исследования мозга человека в настоящее время

Зачем ученые исследуют человеческий мозг и что знают о нем на самом деле

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Человечество начало исследовать мозг и задумываться о его назначении задолго до появления науки в современном виде. Археологические находки говорят, что в 3000-2000 годах до нашей эры люди уже активно практиковали трепанации черепа — по всей видимости, как способ профилактики головных болей, эпилепсии и расстройств психики. Древнегреческие врачи и анатомы Герофил и Эрасистрат не только называли мозг центром нервной системы, но и считали, что интеллект «зарождается» в мозжечке. В Средние века итальянский хирург Мондино де Луцци предположил, что мозг состоит из трех отделов — или «пузырьков»: передний отвечает за чувства, средний — за воображение, а в заднем хранятся воспоминания.

Вклад в этот процесс вносили не только ученые. В 1848 году американский строитель Финеас Гейдж, работая на прокладке железной дороги, получил страшную травму: металлический штырь вошел в его череп под глазницей, а вышел — на границе лобной и теменной костей. Однако мужчина относительно благополучно прожил потом больше десяти лет. Правда, знакомые утверждали, что в результате инцидента он изменился — например, стал как будто более вспыльчивым. И хотя в этой истории есть немало белых пятен, она в свое время вызвала бурную дискуссию о функциях различных зон мозга.

В наши дни изучение мозга — вотчина не одной, а множества отраслей наук. Нейробиология занимается вопросами, связанными с работой рецепторов. Нейрофизиология — особенностями протекания физиологических процессов в мозге. Психофизиология — соотношением мозга и психики. Нейрофармакология — влиянием лекарственных средств на нервную систему, в том числе на мозг. Существует даже относительно молодое направление — нейроэкономика: она изучает процессы выбора и принятия решений. Более фундаментальные когнитивные нейронауки сосредоточены на исследовании разных типов восприятия, сложных мыслительных процессов и связанных с ними феноменов, которые касаются речи, слушания музыки, просмотра фильмов и т.д.

Зачем это делается?

Логично предположить, что любой орган человеческого тела исследуют в первую очередь для того, чтобы научиться его эффективно лечить в случае необходимости. Но мозг — система слишком сложная и интересная, чтобы ограничиваться утилитарным подходом. В университетах мира существуют сотни лабораторий, которые изучают совершенно разные аспекты мозговой деятельности. Одни фокусируются на конкретных типах расстройств психики — например, на шизофрении. Другие — на сне. Третьи — на эмоциях. Четвертые хотят выяснить, что происходит с мозгом, когда человек испытывает стресс или употребляет алкоголь: этим занимается в том числе лаборатория психофизиологии Института психологии РАН.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Результатом таких исследований далеко не всегда становится метод решения какой-то конкретной проблемы, связанной с мозговой деятельностью. Нейроученые нередко получают информацию, которая главным образом помогает нам лучше понять специфику отношений между людьми и выяснить, к примеру, по каким признакам мы ранжируем окружающих на «своих» и «чужих». Что делать с этим знанием дальше, как его применить на практике — хороший вопрос.

С другой стороны, опыты со «стандартным» человеческим мозгом и натуралистическими (естественными) стимулами дают ученым шанс разобраться, почему у кого-то мозг работает иначе. В финском Университете Аалто ставят эксперименты с участием людей с синдромом Аспергера. Как правило, эта особенность развития сильно затрагивает эмоциональные функции, способность к социальному взаимодействию. Опыты показывают, что у «обычного» человека, когда он смотрит, как общаются другие люди, наблюдается высокий уровень синхронизации в сенсорных зонах мозга, в зонах, участвующих в обработке социальной информации и процессах формирования эмоций. А у человека с синдромом Аспергера такая синхронизация выражена значительно меньше. Ученые надеются со временем разобраться, как помочь адаптироваться в социуме тем, кому изначально это сделать сложнее.

Есть лаборатории, которые занимаются одновременно и прикладными, и фундаментальными исследованиями. В 2012 году ученые из Еврейского университета в Иерусалиме создали устройство, позволяющее незрячим людям «видеть» с помощью слуха. Оно состояло из очков и небольшой камеры, которая фиксировала визуальную информацию, а специальная программа преобразовывала ее в звуковые сигналы. Таким образом человек, лишенный зрения, мог распознать находящиеся поблизости бытовые предметы, других людей и даже крупные буквы. При этом разработчики устройства обнаружили, что в мозге того, кто учится «видеть» с помощью слуха, активируются те же потоки, что и у того, кто видит традиционным способом — глазами. Таким образом научный мир столкнулся с принципиально важной, основополагающей проблемой: действительно ли зрительная кора головного мозга отвечает именно за зрение в привычном понимании? И что такое вообще — зрение?

Также предполагается, что одним из результатов скрупулезного, разностороннего изучения мозга станет возможность создания искусственного интеллекта. В 2005 году стартовал знаменитый многомиллиардный проект Blue Brain Project, целью которого было сделать компьютерную модель человеческого мозга и смоделировать сознание. Пока воз и ныне там, а многие представители научного мира настроены достаточно скептично — хотя бы потому, что мы не знаем точно, что такое сознание. К тому же существует и технические ограничения: для того, чтобы имитировать мозг кошки на самом базовом уровне, понадобился один из самых больших суперкомпьютеров в мире. Человеческий мозг, разумеется, устроен намного сложнее.

Методы и эксперименты

Существующие на сегодняшний день методы исследования мозга можно ранжировать, опираясь на два критерия. Первый — частота снятия информации: она варьируется от миллисекунды до нескольких секунд. Второй — пространственное разрешение: насколько детально мы можем рассмотреть сам мозг. Так, электроэнцефалография способна собирать данные с очень большой частотой. Зато фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) позволяет охватывать квадратные миллиметры мозга, а это довольно много, поскольку в одном квадратном миллиметре — около 100 000 нейронов.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Также существуют магнитная энцефалография, позитронно-эмиссионная томография, транскраниальная магнитная стимуляция. Методы обычно совершенствуются в сторону неинвазивности: нам хочется как можно больше узнать о мозге живого человека с минимальными последствиями для его здоровья и психологического состояния. При этом именно с появлением фМРТ ученые стали исследовать буквально все подряд аспекты мозговой деятельности. Мы можем взять практически любой тип поведения и быть уверенными в том, что в мире обязательно найдется лаборатория, которая изучает его с помощью фМРТ.

Разобраться, как ученые это делают, можно на примере самого базового эксперимента. Допустим, мы хотим узнать, различается ли мозговая активность человека, когда он смотрит на лица других людей и на дома. Отбирается множество картинок с изображением самых разных домов и самых разных лиц. Они перемешиваются, а их порядок — рандомизируется. Необходимо, чтобы в последовательности не было никаких закономерностей: если, к примеру, после трех домов всегда будет появляться лицо, встанет вопрос о достоверности результатов эксперимента.

Прежде чем поместить испытуемого в сканер фМРТ, с него нужно снять все металлические украшения и предупредить, что лучше не складывать руки в кольцо. Во время сканирования происходит быстрое изменение магнитного поля, что, согласно законам физики, индуцирует электрический ток в замкнутой петле. Ощущения — не смертельно неприятные, но те, кто пробовал, повторять обычно не хотят. В течение тридцати-сорока минут человек лежит в сканере и смотрит на появляющиеся на экране изображения домов и лиц. Важно, чтобы в процессе он не заснул: проходить через такие эксперименты часто довольно скучно. Зато они предполагают награду — допустим, пару бесплатных билетов в кино.

На этом более или менее интересная часть заканчивается и начинается сложная и неблагодарная: ученому предстоит обработать полученную информацию разными статистическими методами, чтобы результат можно было оформить в статью и опубликовать ее в научном журнале. Главный подвох здесь заключается в том, что существует несколько десятков тысяч способов скомбинировать разные ступени преобразования данных, поэтому добиться ложноположительного результата не так уж и сложно.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

В 2009 году в Сан-Франциско провели опыт, ставший впоследствии легендарным. Ученые положили в сканер фМРТ мертвого атлантического лосося и показали ему фотографии людей в различных социальных ситуациях. При подсчете данных выяснилось, что мозг лосося не просто реагирует на стимулы: рыба испытывала эмоции. Разумеется, на самом деле мертвый лосось не способен на эмпатию, но за счет погрешности — или так называемого статистического шума, возникающего при анализе собранных с помощью фМРТ данных, мы можем получить значимый эффект. Кто ищет — тот всегда найдет.

До недавнего времени проблема усугублялась еще и тем, что в западные журналы брали статьи, описывающие в основном только положительные результаты экспериментов. Если гипотеза лаборатории не подтверждалась, полученные данные фактически летели в мусорное ведро. Теперь представим: сто лабораторий поставили одинаковый эксперимент. Чисто статистически у пяти из них вполне могут получиться позитивные результаты. Статья, написанная представителями такой лаборатории, будет опубликована, даже если в 95 оставшихся опыты показали отрицательный результат. Для борьбы с такими искажениями в наши дни появилась важная опция: теперь исследование можно перерегистрировать с гарантией публикации вне зависимости от результата — главное, чтобы все было выполнено четко по плану.

Как читать новости науки в СМИ, чтобы не впасть в заблуждение?

Специфика работы ученого заключается в том, что он должен знать очень много — пусть даже только в рамках своей области. Однако чем больше ты знаешь, тем больше сомневаешься. И тем выше вероятность, что рано или поздно ты столкнешься с чем-то, что в корне противоречит твоим убеждениям. Поэтому, общаясь со СМИ, ученые почти никогда не используют слово «однозначно». Вместо этого они говорят: «скорее всего», «вероятно», «мы можем предположить».

Для журналистов и читателей такие формулировки звучат, мягко говоря, не очень заманчиво. Психика человека устроена так, что ему хочется точно знать, из чего сделано его тело — в том числе мозг. Вероятности его либо не интересуют, либо вызывают тревогу. Более того, многие люди в принципе не читают новости дальше заголовка. В результате информация о последних научных исследованиях часто доходит до нас в искаженном виде — в том числе потому, что СМИ стремятся собрать больше просмотров, но опасаются отпугнуть аудиторию слишком расплывчатыми формулировками.

В 2007 году по российским СМИ прокатилась волна заметок об ученых лондонского University College, установивших, что алкоголь улучшает работу мозга. При ближайшем рассмотрении оказывалось, что, поскольку алкоголь улучшает приток крови к мозгу, что, в свою очередь, действительно коррелирует с улучшением умственных способностей, положительный эффект, может, и будет, но негативные последствия от чрезмерного употребления алкоголя его явно перевесят.

Еще несколько лет назад в западной прессе широко освещался проект No More Woof, создатели которого предлагали использовать инструмент на основе электроэнцефалографии, чтобы считывать мысли собак и «переводить» их на человеческий язык. Но, во-первых, ЭЭГ — далеко не самый точный метод сбора данных. Во-вторых, откуда мы можем знать, каким образом мысли собак должны передаваться с помощью английской речи? В-третьих, нет исследований, которые бы доказывали, что все животные, включая человека и собаку, говорят на разных диалектах одного глобального языка. Но СМИ скандировали: ура, мы наконец-то научимся понимать наших Шариков и Бобиков!

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Чтобы не дать обмануть себя опубликованной в СМИ новости из мира науки (в том числе — нейронауки), нужно соблюдать несколько простых правил:

Во-первых, не ленитесь прочитать не только заголовок, но и весь текст.

Во-вторых, опасайтесь категоричных утверждений. Допустим, если в материале говорится, будто ученые нашли в мозге «зону любви», учитывайте, что один из современных трендов — исследовать мозг не как конструктор, составленный из полностью автономных элементов, а как сложную сеть (complex network). Да и «любовь» — понятие слишком неоднозначное, чтобы вывести для него какое-то универсальное определение.

В-третьих, обращайте внимание на источник. Журналисты часто ссылаются не на исходную статью в научном журнале, а на публикацию на другом новостном интернет-портале или даже в блоге. Пытливому уму такая ссылка должна показаться неубедительной.

В-четвертых, задайте интернету вопрос: «Кто все эти люди?». Под лейблом «ученые» в СМИ могут появляться как подлинные сотрудники известных лабораторий, так и энтузиасты-любители, собирающие деньги на свое «революционное» открытие с помощью краудфандинговых платформ.

В-пятых, найдите оригинал. Из абстракта (краткого изложения сути статьи) часто бывает понятно, что именно ученые доказали и какими методами. Да, подписка на очень многие журналы — платная. Но есть сайты PubMed и Google Scholar, позволяющие выполнять поиск по текстам научных публикаций.

Вопреки стереотипам наука не может дать нам стопроцентной гарантии чего бы то ни было. Не может жирной, нестираемой линией отделить истину от всего остального. Но она может максимально приблизиться к истине за счет множества повторяющихся, проведенных в разных частях земного шара экспериментов, результаты которых постепенно будут сходиться в одной точке. Примерно. С определенной вероятностью.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Наука

Svenska Dagbladet (Швеция): некоторые функции мозг с годами выполняет лучше

Память ухудшается. Человек медленнее обдумывает информацию. И реакция, конечно, уже не та. Хорошо известно, что наши когнитивные способности с годами ухудшаются.

Но бывают и исключения. Есть исследования, свидетельствующие, что некоторые когнитивные способности, как хорошее вино, с годами скорее становятся лучше, чем портятся. В первую очередь, это способности, связанные с использованием знаний и опыта для решения проблем. И в исследовании Медицинского центра Джорджтаунского университета, недавно опубликованного в издании Nature Human Behaviour, обрисована более полная картина того, что происходит с нашими мыслительными процессами, когда мы стареем.

Результаты показывают, что мозг пожилых людей с годами может лучше выполнять две важные функции, позволяющие нам обрабатывать новую информацию и сосредотачиваться на том, что существенно в конкретной ситуации. По мнению исследователей, эти функции лежат в основе важных видов когнитивной деятельности мозга, таких как принятие решений и самоконтроль.

«Такие способности улучшаются с возрастом, вероятно, в связи с тем, что мы просто практикуем эти навыки на протяжении всей жизни», — считает Майкл Улльман (Michael T Ullman), профессор кафедры нейробиологии Джорджтаунского университета.

Контекст

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Dagens Nyheter: есть ли разница между мозгом мужчины и женщины?

The Atlantic: необъяснимая загадка мозга

Iltalehti: ходить в музеи — полезно для здоровья

Helsingin Sanomat: нашему мозгу нужны физические нагрузки

Ученые прибегли к тестированию, чтобы изучить несколько аспектов внимания на примере 702 человек в возрасте от 58 до 98 лет — именно в этот период жизни когнитивные способности обычно изменяются больше всего.

Что касается способности быстро реагировать, результаты были лучше у более молодых членов группы, в то время как старшие лучше справлялись, когда дело касалось способности концентрироваться на самом важном аспекте ситуации, не отвлекаясь. Эффект наблюдался примерно до возраста в 78 лет, после чего начиналось его снижение.

Ингмар Скуг (Ingmar Skoog), профессор психиатрии и директор Центра старения и здоровья при Университете Гетеборга, отмечает, что ученые рассматривают функции мозга под несколькими углами и выясняют, какие из них действительно становятся лучше.

«Конечно, утешительно знать, что в некоторых вещах мы становимся с годами лучше, хотя в чем-то другом и сдаем».

Несколько лет назад было проведено исследование, в результате которого ученые сделали вывод, что автомобиль лучше всего люди водят в возрасте от 65 до 75 лет.

«Молодой человек лучше проявит себя на гонках, но в условиях обычного дорожного движения опытный автомобилист в конечном итоге успешнее избегает ситуаций, когда есть потребность быстро реагировать, — говорит он. — Новое исследование подтверждает этот вывод, так как именно в этом и проявляется растущая с возрастом способность игнорировать отвлекающие факторы и решить, что важно в данный момент на самом деле».

Когда дело доходит до исследований возрастных изменений, в идеале стоило бы проследить за одними и теми же людьми в течение некоторого времени, чтобы проконтролировать, как они стареют. Нынешнее же исследование представляет собой поперечное сечение, то есть все участники были изучены одновременно. Как авторы научной работы, так и Скуг называют это его слабым местом.

Статьи по теме

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

ABC: как «перепрограммировать» мозг на победу?

Helsingin Sanomat: мы способны замедлить старение своего тела

В шаге от «Матрицы»: как «прокачать» мозг (The Atlantic)

Nature: может ли мозг, выращенный в лаборатории, обладать сознанием?

Поперечные исследования часто преувеличивают ухудшения, возникающие с возрастом, так как у более поздних поколений часто просто лучше образование (то есть, у более молодых участников исследований). Однако этот эффект как раз подтверждает новые выводы относительно тех аспектов, которые с годами становятся лучше.

Скуг — один из ученых, занимающихся изучением 70-летних людей, родившихся в разные годы. Выводы таковы, что люди сейчас стареют медленнее и что «70 — это новые 50». Он считает новую научную работу Джорджтаунского университета еще одним аргументом, полезным в дискуссиях о том, до какого возраста люди должны работать.

«Пожилые люди могут быть большим ресурсом для общества, чем сейчас принято думать, именно потому, что определенные способности развиваются и улучшаются, даже когда нам уже 70-75 лет.

Но поскольку в некоторых отношениях мы все-таки сдаем, молодые и пожилые люди могут дополнять друг друга на работе».

Что такое когнитивные способности?

Когнитивные способности — это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, необходимых для правильного восприятия информации и принятия решений.

Способность мозга мыслить, планировать и запоминать данные — это некоторые из интеллектуальных функций, называемых когнитивными. Другие примеры — внимание и концентрация.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Лучшие

Все комментарии

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

levenkool:)

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

magneta

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

levenkool:)

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

konoko

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

Лучшие танки Второй мировой (ИноСМИ)

Что лондонцы знают об Украине? (BBC)

Reddit: танцы американцев c русскими. Вот это здорово!

Svenska Dagbladet: опасно потреблять слишком много витамина D?

CNN: зачем глава ЦРУ приезжал в Москву?

CNN: зачем глава ЦРУ приезжал в Москву?

Обозреватель: на украинских ТЭС заканчивается уголь. Впереди — суровая зима

Что лондонцы знают об Украине? (BBC)

The Atlantic: пока Запад спал, Россия не теряла времени

The Hill: НАТО боится получить от России в челюсть в Черном море

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее времяисследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Структурное и функциональное развитие мозга

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Период от рождения и до 2 лет является очень важным возрастом, во время которого устанавливаются поведенческие паттерны и когнитивные возможности ребёнка. В это время увеличиваются в размерах корковые нейроны, с большой скоростью растёт число синапсов, во много раз возрастает количество олигодендроглиоцитов. Вместе с этим, в это же время возможно проявление «индикаторов» риска для развития таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения. Не смотря на всё важность данного периода в онтогенезе, мы мало, что знаем о нём.

В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.

Структурное развитие головного мозга

Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Нейроонтогенез человека на клеточном уровне

Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.

Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина

Мозолистое тело, нижний и верхний продольные пучки есть у детей уже при рождении. Это говорит о том, что большая часть «проводящего» мозга формируется ещё в пренатальный период.

С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.

исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть фото исследования мозга человека в настоящее время. Смотреть картинку исследования мозга человека в настоящее время. Картинка про исследования мозга человека в настоящее время. Фото исследования мозга человека в настоящее время

Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия

Нервные сети

Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.

Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.

Влияние пола, наследственности и социальной среды

В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.

Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.

Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.

Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.

Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.

Предикторы риска нервно-психических заболеваний

Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.

В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.

Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.

Тенденции

Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.

Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *