использование технологии проблемного обучения на уроках технологии

Использование технологии проблемного обучения на уроках технологии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование технологии проблемного обучения на уроках технологии в школе.

«Знание только тогда знание, когда

приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью!» Л. Н. Толстой

Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Как повысить мотивацию к предмету? Как успеть научить ребенка элементарным ремеслам, привить умения и навыки обслуживающего труда, подготовить его к жизни?

Применение технологии проблемного обучения на уроках технологии и позволяет решить эти проблемы.

Моя педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы ( машиноведение, материаловедение, кулинария).

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Из своей практики могу выделить четыре уровня проблемного обучения.

Проблемное преподавание : учитель формирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, обобщает полученные результаты.

После изучения всех видов машинных швов, дается практическое задание : обработать срез неправильной формы, сделанный на ткани. Сначала девочки не поняли сложности этого задания. Но когда начали его выполнять, обнаружились затруднения, которые вызвали проблемную ситуацию. Из – за неровности среза его нельзя было обработать швом в подгибку. Не помогли и полоски ткани, вырезанные по продольной, косой и поперечной нитке, которые применяются при обработке срезов окантовочным швом. Возникло несоответствие между известным и неизвестными (новыми) способами действия. В существовании соответствующего способа действия учащиеся не сомневаются, они из опыта знают, что такие срезы можно обработать. Возникает вопрос: «Как это сделать?».

Проблемная ситуация – учитель создает проблемную ситуацию, ориентирует учеников на поиск данных которых не хватает, учит их использовать имеющиеся знания и умения для решения проблемы.

Например, для учеников 6 класса задание рассчитать количество ткани, необходимое для пошива ночной сорочки, является проблемной задачей, поскольку данные включают в себя определенное количество снятых мерок, а неизвестное – размеры куска ткани. Процесс перехода от объемов к площади выкройки требует пространственного представления.

Приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Так при изучении темы «Уход за одеждой» учитель начинает с вопросов: а есть ли у вас любимая вещь, с которой не хочется расставаться? От чего зависит внешний вид одежды? Умеете ли вы ухаживать за одеждой? И урок выстраивается совместно: учитель проблемное изложение материала, подводя девочек к выдвижению гипотез и их решению ( стирка, сушка, утюжка). Здесь же вспоминаются знания, полученные в разделе материаловедения, по волокнистому составу тканей и их свойства.

Следующий уровень выделяется формулировкой проблемы и решением ее.

Из раздела «Кулинария». При изучении темы «Физиология питания» формируется несколько мнений, одни говорят: «Режим питания необходим». Другие: «Кушать необходимо, когда захочется» Кто прав? А ваше мнение? Выдвигаются различные гипотезы, споры, и через беседу девочки должны прийти к выводу, что каждый человек сам делает свой выбор в режиме питания.

Этот уровень является началом самостоятельной творческой деятельности и основой дальнейшего самообразования.

В каждом конкретном случае учитель должен творчески подходить к содержанию материала, возможностям учеников и правильно определять, какие знания им надо дать методом преподавания, какие – постановкой проблемных вопросов, а какие, возможно и решением проблемной задачи. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что они не “пасуют” перед проблемами, а стремятся их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

.Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности – М., 1996

Казакевич В. М. Основы методики трудового обучения. М.: «Просвещение», 2011 г., стр. 220.

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом, М.: «Академия», 2010 г.

И.А. Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке.»

Новое в психологии и педагогике» №1-1985г.

Школа и производство № 4,5,6 1996г.М. «Школа – Пресс»

Источник

Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности.

Кирилина Галина Петровна

П. Оус, Ивдельского района,

« Дайте ученику как можно больше

сведений и вызывайте его на

наибольшее число наблюдений

по всем отраслям знания, но как

можно меньше сообщайте ему общих

выводов, определений, подразделений

и всякой терминологии»

На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя – организовать так учебно- познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий..

Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является метод проблемного обучения.

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Задачами проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично- поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний.

Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций.

В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.

Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом активизации мышления учащихся. На протяжении нескольких лет в своей работе применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

Привожу пример: в разделе « Красота и гигиена девушки».

Проблема – «Красота – страшная сила?!»

— Что входит в понятие « Красота»?

— Красота – это залог успеха?

— Кто впервые сказал это выражение с экрана кино?

— Девочек волнуют вопросы красоты. Некоторые думают, что все красавицы легко могут добиться в жизни всего желаемого.

— Да, красивые люди привлекают внимание, иногда им удаётся решать проблемы гораздо легче, чем всем остальным. Связано это с инстинктом, это заложено у нас генетически.

« Меня ничем не испортишь»,- заявила Красота.

« Спорим!»- ухмыльнувшись, сказало Время.

— Народное выражение говорит: « Не родись красивой, а родись счастливой. Красота увянет, счастье не обманет».

— Почему красивые люди редко бывают счастливы?

Красота- источник больших и маленьких проблем.

О « страшной силе» красоты и проблемой, к которой она порой приводит, сложено немало сказочных историй. Мачеха выгоняет внешне красивую падчерицу из дома. Внешне красивые люди легче добиваются целей в жизни, но не умеют удерживать свои желания. Им не свойственны терпеливость, упорство. Такие натуры склонны к истерическим проявлениям, часто капризны.

— Многие мужчины предпочитают красоте внешней красоту душевную. Девушки с обычной внешностью способны обладать безумной привлекательностью.

— Можно ли купить красоту в косметических салонах?

— Есть ли у вас идеалы красоты?

Работа с информационным материалом.

( учебник, дополнительная литература, Интернет- ресурсы и.др.)

— Как стать привлекательной?

( санитарно- гигиенические требования)

— Составьте рекомендации, которым можно следовать, чтобы стать привлекательной.

Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя – подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент – это актуализация опорных знаний. Например, элементы урока технологии в 6 классе тема «Моделирование юбки». Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.

Цель: Научить основным приёмам моделирования юбки.

I Мотивация учебной деятельности.

1.Создание проблемной ситуации:

Демонстрация готовых моделей юбок:

— Ира пришла в школу, надев прямую юбку;

-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;

-А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?

— В чём тогда дело? В чём проблема?

2. Проблемный вопрос:

Как получить несколько разных моделей юбок.

3. Обсуждение предложений.

— обмотать вокруг себя ткань;

-взять ткань длиннее и спереди сделать складку;

— отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т. д.

Это макетный способ, он использовался в прежние времена, когда для дам шили белошвейки. Им пользуются иногда и модельеры, создавая новые модели. Но мы поступим более рационально, будем изменять основу выкройки прямой юбки.

II Определение темы и цели урока.

— Определите цель нашего урока:

— Научиться создавать разные модели юбок.

Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. Выделите корень этого слова ( модель).

-Вспомните определение этого понятия, что оно означает?

Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную выкройку прямой юбки.

III Актуализация знаний.

— В чём сходство этих юбок?

— В выкройке прямой юбки есть вытачка.

— В моделях юбок присутствует вытачка?

— Почему их можно сравнить с моделью прямой юбки?

— Найдите в каждой из них элемент прямой юбки ( верх, низ).

2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.

— «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

— определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, включая эксперименты, исследование, лабораторные опыты.

Пример проблемного обучения на уроке технологии (частично- поисковый метод).

Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».

— А как это проверить?

Дети делают предположения, высказывания:

( посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть, надо иметь какую-то особую посуду и т. д.)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы:

— Какие особенности электроплиты надо знать?

— Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?

— Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли?

1. Правильное использование посуды для приготовления пищи:

— тепло от поверхности конфорок к дну посуды передаётся благодаря плотному контакту, поэтому дно посуды должно быть ровным;

— диаметр посуды и соответственно диаметр конфорки должны быть одинаковы;

— лучше использовать посуду с антипригарным покрытием;

— применение посуды с толстым дном;

— равномерное распределение количества тепла.

Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:

— Как правильно выбрать растительное масло в магазине?

— Предложите способы из жизненного опыта своей семьи.

Учебное исследование. Практическая работа « Анализ информации на этикетках различных видов подсолнечного масла».

Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами Д,Е и.т.д.

Получение информации из источников:

— технология получения и очистка растительного масла;

-чтение информации на этикетках

— «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

— определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

В теме « Обработка нижнего среза изделия» ставлю проблемный вопрос:

— Всякое ли изделие необходимо подгибать?

— Каковы ваши предложения?

-Предложите способы сохранения края нижнего среза юбки, платья от осыпания.

— Посмотрите на эту проблему глазами мамы, как поступила бы она?

Основные условия успешности проблемного обучения:

— необходимость вызова интереса к проблеме;

— обеспечить посильность работы для учащихся с возникшей проблемой;

— информация должна быть значимой, важной в учебном плане;

— проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом стиле общения между учителем и учеником, когда возможно свободно выражать свои мысли и взгляды. Такое общение в виде диалога направлено на развитие познавательной мыслительной активности обучающихся, что в конечном итоге повышает качество знаний и умений школьников.

Но ученики обладают разным уровнем познания. Поэтому возникает необходимость использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, что применимо для этапа первичного усвоения и осознания нового материала.

Типичными заданиями проблемного обучения являются:

— рассмотреть явления с различных позиций;

— провести сравнение, обобщение;

— сформулировать выводы из ситуации;

— сформулировать самим конкретные вопросы.

Проблемное обучение не является единственным способом добывания знаний. Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. Поэтому, не исключено и применение традиционного репродуктивного метода, когда используются полученные готовые знания и формируются умения и навыки как действовать по образцу. Тогда учитель применяет различные упражнения, задания, учебные задачи. А учащиеся овладевают приёмами выполнения упражнений, усвоение алгоритмов практических действий. Это темы, связанные с обучением правил снятия мерок с фигуры человека, выполнение машинных швов, раскрой изделий и др. На таких уроках отрабатываются умения и навыки. Форма представления проблемных ситуаций аналогична традиционному обучению: это учебные задачи и вопросы. Но, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения новых навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для новых знаний. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий и тренировочный характер.

М. И. Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций:

— при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

— при организации практической работы обучаемых;

— при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их к столкновению с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

— при формулировании гипотез;

— при побуждении к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

— при побуждению к предварительному обобщению новых фактов;

— при исследовательских заданиях.

, платья от осыпания.

Метод проектов является одним из видов проблемного обучения.

Работа над проектом « Найди свой стиль» подтверждает народное изречение «По одежде встречают, по уму провожают».

Проблема: Каково влияние внешнего вида человека на восприятие его окружающими? Создание своего имиджа.

Через частично- поисковый метод и исследование решается задача сбора информации о различных видах костюмов, разработка эскизов, знакомство с различными стилями одежды.

Практическая работа: составление эскизов, зарисовок из журналов мод, краткое описание элементов костюмов, составление творческих эскизов.

В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создаётся банк идей и предложений. Найден лучший вариант, идёт дальнейшая работа над проектом.

1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., : Знание. 1991.- 80 с. ( серия « Педагогика и психология», №4

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., « Просвещение», 1977., 240 с.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., « Просвещение», 1975, 148 с.

5. Кривопуст Н. Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс – жиры в нашей пище// Школа и производство.- 2009,- № 1-2

Источник

Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»

использование технологии проблемного обучения на уроках технологии. Смотреть фото использование технологии проблемного обучения на уроках технологии. Смотреть картинку использование технологии проблемного обучения на уроках технологии. Картинка про использование технологии проблемного обучения на уроках технологии. Фото использование технологии проблемного обучения на уроках технологии Людмила Антонюк
Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»

Учитель МОБУ Усть-Ярульская

Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии

Мастер- класс «Технология проблемного обучения

на уроках технологии в среднем звене»

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам проблемные ситуации апробированных учебных занятий на уроках технологии.

1. Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;

2. Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

3. Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

4. Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

5. Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.

2. Представление опыта работы.

Ознакомление с постановкой проблемной ситуации с удивлением и затруднением.

3. Практическая часть.

Создание проблемных ситуаций в рабочих группах.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся УУД.В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:

какие образовательные технологии применять, как мотивировать учащихся, как формировать мышление и речь, познавательную активность, творческую деятельность? Речь пойдет о технологии проблемного обучения.

Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего — творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения».

Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.Прошу объединиться в группы для дальнейшей работы:

— Предлагаю Вам зафиксировать свои ожидаемые результаты (в маршрутном листе, которые Вы хотели бы получить в течение мастер-класса.

— Те, кто не знаком с этой темой…

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

-Если вы владеете информацией о проблемном обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

— Изучив приёмы создания проблемных ситуаций…

Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

— Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках»

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на урокеимеет следующую структуру: постановка проблемы,

поиск решения проблемы,

описание решения (выражение нового знания в новой форме,

реализация решения (реализация продукта).

Поиск решения проблемы

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.

1. Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

2. Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни»,«Проанализируй»).

Приемы создания проблемной ситуации актуальные для предмета технология.

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е. Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций:

• С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же задания).

• С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться).

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Урок технологии в 5 классе: основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

На следующем уроке после изучения темы «декоративно-прикладное искусство и орнамент» я предлагаю нарисовать эскиз будущего изделия для кухни, учитывая основные правила, приемы и средства композиции, а также колорит. Это вызывает затруднение (мы не знаем эти правила). Какие основные правила композиции применяют при проектировании изделий?

Подбери ткань для фартука, учитывая волокнистый состав, физические, эргономические, эстетические и технологические свойства ткани. Свойства и ассортимент тканей для рабочей одежды.

Столкнуть разные мнения учеников

Урок «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий»

Для ускорения варки все крупы, бобовые и макароны замачивают на 3-4 часа. Технология приготовления каш, бобовых и макаронных изделий.

1. Обнажить житейское представление учащихся.

2. Предъявить научный факт сообщением.

«Приготовление бутербродов» ПС в середине урока.

Классификация бутербродов с его описанием.

Холодный закрытый Соедини стрелочками Запеченный ломтик хлеба с яйцом, грибами

Гренок Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром и т. п.

Горячий открытый Закрытый бутерброд, запеченный в микроволновой печи или духовке

Канапе Бутерброд на обжаренном ломтике хлеба

Холодный открытый Маленький закусочный бутерброд

Горячий закрытый Два ломтика хлеба с начинкой между ними

Приведу примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

Урок «Швейная машина», в начале урока ПС

Рабочие органы, заправка швейной машины прошлого века не отличается от деталей и заправки в новых бытовых швейных машинах.

Сможем ли мы заправить любую бытовую швейную машину?

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.Пример: сценка испачкала фартук. Назначение рабочей одежды.

Яркие игрушки, изделия ДПИ и т. д. (Джентльмены удачи, полет на Луну)

Тема «Физиология питания», 5 класс

Одна часть человечества говорит: «Мы живем для того, чтобы есть».Другая: «Мы едим для того, чтобы жить». Задать обучающимся вопрос «Кто прав?».

Одна часть ученых говорит: «Кушать необходимо тогда, когда хочется»,другая: «Кушать необходимо строго по режиму». Задать обучающимся вопрос «Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?».

Обучающимся на предыдущем уроке дано домашнее задание, вспомнить, что он ел вчера и составить меню.

Вопрос учителя: «У вас сегодня нашлись силы прийти в школу, значит, вы вчера не голодали, ели. А правильно ли вы питались?»

Затруднения, вызванные вопросом, разрешаются изучением новой темы о составе пищи и анализом состава пищи своего меню. Обучающиесядолжны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте.

Тема «Раскрой фартука», 5 класс

ПС: новое решение старым способом

Тема «Моделирование горловины», 6 класс

Учитель утверждает, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке (основе, то мы не сможем надеть ее через голову (демонстрация заранее отшитого образца на обучающемся). Что делать?

Подгибка по овальному контуру. (Проблема выполнения шва)

выражение нового знания в новой форме;

Выражение нового знания в новой форме

Этот этап урока можно провести тремя разными способами. Один из них – формулирование понятий и вопросов. Каждый ученик сам должен выразить полученное новое знание и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала.

Еще выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания в виде художественного образа, творческого задания, практической работы.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным,если ученик:

а) дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

в) демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

г) видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

д) способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.

Успех проблемного урока зависит от:

• Осознания учебной задачи учащимися.

• Четкой формулировки проблемы.

• Знания детьми опорного материала.

• Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

-Сейчас я вам предлагаю в ваших группах создать проблемную ситуацию, которую можно использовать на вашем уроке, представить результат, провести взаимооценивание.

Без сомнения, технология проблемного обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности,когда вы определяли для себя цели:

если цели достигли

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М. : Академия, 2010.

Маршрутный лист группы

Фактический результат ___

• Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

• Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

• Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

С затруднением Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к созданию противоречий Побуждение к формулированию учебной проблемы Пример Приведите свой пример

Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание?

Какой возникает вопрос?

Какова тема урока?

Столкнуть разные мнения учеников практическим заданием. Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

1. Обнажить житейское представление учащихся.

2. Предъявить научный факт сообщением. Вы сначала как думали?

С удивлением Одновременно предъявить противоречивые факты Что удивляет?

Какие вы видите факты?

Что интересного заметили?

Вопросы для осознания противоречия:

1. Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

3. Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

4. Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Формулировка учебной проблемы:

Проблема может быть озвучена,как:

•Тема урока («Текстильные волокна растительного происхождения»).

•Вопрос, ответом на который и будет новое знание (Как ткани ткут).

При выдвижении гипотез

Учитель «направляет»учащихся с помощью наводящих суждений:

•В какой последовательности будете решать проблему.

•Выскажите свою точку зрения

•Какие есть догадки, предположения.

При доказательстве или опровержении гипотез.

•Наблюдение и анализ.

•Сравнение, выделение общих признаков.

•Отбор методом исключения («Это не подходит, так как.»).

•Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки,как:

•умение ставить цель;

•находить и формулировать противоречия;

•выдвигать и обосновывать гипотезы;

•спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;

•составлять план решения или выполнения задания;

•проверять и оценивать свои действия.

Проверка правильности решений.

1. Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен,так как:

•углубляет понимание нового материала;

•способствует формированию наглядно-образного мышления;

•развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся,которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

•на формулирование (темы, вопросов по теме);

•опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.

На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.

Рекомендации по планированию урока.

Система работы по разработке занятий складывается из этапов:

1 этап. Подготовительный.

Приходится анализировать содержание программы, чтобы отобрать темы, на которых использование ТПО даст положительный эффект (машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы домашней экономики и т. д.). Затем выделить учебные занятия.

2 этап. Разработка ПС.

Этот этап стал самым сложным, так как готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Это непаханое поле, чистый лист.

3 этап. Целеполагание.

Четко прописываются все дидактические цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Формы работы, обучения.

Исходя из целей урока, определяются формы работы с классом (индивидуальная, парная, групповая и т. д.) и формы обучения (беседа, лабораторная работа, практический показ и т. д.).

Этапы разрешения ПС.

Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна быть обязательно правильная.

Во-вторых, решение ПС (через беседу, побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания, через работу с технической литературой, с учебником, через передачу новых сведений учителем, через практические действия ребенка и т. д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *