искусственный разум стэнли кубрик

Рецензия на фильм «Искусственный разум»

«A.I. Artificial Intelligence» («Искусственный разум»), новый фильм Стивена Спилберга, поставленный по идее Стэнли Кубрика, уже неделю гремит в Америке, собирая толпы. 145-минутный блокбастер в первый же уик-энд собрал более 30 миллионов долларов, окупив почти треть своего стомиллионного бюджета. Он стал сенсацией в Японии, но первыми зрителями Европы принят прохладно.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Мир будущего по Спилбергу

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Дэвид: А папа и мама – настоящие?
Тэдди: Не задавай глупых вопросов. Никто не знает, что это такое – «настоящие».

Это диалог из рассказа фантаста Брайана Олдисса «Суперигрушки прошлым летом». Он был напечатан в 1969 году и стал первотолчком для фантазии Стэнли Кубрика, фильм придумавшего, а потом Стивена Спилберга, фильм осуществившего.

Дэвид, Жиголо и медвежонок Тэдди

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

В конце концов, Кубрик решил спецэффекты делать сам. Затребовал образцы аппаратуры, опробовал их и ни шиллинга не заплатил. Хотя прислал список претензий, и компания стала разрабатывать технологии специально для него. Но проект опять завис… Кубрик так и не смог найти ответ на ключевой вопрос проекта – об ответственности перед прирученной нами машиной.

После смерти мастера проект перешел к 53-летнему Стивену Спилбергу. Кубрик был циником и не верил в человечество. Спилберг оптимист и в человечество верит. Но моральная проблема, подобно теореме Ферма, так и осталась нерешенной.

Кроме нравственного долга перед Кубриком, у Спилберга был и другой импульс: «После «Списка Шиндлера» и «Рядового Райана» мои дети пилили меня, что я больше не делаю для них картин. И я решил вернуться к кино, которое они могли бы смотреть. Хотя многое им придется понять чуть позже, а фильм такой еще двадцать лет назад был невозможен».

Секс-робот Жиголо

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Из какого сора? По данным сайта «Screen It!»

Источник

Все отзывы о фильме Искусственный разум

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Рецензия «Афиши» на фильм

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Это — странное чувство. Стэнли Кубрик, величайший режиссер, умер в 1999 году, оставив свою паству разочарованной и недоумевающей с «Широко закрытыми глазами». Последним словом, произнесенным с экрана в кинематографе Кубрика, стало «fuck». Конец — прямой и явный. Больше не будет этого отстраненного взгляда, которым только и можно прозреть суть мироздания. Неспешности, с которой только и можно вычислить механизмы жизни. Кубрик, который всегда искал ответы на вопросы бытия, но никогда — утешения, поставил жирную точку. История парализованного Микеланджело Антониони, чей персональный зомби Вим Вендерс дешифрует стариковскую кашу его режиссерской речи, в случае Кубрика была невозможна. Режиссер, чей взгляд всегда был обращен к смерти, в урочный час принял ее беспрекословно. Finita, пересматривайте «Барри Линдона» и «Космическую одиссею».

И вдруг все возвращается. Отстраненность, которая не позволит музыке, камере, монтажу вмешаться в самостоятельную жизнь предметов, глаз, слов: они скажут ровно столько, сколько на самом деле имеют сообщить. Неспешность, которая позволит всматриваться в океан и вслушиваться в деловой разговор столько, сколько нужно, чтобы сама собой открылась заключенная в них драма. Это метод, описанный Кафкой: «Чтобы отделить реальность от вымысла, достаточно замереть и прислушаться. Даже не прислушаться, а просто замолчать, не двигаться — тогда реальность сама разоблачит себя».

Проект «Искусственный разум», который Кубрик вынашивал с середины 70-х, осуществил многословный маэстро кинокаруселей, американских горок и комнат страха Стивен Спилберг. Впервые я рад спилберговскому чувству уважения к мертвым, граничащему у него с фанатизмом, которое я презирал в цветном финале «Списка Шиндлера». Вооруженный тысячью зарисовок и записей по «Разуму», оставшихся от покойного коллеги, он снимает кадр за кадром настоящий фильм Стэнли Кубрика. Спилберг возвращается к истокам режиссера поколения начала 1970-х (Скорсезе, Богданович, Де Пальма), которое перерабатывало опыт Голливуда 30-40-х. Дар стилизатора, положенный на полку после успеха его самого совершенного фильма «Челюсти» (1975), возвращен ради Кубрика.

