использование практических методов обучения в образовательном процессе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
27. Характеристика практических методов обучения
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;
– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.
Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:
– сознательный подход учащихся к их выполнению;
– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.
Основные структурные элементы учебной игры :
– моделируемый объект учебной деятельности;
– совместная деятельность участников;
– принятие решения в изменившихся условиях;
– эффективность применяемого решения.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.
Практические методы обучения в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:
Упражнения
Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.
Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.
Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения
Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.
По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:
Готовые работы на аналогичную тему
Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.
Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.
Лабораторный метод
В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.
Практический метод
Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.
Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:
Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке. Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие. У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).
Познавательные игры
Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.
Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения
В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.
Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.
В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.
Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.
Использование практических методов на уроках технологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Практические методы обучения и их характерные признаки
Практические методы обучения – это методы, ориентированные на освоение знаний и приобретение навыков учащимися в ходе самостоятельной практической деятельности.
Практические методы обучения ориентированы на достижение реального результата. Они позволяют провести какую-то исследовательскую работу, которая поможет углубить знания учащихся и довести их навыки деятельности до совершенства.
Практические методы хороши тем, что они увлекают учащихся, мотивируя их, тем самым, к познанию.
Практические методы ориентированы на применение своих теоретических знаний на практике, т.е. когда, правило превращается в действие. Например, использование правил построения предложения для его реального построения, создания текста.
Применение практических методов в образовательном процессе предполагает соблюдение следующей последовательности действий:
Как правило, практические методы обучения применяются в образовательном процессе после изучения какой-то темы или раздела той или иной науки. Данные методы помогают обобщить полученные знания и закрепить их.
Практические методы необходимы для понимания учащимися о возможностях использования своих знаний на практике т.е. они дают представления об организации трудового процесса в той или иной сфере деятельности и делают теоретические знания осознанными т.е. учащиеся понимают для чего им нужна данная информация, как ее можно использовать в реальной жизнедеятельности. При этом, если рассказать об этом в теории, это не будет иметь такой же образовательный и развивающий эффект.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными практическими метода обучения являются:
Условия эффективного использования практических методов обучения на уроках технологии
Построение образовательного процесса по дисциплине «технология» реализуется на основании его планирования. План включает в себя инвариативную и вариативную часть организации учебного занятия.
Инвариативная часть включает в себя информацию о проведении уроков технологии, которая известна и, которая не будет изменена. Как правило, это теоретическая часть урока т.е. теория по технологии не изменится.
Вариативная часть состоит из оперативных данных, характеризующихся непостоянством и изменениями в ходе образовательной деятельности. Как правило, вариативная часть содержит практические методы обучения. Их сложно запланировать заранее, поскольку невозможно предсказать условия прохождения урока, наличие средств реализации практической работы и т.д.
Выбор конкретного метода практического обучения, используемого на уроках технологии, зависит от логики организации познавательной деятельности. На уроках технологии учащиеся усваивают конкретные понятия, систематизируют их, устанавливают метапредметные и межпредметные связи, осваивают алгоритмы технологических действий. Все это определяет актуальность использования того или иного практического метода на уроке технологии. Например, лабораторные работы применимы при исследовании состава какого-то вещества (например, дерева или металла).
Один и тот же метод может быть ориентирован на выполнение разных практических задач. Поэтому, метод должен четко отвечать целевому назначению учебного занятия.
Условиями продуктивного применения практических методов обучения на уроках технологии являются:
Сущность практических методов обучения
Что такое практические методы обучения
Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности.
Они включают такие приемы, как:
Практические методы могут применяться в комплексе с наглядными и словесными, но, по сравнению с ними, предполагают большую самостоятельность учащегося в обучении.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды практических методов
В образовательном процессе используют такие практические методы, как:
Каждый из этих методов обладает собственными характеристиками.
Упражнения
Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество.
Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.
Упражнения могут быть:
Сущность любого вида упражнений в том, что они не являются произвольным набором однотипных действий, а имеют четко установленную последовательность. Важные условия эффективности этого вида обучения — постепенное усложнение заданий, регулярность, а также отсутствие длительных перерывов. Также установлено, что если упражнения сопровождаются комментариями преподавателя, то учащиеся осваивают их намного быстрее и качественнее.
Лабораторные работы
Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.
Лабораторные занятия могут быть:
Они всегда проводятся под руководством учителя. Сначала педагог дает учащимся инструкции:
В конце исследования учащиеся должны представить письменный или устный отчет. Учитель следит за процессом и при необходимости консультирует учеников. Важное условие при проведении лабораторных работ — соблюдение техники безопасности.
Практические работы
Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории).
Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач. Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности.
Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.
Плюсы практических работ:
Выполнение учебно-трудовых заданий
Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию. Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение.
Эффективность практических методов
Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.
Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.
Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.
Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное. Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели. Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).
Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные. Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса. В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.
Познавательные игры, как практический метод
Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.
В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:
Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.
Особенности познавательных игр
Познавательные игры отличаются рядом особенностей:
Мотивационные стимулы познавательных игр
Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как:
Этапы игры
Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:
Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию.
Примеры познавательных игр
Примеры практических методов обучения
Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».
Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»
Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека.
Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.
Для проведения игры класс делят на три группы:
» Методы обучения и их эффективное использование»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »
Методы обучения и их эффективное использование
Методы обучения и их эффективное использование.
существует ровно столько,
Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Выбор методов обучения зависит:
от общих и конкретных целей обучения;
от содержания материала конкретного урока;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся;
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Все виды методов обучения можно разделить на традиционные и активные методы.
Наиболее распространенной является классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний. В соответствии с таким подходом методы объединяются в три группы:
а ) словесные методы ( источником знания является устное или печатное слово);
б ) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в ) практические методы ( учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы словесного обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, активизировать воображение, память, чувства учащихся.
Недостаток словесного метода : слишком долгая речь учителя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Недостатки метода : необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Эти методы формируют практические умения и навыки.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Условия использования рассмотренных методов обучения:
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.
Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.
Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
игровом действе и творческом характере обучения;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.
Достоинства метода дискуссии :
привлекают к активному участию всех присутствующих;
дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
побуждают к самоанализу;
возможность использования дополнительных материалов;
воспитывается терпимость, умение слышать других;
позволяют углубить знания по предмету;
позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.
занимает много времени.
требуется предварительно объяснить правила.
при узко поставленной теме возможны повторения.
требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.
Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.
Цель метода «мозгового штурма» — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— творческое усвоение учащимися учебного материала;
— связь теоретических знаний с практикой;
— активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
— формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
— формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Преимущества игрового метода
1.Приобретенный опыт сохраняется надолго.
«Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
В большинстве случаев игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.
Игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
4. Безопасные условия.
Использование игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Игровой метод предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.
Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Суть успешной игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.
2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.
Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.
Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.
Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:
-участник убедился, что у него все получается;
-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких
знаний и навыков надо бы получить побольше.
Неигровые методы обучения
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенного для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
Кейс- метод на уроке математики
Учащимся ставится конкретная задача :
рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия.
Учащиеся при решении задачи должны решить следующие проблемы:
определить последовательность решения задания;
определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
провести необходимые измерения размеров класса ;
определить количество линолеума в квадратных метрах.
Функции учителя при работе по кейс-методу
Учитель при работе по кейс-методу является инициатором и активным участником процесса решения задания. Основными функциями учителя являются:
постановка задачи, определение целей и исходных данных;
организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
контроль выполнения задания;
организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.
Проблемы использования АМО:
даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;
Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Каждый из перечисленных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Учитель на любом этапе учебного процесса может использовать несколько методов обучения.
Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»( В. А. Сухомлинский).
Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.