Ключевые понятия. Аудиовизуальные средства и методика их использования при обучении биологии.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характеризовать аудиовизуальные средства. 2. Применять аудиовизуальные средства в процессе обучения биологии.
Значение аудиовизуальных средств — учебных видеофильмов, мультимедийных видеороликов и видеокадров при обучении биологии определяется положительным их воздействием на формирование всех биологических понятий. С их помощью также можно показать современные методы научного исследования, достижения биологической науки, конкретный фактологический материал, исторические события, имеющие отношение к становлению и развитию биологической науки. Аудиовизуальные пособия выгодно отличаются формой подачи информации: наличием сюжета, занимательностью изложения, использованием приемов сравнения, сопоставления, специализированных видов съемок; их можно рассматривать как форму моделирования событий, фактов объективной реальности. Исследования психологов показали, что количество информации, которое учащиеся могут воспринимать в единицу времени, ограничено. Часто при использовании аудиовизуальных пособий возникает противоречие между объемом информации и ограниченными возможностями учащихся. Для разрешения данного противоречия используют фрагментарное построение учебных фильмов (видеофильмов), диафильмов. С ростом количества информации время демонстрации каждого кадра должно быть увеличено. В то же время частота смены кадров должна уменьшаться, ибо учащиеся затрачивают больше времени на поиск и опознание новых сигналов, поступающих через зрительный и слуховой анализаторы. Известно, что чем короче интервал между кадрами, тем быстрее развивается утомление, падает работоспособность.
Не подлежит сомнению важность использования учебных видеофильмов в процессе обучения. Отечественными методистами и режиссерами, специализированными на учебном кино, созданы многочисленные учебные видеофильмы по различным темам естественно-научного цикла предметов. Методика работы с видеофильмами аналогична. Место видеофильма на уроке зависит от методической направленности фильма, его содержания, последовательности изложения материала учителем, запроектированных методов и приемов обучения, а также наличия других средств обучения.
Работу по использованию видеофильмов на уроке можно разделить на следующие этапы: 1) ознакомление учителя с имеющимся фондом фильмов для определения их места в системе уроков; 2) подробное ознакомление учителя с содержанием фильмов для определения их места на уроке и в комплексе отобранного учебного оборудования; 3) разработка заданий для учащихся на карточках; 4) подготовка учащихся к просмотру фильма — установочная беседа; 5) демонстрация фильма; 6) проверка выполнения заданий и обобщающая беседа.
В настоящее время педагоги российских школ все чаще отдают предпочтение использованию в учебном процессе мультимедийных средств обучения, которые, являясь комплексными, совмещают в себе особенности учебных фильмов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов и слайдов.
Вопросы для актуализации материала. На основе знаний по общей педагогике назовите традиционные аудиовизуальные средства обучения учащихся. Почему сейчас наблюдается постепенный уход от этих средств? Ответ обоснуйте.
Мультимедиа — это множественность содержательных каналов информации. Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходе работы с автоматической системой моделировать виртуальную среду обучения. Психологи отмечают, что для получения мультимедийной информации необходимы три канала: зрительный, слуховой и тактильный. Для этого используют компьютеры последних поколений, оснащенные средствами мультимедиа.
Например, мультимедийный урок может быть реализован как при работе всего класса, так и при работе каждого учащегося за отдельным компьютером. Такой урок может быть полностью автоматизирован (сопровождаться дикторским текстом) или проходить в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры (автоматически или под руководством учителя, ученика), которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий. Обучающие компьютерные программы используются как тренировочные программы для закрепления знаний и умений путем повторения; пошаговые программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, необходимы для поэтапного усвоения новых знаний; наставнические программы предоставляют возможность показать учащемуся допущенные ошибки и способы их преодоления.
Наиболее интересны творческие программы, рассчитанные на самостоятельную работу ученика. В курсе биологии наиболее перспективно создание компьютерных программ по экологической, эволюционной, анатомо-морфологической, генетической и другим тематикам. Например, во время практической работы учащихся с компьютерной мультимедийной моделью по изучению влияния света на растительные организмы можно организовать деятельность учащихся по моделированию природных условий различной освещенности на территории экспериментального поля. При изучении темы «Факторы среды» в разделе «Общая биология» учащиеся могут получить задание по выяснению оптимальной освещенности растений различных экологических групп.
Особый интерес может вызвать у учащихся мультимедийная экскурсия, например, по теме «Лес — богатство человечества». Здесь обязательно за кадром с названием темы и целями экскурсии идет кадр, содержащий правила поведения в природе. Далее кадры и видеоролики знакомят ребят с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождается дикторским текстом, голосами птиц, шумом крон деревьев. Перелистывая кадры, ученики как бы передвигаются по лесу. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, т.е. возможностью самого ученика действовать в созданной природе. Видеоролик можно в любую секунду остановить и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащиеся, управляя курсором, могут приближать, поворачивать вокруг оси, наклонять объекты, забраться в дупло к белке и т.д. Программа оценивает выполнение задания и предлагает задание на дом.
Возможно также комплексное применение программ и других видов средств обучения. Так, например, лаборатория Philip Harris (по данным Института новых технологий образования) предлагает компьютерный практикум с использованием специализированных датчиков и устройств: изменение частоты пульса и объема легких; наблюдение ферментации в йогурте; изучение биохимической потребности в кислороде; изучение аэробного и анаэробного дыхания; изучение фотосинтеза; определение загрязненности и жесткости питьевой воды.
Безусловно, виртуальные практические работы и экскурсии активизируют учебный процесс, обладают всеми функциями средств наглядности, но они не должны полностью заменять реальные и призваны прежде всего помогать учебному процессу там, где по каким-то причинам невозможно провести реальную практическую работу.
Положительными сторонами мультимедийных средств наглядности при обучении биологии являются следующие: индивидуализация обучения учащихся, максимальное приближение занятий к реальным природным условиям, сочетание всех средств обучения биологии.
Вместе с тем существуют и отрицательные стороны мультимедийных средств наглядности, среди которых: необходимость специальной подготовки учителя биологии к работе с этими средствами, что требует дополнительного обучения и длительного времени. Однако этот недостаток можно успешно преодолеть.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и кратко охарактеризуйте аудиовизуальные средства обучения биологии. 2. В чем заключается преимущество использования мультимедийных средств обучения биологии? 3. Для темы «Обмен веществ и превращение энергии» (9 кл.) разработайте урок на основе использования мультимедиа-средств.
Название: Аудиовизуальные средства обучения Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 19:49:10 18 июля 2010 Похожие работы Просмотров: 5429 Комментариев: 22 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Тема: Аудиовизуальные средства обучения
1 Информация. Особенности восприятия информации
2 Аудиовизуальные средства обучения
3 Аудиовизуальная культура и пути ее формирования
Список использованной литературы
На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель работы: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 20 страниц.
1. Информация. Особенности восприятия информации
Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные. В настоящий период развития общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения.
Виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:
— по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;
— по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.
Утверждения о целесообразности использования различных типов информационного воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области психологии воздействия информации на человека.
Вопросы, связанные с эффективным представлением учебной информации являются одними из важнейших проблем обучения. Особую значимость они приобрели в настоящий период, в связи с широким использованием в системе образования информационных технологий.
Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. Если рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе обучаемых с современной компьютерной и коммуникационной техникой, то всю информацию по способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы:
1. информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация;
2. информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки;
Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, так как при одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.
2 Аудиовизуальные средства обучения
Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и применение в системе образования различных средств обучения.
Подразделяются на (по классификации Ляховицкого):
— визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
— аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
— собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.
Другая классификация АВСО включает экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).
Аудиовизуальные средства обучения могут быть:
1) учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия);
2) учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (средства наглядности);
3) естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс.
Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения:
Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.
Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.
В современной методике принято разграничивать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).
К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, школьные радиоузлы, теле и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры.
Аудиовизуальные средства образования на современном этапе включают в себя:
1. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.
2. Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты.
3. Компьютерные учебные пособия: электронные учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие, контролирующие программы, тесты и учебные игры.
4. Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных тематических форумах, телекоммуникационные проекты.
Интернет с его огромными информационными и дидактическими возможностями способен принести неоценимую помощь в образовании:
— в самостоятельной познавательной деятельности учащихся (поиск информации; изучение, углубление первого или второго изучаемого языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках; подготовка к сдаче экзамена);
— в учебной деятельности в процессе дистанционного обучения;
— в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, в том числе и в системе дополнительного образования.
Необходимо подчеркнуть, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.
3 Аудиовизуальная культура и пути ее формирования
Аудиовизуальная культура – это способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации. В настоящее время осуществляется «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или «визуализация» культуры), в связи с чем особое значение приобретают экранные искусства.
Аудиовизуальная культура — феномен культуры 20 века: кинематограф, телевидение, видео дали весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации в художественной форме. Искусство экрана, по сути, явилось синтезом всех существовавших ранее искусств.
Экранное искусство, чьи связи с многовековыми традициями других искусств (живописью, литературой, музыкой) дают невероятный по силе воздействия воспитательный и образовательный эффект.
Хронология аудиовизуальной культуры включает следующие этапы развития аудиовизуальных технических средств.
Фотография – 1839 год – хотя первой в истории фотографией можно считать снимок «вид из окна» полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта (экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете), однако датой изобретения фотографии считается 1839 год, когда Даггер, работавший вместе с Ньепсом изобрел способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Вскоре англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрел другой способ получения фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения он использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Тальбот получил первый в мире негатив.
Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер».
Основные технические особенности кинематографа:
— фиксация фаз движения объекта на киноплёнке в виде ряда последовательных фотоснимков (кадров киноизображения);
— проекция движущегося изображения на экран. В современных кинотеатрах частота проекции составляет 24 кадра в секунду.
У современного человека уже не вызывает удивления наличие в кино- и видеофильмах многоканального звука; он воспринимает это как само собой разумеющееся. Однако для этого понадобился труд множества ученых и инженеров, занимавшихся разработкой звукового оборудования и технологий записи и воспроизведения звука. Сменилось несколько поколений аппаратуры, прежде чем появились звукотехнические комплексы, способные реализовать качественную многоканальную звукопередачу.
Во время премьеры «Прибытия поезда» братьев Люмьер в 1896 году за экраном была установлена специальная машина, имитировавшая грохот поезда. И в дальнейшем киносеансы шли под аккомпанемент рояля. При этом музыка была призвана, в первую очередь, заглушить сильный треск проекционного аппарата.
Первоначально делались попытки ввести звук в кино с применением механической записи (сочетание изображения с грамзаписью музыки), но из-за многих недостатков, в частности, невозможности обеспечить полную синхронность звука с изображением, эта система не прижилась. В 1906 году Юджин Лост патентует систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленке. Эта система обеспечивает полную синхронность звуков и изображения. В 1924 году выходит фильм «Певец джаза», который становятся пионером звукового кино.
Возникнув как технический аттракцион «живая фотография», кинематограф вскоре разделяется на художественное, хроникальное и научно-популярное кино. Учебное кино, один из видов научного кино, стало развиваться сразу после изобретения кинематографа. В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления учебного кино характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А.Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». Новый этап в истории учебных фильмов связан с созданием кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино. В 20–30-е проводились исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов путём массового эксперимента, давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С конца 40-х гг. учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными тиражами.
Первые сведения об учебном кино в России относятся к 1897 году, в этом году в Петербурге показывались учебные киноленты. С 1907 года учебные фильмы – «Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз» – демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микрокиносъёмка, в «Опытах с жидким воздухом» – натурная съёмка в научной лаборатории.
Телевидение (греческое tele – далеко и латинское video – вижу) — область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения, согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). Телевизионный тракт (от света до света) в общем виде включает в себя следующие устройства:
1. Камера. Объектив проецирует изображение на светочувствительную поверхность. Схема развертки по строчкам считывает яркость элементов изображения. Сначала передаются нечётные строки (1-е поле), затем чётные (2-е поле). Информация о цвете передаётся на поднесущей частоте. Так формируется кадр полного цветного телевизионного сигнала (ПЦТС).
2. Передатчик. Сигнал радиочастоты модулируется телевизионным сигналом и излучается в эфир. Звук передается на отдельной частоте тоже в частотной модуляции.
До 30-х гг. 20 века телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств. В системах механического ТВ для формирования видеоизображения применялся электромотор, вращающий диск Нипкова со специальными отверстиями в нём. Телепередатчик из-за этого получался громоздким и шумным. В России первая заявка по передаче цветного изображения на расстояние была подана в 1899 году выпускником Петербургского электротехнического института Александром Полумордвиновым. Изобретение базировалось на теории трехкомпонентного цветовосприятия с последовательной передачей сигналов изображения. Между передатчиком и приемником предусматривалось наличие проводной связи.
Бурное развитие систем радиосвязи, и телевидения в частности, оказалось возможным благодаря достижениям радиотехники в области средств усиления слабых сигналов. После изобретения Ли де Форесом в 1906 году радиолампы-триода возникла и стала стремительно развиваться новая промышленная отрасль – радиоэлектроника.
Телевидение изобретено в России, профессором Петербургского технологического института Б.Л.Розингом, который в 1907 году представил первую пробную электронную систему телевидения (приемная ЭЛТ Розинга). Практически вплоть до 30-х гг. XX в. телевидение развивалось по пути использования оптико-механических устройств.
Работы Розинга продолжил его талантливый ученик Владимир Зворыкин, проживающий в то время в США. Кроме кинескопа – основного узла современного телевизора, – ему принадлежит разработка иконоскопа – главного узла телевизионной электронной камеры. В 1932 году «Радио корпорейшн оф Америка» продемонстрировала телевизионную систему, в которой применялось только электронное сканирование. Приёмной трубкой в телевизионном приёмнике служил кинескоп (от греческого «кинео» — «привожу в движение» и «скопео»), а передающей в телекамере — иконоскоп.
До 60-х годов отечественное телевидение было чёрно-белым, хотя Зворыкин еще в 1928 году получил патент на систему цветного телевидения: экран кинескопа покрывался зёрнами люминофора трёх сортов, их свечение, складываясь, давало полноцветное изображение.
Телевизионное вещание через космос посредством ИСЗ на эллиптических орбитах в нашей стране началось в августе 1960 года, а с 1975 года – посредством экваториального геостационарного ИСЗ «Радуга». Космические ретрансляторы позволили осуществлять передачи центрального телевидения круглосуточно и доводить их до самых удалённых уголков страны.
Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение).
Телевидение одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно находит применение в науке и образовании, в медицине и в быту, в искусстве и культуре, в военной и мирной технике, в мореплавании, авиации и космонавтике. Для нас уже стало привычным, что входная дверь жилого дома, квартиры или учреждения оборудована глазком с телекамерой для обеспечения безопасности. На экранах телевизоров мы видим, что происходит за многие тысячи километров от нас. Телеоборудование спутника передаёт важную стратегическую информацию или ценные научные данные о перемещениях водных масс в морях и океанах, о состоянии атмосферы, полей и лесов. Анализируя полученное со спутника изображение земной поверхности, находят залежи полезных ископаемых. Миниатюрная цветная телекамера, снабжённая микролампочкой, превращается в медицинский зонд. Вводя его в желудок или пищевод, врач исследует то, что раньше мог видеть только во время хирургического вмешательства. Современное телевизионное оборудование позволяет контролировать сложные и вредные производства. Оператор-диспетчер на экране монитора наблюдает за несколькими технологическими процессами одновременно. Аналогичную задачу решает и оператор-диспетчер службы безопасности дорожного движения, следя на экране монитора за транспортными потоками на дорогах и перекрёстках
Целенаправленное применение телевидения в учебных целях получило название систем учебного телевидения. По принципу построения и организации использования системы УТВ можно разделить на две категории: открытые и замкнутые.
Открытые системы УТВ аналогичны системам эфирного вещательного телевидения. Для их приема в отдельных аудиториях учебного заведения необходимо иметь телевизоры с подключенными к ним видемагнитофонами. Видеомагнитофон используется для записи телевизионных передач и последующего их воспроизведения (полностью или выборочно), а также для воспроизведения учебных программ, записанных на видеокассеты.
Замкнутые системы УТВ имеют другую организационно-техническую структуру. Они рассчитаны для применения в отдельном учебном заведении и обеспечивают передачу и приём учебных программ в одной или нескольких аудиториях, оборудованных соответствующей аппаратурой. В состав оборудования рабочего места преподавателя могут входить: персональный компьютер, телеэпипроектор (документопроектор), видеомагнитофон, видеопроектор, микрофон и др.
Видеотехника сначала развивалась параллельно и в тесной взаимосвязи с теорией и практикой телевидения, а затем обрела право на самостоятельное существование. В первой половине ХХ века разработка систем телевизионного вещания основывалась на принципе прямой трансляции передач без предварительной записи видеоизображения. В 50-х годах наступает эра электронного телевидения, которое быстро завоевывает позиции одного из ведущих средств массовой информации. Одновременно выявилась насущная потребность в предварительной записи видеосигнала, поскольку использование метода прямой трансляции телепередач создавало в телевидении множество неудобств.
В 1954 году американская корпорация RCA (RadioCorporationofAmerica) продемонстрировала первое устройство продольной магнитной записи изображения на ленту, движущуюся с огромной скоростью – 9,15 м/с. Это был громоздкий аппарат, вес которого превышал 500 кг. Однако фактически рождением видеотехники можно считать 1956 год. Фирма AMPEX (США) осуществила запись изображения на магнитной ленте с помощью вращающихся магнитных головок методом поперечно-строчной записи. Этот метод позволил существенно снизить продольную скорость движения ленты в магнитофоне. Все же первые зарубежные и отечественные видеомагнитофоны были очень громоздки и далеки от совершенства. Лента хранилась в больших дисках и требовала определенных навыков заправки её в аппаратуру. Ширина магнитной ленты составляла 2 дюйма (свыше 5 см), а продольная скорость протяжки ленты – около 40 см/c.
Последующий прорыв в области видеозаписи произвела японская фирма JVC, разработавшая в 1975 году принцип наклонно-строчной записи сигналов изображения. Фирма предложила кассетную систему видеозаписи. Ширина используемой ленты снизилась до 0,5 дюйма, а продольная скорость перемещения ленты до 2,34 см/с. Резко уменьшился вес видеомагнитофона, что позволило применять его не только в условиях специализированных теле- и видеостудий, но и в домашних условиях.
Дальнейший технический прогресс был направлен на существенное улучшение параметров записываемого видеосигнала, снижение габаритов аппаратуры и создание целой гаммы видеопродукции различного назначения. Сфера применения видеотехники от студийного использования на телевидении распространилась до уровня промышленного и бытового применения: наблюдение за производственными процессами, домашнее видео, медицина, обучение, охранные системы, сфера обслуживания и др.
Наиболее революционным этапом технического прогресса, который в начале XXI века вступает в свою активную фазу, является переход фототехники, электронного кино, телевидения и видеотехники к унификации способов формирования изображений и звука на основе цифровой вычислительной техники. Это дает новый импульс совершенствованию учебного процесса. Цифровое телевидение обеспечивает возможность увеличения количества телевизионных каналов примерно в 4 раза в том же частотном диапазоне, который занимает в настоящее время телевидение стандартной чёткости. Кроме того, возникает возможность сопряжения сетей цифрового телевизионного вещания с компьютерными сетями типа Интернет и организации интерактивных (диалоговых) видов обслуживания абонентов сети путем организации обратных каналов. Возникли мультимедийные информационные технологии и начали разрабатываться соответствующие средства для них.
Мультимедиа – комплексное представление в цифровом виде разнообразной информации – текстовой, видео-, аудио-, графической, мультипликационной и др.; уплотнение этой информации в допустимых пределах, передача по каналам связи, хранение и вывод в наиболее удобной для восприятия форме.
Быстро растущая популярность сети Интернет и изначально заложенное в ней свойство интерактивности способствует расширению его использования для дистанционного обучения. Помимо студентов и школьников возрастает число нетрадиционных учащихся: пожилых людей, домохозяек, а также уже работающих людей. Такая форма обучения позволяет ввести в этот процесс наиболее квалифицированные кадры преподавателей, не требуя от них жёсткой привязки по времени к обучаемым. Обучаемые могут самостоятельно определять для себя приемлемый темп занятий и время их проведения.
Переворот в области телевидения и связанных с ним систем формирования и обработки изображений и звука затрагивает все составные части мультимедийных средств и систем.
По оценкам экспертов к 2010 году цивилизованный мир, в основном, перейдет на наземное, кабельное и спутниковое цифровое вещание.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
На современном этапе аудиовизуальные средства образования включают в себя: фонограммы; видеопродукцию; компьютерные учебные пособия; Интернет.
Этапы формирования аудиовизуальной культуры включает развитие следующих аудиовизуальных технических средств:
21 век: наиболее революционным этапом технического прогресса, является переход фототехники, кино, телевидения и видеотехники на цифровую основу. Это дает новый импульс совершенствованию учебного процесса.
Список использованной литературы
2. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.
5. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.
8. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М.Розин. – М.: Владос, 1996.