использование активных методов обучения в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) на уроках в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа города Билибино Чукотского автономного округа»

Активные методы обучения (АМО)

на уроках в начальной школе

использование активных методов обучения в начальной школе. Смотреть фото использование активных методов обучения в начальной школе. Смотреть картинку использование активных методов обучения в начальной школе. Картинка про использование активных методов обучения в начальной школе. Фото использование активных методов обучения в начальной школе

Горих Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

В 2008 году президент РФ В.В.Путин сказал важные слова для нашего общества: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии».

Моей ведущей педагогической идеей является актуализация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей на основе интеграции современных образовательных технологий, методов и средств преподавания.

Значение личностной заинтересованности в жизни человека трудно переоценить. Она выступает как стимулятор деятельности, состоящей из реальных предметных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Особую значимость личностная заинтересованность принимает в начальной школе, где учение становится главным ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Проводником в этой деятельности становится познавательный интерес. Интерес характеризуется познавательной активностью. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Главная задача моя, как учителя начальных классов, – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому способствуют активные формы и методы обучения.

В соответствии с новым ФГОС очень большое внимание на уроках уделяется формированию универсальных учебных действий.

Наиболее эффективными технологиями по формированию ключевых компетенций считаю: экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии.

Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Приведу примеры некоторых из них.

Сегодня я остановлюсь на роли активных методов обучения.

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.

Активные методы обучения подразделяются на:

методы начала урока;

методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

методы презентации учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы подведения итогов.

АМ организации начала урока

Ручки полочкой на стол.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

— Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Вот прозвенел звонок,

пора начинать урок.
Постарайтесь всё понять,

много нового узнать.

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

— Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О.Ключевский.

— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

— Грамоте учится – всегда пригодиться.

— Делу время, потехе час.

— Больше знай, меньше болтай.

— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

— Умную речь хорошо и слушать.

— Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Ученье лучше богатства.

2)Метод «Поздоровайся глазами»

3)Игра «Скажем «Здравствуйте!»»

Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.

Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).

Скажем «Здравствуйте!» глазами

(игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом

(все участники игры произносят хором слово здравствуйте).

4)Метод «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

5)Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

7)Метод «Любознательная Людмила»

Третий участник добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.

Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации.

1)Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.

3)Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование : заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Предлагаю на яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения на лимонах.

— Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

4)Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

АМ презентации учебного материала

Методы позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимый материал : лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение : На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

Заполним нашу таблицу по теме « АМО»

Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся.

Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.

«Любознательная Людмила», «Добро в ладошках», «Солныщко и туча», «Фруктовый сад»

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив-

ных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Тема «Имя прилагательное»

2)Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Пример.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

Какие бывают растения? Что есть у растений?

Где живут растения? Что делают из растений? Сколько живут растения? Охрана растений.

3)Метод «Мозговой штурм»

Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

АМ организации самостоятельной работы над темой

1)Метод «Автобусная остановка».

Целью данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах». Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение : Участники разбиваются на группы по числу вопросов
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

3)Метод «Инсерт» или «Пометки на полях».

Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

? хочу узнать подробнее

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию
самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

«Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

— Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие.

При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

АМ подведения итогов урока

Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока.

1) Метод «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Пример использования этого метода на уроке русского языка при изучении «словарных слов»:

Созрели, выросли, убрали.

Осенью собрали большой урожай овощей.

Также синквейн удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Примчался, допрыгнул, преобразился.

Стал он не Иванушкой- дурачком, а добрым молодцем.

Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!

Цель : получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

Проведение : Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы еще этого…

— Больше всего мне понравилось…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.

3)Метод «Шкатулка успехов и достижений»

— У каждого из вас дома есть шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи.

-Давайте мы с вами поместим в нашу общую шкатулку те знания и умения, которые для вас являются важным приобретением на этом занятии.

Учащиеся пишут на листочке и складывают в шкатулку. Либо берут картинку изображенной драгоценности и устно проговаривая, отправляют картинку в шкатулку.

Говоря о результатах работы, считаю важным отметить, что выше перечисленные формы взаимодействия способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений, способностей работать в коллективе. За время работы я увидела, как развивались в моих учениках навыки умения учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые для успешного обучения. Благодаря такой работе дети стали активно участвовать не только в классных мероприятия, но и в общешкольных и районных конкурсах.

Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Запомните активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников-ваш успех.

Определите со своими учениками понятие успеха.

Помогите ученикам овладеть качествами успешного человека.

Научите их планированию, самоанализу.

Проводите уроки с использованием активных методов обучения.

И, самое главное, никогда не сравнивайте успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек – уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Источник

Активные методы обучения в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В современном мире существенно изменились приоритеты образования. На первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности.

Поэтому каждый современный учитель должен свободно и гибко владеть информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства учителя.

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока: организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения.
Задачи :

Узнать, что такое активные методы обучения;

Познакомиться с видами активных методов обучения;

Научиться применять активные методы обучения на разных этапах уроков.

Оборудование : компьютер, проектор, кубик Блума, раздаточный материал для участников мастер-класса (ручки и листы бумаги).
-Уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать с притчи, которая называется «Все в твоих руках».

-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.

Итак, предлагаю Вам разминку. Вам предстоит максимально быстро и не задумываясь дать ответы на следующие вопросы:

-Какое сейчас время года? А день недели?

-Какой звук воспроизводит кукушка?

-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

-Как называется рот у птицы?

-Наименьшее трёхзначное число?

-Наибольшее двузначное число?

-Сколько парных согласных в русском языке?

Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Метод «Что у меня на сердце»
— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
У вас на столах есть листы бумаги: вам необходимо написать ожидания, а ниже –опасения, от данного мастер- класса по теме активные методы обучения. ( По желанию можно заслушать несколько ответов).
В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Приемы смыслового чтения.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии ) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого метода заключается в:

выделить главную смысловую единицу (тема);

выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

конкретизировать фактами и мнениями.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предлагаю составим кластер по теме «Глагол» ( на листочках)

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и так далее.

Например, на уроке «Окружающий мир». Тема: Вода

У учащегося получился приблизительно такой список:

Всему живому нужна чистая вода.

Защита воды от загрязнений.

Бережное отношение к воде, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

Метод «Четыре стихии»

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

— Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. К сожалению, временные рамки не

позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но если же у кого-то появился интерес к активным методам обучения, то можно ознакомится с приложением данной работы.

Рефлексия.
Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер-класса:

— предложите свой вариант.

У каждой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

учить учащихся самостоятельно добывать знания;

развивать интерес к предмету;

позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.

Всем спасибо за внимание!

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *