источник в честь иконы божией матери знамение
Источник в честь иконы божией матери знамение
В 2002 году святой «Знаменский» источник был заново благоустроен, расчищены бьющие родники, установлен большой деревянный сруб, закрывающийся крышкой, вода из колодца вытекает по трубе. Построена небольшая деревянная часовенка, внутри которой много икон. Близ часовни две закрытых купальни, в одной оборудована купель, в другой можно облиться целительной водой из ведра, уже из другого, тоже оборудованного выхода родника. К родникам обустроили спуск по деревянной лестнице с перилами. Территория святого источника обнесена деревянным заборчиком.
Святой источник находится в нескольких десятках метрах от Спасо-Знаменской церкви. Первый деревянный храм во имя иконы Богоматери Знамение построил в 1705 году помещик Евлашов. Каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного появилась в 1830 году. В 20-х годах 20 века деревянная церковь обветшала и была разобрана. В годы богоборчества, оставшуюся церковь, советская власть, сначала пожелала закрыть, а затем и вовсе разрушить. Но сельские жители отстояли свой храм. В 30-х годах, чтобы сберечь церковь от осквернения и разрушения, в нем стали хранить зерно в мешках, которыми закрыли иконы. Подобными хитростями храм дожил до 1946 года, когда богослужения возобновились и уже не прекращались до сегодняшних дней. Церковь была еще раз освящена в память о старинном деревянном храме во имя Пресвятой Богородицы иконы её «Знамение», и потому храм стал именоваться Спасо-Знаменский.
Почитаемый родник освящен во имя главной церковной иконы Богоматери «Знамение». В начале 80-х годов прошлого века у источника произошло явление образа Богоматери в воздухе. Вот как это было. После Воскресного богослужения в храме, прихожанки пошли к святому источнику, и спускаясь по лестнице, над родником увидали стоящую в полный рост Пресвятую Богородицу. Люди все подходили, и буквально все замирали на месте оторопев от изумления и восторга. Сколько времени они наблюдали чудесное видение, никто точно припомнить не может, так как были поражены увиденным, но все-таки кто-то пошел за священником, тогда настоятелем церкви был отец Петр. Но батюшка пришел на место событий, видение уже исчезло. Случай этот помнят селяне до сих пор.
Святой источник известен не только местным жителям, ежедневно сюда приходят и презжают верующие из других городов и сел. Многочисленные стечения паломников особенно бывают на праздники. И не редко бывает, чтобы искупаться и набрать воды нужно отстоять несколько часов в очереди.
Теперешний настоятель церкви, отец Владимир сетует, что много произошедших здесь, у родника, исцелений, не удалось зафиксировать.
Но некоторые известны. Одна женщина исцелмилась от большого незаживающего свища во рту, который причинял ей много страданий. Приехав к святому источнику, попила живоносной воды, умылась, набрала с собой воды и уехала домой. Дорогой свищ очень разболелся и сильно болел весь путь. Но уже дома, боль потихоньку утихла, и свищ бесследно исчез.
Местный житель Иван Б. имел инвалидность II группы. Длительное время он не мог ходить. Батюшка привез ему домой флягу святой родниковой воды и Иван, по совету, отца Владимира, каждый день умывался и обливался ею. Через три дня Иван уже мог самостоятельно гулять по двору, через неделю ходил в магазин, через две пас своих овец, а через три недели стал пастухом колхозного стада коров.
Недавно к одной местной жительнице в гости приезжала хорошая знакомая, болеющая сахарным диабетом. Так вот она сходила к святому источнику, помолилась, окунулась в живительные воды родника и исцелилась от своего недуга.
Празднество иконе Богоматери «Знамение» происходит 10 декабря по новому стилю.
Пред иконой Божией Матери «Знамение» молятся о защите от врагов, пожаров, эпидемий, воров и преступников. Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!
Координаты: 54°06’35.0″N 47°47’53.3″E
Автор фото Елена-Алена
Источник «Святых ключей чистейшая слеза». Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И. 2013 год.
Источник Иконы Божией Матери «Знамение»
О святыне
Источник в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» находится в овражке недалеко от Спасо-Знаменского храма с. Ляховка Майнского района. Название он получил от названия престола прекрасного старинного храма.
В 2002 году святой источник был заново благоустроен, расчищены бьющие родники, установлен большой деревянный сруб, закрывающийся крышкой, вода из колодца вытекает по трубе. Построена небольшая деревянная часовенка, внутри которой много икон. Близ часовни две закрытых купальни, в одной оборудована купель, в другой можно облиться целительной водой из ведра, уже из другого, тоже оборудованного выхода родника. К родникам обустроили спуск по деревянной лестнице с перилами. Территория святого источника обнесена деревянным заборчиком.
Святой источник находится в нескольких десятках метрах от Спасо-Знаменской церкви. Первый деревянный храм во имя иконы Богоматери Знамение построил в 1705 году помещик Евлашов. Каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного появилась в 1830 году. В 20-х годах 20 века деревянная церковь обветшала и была разобрана. В годы богоборчества, оставшуюся церковь, советская власть, сначала пожелала закрыть, а затем и вовсе разрушить. Но сельские жители отстояли свой храм. В 30-х годах, чтобы сберечь церковь от осквернения и разрушения, в нем стали хранить зерно в мешках, которыми закрыли иконы. Подобными хитростями храм дожил до 1946 года, когда богослужения возобновились и уже не прекращались до сегодняшних дней. Церковь была еще раз освящена в память о старинном деревянном храме во имя Пресвятой Богородицы иконы её «Знамение», и потому храм стал именоваться Спасо-Знаменский.
Почитаемый родник освящен также во имя главной церковной иконы Богоматери «Знамение». В начале 80-х годов прошлого века у источника произошло явление образа Богоматери в воздухе. Вот как это было. После Воскресного богослужения в храме, прихожанки пошли к святому источнику, и спускаясь по лестнице, над родником увидали стоящую в полный рост Пресвятую Богородицу. Люди все подходили, и буквально все замирали на месте оторопев от изумления и восторга. Сколько времени они наблюдали чудесное видение, никто точно припомнить не может, так как были поражены увиденным, но все-таки кто-то пошел за священником, тогда настоятелем церкви был отец Петр. Но батюшка пришел на место событий, видение уже исчезло. Случай этот помнят селяне до сих пор.
Святой источник известен не только местным жителям, ежедневно сюда приходят и презжают верующие из других городов и сел. Многочисленные стечения паломников особенно бывают на праздники. И не редко бывает, чтобы искупаться и набрать воды нужно отстоять несколько часов в очереди.
Теперешний настоятель церкви, отец Владимир сетует, что много произошедших здесь, у родника, исцелений, не удалось зафиксировать.
Но некоторые известны. Одна женщина исцелмилась от большого незаживающего свища во рту, который причинял ей много страданий. Приехав к святому источнику, попила живоносной воды, умылась, набрала с собой воды и уехала домой. Дорогой свищ очень разболелся и сильно болел весь путь. Но уже дома, боль потихоньку утихла, и свищ бесследно исчез.
Местный житель Иван Б. имел инвалидность II группы. Длительное время он не мог ходить. Батюшка привез ему домой флягу святой родниковой воды и Иван, по совету, отца Владимира, каждый день умывался и обливался ею. Через три дня Иван уже мог самостоятельно гулять по двору, через неделю ходил в магазин, через две пас своих овец, а через три недели стал пастухом колхозного стада коров.
Недавно к одной местной жительнице в гости приезжала хорошая знакомая, болеющая сахарным диабетом. Так вот она сходила к святому источнику, помолилась, окунулась в живительные воды родника и исцелилась от своего недуга.
Празднество иконе Богоматери «Знамение» происходит 10 декабря по новому стилю.
Пред иконой Божией Матери «Знамение» молятся о защите от врагов, пожаров, эпидемий, воров и преступников. Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!
Источник «Святых ключей чистейшая слеза».
Сборник путеводитель по святым родникам Симбирской митрополии. 2013 год.
Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.
Автор фото Елена-Алена
Освящен Святой источник в честь иконы Божией Матери «Знамение», открытый рославльским охотником
17 января среди вековых елей, берез и осин на самой границе двух областей – Смоленской и Брянской – у обретенного в лесной чаще Святого источника в честь иконы Божией Матери «Знамение» прошел первый молебен с освящением вод, который возглавил благочинный Рославльского церковного округа протоиерей Михаил Гольцман.
На Святое место в лесной чаще еще несколько лет назад случайно (Божиим промыслом?!) набрел Рославльский житель, охотник Кирилл Кармалов. Среди зарослей крапивы раздавалось журчание родника, у истоков которого стоял древний крест, к которому была прикреплена икона Божией Матери с воздетыми к небу руками.
Обретенное место тронуло видавшего виды охотника. Кого только не приходилось ему встречать в здешних краях – и лосиные семьи, и разгуливающего в своих владениях мохнатого медведя. Однажды Кирилл спас заблудившегося в лесу и обессилевшего от голода таджика, другой раз — старушку, которая отправившись за грибами, проплутала в лесу двое суток и, уже потеряв последние силы, горячо и слезно молилась святителю Николаю. Военные окопы, солдатские могилы времен войны – все это было кругом. Но Святое место среди лесной чащи было обнаружено им впервые.
Ну а дальше — поиск единомышленников, помощников, техники, крепкие руки, труд, положенный на благое дело и, как итог, — расчищенная и прорубленная к Святому источнику дорога, обустроенная купальня, обновленный крест, горящая перед святыми иконами лампада.
В добром деле вместе с Кириллом Кармаловым поучаствовали многие люди. Это и Владимир Астапенко, предоставивший необходимый пиломатериал и технику, это и Дмитрий Тихоновский, взявший на себя труды по обустройству дороги к Святому источнику, это и Александр Кармалов, Роман Павлюченков, Михаил Сотников, Максим Карпеченков, Александр Носков, Владимир Водовозов, Никита Кармалов. Жители двух областей – Смоленской и Брянской, трех районов – Рославльского, Сещенского и Рогнединского. Крепкая мужская компания, объединенная вокруг доброго и святого дела.
Почти все они собрались на первую общую молитву у Святого источника. Доброе дело еще более сблизило и двух соседей и добрых помощников в святом деле – Главу Пригорьевского сельского поселения Рославльского района Смоленской области Александра Александровича Лоскутова и Главу Сещенского сельского поселения Дубровского района Брянской области Виктора Александровича Тесленко, которые также приняли участие в молитве у обретенного источника.
Доброе дело не закончилось, в планах на следующий год – благоустройство территории, дороги, чистовая отделка купальни, закладка часовни. Хочется, чтобы и дальше оно продвигалось дружно и успешно, совместными трудами, с Божией помощью и общей молитвой.
Икона Божией Матери «Знамение»
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.
В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.
[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.
[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.
[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.
[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.
[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.
[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.
[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.
[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.
[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).
[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».
[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).
[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).
[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.
[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.
[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.
[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.
[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).
[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).
[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).
[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.
[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.
Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
На третью ночь архиепископ Новгородский, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.
Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа и тот воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная!» Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. На врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение и они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Великий Новгород)
В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Знаменский собор в Великом Новгороде
Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. А ми́нь.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.