счета истца была списана денежная сумма в размере 45 200 руб.22 сентября 2018 года из г. Москвы в адрес истца в г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края было отправлено ЕМС обыкновенное, стоимость оправления составила 4 370 руб., что подтверждается чеком.

Согласно сопроводительному бланку вес отправления составлял 25 480 руб., в описании отправления З… указала – «одежда», тариф за пересылку составил 4 370 руб.

При этом опись вложения данного отправления З… не составлялась, ценность почтового отправления не объявлялась.

Также установлено и ответчиком не оспаривается, что отправление EMS обыкновенное истцу доставлено не было в связи с чем, Ф… было подано заявление на розыск почтового отправления ЕМС № ЕР0359604328RU, которое было получено ответчиком 22 сентября 2018 года.

Из ответа ФГУП «Почта России» от 29 ноября 2018 года следует, что в ходе проверки, проведенной по обращению истца, было установлено, что почтовое отправление ЕМС № ЕР0359604328RU было утрачено по вине авиаперевозчика. Ссылаясь на ст. 34 ФЗ о Почтовой связи указал, что ответственность наступает перед пользователями услуг в случае утраты отправления ЕМС без объявления стоимости – в размере двойного тарифа за пересылку. Принесли свои извинения.

06 февраля 2019 года истец обратилась к ответчику с претензией, в которой просила возместить стоимость утраченной посылки в размере 45 200 руб., неустойку за нарушение сроков пересылки в размере 17 567 руб. 40 коп.

В досудебном порядке требования истца удовлетворены не были.

Учитывая, что принятая ответчиком почтовая корреспонденция не была вручена истцу, была утеряна по вине ФГУП «Почта России», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика требование Ф. о взыскании убытков с ФГУП «Почта России» за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи обоснованно.

Вместе с тем, определяя размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей (ред. от 29.06.2018) > «О почтовой связи» > Глава I. Общие положения > Статья 2. Основные понятия» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-17071999-n-176-fz-o/glava-i/statia-2/»> 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» к услуге почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Согласно статье 16 данного закона услуги почтовой связи оказываются оператором почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.

В связи с тем, что действия операторов почтовой связи осуществляются именно с почтовым отправлением, а не с товарами, пересылаемыми в почтовых отправлениях, почтовые отправления принимаются от отправителей и вручаются получателям в закрытом виде.

По желанию пользователей услуг почтовой связи оператор почтовой связи может предоставлять дополнительную услугу по приему и вручению почтовых отправлений в открытом виде для проверки содержимого вложения.

Оказание такой услуги регламентировано пунктом 20 Правил оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которым почтовые отправления принимаются от отправителя в открытом виде, в том числе, при наличии описи вложения.

Почтовые отправления с объявленной ценностью по желанию отправителя могут приниматься к пересылке с описью вложения. Такие почтовые отправления принимаются в открытом виде с указанием всех отправляемых предметов (с указанием их количества и стоимости) (п. 4.6 Порядка N 114-п).

Таким образом, решение о наличии описи вложения отправитель принимает самостоятельно на свое усмотрение, а отсутствие таковой описи свидетельствует о том, что вложение было принято и упаковано оператором связи в закрытом виде.

Указание продавцом З. при отправлении ЕМС в описании сопроводительного бланка «одежда» описью вложения не является, ценность отправления не объявлялась.

Доказательств того, что предмет отправки был идентифицирован сотрудником отделения связи, в материалах дела не имеется, равно, как и не было суду представлено доказательств, что содержимое посылки было осмотрено почтовым работником при отправке.

Договор купли-продажи от 16 сентября 2018 года с прилагаемой к нему спецификацией не доказывает и не определяет сущности вложения при отправлении ЕМС истцу.

Поскольку истцом, в нарушение положений ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/gpk-rf/razdel-i/glava-6/statia-56/»> 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не была доказана стоимость почтового вложения, отправленного 22 сентября 2019 года, оснований для взыскания убытков в размере 45 200 руб. не имеется.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании убытков за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи подлежит частичному удовлетворению.

На основании пункта 1 статьи (ред. от 18.07.2019) > «О защите прав потребителей» > Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) > Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/#Co1QIgZ0SILT»> 27 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок» установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Учитывая, что ответчик требование истца в десятидневный срок не удовлетворил после получения претензии 06 февраля 2019 года, то требование Ф… о взыскании неустойки обоснованно.