Из уважения к Кубрику, который до последнего скрывал, о чем его новый фильм, я оставлю сюжет «Искусственного разума» за рамками статьи. Постигайте его тайны в той последовательности, в какой запланировал Кубрик. Он внакладе не останется: в кино эта великая сказка занимает ту же нишу, что в литературе — «Маленький принц».

Лучшие отзывы о фильме «Искусственный разум»

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

История про мальчика-робота,который мечтал стать настоящим,живым ребенком.После того,как он услышал сказку про Пиноккио,которого из деревянной игрушки Голубая фея превратила в человека,герой фильма решил отправиться на поиски этой самой феи.
Фильм очень грустный и пронзительный.Он о том,что даже робот иногда может чувствовать.А также о том,что нужно идти к своей мечте и верить в нее,какой бы неосуществимой она не была.И когда она исполнится,запомнить этот миг.Потому что это будет самый счастливый миг в жизни,что бы ни было дальше.
Сам фильм такой яркий,хорошая компьютерная графика.Все,как надо!Отличные актеры.
Вот этот мальчик,Хейли Джоэл Осмент,ведь так был популярен,когда был маленьким.А теперь он вырос и оказался ни кому не нужен.Все-таки печальной порой бывает судьба детей-актеров.Вот ты популярен,и весь мир у твоих ног.А вот ты вырос-и все кончено.
Красивый Джуд Лоу в роли робота-проститутки.А ведь эта роль написана прямо для него!Он идеально вписался.
Ну а больше всего мне понравился медвежонок-робот.Такой милашка!И говорил всегда,между прочим,весьма умные слова.Очень хотелось бы иметь такого дома!
Отличный фильм. Наверное,даже гениальный!

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

У робота тоже есть душа
Если ты хоть раз видел «Искусственный разум», то искренне веришь в Любовь. Правду говорят, что это чувство каждый испытывает по-разному. Ведь и правда, вторую половинку мы любим страстно, родителей – нежно, а детей – безгранично. А как же любят роботы?
В этой картине Стивен Спилберг еще раз в полной мере показал нам свой талант и продемонстрировал одну из самых трогательных и печальных историй в мире. Вряд ли кто-нибудь видел что-то подобное за свою жизнь. Фантастические фильмы всегда пользовались популярностью, но не все из них обладали такой глубиной и трагизмом.
Киборг, наверное, правильнее будет сказать так, по имени Девид является искренним созданием с кристальной душой. Он создан учеными, но в нем человечности гораздо больше, чем в каждом рожденном. История, которую мы видим на экране не может оставить равнодушной. Она цепляет и пронимает каждую клеточку тела. В некоторые моменты так и хочется стать одним из действующих лиц и стукнуть обидчиков Девида.
Хейли Джоэл Осмент настолько легко и плавно вживается в подобные роли, что т невольно проецируешь героев в реальности. Удивительная способность юного актера (на тот момент юного). На отлично справился со своей задачей и научил верить в чудеса. Если в твоем сердце жива надежда, то все под силу. Банально, но так оно и есть. Тот, кто искренне чего-то хочет – получает это. Неважно сколько пройдет времени и сколько раз тебя толкнут лицом в грязь, главное быть храбрым в сердце. Великолепная картина!

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

У робота тоже есть душа
Если ты хоть раз видел «Искусственный разум», то искренне веришь в Любовь. Правду говорят, что это чувство каждый испытывает по-разному. Ведь и правда, вторую половинку мы любим страстно, родителей – нежно, а детей – безгранично. А как же любят роботы?
В этой картине Стивен Спилберг еще раз в полной мере показал нам свой талант и продемонстрировал одну из самых трогательных и печальных историй в мире. Вряд ли кто-нибудь видел что-то подобное за свою жизнь. Фантастические фильмы всегда пользовались популярностью, но не все из них обладали такой глубиной и трагизмом.
Киборг, наверное, правильнее будет сказать так, по имени Девид является искренним созданием с кристальной душой. Он создан учеными, но в нем человечности гораздо больше, чем в каждом рожденном. История, которую мы видим на экране не может оставить равнодушной. Она цепляет и пронимает каждую клеточку тела. В некоторые моменты так и хочется стать одним из действующих лиц и стукнуть обидчиков Девида.
Хейли Джоэл Осмент настолько легко и плавно вживается в подобные роли, что т невольно проецируешь героев в реальности. Удивительная способность юного актера (на тот момент юного). На отлично справился со своей задачей и научил верить в чудеса. Если в твоем сердце жива надежда, то все под силу. Банально, но так оно и есть. Тот, кто искренне чего-то хочет – получает это. Неважно сколько пройдет времени и сколько раз тебя толкнут лицом в грязь, главное быть храбрым в сердце. Великолепная картина!

Пластмассовая американская пафосная сказка. Очень долгая, оторванная от человека и, вообще говоря, совсем не сказка. Плохое кино.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Грустная и красивая сказка для взрослых. Для очень взрослых. Для тех, кто сможет принять весь человеческий снобизм и сволочизм.

Последние 15 минут на мой взгляд лишние. Это вроде бы как шаг в сторону хэппи-энда.
надо было оставить мальчика во льду

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Человеческий прогресс не стоит на месте, и наука уже давно ушла вперёд. Мы, работающие над «выращиванием» биологического материала, который мог бы представлять из себя «запасную часть» для тех, кому это действительно необходимо, продолжаем также пытать удачу и в надежде создать, наконец, тот самый, искусственный разум, желая ещё больше утвердиться в мысли о том, что мы якобы хозяева природы, и способны подчинить себе даже такие её процессы, как созидание и развитие разумной жизни без её непосредственного участия. Но воссоздать то, что изначально создаётся природой, на мой взгляд, до конца, всё-равно, невозможно. Но именно эта тема уже давно получила своё широкое распространение, как в художественной литературе, так и в мировом кинематографе, а в данном случае, ещё и, что называется, «дубль»: экранизация рассказа в режиссёрском исполнении Стивена Спилберга.

История Дэвида(Хэйли Джоэл Осмент), робота-ребёнка нового поколения, взятого в семью Свинтон в качестве некоей «отдушины», способной хоть как-то заполнить пустоту и унять боль в сердце матери, отчаянно ожидавшей пробуждения своего сына от коматозного сна, вызванного редким недугом, поражает, прежде всего, своей искренностью, обличая при этом наихудшие человеческие пороки, но именно этим и «пробивает» твой эмоциональный барьер, не оставляя ни малейшего шанса остаться равнодушным ко всему происходящему на экране.

Кто же такой Дэвид? Всего лишь робот, созданный для утешения тех, кому необходимо было снова почувствовать себя родителями, дарить любовь и ощущать при этом ответную реакцию? Но если машину можно запрограммировать на любовь, то человеку невозможно задать определённую команду, произнеся несколько «волшебных» слов, чтобы «включить» необходимое чувство. Или же Дэвид – это своего рода, идеальный образ, демонстрирующий нам лучшие качества, которых так не хватает нам, людям? И трагедия здесь заключается именно в том, что, несмотря на то, что Дэвид – не человек, ему всё-равно не удаётся избежать столкновения с жизнью. На протяжении фильма частенько мелькает мысль о том, что ему повезло быть роботом, ведь будь он из плоти и крови, ему тяжело было бы справиться с тем, через что ему пришлось пройти на пути своего следования, правда воспринимается всё это ИМ по-другому: предательство, но безоговорочное прощение; жестокость, но без последующих обвинений в адрес своих обидчиков.

Но, не взирая ни на что, он всё-равно идёт к своей цели, и здесь уже начинает прослеживаться его та самая разумность, присущая тому, чьим подобием он, собственно говоря, и являлся – человеку. Когда не страшны никакие преграды на пути к своей единственной и заветной мечте, в данном случае, услышать те самые важные слова от главной женщины в твоей жизни, от той, чья любовь – вечна!

Какая участь для Дэвида была бы более предпочтительнее? Да, он являл собой результат научного труда и гениальности человеческой мысли, проще говоря, был высокотехнологичным изделием, но одновременно с этим, он был ещё и тем, кого наделили способностью чувствовать те, кто не осознавал жестокость и антигуманность своего поступка, ведь, играя с самым сильным чувством на земле, его обрекли на одиночество в своей любви, на последующие попытки добиться её взаимного проявления. Конечно, лучшим для него было бы вообще никогда не появляться в этом мире, но в финале нам ещё раз показывают, что Дэвид, действительно, обладает разумом, и что в большей степени, он всё-таки, человек, чем просто андроид – ему предоставляют выбор, исходя из которого он должен принять решение. Думаю, многие согласятся с тем, что возможность выбора явно не является прерогативой того, кто состоит из проводов и железа. И ему вовсе не нужна была фея, волшебница, способная превратить его в настоящего мальчика, да у него не было сердца и ему предрешено было вечно оставаться ребёнком, но у него был разум, а главное, потребность чувствовать себя нужным и любимым. А это ли не доказательство того, что ТЫ – НАСТОЯЩИЙ!

Источник

Любовь и сон: «Искусственный разум»

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Научная фантастика занимается идеями, которые по большому счёту отсутствуют или замаскированы в нашей повседневной жизни. Такое кино играет с технологиями будущего, пространственно-временным континуумом и сверхъестественным. Фантастика задаётся вопросами о гуманности, нравственности, физиологии, смертности и памяти, даже любви и желаниях, которые находятся за пределами сиюминутного обоснования. Часто вопросы остаются без ответов, и чем они умнее и запутаннее, тем занятнее просмотр фильмов такого жанра. Не стареет фантастический нуар «Бегущий по лезвию», техно-боевик «Терминатор», поэтичная драма «Она» и, вне всякого сомнения, космический эпос «2001 год: Космическая одиссея», но сегодня поговорим об «Искусственном разуме», или просто A.I., от Стивена Спилберга – одном из самых масштабных и провокационных, а также самых загадочных и тематически насыщенных фильмов его карьеры.

К ино, частично основанное на коротком рассказе Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на всё лето», развивалось в течение долгих лет легендарным перфекционистом Стэнли Кубриком, прежде чем проект попал в руки Спилберга. Кубрик постоянно откладывал начало создания картины из-за разногласий с авторами и скупых возможностей анимации того времени, а когда постановщик созрел, он оказался занятым работой над «С широко закрытыми глазами» – лентой, которая стала для него последней. Однако детище Стивена Спилберга, которое мы наблюдаем сегодня, не менее чудесное, пугающее и магическое, чем кубриковская «Космическая одиссея».

Один из ключевых замыслов «Искусственного разума» проявляется в развратном мегаполисе с названием Красный Город, где в разговоре роботов Дэйвида (Хэйли Джоэл Осмент) и Жиголо Джо (Джуд Ло), стоящих у входа в католический храм Непорочного Сердца Марии, звучит фраза: «Те, кто сделал нас, всегда ищут тех, кто сделал их». Сцена короткая и не влияет на сюжет, но даёт недурные подсказки о взаимодействии людей и машин.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Дэйвид ещё не подозревает, но его вояж в итоге приведёт к собственному создателю – инженеру и профессору Аллену Хобби (Уильям Херт), хотя их встреча не даст мальчику-роботу той правды, которую он ожидает. В действительности Дэйвид ищет разгадку его происхождения как эмоционально-думающего существа. Героя запрограммировала любить его суррогатная мать Моника Свинтон (Фрэнсис О’Коннор). Немного погодя покинутый ею же Дэйвид стремится стать настоящим ребёнком, чтобы завоевать одобрение и любовь матери.

Мысль о поиске создателей уносит зрителя в далёкое будущее – сверхъестественный эпилог фильма, показывающий, что человечество вымерло, города стёрты с лица Земли, а мир населяют и исследуют странные, вытянутые, прозрачно-светящиеся человекообразные существа. Эти суперособи не имеют живой памяти о людях и стремятся найти любой остаток человечества. И даже по самой малой частице материи они способны воскресить человека… на мгновение. Когда монолитные инопланетяне обнаруживают Дэйвида, они проявляют к нему громадное любопытство. Дэйвид становится святым мостом в давно забытое прошлое.

Фильм начинается в мире, где живут одинокие люди, ищущие уют и заботу в лице собственноручно построенных роботов. «Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему» – знакомо? А в финале мы знакомимся с миром, где живут одинокие иноземные существа, или роботы-клоны, похожие на Монику, которую они создают по просьбе Дэйвида, невзирая на её недолговечность. Дэйвид самовольно поддаётся вере в мираж, мечту. Материальная жизнь – тлен, а душа вечна. Кажется, такую мысль несёт «Искусственный разум» Спилберга. Человеческие усилия в создании искусственной жизни заканчиваются неудачей и горем. И хотя сам Дэйвид проживает один и единственный день с фантомом матери в чувственном согласии, зрители проживают последние минуты фильма в тоске, приправленной пафосной сентиментальностью. История о роботе Дэйвиде – горькое видение отчаянного одиночества – одинокой вселенной, лишённой порядка, доброты и ласки как для людей, так и для машин.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

«Искусственный разум» – рассказ не о роботах и не совсем о людях. Авторы повествуют о состоянии человека. Путешествие Дэйвида, чтобы стать настоящим мальчиком – метафора человеческого пути – стремление быть настоящим, найти и понять своего создателя. А создатель – Бог или нет – вопрос личной веры и убеждений. В фильме показаны и религиозные, и научно-фантастические изображения. Иными словами, одинокие машины – это мы, а тесная связь человека и механического организма подчёркивается в родственном соперничестве между юным сыном Моники Мартином и андроидом Дэйвидом.

Обратите внимание на начало картины, в котором профессор Хобби наглядно демонстрирует, что роботы не ощущают физической боли и задаётся вопросом об истинной сути чувств. Разговор подвисает не из-за того, может ли машина любить или нет, а может ли человек любить её взаимно. И вот Дэйвид становится изгоем, а семья Свинтон вообще выпадает из сюжета. Счастлив ли Мартин с родителями после изгнания Дэйвида и счастливы ли они с ним? Нам не рассказывают о них. История фильма не о Свинтон, а о роботе Дэйвиде, и картина Спилберга, как библейские сказки, толкует о судьбе отверженного.

Зритель встаёт перед потрясающим нравственным конфликтом. Если люди имеют возможность сотворить механический организм, который во всех проявлениях – полноценная копия человека, то с какими обязательствами сталкивается владелец этого организма? Помните фразу из известной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»? Будет ли человек относиться к роботу как к равному? Будет ли заботиться о нём, как о члене семьи? Или настанет миг, когда владелец робота осознает, что не чувствует инстинктивной связи с ним, и ответственности будет не больше, чем к чайнику? Собственно, в фильме есть и такая позиция, где протестующие против машин люди устраивают массовую казнь роботов. Эпизод похож на гладиаторские бои или геноцид на пламенной арене с ревущими массами, требующих хлеба и зрелищ. Учитывая эпилог фильма, в котором говорится о вымирании людей и власти в руках машин, шоу-мероприятие «Ярмарка плоти» с торжествующей толпой смотрится колкой насмешкой над ксенофобами. Сцены изображены в совершенно ином визуальным стиле, чем первая половина сюжета. Действие мрачное, злобное и шумное, но зная, что изначально «Искусственный разум» – замысел Кубрика, то здесь жестокость не менее брутальна, но всё же по-детски кукольна.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Зрителя перебрасывают из клинически чистого семейного комфорта в грязный, хаотичный микрокосм угнетения. Такой быстрый сдвиг в атмосфере – характерная черта кубриковских картин и Стивен Спилберг сноровисто воспроизводит её. С самого первого знакомства семьи Свинтон с Дэйвидом он показывает нечеловеческие, инопланетные качества мальчика: от резкого и точного движения телом до факта, что Дэйвид никогда не спит и не моргает. Юнец обладает человеческими чертами, но в нём определенно чего-то не хватает. Режиссёр без промаха иллюстрирует первые дни Дэйвида с Моникой, сочетая юморную игривость и устрашающую дезориентацию. Дэйвид проявляет неспособность понять социальные нормы людского быта, как в сцене, где он пугает Монику, когда она находится в туалете, но нас не могут не ужаснуть фрагменты, где робот использует себя как динамик телефона или начинает крикливо хохотать, а ужиная с семьей, принимается набивать рот едой, что приводит к жуткой деформации его лица. Внезапный смех должен быть оценен как невинная детская забава, но Хэйли Джоэл Осмент представляет свой образ диким, поэтому взрывной хохот должен быть радостью ребёнка, но всё же она не чувствуется настоящей.

В дополнение к людям и роботам авторы придают истории оттенок умиления – игрушечно-роботизированный медвежонок Тедди, который, как преданный душой и телом спутник, следует за Дэйвидом. Тедди – объект трогательности и мудрости. Игрушка, которая, по-видимому, пережила себе подобных, понимает Дэйвида. Тедди – гениальное изобретение Кубрика и Спилберга. Он – атавиз детского и взрослого миров, но ещё в здравом уме и твёрдой памяти.

[Дэйвид спрашивает Тедди о том, как долго будет жить Моника]
Дэйвид: 50 лет… это много?
Тедди: Я бы не сказал.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

В конце, разыскав профессора Хобби, Дэйвид обретает не покой, а настоящий кошмар. Андроиду твердили, что он особенный, но вдруг он наталкивается на мальчиков точь-в-точь таких же, как он. Замечу, что дуализм – существенный художественный лейтмотив всей картины: двойники, визуальное сливание лиц героев, отражения и цикличность самого сюжета. Наконец, Дэйвид разрушает (читайте – убивает) одного из роботов-копий, проявляя неистовую агрессию. Если робот может любить, то разумно предположить, что он может и ненавидеть. И Дэйвид защищает свою единственную любовь – свою мать.

Правды ради стоит сказать, что среди синефилов не стихают разногласия о том, что мизантропия Кубрика и гуманизм Спилберга не уживаются. В основном речь идёт именно об эпилоге, мол, Стивен рисует счастливый конец, который якобы разрушает мрачный тон сюжета, ранее задуманный Кубриком. К слову: «Искусственный разум» вышел в 2001 году, фактический год в названии кубриковского шедевра, и как почти со всеми картинами Стэнли Кубрика, фильм состоит из отдельных эпизодов или глав, которые вполне могут существовать сами по себе, как короткометражки.

Казалось бы, фильм мог завершиться на сцене, в которой Дэйвид погружается в воду и находит статую Голубой Феи, но вот-вот оказывается в ловушке под упавшим колесом обозрения. Глядя в глаза неживой статуи, он словно молитвой просит превратить его в настоящего мальчика. Роботу внушили, что он обязан вести себя как живой ребёнок, поэтому он наивно верит, что сказки существуют. Согласитесь: чудовищно-безнадёжный и задумчивый конец. Тем не менее Спилберг продолжает рассказ, завершая его квазихэппи-эндом. Тонкость двадцатиминутного эпилога кроется в том, что он выглядит счастливым итогом изнурительного пути Дэйвида, но чувствуется весьма мудрёным.

искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть фото искусственный разум стэнли кубрик. Смотреть картинку искусственный разум стэнли кубрик. Картинка про искусственный разум стэнли кубрик. Фото искусственный разум стэнли кубрик

Проходят две тысячи лет, мировые воды продолжают расти, а затем замерзают. Всё это время статуя смотрит на робота приветственно и энигматично. И все же Дэйвиду возвращают Монику на день, и таким образом кино заканчивается на тривиально-счастливой ноте с лирической музыкой Джона Уильямса. Мама говорит, что любит Дэйвида, и они вместе засыпают. Вполне вероятно, что эта идиллия – сон Дэйвида и симуляция инопланетян. Зритель не чувствует место и время, да и отсутствует ощущение физической среды. Вместо этого показаны инопланетяне, наблюдающие за Дэйвидом через круглый экран. Следовательно, искусственное существо, принуждённое любить человека, получает любовь от искусственного существа, обязанного ответить взаимностью. Трагичная кубриковская ирония.

Есть все основания полагать, что дом Дэйвида – смоделированная фантазия, и он проживает в мечтах. Разумно предположить, что и Моника – фантом. А может быть, инопланетные существа, которые находят мальца – плод его воображения? И как гласил Декарт: «Я мыслю, значит существую». Память и фантазия – способность мыслить, будь то осознанно или подсознательно. Не это ли делает Дэйвида – человеком? Иначе говоря, эпилог – выдумка. Привлекательная, но выдумка. Между прочим, Жиголо Джо в финале, прежде чем его хватает полиция и он прощается с андроидом, произносит занятную фразу: «Я есть. Я был». Казалось бы, простое экзистенциальное утверждение, однако произнесённое роботом – творением, которое не воспринимается человеком как живое существо.

«Искусственный разум» – сложный, завораживающий и уклончивый фильм, воодушевляющий зрителя понимать мир вещей через любовь, сострадание и воображение. Сказочная драма о доброте и надежде. Кубрик и Спилберг не утверждают, что люди – изюм во фруктовом межгалактическом салате. Они разрезают человечество до самой сердцевины, чтобы разнюхать, кто мы есть и что мы хотим. Авторы бросают вызов нутру зрителя – и он благодарит их за это.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *