использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации

Реализация принципов обучения и воспитания, изложенных во ФГОС ООО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реализация принципов обучения и воспитания,

изложенных во ФГОС ООО

Принципы обучения — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

Как же принципы обучения реализуются на практике?

В первую очередь нужно четко понимать, что образование – это взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Этот принцип «триединства» означает, что преподаватель всегда должен помнить о том, что во время взаимодействия с обучающимися он параллельно решает все три эти задачи, ни одна из которых не должна быть оставлена в стороне – иначе образование будет неполным, отрывочным.

Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. Данный принцип также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.

Принцип научности призван развивать у обучающихся навыков и умений научного поиска. Поэтому в образовательный процесс внедряются различные исследовательские и лабораторные работы, которые обучают умению наблюдать и анализировать, а также вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию с опорой на проверенные источники.

Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным.

Если содержание учебной программы чрезмерно усложнено, у учеников, как правило, наблюдается резкий спад мотивации и работоспособности.

Однако важно понимать, что принцип доступности не призывает делать содержание обучения упрощенным. Научные исследования показывают, что при сниженном уровне сложности обучения у детей наблюдается снижение интереса к учёбе.

Оптимальный уровень сложности – такой, который заставляет обучающихся преодолевать препятствия, для преодоления которых не нужно перенапрягаться. Такая «интеллектуальная борьба» позволяет раскрыть духовные силы ученика.

Принцип наглядности предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации. Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности.

Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.

Однако, сейчас у детей младших классов из-за обилия наглядности слабо развивается воображение. Многие младшие школьники не могут представить себе сюжет, нарисовать словесную картину к стихотворению, просто нарисовать иллюстрацию.

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения.

Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Источник

План становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности 149346

вернуться в начало

скачать
Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется…

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

Важнейшим фактором развития педагогики высшей школы является фактор…

Исследованием закономерностей функционирования образовательных систем различных стран занимается ____________ педагогика.

Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ______________ педагогикой.

Основоположником научной педагогики в России является…

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется…

Объектом педагогики является(ются)…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

Термин «Педагогика» в переводе с греческого означает…

Возникновение педагогики как науки определил(а)…

Предметом педагогики как науки является…

В структуру педагогической науки НЕ входит…

К функциям педагогики как науки НЕ относят…

Специфика педагогики как науки заключается в том, что она…

Современная педагогическая наука представляет собой совокупность педагогических…

Преобразовательная функция педагогики заключается в том, что она…

Развитие педагогической науки определяется…

В структуру педагогических наук НЕ входит…

Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его …

Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим(ой)…

Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип __________ педагогического процесса.

Использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации принципа…

Компонентами педагогического процесса являются …

Движущими силами педагогического процесса являются его…

Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

Технологический компонент педагогического процесса составляет(ют)…

Использование классно-урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип…

Основной структурной единицей педагогического процесса является…

Педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника составляют сущность педагогического(ой)…

Взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип…

К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

Педагогический процесс в педагогике изучается в качестве…

Основными функциями педагогического процесса выступают…

Структуру педагогического процесса составляют компоненты…

Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

К основным принципам организации и функционирования педагогического процесса НЕ относится принцип…

Компонентами педагогического процесса являются…

Целостность педагогического процесса заключается в том, что…

Основной этап педагогического процесса составляет…

Закономерность динамики педагогического процесса заключается в том, что…

Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются…

Профессиональная деятельность и личность педагога

Видом педагогической деятельности, направленной на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся, является…

Важнейшим критерием эффективности воспитательной деятельности является…

Установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, родителями, коллегами и администрацией составляет цель __________ деятельности педагога.

Способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения педагогических задач и творчески реализовывать их в практике называется педагогической …

Профессиональные знания и общая эрудиция составляют основу __________ компонента педагогической культуры учителя.

Совокупность общей культуры и профессиональных знаний и умений по всем направлениям педагогической деятельности составляет педагогическую…

Профессиональная работоспособность педагога относится к ________ составляющей его профессиональной готовности.

Основой профессиональной направленности личности педагога является…

Любовь к Родине, уважение национальных традиций и истории своей страны, социальная активность составляют основу _________ педагога.

Темперамент и характер педагога относятся к его…

Основной характеристикой профессиональной познавательной направленности педагога является…

Приобретение педагогом знаний и умений, в том числе и на основе анализа собственного опыта, определяется его _________ способностями.

Понимание педагогом эмоционального состояния учащегося, проявление сопереживания и сочувствия называется…

Совокупность действий педагога, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение профессиональных задач, называется педагогическим …

Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…

Целенаправленное межличностное взаимодействие педагога и воспитанников, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе – это…

В структуру профессиональных педагогических способностей НЕ входят…

Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…

Экспрессивные способности педагога проявляются в…

Побуждения, связанные с реализацией педагогической деятельности – это…

Характеристики культуры личности преподавателя – это…

Наиболее важным компонентом культуры деятельности преподавателя из предложенных является умение …

Профессиональная деформация преподавателя проявляется в том, что…

Сущность профессиональной деформации преподавателя заключается …

Уровень профессионального мастерства преподавателя НЕ определяется…

^ Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.

Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…

Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…

Гиперопека в семейном воспитании приводит…

Функция первичной социализации ребенка в семье реализуется через…

Психологическая деформация семьи связана с …

Структурная деформация семьи связана с …

Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

Условия проживания семьи, оборудованность жилища относятся к __________ параметрам семьи.

Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества относятся к __________ параметрам семьи.

Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется …

Обеспечение семьей физического и эмоционального развития человека является основной функцией семейного воспитания в…

Семейное воспитание является ___________ фактором формирования психологического пола ребенка.

Определение стиля жизни человека, уровня его притязаний, жизненных устремлений относится к ___________ функции семьи.

Реальная направленность воспитательной деятельности родителей называется…

Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания выступает…

К принципам семейного воспитания НЕ относится…

Стиль взаимоотношений между родителями и детьми, для которого характерны взаимопомощь и взаимоподдержка, называется…

Тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…

Основными направлениями работы педагога с родителями НЕ является…

Результатом реализации основных семейных функций является…

Типу демократического семейного воспитания соответствует по А.С. Макаренко авторитет…

Ошибочная основа воспитания детей в семье – это…

Источник

Система принципов обучения «Роль в педагогическом процессе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Система принципов обучения и их роль в педагогическом процессе.

Принципы обучения — руководящие идеи и положения, определяющие требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Впервые о принципах как кредо преподавателя свои идеи высказал выдающийся педагог Ян Амос Коменский. В отечественной педагогике и методике принципы как система были сформулированы на педагогической конференции в Ленинграде в 1950 г. Принципы не являются теоретически застывшими канонами, они постоянно выполняют определенные функции в педагогическом процессе. Во-первых, именно они отражают основные закономерности процесса обучения. Во-вторых, они обеспечивают отличительные особенности действий обучающих и обучаемых. В-третьих, они содержат основные педагогические требования к подготовке обучаемых. Наконец, в-четвертых, их соблюдение является условием успешной профессиональной деятельности педагога.

Принцип научности и его реализация в обучении.

Так, путями реализации принципа научности являются: четкое и ясное определение личных позиций самим преподавателем; убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения дисциплины, раздела, темы, занятия; постоянное внимание мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения; научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов (как отечественных, так и зарубежных); отказ от устаревших концепций и взглядов, но не огульный, а аргументированный, на основе анализа, научная организация всего учебного процесса.

Принцип практической направленности

Принцип практической направленности педагог реализует в том случае, если он: раскрывает особенности, динамику и тенденции развития экономики в современных условиях; показывает место и роль данной специальности в современной экономической жизни; использует последние практические наработки в области своего учебного курса; постоянно вносит элементы психологической подготовки и регуляции к будущей практической работе.

Сознательность и активность обучения: сущность и пути достижения.

Немало возможностей для практической реализации Принципа сознательного «и активного усвоения знаний, в частности:

акцентирование внимания на общественную значимость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности;

разъяснение теоретической и практической значимости дисциплины и темы занятия;

заинтересовывание обучаемых поощрением их инициативы в учебе.

Сознательность и активность обучения.

Немало возможностей для практической реализации принципа сознательного и активного усвоения знаний, в частности: акцентирование внимания на общественную значимость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности; разъяснение теоретической и практической значимости дисциплины и темы занятия; заинтересовывание обучаемых поощрением их инициативы в учебе.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

37. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на решение задач обучения. Классификация:

1. Методы работы учителя (рассказ, объяснение) и ученика (упражнение, самостоятельная работа).

2. По источнику получения знаний:

а) Словесные (позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником проблемы и указать пути их решения):

— Рассказ – устное повествовательное изложение учебного материала.

— Беседа – диалоговый метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала.

— Дисскусия основана на обмене взглядов по предмету.

— Лекция – монологический способ изложения объемного материала.

— Работа с учебником. (конспектирование, составление плана, тестирование, цитирование).

б) Наглядные (усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Используются во взаимосвязи со словесными и практическими, предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами):

— Метод иллюстраций предполагает показ ученикам плакатов, таблиц, карт, плоских моделей.

— Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, тех.установок, кинофильмов.

— Лабораторные – по заданию учителя проведение опытов с использованием приборов.

— Практические проводятся после изучения крупных разделов, носят обобщающий характер.

3. По характеру познавательной деятельности ученика: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы (Скаткин).

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) Пр. развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Необходимо: обращать внимание на личность ученика; научить мыслить причинно.

2) Пр. сознательной активности. Правила: понимание целей и задач работы; опора на интересы; воспитание активности; использование проблемного обучения; вырабатывание.

3) Пр. наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. Необходимо: использовать наглядные предметы; изготавливать совместно учебные пособия; использовать технические средства обучения.

4) Пр. систематичности и последовательности. Требования: учебный материал д.б. разбит на части, блоки; необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы; должна существовать логическая урочная система; применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

5) Пр. научности проходит при использовании следующих правил: обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам; использование научных терминов; информирование учеников о последних научных достижениях; поощрение исследовательской работы.

6) Пр. доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Правила: организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала; учет возрастных особенностей учащихся; доступность, использование аналогий.

7) Пр. прочности. Правила: повторение учебного материала; освобождение памяти учащихся от второстепенного материала; логика в обучении; применение различных норм и методов контроля.

8) Пр. взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует: практикой доказывать необходимость научных знаний; информировать учащихся о научных открытиях; внедрять научную организацию труда в учебный процесс; приучать учащихся применять знания на практике.

9) Пр. завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Необходимо: после изучения темы (раздела) проверять усвоение учебного материала.

Источник

» Методы обучения и их эффективное использование»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »

Методы обучения и их эффективное использование

Методы обучения и их эффективное использование.

существует ровно столько,

Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Выбор методов обучения зависит:

от общих и конкретных целей обучения;

от содержания материала конкретного урока;

от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;

от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;

от уровня подготовленности учащихся;

от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Все виды методов обучения можно разделить на традиционные и активные методы.

Наиболее распространенной является классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний. В соответствии с таким подходом методы объединяются в три группы:

а ) словесные методы ( источником знания является устное или печатное слово);

б ) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в ) практические методы ( учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Методы словесного обучения

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.

Эти методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, активизировать воображение, память, чувства учащихся.

Недостаток словесного метода : слишком долгая речь учителя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.

Недостатки метода : необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Эти методы формируют практические умения и навыки.

Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.

К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Условия использования рассмотренных методов обучения:

При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.

При формировании теоретических и фактических знаний

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Для развития практических умений и навыков.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.

Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.

Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.

Когда правильно оформлен интерфейс.

Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.

Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.

Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.

Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.

Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

Активные методы обучения это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Признаки активных методов обучения

активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

мотивированность к обучению.

игровом действе и творческом характере обучения;

диалоге и полилоге (разговор многих участников);

использовании знаний и опыта обучающихся;

групповой форме организации их работы;

вовлечении в процесс всех органов чувств;

деятельностном подходе к обучению;

движении и рефлексии.

Классификация активных методов обучения

Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.

Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.

Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.

Достоинства метода дискуссии :

привлекают к активному участию всех присутствующих;

дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;

побуждают к самоанализу;

возможность использования дополнительных материалов;

воспитывается терпимость, умение слышать других;

позволяют углубить знания по предмету;

позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.

занимает много времени.

требуется предварительно объяснить правила.

при узко поставленной теме возможны повторения.

требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.

дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;

групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;

массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).

Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.

Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Цель метода «мозгового штурма» — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участники все вместе думают над про­блемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот ме­тод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмо­циональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— творческое усвоение учащимися учебного материала;

— связь теоретических знаний с практикой;
— активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
— формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
— формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Преимущества игрового метода

1.Приобретенный опыт сохраняется надолго.

«Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

В большинстве случаев игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.

3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.

Игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.

4. Безопасные условия.

Использование игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Игровой метод предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.

Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.

Суть успешной игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.

2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.

Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.

Достоинство игровых методов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.

Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.

Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.

Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:

-участник убедился, что у него все получается;

-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких

знаний и навыков надо бы получить побольше.

Неигровые методы обучения

Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенного для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:

выявление, отбор и решение проблем;

работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

анализ и синтез информации и аргументов;

работа с предположениями и заключениями;

Кейс- метод на уроке математики

Учащимся ставится конкретная задача :

рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия.

Учащиеся при решении задачи должны решить следующие проблемы:

определить последовательность решения задания;

определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;

определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;

провести необходимые измерения размеров класса ;

определить количество линолеума в квадратных метрах.

Функции учителя при работе по кейс-методу

Учитель при работе по кейс-методу является инициатором и активным участником процесса решения задания. Основными функциями учителя являются:

постановка задачи, определение целей и исходных данных;

организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;

консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;

контроль выполнения задания;

организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.

Проблемы использования АМО:

даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;

для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;

несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;

Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.

Каждый из перечисленных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Учитель на любом этапе учебного процесса может использовать несколько методов обучения.
Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»( В. А. Сухомлинский).

Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *