использование методов обучения и воспитания учитывающих особенности обучающихся
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся.
Из опыта работы учителя химии Филипповой М.И.
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.д.)
— выявление одарённых детей
— развитие творческих способностей на уроках
— развитие способностей во внеурочной деятельности
— создание условий для всестороннего развития
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Мною разработана система развивающих задач-пятиминуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение задач отвожу не более 1-2 минут. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей предлагаю более сложные задания. Большое внимание придаю вовлечению во внеурочную работу по химии (олимпиады, дистанционные конкурсы, недели естественных наук, факультативы). Стараюсь организовывать уроки, чтобы способный, талантливый ребёнок развивал не только свои способности, но и эрудицию, память, ум, речевую культуру, ответственность. В домашнее задание включаю: элементы исследования, выполнения эксперимента, который возможен в домашних условиях (наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды, при изучении темы «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде»),творческие задания (составить викторину по теме, написать сочинение, составить кроссворд).
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяю следующие пед.технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Также в работе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. В обучении химии разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим.
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся.
Из опыта работы учителя химии Филипповой М.И.
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.д.)
— выявление одарённых детей
— развитие творческих способностей на уроках
— развитие способностей во внеурочной деятельности
— создание условий для всестороннего развития
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Мною разработана система развивающих задач-пятиминуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение задач отвожу не более 1-2 минут. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей предлагаю более сложные задания. Большое внимание придаю вовлечению во внеурочную работу по химии (олимпиады, дистанционные конкурсы, недели естественных наук, факультативы). Стараюсь организовывать уроки, чтобы способный, талантливый ребёнок развивал не только свои способности, но и эрудицию, память, ум, речевую культуру, ответственность. В домашнее задание включаю: элементы исследования, выполнения эксперимента, который возможен в домашних условиях (наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды, при изучении темы «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде»),творческие задания (составить викторину по теме, написать сочинение, составить кроссворд).
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяю следующие пед.технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Также в работе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. В обучении химии разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим.
Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Капралова Юлия
Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:
• в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;
• организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;
• организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
• обучение проводим в спокойном тоне;
• откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;
• в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.
• Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
• Психологическое сопровождение образовательного процесса.
• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
•Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.
Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастными индивидуальным особенностям. В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
В своей работе с дошкольниками воспитатели используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.
Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строится так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы: показ способов, действий и показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
1. Чтение художественной литературы.
Приемы:
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
• указание (целостное и дробное);
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы:
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Формы работыпри организации двигательной детской деятельности:
• подвижные игры с правилами;
• подвижные дидактические игры;
• игровые упражнения, игровые ситуации;
• спортивные игры и упражнения;
• гимнастика (утренняя и пробуждения).
Формы работыпри организации познавательно-исследовательской деятельности:
• решение проблемных ситуаций;
• интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
Формы работыпри организации игровой деятельности:
• сюжетные игры, игры с правилами;
• создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
• игры с речевым сопровождением;
• беседа, ситуативный разговор;
• составление и отгадывание загадок;
• игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
• этюды и постановки.
Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
• коллективные и индивидуальные поручения, задания;
Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
• содержания учебного материала;
• возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
• формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;
• оснащенности педагогического процесса;
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.
Использование приемов и методов обучения, соответствующих ФГОС до В рамках проекта «Наставничество», реализуемого в МБДОУ № 14 в 2018-2019 учебном году, молодые воспитатели нашего учреждения подготовили.
Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска» На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска».
Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями» Особенности детского экспериментирования в разных.
Использование игровых методов и приемов в организации театральной деятельности «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности» Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время.
Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением методов и приемов работы» Современные методы работы с детьми имеют широкий диапазон. Я предлагаю окунуться в мир фантазии и творчества. 1. Ритуал приветствия Цель.
Конспект занятия по ФЭМП «Использование игровых приемов и методов» в подготовительной группе Методические приемы: Наглядные: показ картинок, пример взрослого. Словесные: вопросы, объяснение, беседа, отгадывание загадок. Практические:.
Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА» ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ.
План конспект открытого урока в ДМШ «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» План конспект открытого урока «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» по хору «Свирелька» преподавателя МБУ.
Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.
Доклад на тему «Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся (выдающиеся способности «одаренные»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель математики Борисова Марина Вячеславовна
Доклад «Работа с одаренными детьми на уроках математикив условиях введения ФГОС»
Цель и задачи работы с одаренными детьми :Выявление, развитие и поддержку одаренных детей в интересах личности, школы и государства в целом.1.Создание условий для диагностики одаренности учащихся.2.Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.3.Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей.4.Создание и организация работы научного общества учащихся.5.Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.
Проблемы организации работы с одаренными детьми:1. Проблема выявления одаренных детей.Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не менее 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка.Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь?Оказывается, выдающиеся достижения
возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е.Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальныхопераций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы дляисследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми :1.Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.2.Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.).3.Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных детей.4.Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.5.Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.6.Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
Список использованной литературы:
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся.
Методы обучения и воспитания,учитывающие особенности обучающихся. Возрастные особенности, ограниченные возможности здоровья.
Просмотр содержимого документа
«Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся.»
Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности
Основой реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования является системно-деятельностный подход. Главная моя задача, как учителя, состоит в том, что я должна не только дать учащимся определённые знания, но и развивать интерес к учению, научить учиться, применять полученные знания на практике. В своей педагогической деятельности использую методы обучения и воспитания, учитывающие особенности обучающихся. Реализуя ФГОС, заложенный в основу деятельностного метода обучения, использую метод Л.Г. Петерсон, который позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия, развитие логического и творческого мышления. Кроме того, учитывая возрастные особенности учащихся и сохраняя преемственность при переходе из ДОУ в школу использую игровые технологии.
В играх новые знания учащиеся получают свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на уроках, во время игры легко усваиваются. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием. Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений. В коллективных и командных играх участники сами себе ставят цель, совместно с другими детьми ищут способы ее достижения, сообща отбирают материал, при этом каждый из команды (группы) ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому эти игры имеют еще и огромную воспитательную ценность. Приведу несколько примеров дидактических игр, апробированных мною в 1 классе на разных этапах учебного процесса.
1.Игры по темам: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
Игра «Логические концовки»
Вооружись логическим мышлением и закончи фразы:
1. Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
2. Если 2 больше одного, то один. (меньше двух).
3. Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
4. Если правая рука справа, то левая. (слева).
5. Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
6. Если из ведра льется вода, то ведро. (дырявое).
Необходимо найти лишнего человечка. Уметь объяснить признаки отличия от остальных.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело
Быстро, точно и умело
— Сосчитайте, сколько здесь треугольников?
(Дети считают на местах, дают ответы. Для каждого заготовлен чертеж звезды, на партах имеются карандаши. Задание достаточно сложное. Если не будут найдены все треугольники, выигрывает тот, кто назвал большее количество. В любом случае, я показываю все треугольники. Лучше заготовить заранее плакаты со звездой, где треугольники будут раскрашены).
Игра « Укажи дорогу»
Учащиеся 1 класса не сразу могут сориентироваться в большом помещении школы. Чтобы научить этому, развить самостоятельность, проводится данная игра. В ней идёт отработка пространственных представлений. (Учитель предварительно показывает все помещения в школе). Ученик получает задание провести мысленно детей в спортзал, столовую, раздевалку. Ребёнок объясняет кратко, как идти. Например: «Выйти из класса, повернуть налево и спуститься по лестнице вниз». Дети ещё могут под его диктовку попытаться изобразить маршрут на листках.
Игра «Каких дней в неделе недостает?», Игры по теме: «Сложение и вычитание» и др. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.
Использование дидактических игр дало положительный эффект для учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика казалась скучной наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повысило интерес к математике, внесло разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимало утомление, развивало сообразительность, внимание, взаимопомощь, чувство соревнования. Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала явилось эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Что положительно повлияло на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной активности.
Примеры фрагментов уроков с использованием игровой технологии:
Математика Тема урока: Числа 1-10.Нумерация. 1 класс
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать большую тему «Числа от 1 до 10. Нумерация» В начале изучения мы читали, чему мы должны научиться. Откройте стр. 21. Прочитайте, что мы должны были узнать и чему научиться (дети читают).
Учитель: Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Будем повторять то, что изучили, проверим свои знания и умения. )
Учитель: Все эти знания и умения будут нам нужны для выполнения математических заданий. Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок – игра. Мы будем учиться, играя в математические игры. Будем помогать сказочным героям выполнять различные математические задания. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, думайте.
1. Индивидуальная работа у доски (2 человека)
Игра “Волшебные яблочки”(сказочный герой-Жар-птица).
На доске нарисовано дерево – яблоня. К ней прикреплены яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Дети срывают яблоки и быстро записывают примеры на доске. Кто больше успел записать и решить примеров, тот выигрывает.
2. Фронтальная работа.
— Назовите числа, с которыми мы познакомились, в порядке возрастания (убывания).
— Какое самое большое число из тех, что мы изучили? (10)
— Чем отличается число 10 от остальных изученных чисел? ( в записи числа используются две цифры 1 и 0)
— Что мы используем для записи чисел? (цифры)
— Сколько всего цифр? (десять)
— А сколько чисел? (много)
— Чем отличаются цифры от чисел? (цифры пишем, числа слышим и произносим)
— Какое число при счёте следует за числом 4, 6?
— Какое число при счёте предшествует числу 5, 8?
3. Задачи для смекалистых.
«Хитрые задачи от Бабы-Яги»
а) На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (ни одного)
б) Сколько ушей у трёх мышей? (6)
в) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна)
г) По тропинке идут 3 чёрных и 6 серых гусей, а навстречу им одна серая и одна белая утка. Сколько было всего уток?(2)
Игра «Молчанка» (герои сказки «Белоснежка и семь гномов»)
— Я буду показывать указкой на числа и знаки действия, а вы будите находить ответы, используя цифры, которые лежат у вас на столах. Молча решите пример и покажите ответ цифрой.
— Какое число получим, прибавляя 1? А вычитая 1?
Игра «Сосчитайка» (герои сказки «Три поросёнка»)
— Что вам напоминает этот рисунок?
— Из каких геометрических фигур нарисована ёлка?
— Сосчитайте, сколько здесь треугольников? (8)
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Урок чтения: Знакомство с согласной буквой М, м. Звуки [м], [м’].
Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. У вас на парте лежат три кружка: синий, зеленый, красный. Я буду называть слова, а вы показываете круг такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове.
(Кукла, педаль, аист, иволга, работа, речка, нос, нитки, ель, мак)
-Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука?
-Сформулируйте тему урока. С какой буквой мы сегодня познакомимся? Каковы наши цели?
— Посмотрите на картинки, назовите их и решите, какой звук здесь будет общий, есть в каждом слове?
— Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.
К нам без опоздания
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
-Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.
— С какими буквами и звуками познакомились на предыдущем уроке?
— Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
— А как называются звуки, которые можно пропеть?
3. Определение темы (игровые элементы работы). Знакомство с новыми звуками.
— Как мычит корова? ( Му-у-у…)
Как солнечный денек,
Мамочка- корова всего
— Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?
— Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)
-Произнесите его и скажите, какой он?
— Какой характер его звучания?
— Дайте характеристику этому звуку.
— А знаете ли вы про муравьёв? Они какие? (Слайд3)
— Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.
-Назовите первый звук.
— Дайте характеристику звука [м] (согласный, звонкий, твердый)
— Какая ягода начинается со звука [м] – малина, морошко, мандарин (слайд 4)
-Перечислите продукты, в названии которых есть [м]-мясо, масло, молоко, мука…
-Ребята, сегодня у нас в гостях герои самых разных сказок. Они очень любят загадки и просили вас отгадать, как же их зовут.
1.Он всю зиму в шубе спал
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)
-Назовите первый звук в слове «медведь».
-Согласный, звонкий, мягкий.
2.В подполье, в каморке
-Назовите первый звук в слове «мышка».
-Произнесем хором звук [м].
-Кто даст характеристику звуку [м]?
-Согласный, звонкий, твердый.
3.Погляди на молодцов
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Жить не может…. ( муравей)
-Что вы знаете о них? (ответы детей, беседа об охране животных). Слайд 7.
Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза( считать до 3),открыть, посмотреть вдаль(считать до 5).
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
ФМ для снятия утомления с туловища:
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Для учащихся, имеющих более высокие способности провожу дополнительные занятия, учу пользоваться дополнительной справочной литературой, даю навыки работы на компьютере, навыки извлечения нужной информации, готовлю карточки с заданиями повышенной трудности и олимпиадными заданиями, вовлекаю в участие в интеллектуальные игры (классные, школьные), а также «Кенгуру», «Русский медвежонок», к участию в олимпиадах.
Таким образом, при организации учебного процесса, я выбираю такие технологии, которые позволяют мне учитывать возрастные особенности детей, возможности здоровья и способности учащихся.