Размер неустойки за период с 17 февраля 2018 года по 09 марта 2019 года составит 5 506 руб. 20 коп., из расчета 8740 руб. (убытки) х 3% х 21 день.

Таким образом, суд не выходя за рамки заявленных требований, удовлетворяет требование истца о взыскании с ФГУП «Почта России» в сумме 4 370 руб. за период с 17 февраля 2019 года по 09 марта 2019 года, соответственно требование о взыскании неустойки за период с 25 сентября 2018 года по 16 февраля 2019 года удовлетворению не подлежит.

В силу ст. (ред. от 18.07.2019) > «О защите прав потребителей» > Глава I. Общие положения > Статья 15. Компенсация морального вреда» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/#rF26Jp5Yz7Ja»> 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300- (ред. от 18.07.2019) > «О защите прав потребителей» > Глава I. Общие положения > Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/#Lxg93orsmfHH»> 1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения прав потребителя, учитывая степень нарушения прав потребителя, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. с учетом требований разумности и справедливости.

Учитывая то, что ответчик добровольно не удовлетворил законное требование истца, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 11 555 руб.

В силу ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/gpk-rf/razdel-i/glava-7/statia-100/»> 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В обоснование требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб. истцом представлены: договор об оказании юридических услуг от 18 февраля 2019 года, квитанция серии ЛХ № 106010 от 18 февраля 2019 года, подтверждающие получение исполнителем суммы в размере 25 000 руб.

Решая вопрос о размере расходов на оплату услуг представителя, подлежащих возмещению за счет ответчика, суд учитывает обстоятельства данного дела, его сложность, характер защищаемого права, объем услуг, оказанных представителем истца по защите интересов истца, и фактически совершенных им процессуальных действий в ходе судебного заседания, применяя принцип разумности и соразмерности, суд удовлетворяет заявление истца на сумму 10 000 руб.

В соответствии с положениями ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела» target=»_blank» href=»https://sudact.ru/law/gpk-rf/razdel-i/glava-7/statia-103/»> 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 893 руб., от уплаты которой истец был освобожден.

Исковые требования Ф… удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу Ф… денежную сумму в счет возмещения убытков в размере 8 740 рублей, неустойку за период с 25.09.2018 года по 09.03.2019 года в размере 4 370 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, штраф в размере 11 555 рублей, а всего 49 665 рублей.

В удовлетворении исковых требований Ф… к ФГУП «Почта России» о взыскании неустойки за период с 25 сентября 2018 года по 16 февраля 2019 года отказать.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 893 рубля.

Решение может быть обжаловано сторонами также в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Суд: Петропавловск-Камчатский городской суд (Камчатский край) (подробнее)

Ответчики: Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (подробнее)

Судьи дела: Карматкова Елена Владимировна (судья) (подробнее)

иски к почте россии судебная практика. Смотреть фото иски к почте россии судебная практика. Смотреть картинку иски к почте россии судебная практика. Картинка про иски к почте россии судебная практика. Фото иски к почте россии судебная практика

(c) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край

Источник

Иски к почте россии судебная практика

Номер дела: 2-2045/2020

Дата начала: 30.01.2020

Дата рассмотрения: 03.03.2020

Суд: Благовещенский городской суд Амурской области

Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лицаЛицоПеречень статейРезультат
ОТВЕТЧИКАО «Почта России»
ПРЕДСТАВИТЕЛЬГорюнов Роман Юрьевич
ИСТЕЦОчкур Олег Николаевич
Движение дела
Наименование событияРезультат событияОснованияДата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде30.01.2020
Передача материалов судье03.02.2020
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрениюИск (заявление, жалоба) принят к производству10.02.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству10.02.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству10.02.2020
Судебное заседаниеВынесено решение по делу10.02.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме13.04.2020

Решение

Именем Российской Федерации

03 марта 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего Чешевой Т.И.,

при секретаре Авалян А.С.,

с участием истца Очкура О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очкура О. Н. к АО «Почта России», в лице филиала АО «Почта России» Амурской области о защите прав потребителей,

Истец в судебное заседание явился. Ответчик о дате, времени и месте судебного заседания также извещался в порядке, предусмотренном ГПК РФ, явку представителя в суд не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, письменный отзыв на иск не представил. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Заслушав позицию истца, исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.

Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены цели, основные принципы и виды, правовое регулирование деятельности акционерного общества «Почта России», являющегося правопреемником ФГУП «Почта России». Согласно положениям данного Федерального закона с 01.10.2019 года ФГУП «Поста России» подлежит реорганизации в форме непубличного акционерного общества с единственным акционером в лице Правительства Российской Федерации. Распоряжением от 20.09.2019 года Правительства РФ № 2131-р и № 2132-р утверждены Устав Акционерного общества «Почта России» и передаточный акт имущественного комплекса «Почта России». С учетом изложенного, все законы и подзаконные акты, ранее регламентирующие деятельность ФГУП «Почта России», распространяют свое действе на АО «Почта России», как его правопреемника.

Из искового заявления следует и не оспаривается ответчиком, что 28.01.2020 года истец обратился в отделение почтовой связи 675004 Благовещенского почтамта г. Благовещенска Амурской области, расположенное по ул. Пионерская, д. 27, с целью получения регистрируемого почтового отправления (заказного письма). Однако, в выдаче данной заказной почтовой корреспонденции ему было отказано в связи с отсутствием данного письма в отделении почтовой связи.

30.01.2020 года истец обратился в адрес ответчика с письменной претензией, в которой требовал компенсировать причиненный ему ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи моральный вред в размере 20 000 рублей. Ответчиком в претензионном порядке требования истца удовлетворены не были, в связи с чем истец вынужден был отстаивать свои права в судебном порядке путем подачи настоящего искового заявления.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, по оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. Федерального закона № 171-ФЗ от 29.06.2018) правовое положение акционерного общества «Почта России» устанавливается федеральным законом.

Статьей 16 Федерального закона «О почтовой связи» установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством РФ нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 45 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Указанный выше Порядок устанавливает требования к приему и вручению внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи. Данные требования обязательны для исполнения филиалами АО «Почта России», как правопреемником ФГУП «Почта России», и их структурными подразделениями.

В почтовых отправлениях разряда «Судебное» пересылаются судебные извещения (судебные повестки), копии судебных актов (в том числе: определений, постановлений, решений судов), судебные дела (материалы), исполнительные документы, в том числе могут пересылаться приложения на электронном носителе информации (пп. 6.2.4.2 Порядка). Согласно пп. 6.2.5.1. Заказные письма и заказные бандероли разряда «Судебное» должны пересылаться с уведомлением о вручении.

С учетом вышеизложенного, в данном случае срок хранения заказной почтовой корреспонденции разряда «судебное» ШПИ *** должен исчисляться с 21.01.2020 года, возврат указанного почтового отправления, исходя из режима работы отделения почтовой связи, должен быть произведен и фактически был произведен 28.01.2020 года, что соответствует приведенным выше нормам закона и подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актов.

С учетом изложенного, суд полагает, что стороной истца доказано, что ответчиком не было обеспечено качество услуг почтовой связи, нарушены указанные выше положения действующего российского законодательства и ведомственных подзаконных актов, регламентирующих оказание данного вида услуг их потребителям (отправителям и адресатам). В частности ответчиком не было оформлено и представлено получателю данного вида услуг Очкуру О.Н. соответствующее действующим на момент совершения данных действий (бездействия) ведомственными нормативными актами извещение № 927/20 на группу регистрируемых почтовых отправлений от 17.01.2020 года.

В полученном истцом извещении № 927/20, содержащем указание на поступление в ОПС двух заказных почтовых отправлений, не было указано, что заказное почтовое отправление с ШПИ *** относится к заказным почтовым отправлениям разряда «Судебное». Бланк извещения АО «Почта России» не соответствует требованиям регламентированным Порядком и предъявляемым к ф. 22 / ф. 22-о, поскольку на нем ни машинописным способом, ни «от руки» не было указано, что заказная почтовая корреспонденция относится к разряду «судебное», что, в свою очередь давало истцу при получении данного извещения все основания предполагать, что срок хранения в отделении почтовой связи перечисленной в нем заказной почтовой корреспонденции составляет 30 дней, и, соответственно, получить его адресат (пользователь услуг почтовой связи) может в течение более длительного периода. Кроме того, данное извещение не содержало информации о сроках хранения данной заказной почтовой корреспонденции в отделении почтовой связи.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что направленное ответчиком истцу извещение на группу регистрируемых почтовых отправлений не соответствовало требованиям, изложенным в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (образцу типографского бланка извещения ф. 22 / ф. 22-0), утвержденному Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п.

Данное обстоятельство повлекло нарушение прав истца как получателя услуг почтовой связи.

Согласно п. 46 указанных Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании действий ответчика, не обеспечившего организацию производственного процесса по приему, обработке, доставке (вручению) почтовых отправлений в отделении почтовой связи в соответствии с установленными требованиями, а также не обеспечившего качественное оказание почтовых услуг, ненадлежащими, нарушающими права истца как потребителя услуги почтовой связи.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом, Федеральным законом «О почтовой связи» не предусмотрена компенсация морального вреда в случае нарушения предоставления услуг почтовой связи, однако, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, если он причинен вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, из анализа указанных норм права усматривается, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина его причинителя.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Права пользователя услуг почтовой связи защищаются, в том числе Законом РФ «О защите прав потребителей», в соответствии со ст.15 которого, пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем (оператором почтовой связи) прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.

Ответчик не представил доказательств, подтверждающих обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по доставке заказной почтовой корреспонденции разряда «Судебное» при указанных выше обстоятельствах.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера и степени причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потерпевшего, с учетом требований разумности и справедливости.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, характер нарушения прав истца, значимость для истца, как пользователя услуг почтовой связи содержания заказной почтовой корреспонденции разряда «Судебное», и фактическое неполучение данной корреспонденции по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства привели истца к определенным нравственным страданиям (переживаниям), поскольку лишь при обращении в соответствующее отделение почтовой связи 28.01.2020 года истец был поставлен в известность, что отправителем данной заказной почтовой корреспонденции являлся Амурский областной суд, корреспонденция относится к разряду «Судебное», то есть истец был фактически лишен ответчиком возможности своевременно быть надлежащим образом уведомленным федеральным судом общей юрисдикции о своих правах и обязанностях, как сторона по делу (третье лицо) либо их представитель, что является безусловным нарушением прав Очкура О.Н. как потребителя.

С учетом изложенных выше обстоятельств и приведенных положений закона, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, полагая данный размер компенсации отвечающим критериям разумности и справедливости, исходя из обстоятельств дела и общего обоснования заявленного истцом требования.

Статьей Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменной форме. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления). Претензии в отношении несвоевременной доставки внутренних простых почтовых отправлений принимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По смыслу этого положения закона данная мера ответственности предусмотрена не за всякое нарушение, которое привело к необходимости обращения потребителя в суд за защитой своих прав, а лишь за определенные нарушения, выражающиеся в несоблюдении добровольного порядка удовлетворения тех требований потребителя, которые предусмотрены Законом РФ «О защите прав потребителей».

Принимая во внимание направление 30.01.2020 года истцом в адрес ответчика претензии с требованием о компенсации морального вреда в связи с нарушением правил доставки регистрируемого почтового отправления разряда «Судебное» и не исполнения требований заявителя в добровольном порядке, с ответчика в пользу истца за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований на основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию штраф. Сумма подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца штрафа составляет 1 000 рублей 00 копеек (2000,00 руб. х 50% = 1000,00 руб.). Оснований для снижения размера штрафа по правилам ст. 333 ГК РФ, у суда не имеется, поскольку указанная сумма штрафа соответствует степени нарушения ответчиком обязательств, и критериям разумности и справедливости.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку истцом на дату рассмотрения данного гражданского дела судом первой инстанции не представлено доказательств несения расходов по оплате услуг представителя, данные требования суд оставляет без удовлетворения.

По настоящему делу при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в связи с предъявлением иска о защите прав потребителей. С учетом размера удовлетворенных судом требований, исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Взыскать с АО «Почта России», в лице филиала АО «Почта России» Амурской области в пользу Очкура О. Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Взыскать с ФГУП «Почта России», в лице филиала ФГУП «Почта России» Амурской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Чешева

Решение изготовлено в окончательной форме 13 марта 2020 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *