исторические источники в школьном обучении истории

Источники на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Исторические источники как средства познания и воспитания на уроках истории

Любая история должна писаться на базе архивных документов, и чем глубже исследователь войдет в архивный мир, чем шире будет охват источников, чем совершенней будет методика, тем ближе он окажется к правде. Я не классический позитивист, просто стараюсь для начала придерживаться принципа: «нет источника нет истории» …»

Из интервью Е. В. Старостина в газете РГГУ «Аудитория» в 2007 г.

История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов.
Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные события и явления, которые она изучает, не поддаются непосредственному опытному исследованию. Сразу же после появления они становятся достоянием прошлого, а условия их возникновения настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически невозможно[3;с.55].
Конкретные исторические факты, которыми оперируют историки, дошли до нас в виде остатков орудий и средств труда людей прошедших эпох, предметов их обихода, архитектурных сооружений и других памятников материальной культуры. Сведения о прошлом человеческого общества донесли былины, песни, предания, пословицы и даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений.

Все эти формы, в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками. Дав такое общее определение понятию «исторический источник», мы еще не имеем оснований судить, о научной ценности содержащихся в нем сведений о событиях и явлениях прошлого, а, следовательно, ее важной значимости для историка и учителя [1;с. 20].
Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и содержание их отражало жизнь с той стороны, с которой это важно было важно его создателю. Многое из того, что казалось существенным для автора документа, впоследствии для историка могло и не иметь какого-либо серьезного значения.

Из всего этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании[4].

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не “навязывает” ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности школьников.

Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

В своей работе ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:

1) уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания :

2) уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания :

На уроках можно предложить учащимся следующие варианты работы с документами:

Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).

Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

Так, например, это работа учащихся с исторической картой.

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

При работе с итальянской картой XVII ответьте на следующие вопросы:

1. Укажите границы русского государства и соседних стран;

2. Что вы видите необычного в данной карте?

При работе на уроках Всеобщей истории в 6х классах можно использовать литературные источники, что дополнительно создает метапредметность.

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

Вопросы к документу:

К какому сословию принадлежит герой отрывка? Можно ли это определить? Вписывается ли герой в схему «трех сословий»?

Каковы занятия героя?

Какие черты характера приписывает своему герою автор? Как вы думаете, были ли они типичны для представителей данной группы общества? Какие еще черты характера и манеры поведения могли быть присущи предстваителю данного сословия?

Как автор относится к своему герою (с иронией, уваженимем, страхом или еще как-нибудь по-другому)?

Применение источника, таким образом, мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей исторического процесса.

При изучении Советского периода часто используем соответствующие документы.

Изменения экономической политики советского руководства в начале 1920-х годов. (Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.) [2] .

«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей. Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением».

В дальнейшем предлагается охарактеризовать данный документ по следующим вопросам:

1. Что такое экономическое поражение?

2. Причина перехода к НЭПу по документу.

Изучение аутентичных источников, как письменных, так и других (например, фотографии), позволяет более полно погрузиться в изучаемую эпоху. Например, « Материалы ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», «Нюрнбергский процесс: фотографии и архивные документы из фондов РГАСПИ ». Изучение документов такого типа позволяет получить не только фактическую информацию, но и, возможно, более важно, психо-эмоциональную нагрузку к изучаемому периоду.

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее.

Работа с историческим источником направлено на воспитание патриотизма и уважения к России, ее истории, борьба за сохранение истинности трактовок исторических событий на основе самого объективного и прозрачного изложения исторических фактов.

Список использованной литературы:

Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде Политпросветов. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://chkprf.narod.ru/Texts/VIL44-155.htm

Источник

Работа с историческими источниками на уроках истории.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мирный

муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

Работа с историческими источниками на уроках истории

Работа с историческими источниками на уроках истории: Методические рекомендации. – 63 с.

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помогут учителю давать дифференцированные знания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки для закрепления знаний обучающихся по каждому разделу школьной программы.

Общая характеристика организации работы с источниками

1. Личностно-деятельностный подход в работе с историческими источниками ……………………………………………………………………..5

2. Формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом………….…………………………………………………………………8

« Для историка не существует

источников хороших и плохих,

достоверных и недостоверных,

в каждом источнике так или иначе

отразилась какая-то частичка

В.Б.Кобрин «Кому ты опасен историк?»

Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.

Общая характеристика организации работы с источниками

1. Личностно-деятельностный подходв работе с историческими источниками.

Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в школьной практике наиболее востребованы письменные источники.

Технологии творческо-поискового уровня предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей. Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов. Для управления качеством анализа текста источника я организую работу по следующим направлениям:

-осмысление прочитанного, на основе ранее усвоенной информации;

2. Формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом, картами

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху. Они как бы проникаются ненавистью к завоевателям, воспитывают уважение к людям труда. Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить школьников элементарным приемам работы с историческими источниками.

Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. Поэтому каждый раз необходимо обращать внимание школьника на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа.
Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию воспитывающих ситуаций. Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.

В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, предложенная О.Ю. Стреловой, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся. Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно-поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:

1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.

2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.

3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).

4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.

5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.

6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).

7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Мне представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности

6. Килпатрик, В.Х. Метод проектного обучения. Применение целевой

7. Лисова, К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения[Текст]/ К.И.Лисова// Народное образование.- 2001.- №5.- с. 141-149.

8. Миронова, Л.В. Разноуровневый подход в преподавании истории в старших классах[Текст]/ Л.В.Миронова // Преподавание истории в школе.- 2002.- с.40-43.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе
исторического образования[Текст]/ под ред. Е. С. Полат.- М. :Российское педагогическое агентство, 2004. – 218с.

10. Пушкарев, Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации[Текст]/Л.Н.Пушкарёв.- М.: Современное историческое образование, 2000. – 146с.

12. Фирсова,О. Г. Использование источников при изучении темы «Реформы Петра»[Текст]/ О. Г. Фирсова // Преподавание истории в школе.- 2004.-№7.- с.37-40.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Исторические источники на уроках истории.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Исторические источники на уроках истории.

На итоговую аттестацию выпускников средней школы из 25 заданий в ЕГЭ вынесено 6 заданий по работе с документом. Это требует от учителей особого внимания к работе с историческим текстом на уроках. В основной школе приёмы работы с историческим источником хорошо соотносятся с умениями и навыками учащихся, которые развиваются в определённом возрасте. Значит и приёмы работы нужно развивать соответственно возрасту учащихся.

Приемы работы с документом.

Для 5- 6 классов необходимо развитие анализа и синтеза. Детям этого возраста нужно развивать такие приёмы работы с печатным историческим источником:

вдумчивое чтение, разбивка текста на составные части, анализ части и выделение главного, составление плана;

пересказ документа, нахождение в нём подтверждения текста учебника, подтверждение слов учителя;

сравнение документа с иллюстрацией и другим документом, выделение характерных свойств для этого сравнения;

иллюстрирование документа, персонификация.

Для учащихся 7- 8 классов работа с документом усложняется. Для учащихся этого возраста необходимы умения сравнения и обобщения. Приёмы работы с печатным историческим источником соответствуют этим умениям:

необходимо распознавать документ, его историческую значимость, составлять тексты на основе документов;

на основе ранее изученных приёмов учащиеся учатся составлять план- конспект документа, обобщать и делать выводы по историческому источнику;

доказывать свою точку зрения при помощи документа, цитировать документ в своём рассказе, рассуждении;

драматизация по документу, описание характерных черт эпохи по документу, описание личности по документу;

применение художественной литературы для доказательства выводов по документу, учебнику, составление аннотаций художественной литературы и документа.

Для учащихся 9- го класса:

на основе изученных приёмов умение самостоятельно составлять план изучения исторического документа, применение этого плана для работы с современным источником;

написание рефератов с применением источников, написание сочинения эссе по историческому источнику;

составлять характеристику эпохи, государства по нескольким видам документов, выяснение датирования документа, отношение документа к какой либо стране, эпохе;

написание критической заметки по историческому документу с привлечением других источников;

различие исторических фактов и литературного вымысла в художественной литературе, сравнение старинных и современных документов для хронологической характеристики развития исторических событий;

нахождение необходимых исторических документов для любого вида работы на историческую тему.

Для домашней работы по документу используются те же приёмы. Такое расположение приёмов может дать точную схему для работы учеников в группах с дифференцированным подходом. Можно использовать документы с менее сложным анализом для слабых учащихся, более сложные формы работы с документом для групп сильных учеников. Можно в группу объединить и слабых и сильных учеников, для конкретной работы с документом.

Часто работа с историческим источником ограничивается вопросами к нему, предусматривающими анализ текста, вопросы авторства, характеристики личности. В 5- 6 классах учащиеся работают с документом крайне редко. Большой объём материала, ограниченное время урока, сложности нового предмета почти не позволяют работать с историческими источниками. Давать работу с документальным материалом на дом без соответствующей подготовки на уроке, значит терять интерес ученика к такой работе, тратить время на опрос домашнего задания больше чем позволяют рамки урока. Начинают работать с историческим документом только в старших классах, когда описательно- повествовательные документы используются редко.

Преподавание истории в рамках второго концентра представляет в настоящее время серьёзную проблему. Постепенно утверждается взгляд, что в старшей школе учащиеся должны больше работать непосредственно с историческими источниками. В журнале «Преподавание истории в школе» есть несколько подробных разработок для организации работы с историческим источником.

Памятка для работы с историческим источником:

Дайте характеристику историческому источнику:

— первичный или вторичный.

Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

Выделите в тексте и выпишите в тетради основные исторические факты, определите художественные особенности текста.

Определите, что преобладает в приведённом документе: исторические факты и художественное описание событий.

Обоснуйте, можно ли доверять приведённому документу.

Для активизации процесса обучения используются игровые моменты: игры «хоккей» (вопрос одного ряда другому), «да- нетки» (вопросы с ответами да или нет), «игра в случайность» (учащиеся пишут вопрос на листе бумаги и, сделав из них самолётики пускают в класс, отвечает ученик поймавший самолёт), «лови ошибку» (исправление ошибки в тексте), «кто лишний» (лишнее слово в ряду). Учителя используют в работе конкурсы: создай свою шпаргалку, опору. При работе над домашним заданием используют повторение с расширением ( ученики повторяют предыдущие параграфы, относящиеся к новой теме), показательный ответ ( ученику даётся модель ответа).

С 5 класса необходимо проводить лабораторные и практические работы по документам. Учащимся во время лабораторной работы предлагается памятка:

перечисляются типы исторических источников;

указываются хронологические группы источников;

указаны общая и специальные цели данного конкретного урока;

приводится схема изложения результатов.

Схема изложения результатов:

характеристика источника: происхождение и авторство, исторические условия создания;

анализ, содержание источника, полнота и достоверность;

заключение, обобщённая оценка значения источника.

По подобной схеме можно работать и в среднем и в старшем звене

Учащимся нравится играть в документальное домино. На листах, которые раздают ученикам на одной половине – выдержка из документа, на другой – событие или дата, на одном листе выдержка из документа не соответствует событию. Нужно найти событие среди других листов.

Историческое лото развивает быстроту мысли, умение ориентироваться в датах. На листах, которые раздают на парты, в отдельных квадратиках записаны выдержки из документов, а на фишках год или событие.

Игру чёрный ящик предлагается проводить среди учеников по документам (в заданиях ЕГЭ это задание с выбором ответа). На игровом поле разложены листы чистой стороной вверх. На обратной стороне – выдержка из документа или группы документов, по которым нужно определить название страны, предмета, название документа. Группа знатоков раскручивает стрелку, которая укажет на один из документов. Главный вопрос – что находится в чёрном ящике? (Рисунок, предмет, портрет деятеля).

В старших классах учителя проводят круглый стол. Учащиеся составляют законопроект, выступление от имени политического деятеля по выдержкам из документов.

С большим интересом проходят уроки по составлению опоры по документам (выявление причинно-следственных связей). По учебнику «История Южного Урала» М.С. Салминой XX – начало XXI века. По документам «Златоустовская бойня» [С.20], «Требования бастующих рабочих» [С.34], «О выборах в I гос. думу» [С.35]. Учитель предлагает к документам следующую схему:

Златоустовская бойня Требования О выборах Вывод

Рабочие Власть баст.рабочих в гос. думу

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории

Учащиеся по схеме, читая документы, составляют опору:

Рабочие Власть Рабочие Власть

Висторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиисторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиосстание Казнь Восстание + Восстание Уступки

Вывод: чтобы подавить восстание власть вынуждена идти на уступки. В доказательство своей опоры ученики зачитывают выдержки из документов.

По этим же документам можно провести обратную работу:

Рабочие. Восстание 1903 г. «Долго терпели рабочие тяжёлые последствия

безработицы, усилившейся после недавнего пожара, терпели голод и холод, наконец, не выдержали и возроптали».

Власть. Восстание подавлено. «Безоружные рабочие, оказывается твёрдо

Рабочие. Восстание + восстание. «Кровь товарищей вопиёт об отмщении».

Власть. Уступки. 1906 г. «В конце марта в Челябинске производились выборы избирателей в I Государственную думу…»

Вывод: Чтобы подавить восстание власть вынуждена идти на уступки.

Лабораторные и практические работы.

Хочется ещё раз отметить, что при современном подходе к истории необходимо проводить уроки лабораторных и практических работ. В старших классах без предварительной подготовки полноценное их проведение невозможно. Лабораторные и практические работы должны проводится с 5 класса. При такой работе необходима система, которая даст учащимся специальный навык. Документы, необходимые для этой работы опубликованы в учебно-тренировочных материалах для подготовки к ЕГЭ. Все виды заданий: с выбором ответа, открытым кратким ответом, сложным развёрнутым рекомендуется применять в учебном процессе с начала в качестве обучающих заданий, а затем для проведения повторительно-обобщающих уроков, тематического контроля и самоконтроля.

Для практической и лабораторной работы с текстом документа для учащихся 5-6 классов можно использовать такую таблицу. (Пример практической работы по заданию на соотнесение текста документа и события на обобщающе-повторительном уроке.)

XVI века». Планом данной работы является название событий, расположенных по хронологии. План может быть составлен учителем, учащимися под руководством учителя, по учебнику. Следующей частью работы является выделение главной мысли в документах, которые заносятся в таблицу. В последнюю колонку как подтверждение вписывается текст учебника. В конце работы проводится итог вместе с учителем по становлению Русского Государства: Объединение племён восточных славян стало называться Русью. Подчинённые племена платили дань захватившему их князю. Всё новые и новые увеличивали русские земли. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы и его населения, способствовало развитию культуры.

Для учащихся 7-8 классов таблица для практической и лабораторной работы расширяется. Используются задания всех типов по ЕГЭ по данной теме.

Так же как и учащиеся 5-6 классов анализируют, выделяют главное. Специальное умение разделить документы на актовые и хозяйственные и на описательно- повествовательные и литературные, даёт характеристику документов. А затем приступают к заполнению таблицы.

В 9 классах общеобразовательной школы учащиеся с большим интересом участвуют в диспутах и дискуссиях, которые можно проводить как практическую или лабораторную работу. В ЕГЭ часто встречаются задания по теме «Холодная война». Проведение лабораторной работы с элементами дискуссии по этой теме заинтересовало всех учащихся [приложение №1 с.24].

На уроке были даны задания учащимся по группам, как экспертам, изучающим причины холодной войны. Одна группа – о роли США, другая о роли СССР. Пакет документов для 1 группы экспертов по изучению роли США: «Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана в Гос. департамент США» (22 февраля 1946 г.), «Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже» (Фултон (США), 5марта 1946 г.), «Из высказываний Гарри Трумэна». Пакет документов для 2 группы экспертов по изучению роли США: «Из разработки Объединённого комитета начальников штабов» (9 октября 1945 г.), «Из директивы Совета Национальной Безопасности» (18 августа 1948 г.), «Из меморандума Объединённого разведывательного комитета №329» (9 сентября 1945 г.), «Из североатлантического договора» (4 апреля 1949 г.). Пакет документов для экспертов 1 группы по изучению роли СССР: «Из воспоминаний В.М. Молотова», «Холодная война как основной генератор гонки вооружений» статья Корниенко, «Из воспоминаний советского дипломата Г.Н. Большакова» (1989 г.), «Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» (14 марта 1946 г.) [приложение№1, С.25]. Пакет документов для экспертов 2 группы по изучению роли СССР: «Из Варшавского договора» (14 мая 1955г.), «Из речи Сталина на XIX съезде КПСС» (октябрь 1952 г.), «Из программы КПСС о Мировой системе Социализма», «Комплексная программа дальнейшего развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ». Пакеты документов обрабатываются группами экспертов заранее. К уроку готовят причины холодной войны по системе: цель, противоречия, деятельность, итоги, выписывая их из документов. На уроке пакеты документов раздаются на парты. Учащиеся находят в документах названную причину. Проблемный вопрос урока: «Кто виноват в развязывании холодной войны? записан на доске. Все данные используемые на уроке заносятся в таблицу. Выступление экспертов по данной части плана подтверждается выдержкой из документов, приводимой учащимися не входящими в данную группу экспертов. Учащиеся высказывают свою точку зрения, которая заносится в таблицу в столбец выводов.

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении истории исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историиПричины холодной войны

исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть фото исторические источники в школьном обучении истории. Смотреть картинку исторические источники в школьном обучении истории. Картинка про исторические источники в школьном обучении истории. Фото исторические источники в школьном обучении историивиды документов

К отрицательным моментам при работе с документом относятся: недостаточное количество дидактической литературы, подходящей к данной методике, трудности в работе (при отсутствии поэтапной работы с 5-го класса), недостаток методической литературы по лабораторным и практическим работам.

По этим причинам работа с историческим документом ведётся без системы, а иногда совсем не проводится. При отсутствии поэтапной работы – работа в старших классах усложняется, иногда становится невозможной.

Для преодоления этих недостатков и трудностей необходимо проводить работу по историческим документам во всех классах, включая лабораторные работы по изучению темы и практические работы по c ле изученной темы. При неполном охвате работой учащихся дать отдельный документ более простой по содержанию индивидуально или группе учащихся, в которую ввести более сильного ученика для помощи, включить всех учащихся в экспертные группы по изучению отдельных групп документов, создать экспертные группы из слабых учащихся для работы по учебнику. Каждый год выпускаются тренировочные задания по ЕГЭ, в которых большой объем документов и заданий к ним. Можно подбирать документы из устаревших хрестоматий, чтобы ученики видели различные точки зрения на события. Желательно подготовить методический комплекс для всех классов, сопровождаемый готовыми разработками уроков и подборкой документов по ним. При подготовке методического комплекса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Таким образом можно повысить эффективность подготовки учащихся к ЕГЭ по работе с историческим документом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *