историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

Этапы развития теории и практики обучения взрослых

историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

взрослых, можно считать почти столет­ний период, начиная с середины 30-х годов XIX в. Для многих стран Европы и Америки это было время сти­хийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преоб­разованиями.

Термин «андрагогика», впервые появившись в начале 30-х го­дов в Германии, сразу же вызвал довольно бурную дискуссию в среде ученых. Против самой идеи изучения и развития образова­ния взрослых в качестве специфического предмета возражал та­кой известный философ и педагог, как И. Гербарт. Однако уже во второй половине XIX в. в России и за рубежом появляются пуб­ликации, в которых общественные деятели и мыслители, непо­средственно участвующие в организации различных форм про­свещения для народа (воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки), высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

Конец XIX в. был ознаменован выделением понятия «обучение взрослых» в качестве самостоятельного явления, накоплением и осмыслением опыта образования народных масс, выдвижением идеи самодеятельности взрослого населения в процессе культур­но-просветительской работы.

В этот период формирования традиций в обучении взрослых в различных странах начинают активно функционировать соответст­вующие общественные институты, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Среди них особое место занимает датчанин Николай Грунтвиг — создатель народных школ в Скандинавии.

Выход образования за пределы традиционно установленных возрастных границ вызвал к жизни серию вопросов: чему и как учить взрослых? Каковы функции образования на разных этапах жизнедеятельности человека? Что отличает систему образования взрослых от системы школьного обучения? Поскольку ответы на эти вопросы не могли быть найдены в рамках традиционной пе­дагогики, возникла необходимость в формировании специаль­ной области знания, посвященной проблемам образования взрос­лых.

В начале XX столетия проблематика обучения взрослого чело­века постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих человека. В первую очередь это коснулось психологии — в части, связанной с периодизацией этапов психического развития. В то время точка зрения на способности человека продолжать обуче­ние в любом возрасте была далеко не очевидной и требовала до­казательств. С момента выхода книги известного американского исследователя Э.Торндайка «Психология обучения взрослых» и опубликования работ, анализирующих особенности вторичной социализации (Э.Эриксон, Р.Гоулд, О.Бримм и др.), научное сообщество получает мощный импульс к более глубокому изуче­нию вопросов послешкольного образования. кратизации, развитию информационно-коммуникационных тех­нологий наметилась глобализация процессов развития системы не­прерывного образования и форм образования взрослых. Экологи­ческие, экономические, социальные и другие кризисы, обрушив­шиеся на головы населения практически всех стран на рубеже веков, привели к переоценке многих, в том числе и образова­тельных, ценностей и смыслов.

На уровне теории обозначилась смена представлений о взрос­лом как учащемся и о содержании образования, которое ему не­обходимо. Произошли серьезные изменения в структуре взрослых субъектов обучения, а также принятие на себя образовательных функций учреждениями и организациями, для которых ранее это было несвойственно. Обществу стало понятно, что провозглашен­ная в предыдущие периоды специфика андрагога как носителя совершенно особых профессиональных умений и навыков требует практического воплощения, которое невозможно без специаль­ной подготовки. Оформлению статуса андрагога способствуют со­здание в учреждениях высшего и дополнительного профессиональ­ного образования кафедр соответствующего профиля, разработка специальных учебных и образовательных программ и открытие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, выпуск учеб­ных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андрагогической работы.

историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

На рубеже веков вся эта работа в значительной мере координи­руется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные программы, кросс-культурные исследования), практическом (проектная деятель­ность) планах.

Таким образом, линии исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины выстраиваются следующим образом:

— расширение практики образования взрослых в ответ на вы­зовы времени и усложнение социальных и личностных потребно­стей в сфере образования;

— поиски и формирование государственно-общественных пред­посылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапе обучения взрослых;

— углубление знания о внутренних закономерностях, обуслов­ливающих активность и успешность образования взрослого во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;

— совершенствование путей интеграции внешних и внутрен­них факторов, обусловливающих эффективность образования взрослого населения;

— интернационализация проблематики образования взрослых; — увеличение степени институционализации андрагогики и профессии «андрагог».

Сегодня одним из основных субъектов организации образования взрослых на международной арене является ЮНЕСКО (www.education.unesco.org). Это крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры, в который входят 188 стран (почти все государства мира, за исклю чением США; специалисты из США широко представлены в этой организации в качестве экспертов). При ЮНЕСКО работают около 600 правительственных организаций.

Важной вехой деятельности ЮНЕСКО стала Пятая Всемирная конференция по образованию взрослых, состоявшаяся в Гамбурге в июле 1997 г. В этом международном форуме участвовали делегаты из 140 стран мира, в том числе руководство Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, министры образования, культуры и информации разных стран. На конференции подчеркивалось, что образование взрослых является одним из уникальных способов устойчивого развития обществ самой различной ориентации.

По итогам гамбургской конференции во многих странах мира разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности. Основное требование при этом: государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму обучения человек выбирает сам. Сегодня в мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на организацию интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования образования (Париж). Крупными центра ми являются: Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); Международный институт педагогических исследований (Германия) и др.

Силами этих и других организаций были проведены широкомасштабные национальные и международные исследования в сфере образования взрослых, например, Международное исследование грамотности взрослых (International Adult Literacy Survey — IALS), проведенное в 1994 г. под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Исследование охватило Канаду, Соединенные Штаты, Швейцарию, Нидерланды, Польшу, Германию, Швецию. В 1997 г. в Великобритании было осуществлено На­циональное исследование обучения взрослых (The National Adult Learning Survey — NALS). Выборку составили свыше 5 500 человек в возрасте от 16 до 69 лет1.

В последние годы в странах Европейского Союза ведется рабо­та по созданию общеевропейской системы непрерывного образо­вания, широко обсуждается проект «Меморандума непрерывного образования»2, который должен будет определить европейскую политику в сфере образования на ближайшее десятилетие и выра­ботать стратегию непрерывного образования на личностном и ин­ституциональном уровнях.

Актуальность развития непрерывного образования обусловле­на двумя основными факторами:

— знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим факто­ром европейского развития, конкурентоспособности и эффектив­ного рынка труда;

— сложная социально-политическая европейская среда требу­ет от человека умения активно участвовать в общественных про­цессах, что невозможно без полноценного развития личности.

Названные факторы социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны и определяют главные, характерные для междуна­родной практики цели непрерывного образования: формирова­ние активной гражданской позиции и обеспечение конкуренто­способности на рынке труда.

В проекте «Меморандума непрерывного образования» стран Ев­ропы сформулированы ключевые принципы, на основе которых планируется развивать образование взрослых Принципы в современных условиях современного развития.

Новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образования образованию с целью получения и обновления взрослых навыков, необходимых для включения в

информационное общество. В первую очередь это компьютерная грамотность, иностранные языки, технологи­ческая культура, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентиро­ваться в потоке информации.

Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, преследующее цель поднять престиж и обозначить приоритет самого важного для Ев­ропы достояния — людей.

Инновационные методики преподавания и учения для системы непрерывного образования «длиною и шириною» в жизнь, с по­мощью которых учащийся перестает быть пассивным реципиен­том информации, а учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками. В методах обуче­ния провозглашается приоритет личной мотивации, критическо­го мышления и умения учиться.

Новая система оценки полученного образования, призванная ко­ренным образом изменить подходы к признанию результатов учеб­ной деятельности в сфере неформального и информального об­разования. Официальное признание значимости этих видов об­разования призвано полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить ее мотивацию к непрерывному уче­нию.

Развитие наставничества и консультирования, способствующее обеспечению свободного доступа к информации об образователь­ных возможностях в пространстве Европе. Предполагается созда­ние постоянной консультативной службы, которая могла бы дать каждому желающему рекомендации в плане образовательного, про­фессионального и личностного развития.

Приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных техноло­гий. Главная ответственность за развитие системы непрерывного образования при этом ложится на местные органы власти. Люди не должны покидать свой родной город или поселок, чтобы полу­чить качественное образование. Принцип приближения образова­ния к дому подразумевает создание просветительских центров в непосредственной близости от жилища: в школах, вузах, библио­теках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах.

Источник

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 1 Андрагогика

НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. 1 Андрагогика
страница2/5
Дата публикации31.10.2014
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс

100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс

2. Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых.

Этапы развития теории и практики образования взрослых. Причины возникновения андрагогики как самостоятельной науки: социально-экономические, культурологические, эдукологические, сциентистские, личностные. Первый этап развития андрагогики – середина 30-ых годов Х1Х века. Стихийное накопление опыта просвещения взрослого населения (страны Европы и Америки). Второй этап развития андрагогики – конец Х1Х века. Выделение понятия «обучение взрослых». Опыт создания народных школ (Николай Грунтвиг, Дания). Третий этап становления андрагогики – с начала ХХ века. Исследования Э.Торндайка в области психологии обучения взрослых (Америка). Признание андрагогики как науки (середина ХХ века).

Введение понятия «человекознание» (середина 60-ых годов, Б.Г.Ананьев).

Вклад в развитие андрагогики как отдельной отрасли научного знания видных зарубежных и отечественных исследователей (Ф. Джессап – Великобритания, П.Лангран – Франция, А.В.Даринский, С.Г. Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, В.Г.Онушкин, Г.С. Сухобской – Россия).

Развитие андрагогики в открытом обществе. Системный взгляд на проблемы образования взрослых. Вектор исторического развития андрагогики: расширение практики образования взрослых; поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образования; совершенствование путей интеграции внешних и внутренних факторов, обусловливающих эффективность образования взрослых; интернационализации проблематики; увеличение степени институционализации андрагогики и профессии «андрагог».

Деятельность ЮНЕСКО в области образования взрослых. Международные исследовательские организации в области образования взрослых.

Актуальность развития непрерывного образования. Проект «Меморандума непрерывного образования» стран Европы.

Основные принципы развития современного образования взрослых: новые базовые знания и навыки для всех; увеличение инвестиций в человеческие ресурсы; инновационные методики преподавания и учения; новая система оценки полученного образования; развитие наставничества и консультирования; приближение образования к дому.

Исторический очерк развития образования взрослых в России.
3. Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

Культурно-образовательный контекст непрерывности образования. Основные этапы непрерывности образования: идея; принцип обучения; качество образовательного процесса; условие становления человека.

Непрерывное образование – концепция обучения человека в течение всей его сознательной жизни. Теория универсального образования и воспитания всех людей в течение всей жизни на основе равноправия (Я.А.Коменский, «Всеобщее воспитание»). Принцип непрерывности обучения (А.Дистервег, «Руководство для немецких учителей»). Развитие желания и способностей самостоятельно приобретать новые знания (К.Д.Ушинский, «Воскресные школы»). Потребность в самоактуализации в иерархической пирамиде человеческих потребностей А.Маслоу («Мотивация и персонализация»).

Построение системы непрерывного образования как части социальной практики – социально-образовательный аспект непрерывного образования.

Процесс освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта – психолого-андрагогический аспект непрерывного образования.

Функции непрерывного образования: развивающая, компенсирующая, адаптивная, интегрирующая, ресоциализация. Их сущность и характеристика.

Смысловые области в содержании непрерывного образования: обучение грамотности; профессиональное обучение; общекультурное. Их сущность и характеристики.

Основные характеристики результативности образования взрослых: грамотность, компетентность.

Условия реализации принципа непрерывного образования (общественно-государственная система; внутренний процесс; профессионально-личностное развитие; адаптация к изменяющейся ситуации).

4. Взрослый человек как субъект обучения.

Взрослость как качество жизнедеятельности. Понятие «взрослости» (18 – 30 лет, молодость; 30 – 55 лет, зрелость; 65 лет и старше, пожилой возраст и старость). Характеристики возрастных периодов в контексте профессии и карьеры, дома и семьи, развития собственной личности, использования свободного времени, здоровья, коллективной жизни.

Три системы отсчета возрастных категорий И.С.Кона: закономерности индивидуального развития; специфика возрастной стратификации общества; принятая возрастная символика культуры.

Категории «взрослого человека»: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Специфика обучения взрослого человека: наличие проблем, решение которых требует дополнительных знаний; наличие собственных информационных запросов; способность к обучению независимо от возраста; накопление собственного опыта жизнедеятельности.

Проблемы жизнедеятельности человека, которые требуют обязательного освоения: возрастная проблематика; последовательная смена образовательных ситуаций; принятие и смена аналогичных семейных ролей; экзистенциональные кризисы (поиск смысла жизни); типичные социальные и социально-психологические, стрессовые ситуации; выполнение общественной миссии, носящей знаковый характер; решение нравственных проблем, имеющих вечный характер.

Способность взрослых к обучению. Характеристика преобладающих видов мышления в зависимости от возрастной категории. Образное и вербальное мышление (18-25 лет).

Практическое мышление (27-38 лет). Превышение образного мышления над вербальным (30-40 лет). Снижение доли практического мышления и выравнивание активности образных и вербально-логических форм мышления (40-55 лет). Различия в мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин.

Свойство субъектности в деятельности взрослого как учащегося. Активна позиция субъекта обучения у взрослого в связи с ситуацией встроенности образования в содержание жизнедеятельности взрослого человека. Показатели субъектности у взрослого человека применительно к образованию:

-способность самостоятельно формировать информационный запрос;

-возможности выбора модели обучения;

-опора на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;

-стремление и возможность привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения.

Трудности в образовании взрослых. Психофизиологические трудности (внутренний барьер в отношении своей способности к обучению). Социально-психологические трудности (страх оказаться в позиции ученика). Социальные трудности (бессмысленность продолжения образования). Психолого-педагогические трудности (несформированность установки на необходимость пожизненного образования; отсутствие необходимых знаний; незнание о существующих формах образования взрослых).

Умение учиться как показатель субъектности: осознанность информационного запроса; ангажированность (добровольное включение в образовательный процесс); способность к рефлексии и саморефлексии по поводу содержания и результатов обучения;

критичность мышления; открытость и децентрированность мышления (множественность взглядов на мир); интерпретативная культура (поиск собственных смыслов); самостоятельность; умение учиться в системе межсубъектных отношений.

Условия подготовки взрослого к учению: диагностика природных информационно-познавательных способностей и возможностей; организация рефлексии по поводу владения технологиями самообразования (умение работать с информационными потоками, навыки конспектирования и упорядочивания информации); освоение и расширение круга источников образовательной информации; анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей.

Понятие субъекта обучения. Классификация субъектов «по масштабу» (И.А.Колесникова): групповой, корпоративный, фронтальный, интегративный, сетевой. Их сущностные характеристики.
5. Андрагогические основы профессионального развития личности.

Андрагогический потенциал профессионального образования. Уровни осуществления профессионального обучения:

— приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих осуществлять отдельные практические задачи;

— освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

— обновление теоретических знаний;

— формирование профессионально-личностных установок, связанных с пребыванием в профессии.

Андрагогические задачи профессионального образования:

— формирование установки на субъектную позицию в процессе профессионального становления;

— помощь в самоопределении будущего специалиста;

— овладение логикой продвижения в профессии;

— предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения;

— формирование опыта партнерства и сотрудничества;

— стимулирование процессов самовоспитания;

— передача андрагогических знаний, ориентированных на самопознание;

— создание предпосылок к непрерывному образованию.

Понятие о поле профессиональной активности, указывающего в ходе профессионального обучения на границы взаимодействия специалиста со всей совокупностью необходимых ему знаний и опыта.

Логика освоения поля профессиональной активности. Вариативность моделей профессиональной активности в зависимости от вида обучения взрослых. Модель контекстного обучения (А.А.Вербицкий). Этапы профессиональной подготовки взрослых: формирование специфических отношений участников процесса обучения; формирование профессионального сознания; формирование способов деятельности. Индивидуально-креативный подход в профессиональной подготовке взрослых (И.А.Колесникова). Характерные признаки данного подхода:

— ценностно-смысловое понимание специалиста как индивидуальности;

— целевая установка на формирование личности креативного типа;

— вариативно-поисковый характер процесса обучения;

— ориентация обучения на самореализацию.

Повышение квалификации и переподготовка в системе непрерывного образования. Характеристика «Концепции развития образования взрослых в России». Цель повышения квалификации – обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации. Цель профессиональной переподготовки – получение дополнительных знаний, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Требования к содержанию профессионального обучения в андрагогических моделях: открытость, персонализированность, практикоориентированность, культуросообразность, комплексность.
6. Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения.

Характеристика понятия «социально незащищенные группы» как слои населения, для которых социальная поддержка в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования. Социальная защита включает: право на труд; пенсионное обеспечение; административно регулируемые цены; бесплатность образования и здравоохранения. Социальная защита населения как система мер по профилактике социального неблагополучия.

Образование как фактор социальной защиты взрослого человека. Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке в сфере образования:

— выпускники ВУЗов, зарегистрированные в Государственной службе занятости;

— инвалиды, в том числе трудоспособные;

— люди наемного труда;

— военнослужащие, уволенные в запас;

— мигранты и переселенцы;

— одинокие женщины, воспитывающие детей;

— пожилые люди пенсионного возраста;

— люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.

Организаторы специальных видов образования. Три основных типа организаторов: государство в лице Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ; негосударственные образовательные учреждения; негосударственные некоммерческие общественные организации (НКО). Цель государственных организаторов: создание условий для реализации закрепленных Конституцией РФ прав человека на труд и образование. Цель негосударственных организаций – расширение спектра образовательных услуг и круга их потребителей. Характеристика негосударственных программ по организации образования социально незащищенных групп взрослого населения.
7. Подготовка и переподготовка безработных.

Организация и содержание профессиональной переподготовки безработных. Роль службы занятости населения в организации этой работы. Факторы, влияющие на организацию и содержание профессиональной переподготовка безработных: социально-демографический, личностные особенности безработных, особенности потребностей рынка труда. Характеристика «вторичных безработных», которые получили переобучение, но не адаптировались к новым условиям труда.

Безработные как субъекты обучения. Задача профессиональной переподготовки – формирование мотивации овладения новой профессией. Две группы целей переподготовки безработных. Первая группа, связанная с процессом обучения:

— формирование минимума профессиональных умений и навыков;

— формирование готовности к овладению новыми способами деятельности;

— обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.

Вторая группа целей, связанная с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социальных условиях:

— формирование уверенности в себе, своих возможностях;

— обеспечение соискателю рабочего места;

— развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;

— формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональная адаптация как приспособление к условиям жизнедеятельности. Социальная и профессиональная мобильность как способность специалиста правильно трактовать и реагировать на опыт, с которым он сталкивается в окружающей среде.

Андрагогические подходы в обучении безработных. Разработка содержания обучения безработных. Содержательные блоки содержания образования безработных: диагностический, социально-психологический, технологический, коммуникативно-языковый, лингвистический, информационно-поисковый, финансово-правовой, креативный, валеологический. Их содержательная характеристика.
8. Специфика образования взрослых инвалидов.

Значение и функции образования в жизни инвалидов. Характеристика Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995).

Принципы организации образования взрослых инвалидов:

— гуманизм (признание самоценности человека, сострадание);

— развитие (индивидуальное обучение инвалида вопреки ограничениям);

— партнерство (взаимный интерес и сотрудничество всех участников обучения);

— ангажированность (активное включение в обучение как часть жизнедеятельности);

— адаптивность (адаптация инвалида к собственному состоянию).

Вариативные модели образования взрослых инвалидов, их характеристика.

Функции образования взрослых инвалидов:

-компенсаторная (восполняющая упущенные или нереализованные возможности развития и профессиональной подготовки);

-коррекционная (позволяющая вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения);

-поддерживающая (направленная на оказание социально-психологической помощи средствами обучения).

Задачи андрагога в системе обучения взрослых инвалидов. Оказание помощи в преодолении комплекса трудностей:

-физических (наличие физических недостатков и ограничений);

-психологических (недооценка себя как личности);

-социальных (реализация своих прав на образование и трудоустройство);

-образовательных (наличие серьезных пробелов в знаниях, отсутствие навыков самообучения);

-нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, приложить усилия воли для успешности обучения).

Формы организации образования взрослых инвалидов. Роль реабилитационно-образовательных учреждений. Характеристика индивидуальных образовательных программ формального и неформального видов. Использование возможностей телекоммуникаций и баз данных. Обеспечение доступа инвалидов к массивам научной информации на базе Интернет-классов. Развитие дистанционного обучения.

Современные технологии обучения взрослых инвалидов. Кейс-технологии, их характеристика. Использование сетевых технологий. Возможности телевизионных технологий.
9. Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной этнической общности.

Специфика обучения взрослых в условиях иного национального и культурного контекста.

Этнические стереотипы поведения взрослых людей. Понятие об этнической психологии.

Проблемы обучения и переобучения вынужденных переселенцев и беженцев.

Андрагогические основы обучения иностранных слушателей.

Проблема многоязычая. Адаптация представителей национальных диаспор к условиям иной лингвокультурной общности.

10. Женское образование.

Образование как средство социальной защиты женщин. Освоение половоролевых функций, специфических для женщин, в процессе образования. Политика равноправия и равные возможности в получении образования мужчинами и женщинами. Обязательства государства в сфере женского образования: разработка программ подготовки, переподготовки, обучения новым технологиям, адресованных женщинам. Проблема женской самореализации во всех сферах жизнедеятельности. Конкурентоспособность женского труда.

Образовательные потребности женщин. Зависимость потребностей от возраста, социальной принадлежности, этнической и религиозной принадлежности, семейного положения.

Клубные формы женского образования (для женщин, ориентированных на свой пол). Курсы как форма женского образования (для женщин, основные ценности которых связаны с семьей). Содержательная и психологическая функции женского образования. Роль преподавателя-андрагога в женском образовании.

Организация женского образования. Организация специальных институтов для женщин. Возникновение формальных и неформальных женских объединений. Новые обучающие программы России («Женщина и управление»). Структура женского образования.

11. Адаптивные системы образования взрослых.

Свойство адаптивности в образовании взрослых. Виды профессиональной адаптации:

-психологическая (перестройка стереотипа действий личности);

-организационно-целевая (сближение целей всех участников процесса обучения);

-содержательная (функционально-целевой отбор содержания учебного материала);

-технологическая (возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретных условий);

-контрольно-оценочная (различие в потребностях в формах контроля за усвоением учебного материала).

Понятия «адаптивной школы» и «адаптивного образования» для взрослых

Вечерние школы. Характеристика положения «О вечернем общеобразовательном учреждении» (1994 г.). Формы обучения в вечерних школах. Контингент обучающихся в вечерних школах. Характеристика учебных программ вечерних школ.

Заочное обучение. Роль учебно-консультационных пунктов.

Экстернат как форма обучения. Характеристика приказа Министерства образования РФ «Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната» (2000 г.). Категории обучающихся: со средней и слабой подготовкой; с высокой и средней образовательной подготовкой; имеющие особые образовательные запросы. Специфика их обучения. Формы получения образования экстерном: индивидуальное, групповое, смешанное. Их характеристики.

Технологии подготовки учащихся к самообразованию и самостоятельной работе. Модели деятельности педагога-андрагога:

-активная самообразовательная деятельность.

12. Модульное обучение как технология образования взрослых.

Ретроспектива модульного обучения. Преимущества модульного обучения:

-большая самостоятельность в обучении;

-уменьшение доли пассивного восприятия учебного материала;

-пошаговое изучение учебного материала.

Отличие модульного обучения от традиционных методик преподавания. Роль педагога в модульном обучении.

Характеристика модульных программ. Этапы модульного обучения.

Модульное обучение взрослых в России. Проект МОТ по модульному обучению (Санкт-Петербург, 1995 г.).

Сущность и технология модульного обучения. Принципы организации модульного обучения. Отбор содержания образования. Перспективы развития модульного обучения.
13. Дистанционное обучение взрослых.

Понятие о дистанционном обучении. Понятие об информационных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное обучение как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения.

Структура дистанционного обучения:

-обучение на расстоянии;

-предоставление образовательных услуг с помощью специализированной информационно-образовательной среды;

-новая ступень заочного обучения с применением информационных технологий;

-синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения с использование разнообразных технических средств.

«Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования» (Россия, 1994 г.).

Субъекты дистанционного обучения.

Принципы и модели дистанционного обучения. Принципы: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, массовость, рентабельность, широкое применение новых информационных технологий. Модели: по принципу экстерната; университетское; на основе автономных обучающих систем; интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ. Роль тьютора в дистанционном обучении.

Дидактические особенности дистанционного обучения. Методы обучения: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемный; эвристический; исследовательский. Компьютерные лабораторные практикумы. Электронные тренажеры.

Средства дистанционного обучения: печатные издания; электронные издания; компьютерные обучающие системы. Их характеристика. Роль электронного учебника в дистанционном обучении. Дидактические аудио и видео учебные материалы. Компьютерные сети в дистанционном обучении.

Развитие дистанционного обучения в России.
14. Народные университеты в образовании взрослых.

Особенности народных форм обучения:

-общественный характер управления;

-добровольный характер обучения;

-вариативность программ и сроков обучения;

-сочетание форм популяризации научных знаний с прикладными знаниями;

-создание комфортной образовательной среды;

-возможность социально-психологической защиты в условиях социальных перемен.

Народные школы. Опыт стран Скандинавии в организации народных школ.

Открытый университет. Зарубежный опыт организации открытых университетов, содержание их деятельности.

Опыт организации народных университетов в России. Деятельность народных университетов по национальному образованию.

Цели деятельности народных университетов:

-развитие личностных качеств для активного участия в обучении;

-удовлетворение индивидуальных потребностей взрослого человека, не укладывающихся в рамки формального образования;

-компенсация недостаточного объема знаний и умений, сформированного в прежних социальных условиях;

-развитие общей культуры;

-формирование мобильности человека в меняющихся социальных условиях;

-организация содержательного общения на основе совместного обучения;

Университеты третьего возраста. Особенности обучения людей пожилого возраста.

15. Семейное образование в России.

Семейное образование как андрагогическая задача. Задачи семейного воспитания:

-формирование здорового образа жизни;

-реализация полоролевых функций;

-развитие правовой грамотности;

-формирование психологической культуры общения и поведения и т. д.

Кризисные ситуации в семье.

Модели семейного образования. Педагогическая модель (оказание помощи семье в воспитании детей). Диагностическая модель (компенсация дефицита специальной диагностической информации). Психологическая модель (выявление причин неблагополучия в семье). Социальная модель (непосредственное вмешательство в обстоятельства жизни клиента). Медицинская модель (реабилитация больных, адаптация здоровых к специфическим ситуациям). Юридическая модель (компенсация недостаточности юридической компетентности).

Принципы организации семейного образования:

-успешность в решении аналогичных жизненных ситуаций;

-уважение к проблематике клиента;

-необходимая и достаточная глубина проработки семейной проблематики;

-практикоорентированность семейного обучения;

Проблемы семейного консультирования.

Валеологическое образование в семье. Овладение семьей комплекусом знаний об управлении собственным здоровьем в условиях семейной жизни. Овладение специальными валеологическими знаниями применительно к особенностям своей профессиональной деятельности.
16. Образовательно-просветительские возможности досуга и туризма. Музейная педагогика.

Образовательные возможности досуга взрослых:

-отдых для восстановления жизненных сил;

-просвещение как средство интеллектуального развития;

-творчество, отвечающее потребностям человека;

-созерцание, рефлексия, самоанализ.

Содержание и структура свободного времени.

Возрастные особенности образовательного досуга. Содержание работы с пожилыми людьми: социально-психологическое; медико-психологическое; правовое; историко-культурное; гражданское; художественно-эстетическое и т.д.

Характеристика образовательного туризма в России. Современные виды образовательного туризма. Андрагогические аспекты туризма.

Культурно-образовательная миссия музея. Проблемы музейной культуры взрослых посетителей.

Андрагогические задачи в деятельности сотрудников музея.

17. Профессия андрагог.

Многообразие позиций педагога. Просветительская (проповедническая) позиция андрагога (монитор, тьютор, тренер, инструктор, советник, консультант, наставник, аниматор, медиатор, фасилитатор, проблематизатор, интерпретатор, популяризатор, транслятор, координатор, мастер).

Основания для выбора андрагогической позиции. Факторы, влияющие на выбор позиции андрагога:

-начальные целевые установки участников;

-ситуации, требующие определенного уровня обученности;

-установленные сроки обучения;

-личностные особенности андрагога;

-степень владения содержанием и познавательно-коммуникативной ситуации;

-особенности субъекта учения;

-культурные традиции и образовательные стереотипы.

Проблемы общения с взрослыми. Выбор образовательной стратегии в общении.

Показатели эффективности позиции андрагога:

-открытость и доверие аудитории;

-высокая степень включенности слушателей в работу;

-устойчивость познавательной активности;

-благоприятная психологическая атмосфера;

-искреннее обращение слушателей за помощью;

-предъявление своей проблематики для совместного обсуждения;

-свободное предъявление собственной позиции;

-продуктивность совместной рефлексии;

-желание прислушаться к мнению преподавателя;

-удовлетворенность результатами обучения;

-желание продолжать образование и т.д.

Пути совершенствования андрагогических знаний и умений.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/пНаименование темыФорма самостоятельной

работы

Кол-во часовФормы контроля
1.Предмет и задачи курса «Андрагогика». Место андрагогики в системе человекознания.Сделайте сопоставительный анализ «закрытого» и «открытого» образования2Защита творческого проекта
2.Историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослыхВыпишите различные определения андрагогики отечественных и зарубежных исследователей4Проверка конспекта
3.Обучение взрослых в системе непрерывного образования.Составьте список статей педагогов, размышлявших об обучении человека в течение жизни. На выбор законспектируйте одну из них.6Проверка конспекта и библиографии
4.Взрослый человек как субъект обученияСделайте конспект периодизации по статье В.И.Слободчикова «Категория возраста в психологии и педагогике развития» Вопросы психологии.- 1991.-№2.-с.44-494Проверка конспекта
5.Андрагогические основы профессионального развития личности.Сделайте выписки из «Концепции развития образования взрослых в России»//Новые знания.- 2000.-№44Проверка конспекта
6.Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населенияПодготовьте сообщение «Образование как фактор социальной защиты взрослого человека в современном мире»4Публичное выступление с коллективным обсуждением
7.Подготовка и переподготовка безработных.Опишите специфику функций переподготовки безработных.2Проверка конспекта.
8.Специфика образования взрослых инвалидовПеречислите трудности в обучении инвалидов.2Проверка конспекта.
9.Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной этнической общности
10.Женское образование.Проведите сравнительное наблюдение «Стиль преподавания мужчины и женщины»4Обоснование единиц наблюдения, проверка выводов
11.Адаптивные системы образования взрослых.Составьте варианты определений «Адаптивное обучение – это…»2Проверка словаря
12.Модульное обучение как технология образования взрослых.Составьте структуру учебного модуля2Защита проекта
13.Дистанционное обучение взрослых.Предложите свою модель дистанционного обучения4Защита проекта
14.

историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых

1историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Смотреть картинку историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Картинка про историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых. Фото историческая ретроспектива развития теории и практики образования взрослых6.
17.

Народные университеты в образовании взрослых.

Семейное образование в России.

Образовательно-просветительские возможности досуга и туризма. Музейная педагогика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *