исламизация европы миф или реальность

Исламизация Европы: миф или реальность?

исламизация европы миф или реальность. Смотреть фото исламизация европы миф или реальность. Смотреть картинку исламизация европы миф или реальность. Картинка про исламизация европы миф или реальность. Фото исламизация европы миф или реальность

Опубликованный в 2005 г. фантастический роман писательницы Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» вызвал в России большой общественный резонанс. Критики обвинили автора в православном экстремизме, расизме, нетерпимости к другим религиям и национальностям. Почитатели увидели в романе «грозное пророчество», подобное знаменитым «О, этот дивный новый мир» Хаксли или «1984» Оруэлла.

Будущее Европы представляется в романе совершенно трагическим. Через несколько десятилетий Евросоюз объявляет ислам государственной религией, Собор Парижской Богоматери превращается в кафедральную мечеть «Аль-Франкони», как некогда это случилось со Св. Софией в Константинополе. «Старые» европейцы сосланы в гетто, их дочери отправлены в гаремы и публичные дома, церковь вынуждена возвратиться в катакомбы и т.п.

Можно по-разному оценивать идеи и художественную ценность романа Е. Чудиновой, но несомненно, что уже в ближайшем будущем именно ислам действительно может коренным образом изменить облик Европы, а значит, и всего мира. В настоящее время в Западной Европе проживает от 15 до 24 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 г. численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Мусульманские районы и пригороды появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других европейских городах.

В течение нескольких десятилетий трудности социально-экономического и демографического характера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Европейские политики проповедовали идеи толерантности, несовместимые с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций» утверждал, что Европа и ислам – это два антипода, две изначально враждебные антагонистические цивилизации. Однако господствовало мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское общество будет способствовать сближению христианской и исламской цивилизаций.

Прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства (как и «плавильный котел» в США) давно перестала работать. Ей на смену пришла концепция мультикультурных, многоконфессиональных, а с недавнего времени и многоязычных сообществ. Для приверженцев демократии и либерализма эта концепция представляются логическим развитием европейской цивилизации. В ее основе лежат такие принципы, как личная свобода, всеобщее избирательное право и равенство всех граждан, независимо от пола, расы или религиозной принадлежности. В странах Западной Европы права меньшинств гарантированы и защищены государством. При этом не делается никакой разницы между «старым» и «новым» населением: их права на самобытное существование должны защищаться демократическим государством в равной мере.

Идеи синтеза ислама и европейской цивилизации нашли свое выражение в виде исламского либерализма, или Евроислама, то есть либерального, проникнутого европейской культурой ислама.

Духовным лидером евромусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан, который настаивает на сближении европейской культуры и ислама, на адаптации мусульман к европейской цивилизации и на решительном размежевании ислама и арабской культуры. Он поддерживает идею демократии, выступает против замыкания муcульман в собственных гетто, выступает за смягчение законов шариата в условиях Европы, призывает мусульман изучать язык страны проживания и активно включаться в европейское общество.

С целью налаживания диалога мусульман с государством и обществом в 2002 г. был создан специальный Французский Совет мусульманского культа (ФСМК). В результате свободных выборов в мусульманских общинах французских городов его главой был избран Д. Бубакер. ФСМК стремится нейтрализовать влияние исламистов, призывает мусульман уважать европейские структуры, европейский образ жизни и относиться к религии как к делу частному.

Сторонники либерального ислама подчеркивают глобальный характер угрозы со стороны радикальных исламистов: «теперь исламские радикалы все заметнее распространяют свое влияние, завоевывают более прочные позиции в мусульманском сообществе. В основном они связаны с Саудовской Аравией и исповедуют ваххабизм. Они склонны политизировать религию, внедряться в политическую жизнь. А это крайне опасно». Поэтому они призывают власти Франции и всей Европы обеспечить всемерную, в том числе финансовую поддержку либеральному течению ислама и использовать накопленный в светских мусульманских государствах опыт борьбы против исламских радикалов.

В 2008 г. во время очередных выборов руководства внутри ФСМК разгорелась борьба за власть между «алжирской» и «марокканской» общинами.

Идея интеграции мусульман в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в среде мусульман. Наоборот, в отличие от прошлых лет все больше мусульманских мигрантов и их потомков принципиально отказывается интегрироваться в европейское общество. О том, какие взгляды на будущую судьбу Европы преобладают в среде мусульман, можно судить по высказываниям шейха Юсуфа аль-Кардави, который возглавляет Европейский совет по фетвам и исследованиям, является президентом Международной ассоциации исламских ученых (наиболее представительной организации такого рода) и духовным лидером многих других мусульманских организаций по всему миру.

Юсуф аль-Кардави выступает за диалог с немусульманами, но призывает изолировать проживающих в Европе мусульман от западной цивилизации и настаивает, что у мусульман «должно быть свое маленькое общество в рамках большого общества, в противном случае они растворятся в нем, как соль в воде».

Шейх Кардави предлагает мусульманам воспользоваться историческим опытом евреев: «Что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков? Это маленькая община, сохранившая идеи и обычаи, она называлась «еврейское гетто». Старайтесь создать свое собственное «мусульманское гетто».

Большинство имамов местных мечетей составляют лица, прошедшие обучение в арабских странах, которые часто не владеют европейскими языками. По мнению шейха Кардави, внутреннее управление в «мусульманских гетто» должно осуществляться на основе принципов шариата, «островки ислама» должны иметь собственных улемов, которые будут отвечать на вопросы каждодневной жизни мусульман. Как предвидит шейх Кардави, по мере роста численности мусульман Европы будет происходить «постепенное окружение островками ислама немусульманского населения». Он не сомневается, что «ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель, после того как был изгнан отсюда дважды, однако это покорение будет происходить не мечом, а проповедью и идеологией».

Происходящие в Европе процессы свидетельствуют о том, что взгляды шейха Кардави пользуются в среде местных мусульман несравненно большей популярностью, чем идеи либерального ислама. Уровень неприятия окружающей действительности в среде мусульман второго и третьего поколения постоянно нарастает и приобретает все более радикальные формы. В ноябре 2005 г. волнения мусульманской молодежи потрясли Францию, Бельгию и Германию. Официальные лица всячески подчеркивали социально-экономический характер выступлений молодежи и избегали говорить о религиозной принадлежности участников беспорядков.

В начале 2006 г. произошли волнения и уличные погромы в Копенгагене и других датских городах. Они стали ответом мусульманской молодежи на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в газетах Дании, Норвегии и ряда других европейских государств. Через два года события повторились. Второй «карикатурный скандал» в Дании начался после того, как полиция арестовала нескольких мусульман, которые планировали убийство автора карикатур.

Беспорядки в Дании совпали по времени с заявлением духовного главы Церкви Англии архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса в поддержку идеи инкорпорирования норм шариата в британское законодательство. Р. Уильямс известен как последовательный сторонник прав всех меньшинств. По его мнению, гей-отношения отражают «любовь к Богу», он выступает за рукоположение лиц с нетрадиционной ориентацией и женщин, предоставление церковного благословения однополым бракам и т.п. По мнению Р. Уильямса, шариат может найти свое применение в юридической практике Соединенного королевства подобно тому, как это уже происходит с некоторыми нормами католицизма и иудаизма. Как заявил Р. Уильямс, это позволит предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и преданностью закону.

Идеи Р. Уильямса о целесообразности использования шариата в британской юридической практике были поддержаны британским премьером Г. Брауном, который назвал архиепископа мужественным человеком.

Европейские политики и чиновники продолжают рассматривать ислам как одну из религий, которая ничем не отличается от всех остальных. Однако ислам куда более политизирован, чем остальные религии в Европе, и игнорирование этого факта чревато большими проблемами.

Наряду с постоянно повторяющимися «бунтами пригородов», за последние четыре года в европейских городах были зарегистрированы сотни актов агрессии со стороны мусульманской молодежи, постоянно растет число антисемитских выступлений. В начале третьего тысячелетия европейские мусульмане превратились в активную политическую силу. Весной и летом 2001 г. массовые акции были проведены британскими мусульманами в фабричных городах средней Англии. В 2002 г. во время парламентских выборов во Франции массовые демонстрации французских мусульман в значительной мере парализовали активность правоэкстремистского Национального фронта. Европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003 г. Зимой 2003/2004 гг. были проведены широкомасштабные акции европейских мусульман, которые были направлены против запрета французским министерством образования ношения хиджаба в школах. В европейских городах постоянно проходят массовые марши в поддержку Ирана, народа Палестины, против политики США и Израиля.

Большинство совершивших теракты 11 марта 2004 г. в Мадриде также составляли молодые мусульмане, принадлежащие ко второму или третьему поколению иммигрантов. Они не были связаны с зарубежными террористическими организациями, хотя и заявляли о том, что являются последователями «Аль-Каиды». В состав группы входили жители Мадрида, полноправные граждане Испании (большей частью марокканского происхождения), которые прониклись идеями джихада, в основном под влиянием информации, которую они черпали в Интернете на радикальных исламских сайтах. Та же картина наблюдалась в Великобритании, где лондонские теракты 7 июля 2005 г. были осуществлены молодыми мусульманами – полноценными британскими гражданами (именно это обстоятельство, а не сами теракты вызвало подлинный шок в британском обществе).

Сложившаяся демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира.

Широко бытует убеждение, что «чрево мусульманской женщины является наиболее эффективным средством исламизации Европы и всего мира».

Многие приверженцы ислама уверены в том, что уже в ближайшем будущем они возьмут «исторический реванш», что первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента и по всему миру.

Европейские государства достигли больших и неоспоримых успехов в деле защиты демократических прав и свобод своих граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Однако либеральная политика не привела к интеграции мусульман. Совместить ислам и гей-парады и другие завоевания цивилизованной Европы в плане гарантирования личной свободы и самых причудливых форм самовыражения ее граждан не удается и вряд ли удастся в будущем. Наоборот, все большее число мусульман предпочитает жить в рамках собственной общины, исключительно по своим законам. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу «чистого» ислама в его аравийской разновидности и ощущают себя в первую очередь частью всемирной мусульманской уммы. Именно этим поведение местных мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств, которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся интегрироваться в то общество, где они проживают.

Необходимо подчеркнуть, что ислам, как и любая другая религия, сам по себе не несет угрозы миру и обществу.

Угроза государственным и общественным устоям возникает лишь тогда, когда ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии, которая предназначена для захвата власти в отдельных странах, регионах или в планетарном масштабе (лозунг создания Всемирного халифата).

В условиях построенной на либеральных ценностях европейской цивилизации выработка особой политики по отношению к мусульманам, само их выделение из числа других меньшинств, представляется совершенно недопустимым нарушением демократии и общественной морали. Для сторонников европейского либерализма является совершенно неприемлемым принятие законодательных актов, аналогичных, к примеру, недавно принятому австралийскому указу об арабо-мусульманских иммигрантах, от которых «правительство ощущает угрозу терактов». В этом указе говорится, что «мусульманам, желающим жить в Австралии по законам шариата, придется покинуть эту страну». В Европе же высказывания о том, что ислам является угрозой для общества, влекут за собой обвинение в расизме и судебное преследование.

Приведет ли рост мусульманского населения к исламизации Европы? Многие исламские лидеры в этом не сомневаются.

Европейские политики могут и дальше делать вид, что мусульмане ничем не отличаются от остальных меньшинств. Но дальнейшее механическое следование по пути демократии и либерализма не может решить проблемы, существование которой очевидно. Оно ведет лишь к дальнейшей обособленности местных мусульман, росту влияния радикального ислама в их среде, что уже в скором времени может превратиться в реальную угрозу для внутриполитической стабильности. И чем дольше власти и общество будут закрывать глаза на проблему роста влияния радикального ислама в Европе, тем сложнее будет найти адекватные и действенные методы ее решения.

Источник

Ислам в Европе: угроза или миф?

исламизация европы миф или реальность. Смотреть фото исламизация европы миф или реальность. Смотреть картинку исламизация европы миф или реальность. Картинка про исламизация европы миф или реальность. Фото исламизация европы миф или реальность

В начале 1900 года лишь каждый двадцатый житель планеты был мусульманином, сегодня же представителем ислама является каждый четвертый человек на Земле, а процесс столь крупного расширения числа верующих в рядах одной религии был прозван исламизацией. В 2015 году в Европе случился миграционный кризис, который повлек за собой множество политических и социокультурных последствий. Однако вредит ли миграция мусульман Европе или это просто миф, выдуманный евроскептиками?

Проблема ассимиляции

В 2011 году в районе Копенгагена Тиньберг община мусульманских салафитов провозгласила введение законов шариата. Это вызвало протесты в Дании, с которыми впоследствии справлялась полиция, но важнее причина случившегося. Жителям мусульманских стран очень тяжело интегрироваться в европейское общество в силу культурных отличий. К примеру, украинец, приехавший в Польшу, запросто сможет выучить язык и найти социальные сходства с жителями новой для него страны. Это свидетельствует о высоком коэффициенте ассимиляции, поскольку схожесть культур диктует условия свободной интеграции в общество.

Однако любой мусульманин, живший по законам шариата, не способен безболезненно принять европейские ценности, что толкает его на формирование островка своей культуры в другом государстве. Поэтому представители ислама склонны создавать социальные группы по религиозному признаку в разных странах, что рано или поздно приводит к конфликту.

Как писал бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в своей книге «Мировой порядок», европейская культура склонна вступать в конфликт с исламом еще со времен зарождения. Еще в XV веке Мехмед Завоеватель говорил: «Вы, 20 государств. в мире должна быть одна империя с одной Верой». В свою очередь европейские ценности предполагают плюрализм.

Но существует и обратная сторона правовых норм. Американский экономист Авнер Грейф в своей книге «Институты и путь к современной экономике» делает акцент на том, что «сухой закон» куда эффективнее действует в мусульманских странах, чем светских, поскольку ислам подкрепляет запрет религиозными догмами. Однако из этого вытекает еще один, более важный, вывод: мусульманин отдает предпочтение законам шариата, нежели общенациональному праву.

Скорость распространения ислама

Многие слышали о таком социальном феномене, как окно Овертона. Некая концепция моральных рамок, которая за определенный промежуток времени способна сделать радикальное явление правовой нормой. Трансформация ислама из религии меньшинства в весомую культурную долю всей страны способна происходить менее чем за 30 лет.

К примеру, в сентябре 1989 года в Лондоне была создана малочисленная организация «Исламская партия Британии», которая ставила цель внедрить свою религию в англиканское общество. Своей деятельностью она добилась создания представительного органа в виде «Совета мусульман Великобритании». Вскоре агломерация столицы Соединенного Королевства превратилась в некий культурный центр ислама с мечетями и мусульманскими организациями, за что получила негласное название «Лондонистан». Примечательно, что в 2016 году мэром Лондона впервые стал мусульманин — Садик Хан. То есть за 37 лет небольшая группа представителей одной религии добилась второй по значимости должности в стране.

С одной стороны, это хорошо, когда все социальные группы получают право представительства, однако темпы распространения ислама в мире в разы выше, нежели христианства, которое демонстрирует значительный регресс.

Одной из важных составляющих будущей доминизации ислама в геополитике являются семейные ценности. По данным портала The WorldFactbook за 2020 год, наибольшая рождаемость наблюдается в африканских и мусульманских странах. К слову, первое место занимает Сирия, представительница ислама и главный поставщик беженцев в Европейский союз. Польша, Португалия, Германия, Хорватия, Румыния, Эстония не входят даже в топ-200 стран по рождаемости.

В мусульманских семьях в среднем около шести-семи детей, в то время как светские семьи предпочитают делать акцент на карьере, имея одного ребенка. Поэтому, учитывая темпы репродукции представителей ислама, они с незначительного меньшинства жителей Евросоюза через полвека могут стать ключевой его частью.

Ответ антиислама

Как пишет в своей статье израильский востоковед Мордехай Кейдар: «Исламская иммиграция меняет Европу и отнюдь не в лучшую сторону». Исходя из этого, многие страны ЕС имеют свои радикальные течения, призванные остановить внедрение ислама в европейское общество. К числу таких относятся SIOE (Остановим исламизацию Европы), Casuals United и другие. Также с 2015 года начали набирать популярность такие партии, как «Альтернатива для Германии», SIRISA в Греции, PODEMOS в Испании, «Национальный фронт» во Франции. Все эти политические организации декларируют исламофобию в основе своей партийной идеологии.

Важной особенностью становления этих политических сил стал миграционный кризис в Европе, в результате которого, только по данным Евростата, в 2014 году было принято 626 715 заявлений о предоставлении политического убежища. Если в 2014 году в Европу прибыло 782 тыся. беженцев, то за 2015 год этот показатель вырос в два раза, составив 1 534 106 человек.

Да, именно открытие миграционных шлюзов в 2015 году стимулировало возрождение национализма в Европе. А вопрос беженцев поделил весь европейский компас на сторонников миграции и ее противников. Ведь исламофобские настроения возникают как в массовых партиях, например «Вперед, Италия» Маттео Сальвини, так и в партиях периферии типа итальянской «Движение пяти звезд» или британской «Партии Брексита» и т. д.

Что дальше

В 2018 году социологическое агентство Eurobarometr провело опрос, который выявил контринтуитивную закономерность: «Чем меньше мигрантов проживает в стране, тем хуже к ним относятся». Так, в Швеции, Британии и Люксембурге, где мигрантов больше 8% от общей численности населения, к ним относятся куда лучше, чем в Венгрии или Болгарии, где мигрантов меньше 2%.

С одной стороны, это может говорить о том, что на расстоянии все видится иначе. И те нации, которые в большей степени столкнулись с мигрантами, осознали, что угроза невелика. Теракты, за которые брали на себя ответственность исламские организации, мы сознательно оставляем за скобками — речь не об этом.

С другой стороны, данные могут свидетельствовать об устойчивости политических институций в более развитых странах. Мигрант в Германии создает куда меньшую нагрузку на социальную систему, нежели мигрант на Кипре или в Болгарии. Отсюда и вывод: чем выше будет социальное развитие страны, тем меньше в ней будет развиваться исламофобия.

Материал опубликован в газете «Вести» от 10 декабря №186. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Источник

Милли Фирка

Исламизация Европы: миф или реальность?

Post navigation

02.02.2009

Исламизация Европы: миф или реальность?

О проблемах интеграции мусульман в странах ЕС

Опубликованный в 2005 г. фантастический роман писательницы Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» вызвал в России большой общественный резонанс. Критики обвинили автора в православном экстремизме, расизме, нетерпимости к другим религиям и национальностям. Почитатели увидели в романе «грозное пророчество», подобное знаменитым «О, этот дивный новый мир» Хаксли или «1984» Оруэлла.

Будущее Европы представляется в романе совершенно трагическим. Через несколько десятилетий Евросоюз объявляет ислам государственной религией, Собор Парижской Богоматери превращается в кафедральную мечеть «Аль-Франкони», как некогда это случилось со Св. Софией в Константинополе. «Старые» европейцы сосланы в гетто, их дочери отправлены в гаремы и публичные дома, церковь вынуждена возвратиться в катакомбы и т.п.

Можно по-разному оценивать идеи и художественную ценность романа Е. Чудиновой, но несомненно, что уже в ближайшем будущем именно ислам действительно может коренным образом изменить облик Европы, а значит, и всего мира. В настоящее время в Западной Европе проживает от 15 до 24 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 г. численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Мусульманские районы и пригороды появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других европейских городах.

В течение нескольких десятилетий трудности социально-экономического и демографического характера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Европейские политики проповедовали идеи толерантности, несовместимые с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций» утверждал, что Европа и ислам — это два антипода, две изначально враждебные антагонистические цивилизации. Однако господствовало мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское общество будет способствовать сближению христианской и исламской цивилизаций.

Прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства (как и «плавильный котел» в США) давно перестала работать. Ей на смену пришла концепция мультикультурных, многоконфессиональных, а с недавнего времени и многоязычных сообществ. Для приверженцев демократии и либерализма эта концепция представляются логическим развитием европейской цивилизации. В ее основе лежат такие принципы, как личная свобода, всеобщее избирательное право и равенство всех граждан, независимо от пола, расы или религиозной принадлежности. В странах Западной Европы права меньшинств гарантированы и защищены государством. При этом не делается никакой разницы между «старым» и «новым» населением: их права на самобытное существование должны защищаться демократическим государством в равной мере.

Идеи синтеза ислама и европейской цивилизации нашли свое выражение в виде исламского либерализма, или Евроислама, то есть либерального, проникнутого европейской культурой ислама.

Духовным лидером евромусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан, который настаивает на сближении европейской культуры и ислама, на адаптации мусульман к европейской цивилизации и на решительном размежевании ислама и арабской культуры. Он поддерживает идею демократии, выступает против замыкания муcульман в собственных гетто, выступает за смягчение законов шариата в условиях Европы, призывает мусульман изучать язык страны проживания и активно включаться в европейское общество.

С целью налаживания диалога мусульман с государством и обществом в 2002 г. был создан специальный Французский Совет мусульманского культа (ФСМК). В результате свободных выборов в мусульманских общинах французских городов его главой был избран Д. Бубакер. ФСМК стремится нейтрализовать влияние исламистов, призывает мусульман уважать европейские структуры, европейский образ жизни и относиться к религии как к делу частному.

Сторонники либерального ислама подчеркивают глобальный характер угрозы со стороны радикальных исламистов: «теперь исламские радикалы все заметнее распространяют свое влияние, завоевывают более прочные позиции в мусульманском сообществе. В основном они связаны с Саудовской Аравией и исповедуют ваххабизм. Они склонны политизировать религию, внедряться в политическую жизнь. А это крайне опасно». Поэтому они призывают власти Франции и всей Европы обеспечить всемерную, в том числе финансовую поддержку либеральному течению ислама и использовать накопленный в светских мусульманских государствах опыт борьбы против исламских радикалов.

В 2008 г. во время очередных выборов руководства внутри ФСМК разгорелась борьба за власть между «алжирской» и «марокканской» общинами.

Во Франции насчитывается примерно полтора миллиона выходцев из Алжира и миллион — из Марокко. Первые претендуют на главенство в совете, ссылаясь на свое арифметическое большинство, вторые — на число практикующих мусульман. Верх одержали «марокканцы», которые, как и «алжирцы» позиционируют себя как сторонники либерального ислама. Несмотря на это, репутация ФСМК оказалась сильно подорванной, так как выборы наглядно продемонстрировали, что для противоборствующих сторон принцип этнической солидарности до сих пор сохраняет куда большее значение, чем декларируемая приверженность европейской демократии и либеральным ценностям.

Идея интеграции мусульман в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в среде мусульман. Наоборот, в отличие от прошлых лет все больше мусульманских мигрантов и их потомков принципиально отказывается интегрироваться в европейское общество. О том, какие взгляды на будущую судьбу Европы преобладают в среде мусульман, можно судить по высказываниям шейха Юсуфа аль-Кардави, который возглавляет Европейский совет по фетвам и исследованиям, является президентом Международной ассоциации исламских ученых (наиболее представительной организации такого рода) и духовным лидером многих других мусульманских организаций по всему миру.

Юсуф аль-Кардави выступает за диалог с немусульманами, но призывает изолировать проживающих в Европе мусульман от западной цивилизации и настаивает, что у мусульман «должно быть свое маленькое общество в рамках большого общества, в противном случае они растворятся в нем, как соль в воде».

Шейх Кардави предлагает мусульманам воспользоваться историческим опытом евреев: «Что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков? Это маленькая община, сохранившая идеи и обычаи, она называлась «еврейское гетто». Старайтесь создать свое собственное «мусульманское гетто».

Большинство имамов местных мечетей составляют лица, прошедшие обучение в арабских странах, которые часто не владеют европейскими языками. По мнению шейха Кардави, внутреннее управление в «мусульманских гетто» должно осуществляться на основе принципов шариата, «островки ислама» должны иметь собственных улемов, которые будут отвечать на вопросы каждодневной жизни мусульман. Как предвидит шейх Кардави, по мере роста численности мусульман Европы будет происходить «постепенное окружение островками ислама немусульманского населения». Он не сомневается, что «ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель, после того как был изгнан отсюда дважды, однако это покорение будет происходить не мечом, а проповедью и идеологией».

Происходящие в Европе процессы свидетельствуют о том, что взгляды шейха Кардави пользуются в среде местных мусульман несравненно большей популярностью, чем идеи либерального ислама. Уровень неприятия окружающей действительности в среде мусульман второго и третьего поколения постоянно нарастает и приобретает все более радикальные формы. В ноябре 2005 г. волнения мусульманской молодежи потрясли Францию, Бельгию и Германию. Официальные лица всячески подчеркивали социально-экономический характер выступлений молодежи и избегали говорить о религиозной принадлежности участников беспорядков.

В начале 2006 г. произошли волнения и уличные погромы в Копенгагене и других датских городах. Они стали ответом мусульманской молодежи на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в газетах Дании, Норвегии и ряда других европейских государств. Через два года события повторились. Второй «карикатурный скандал» в Дании начался после того, как полиция арестовала нескольких мусульман, которые планировали убийство автора карикатур.

Беспорядки в Дании совпали по времени с заявлением духовного главы Церкви Англии архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса в поддержку идеи инкорпорирования норм шариата в британское законодательство. Р. Уильямс известен как последовательный сторонник прав всех меньшинств. По его мнению, гей-отношения отражают «любовь к Богу», он выступает за рукоположение лиц с нетрадиционной ориентацией и женщин, предоставление церковного благословения однополым бракам и т.п. По мнению Р. Уильямса, шариат может найти свое применение в юридической практике Соединенного королевства подобно тому, как это уже происходит с некоторыми нормами католицизма и иудаизма. Как заявил Р. Уильямс, это позволит предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и преданностью закону.

Идеи Р. Уильямса о целесообразности использования шариата в британской юридической практике были поддержаны британским премьером Г. Брауном, который назвал архиепископа мужественным человеком.

Европейские политики и чиновники продолжают рассматривать ислам как одну из религий, которая ничем не отличается от всех остальных. Однако ислам куда более политизирован, чем остальные религии в Европе, и игнорирование этого факта чревато большими проблемами.

Наряду с постоянно повторяющимися «бунтами пригородов», за последние четыре года в европейских городах были зарегистрированы сотни актов агрессии со стороны мусульманской молодежи, постоянно растет число антисемитских выступлений. В начале третьего тысячелетия европейские мусульмане превратились в активную политическую силу. Весной и летом 2001 г. массовые акции были проведены британскими мусульманами в фабричных городах средней Англии. В 2002 г. во время парламентских выборов во Франции массовые демонстрации французских мусульман в значительной мере парализовали активность правоэкстремистского Национального фронта. Европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003 г. Зимой 2003/2004 гг. были проведены широкомасштабные акции европейских мусульман, которые были направлены против запрета французским министерством образования ношения хиджаба в школах. В европейских городах постоянно проходят массовые марши в поддержку Ирана, народа Палестины, против политики США и Израиля.

Большинство совершивших теракты 11 марта 2004 г. в Мадриде также составляли молодые мусульмане, принадлежащие ко второму или третьему поколению иммигрантов. Они не были связаны с зарубежными террористическими организациями, хотя и заявляли о том, что являются последователями «Аль-Каиды». В состав группы входили жители Мадрида, полноправные граждане Испании (большей частью марокканского происхождения), которые прониклись идеями джихада, в основном под влиянием информации, которую они черпали в Интернете на радикальных исламских сайтах. Та же картина наблюдалась в Великобритании, где лондонские теракты 7 июля 2005 г. были осуществлены молодыми мусульманами — полноценными британскими гражданами (именно это обстоятельство, а не сами теракты вызвало подлинный шок в британском обществе).

Сложившаяся демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира.

Широко бытует убеждение, что «чрево мусульманской женщины является наиболее эффективным средством исламизации Европы и всего мира».

Многие приверженцы ислама уверены в том, что уже в ближайшем будущем они возьмут «исторический реванш», что первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента и по всему миру.

Европейские государства достигли больших и неоспоримых успехов в деле защиты демократических прав и свобод своих граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Однако либеральная политика не привела к интеграции мусульман. Совместить ислам и гей-парады и другие завоевания цивилизованной Европы в плане гарантирования личной свободы и самых причудливых форм самовыражения ее граждан не удается и вряд ли удастся в будущем. Наоборот, все большее число мусульман предпочитает жить в рамках собственной общины, исключительно по своим законам. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу «чистого» ислама в его аравийской разновидности и ощущают себя в первую очередь частью всемирной мусульманской уммы. Именно этим поведение местных мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств, которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся интегрироваться в то общество, где они проживают.

Необходимо подчеркнуть, что ислам, как и любая другая религия, сам по себе не несет угрозы миру и обществу.

Угроза государственным и общественным устоям возникает лишь тогда, когда ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии, которая предназначена для захвата власти в отдельных странах, регионах или в планетарном масштабе (лозунг создания Всемирного халифата).

В условиях построенной на либеральных ценностях европейской цивилизации выработка особой политики по отношению к мусульманам, само их выделение из числа других меньшинств, представляется совершенно недопустимым нарушением демократии и общественной морали. Для сторонников европейского либерализма является совершенно неприемлемым принятие законодательных актов, аналогичных, к примеру, недавно принятому австралийскому указу об арабо-мусульманских иммигрантах, от которых «правительство ощущает угрозу терактов». В этом указе говорится, что «мусульманам, желающим жить в Австралии по законам шариата, придется покинуть эту страну». В Европе же высказывания о том, что ислам является угрозой для общества, влекут за собой обвинение в расизме и судебное преследование.

Приведет ли рост мусульманского населения к исламизации Европы? Многие исламские лидеры в этом не сомневаются.

К примеру, имам мечети военной академии им. короля Фахда в столице Саудовской Аравии шейх Мухаммед ибн-Абдель-Рахман аль-Арифи после смерти Папы Римского Иоанна Павла II заявил: «Мы будем контролировать Ватикан, мы будем контролировать Рим и распространим там ислам, христианам же будет представлен только один выбор — принять ислам или платить джизью — налог, которым облагаются немусульмане за право на проживание в исламской стране».

Европейские политики могут и дальше делать вид, что мусульмане ничем не отличаются от остальных меньшинств. Но дальнейшее механическое следование по пути демократии и либерализма не может решить проблемы, существование которой очевидно. Оно ведет лишь к дальнейшей обособленности местных мусульман, росту влияния радикального ислама в их среде, что уже в скором времени может превратиться в реальную угрозу для внутриполитической стабильности. И чем дольше власти и общество будут закрывать глаза на проблему роста влияния радикального ислама в Европе, тем сложнее будет найти адекватные и действенные методы ее решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *