использование наглядности в обучении дошкольников
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Ақ бота» бөбекжай-бақшасы» МКҚК
КГП «Ясли-сад «Ақ бота»
Байзакова Айгуль Кагармановна
Н аглядност ь в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Изучением и применением наглядности занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Песталоции.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Статья»Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Искра Виктория Васильевна
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Различаются следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.
Изучением и применением наглядности занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Песталоции.
Известный ученый-психолог Л.С.Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М.,1960;
3.Из опыта работы с детьми.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Искра Виктория Васильевна
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения
Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Различаются следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.
Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.
Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]
Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
2. Артемов А. К. Обучение математике. М. :”Пенза”,2005.
3. Из опыта работы с детьми.
Компьютерная презентация «Транспорт» Одно из определяющих условий успешного обучения детей в дошкольных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах является создание.
Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.
Виды и требования к наглядности
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения
К демонстрационным относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.
Приём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.
Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.
Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Виды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
Татьяна Беляева
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
Рассмотрим возможности организации изучения природы детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Так, одним из основных средств ознакомления детей младшей группы с природой является наблюдение – целенаправленное, непосредственное чувственное восприятие ее объектов и явлений.
А. А. Люблинская понимает наблюдение, как сложный познавательный процесс, основанный на совместном функционировании чувственного и рационального. При этом восприятие природы должно обеспечиваться через разные виды анализаторов (включая слово преподавателя). Результатом такой работы, является формирование различных компонентов личности, в особенности представлений о мире природы, мышления, речи и соответствующего мировосприятия.
Б. Г. Ананьев понимает наблюдение как сложную психологическую деятельность, основой которой является соединение многих психических процессов (восприятия, мышление, речь и др) в единый познавательный процесс. Определённый уровень сформированности у детей дошкольного возраста восприятия в целом и сенсорных систем в частности, позволяет активно использовать наглядные методы для формирования наблюдательности, как одного из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Т. А.Серебрякова выделяет следующие требования к проведению наблюдения у детей дошкольного возраста:
1. Четкость и конкретность целей и задач наблюдения.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы должны подкрепляться, уточняться обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов экологической работы с детьми (словесных и практических).
На основании вышесказанного автор предлагает использовать следующие виды наблюдений:
Распознающее наблюдение, представляет собой процесс распознавания ребёнком признаков и свойств наблюдаемого объекта. Педагогический процесс данного наблюдения предполагает организацию воспитателем обследования природного явления, затем посредством мыслительных процессов, ребёнок должен определить основные и второстепенные признаки и свойства явления.
Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдения предполагает исследование природного явления в динамике. Это означает, что в процессе наблюдения задействованы разные типы восприятия и подкрепляется мышлением и памятью. Ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения.
Воссоздающее наблюдение. В основе этого вида наблюдения лежит воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретает мышление и воссоздающее воображение.
Т. А.Васильева выделяет следующие структурные компоненты наблюдения:
подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения.На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задания детям.
этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе. В зависимости от возраста детей, на данном этапе могут использоваться либо сюрпризные моменты, либо познавательные задания (загадка, поговорка и пр.). Необходимо отметить, что по времени данный этап очень краткосрочен – всего 2-3 минуты.
основной этап, само наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени.Он включает в себя 3 части: целостное восприятие предмета или явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации; вторичное целостное восприятие объекта (интегрирующее восприятие). Его сущностью является отнесение при опоре на собранный материал объекта, предмета наблюдения к категории подобных, группе однородных.
заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что деть узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения.
В качестве вывода, можно сказать, что наблюдение за живой природой является полноценным познавательным процессом, с помощью которого осуществляется экологическое образование в детском саду. Как и в любом другом педагогическом методе, эффективность наблюдения зависит от организации процесса.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Арт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.
Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.
Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.
Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.