история древней церкви вселенские соборы

Вселенские Соборы

Вселе́нские Собо́ры – собра­ния пра­во­слав­ных епи­ско­пов (свя­щен­ни­ков и иных лиц) как пред­ста­ви­те­лей всей Пра­во­слав­ной Церкви (всей сово­куп­но­сти Помест­ных Церк­вей), созы­вав­ши­еся с целью реше­ния насущ­ных вопро­сов в обла­сти бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния.

история древней церкви вселенские соборы. Смотреть фото история древней церкви вселенские соборы. Смотреть картинку история древней церкви вселенские соборы. Картинка про история древней церкви вселенские соборы. Фото история древней церкви вселенские соборы

Реше­ния Все­лен­ских Собо­ров по вопро­сам веро­уче­ния, зако­но­да­тель­ства и цер­ков­ной дис­ци­плины при­зна­ются непо­гре­ши­мыми в силу того, что Собор дей­ствует не сам от себя, а по дей­ствию в нем и через него Свя­того Духа; опре­де­ле­ния, и пра­вила Все­лен­ского Собора про­сти­ра­ются на все Помест­ные Церкви.

Всего было семь Все­лен­ских Собо­ров:

На чём осно­вана прак­тика созыва Собо­ров?

Тра­ди­ция обсуж­дать и раз­ре­шать важ­ней­шие рели­ги­оз­ные вопросы на прин­ци­пах собор­но­сти была зало­жена в ранней Церкви апо­сто­лами ( Деян.15:6 ). Тогда же был сфор­му­ли­ро­ван глав­ный прин­цип при­ня­тия собор­ных опре­де­ле­ний: «угодно Свя­тому Духу и нам» ( Деян.15:28 ).

Это значит, что собор­ные поста­нов­ле­ния фор­му­ли­ро­ва­лись и утвер­жда­лись отцами не по пра­вилу демо­кра­ти­че­ского боль­шин­ства, а в стро­гом согла­сии со Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, по Про­мыслу Божию, при содей­ствии Свя­того Духа.

По мере раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния Церкви Соборы созы­ва­лись в самых разных частях ойку­мены. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев пово­дами для Собо­ров слу­жили более или менее част­ные вопросы, не тре­бо­вав­шие пред­ста­ви­тель­ства всей Церкви и раз­ре­шав­ши­еся силами пас­ты­рей Помест­ных Церк­вей. Такие Соборы и назы­ва­лись Помест­ными.

Вопросы же, под­ра­зу­ме­вав­шие необ­хо­ди­мость обще­цер­ков­ного обсуж­де­ния, иссле­до­ва­лись при уча­стии пред­ста­ви­те­лей всей Церкви. Созы­вав­ши­еся в этих обсто­я­тель­ствах Соборы, пред­став­ляв­шие пол­ноту Церкви, дей­ство­вав­шие в соот­вет­ствии с Божьим зако­ном и нор­мами цер­ков­ного управ­ле­ния, закреп­ляли за собой статус Все­лен­ских. Всего было семь таких Собо­ров.

Чем отли­ча­лись между собой Все­лен­ские Соборы?

На Все­лен­ских Собо­рах при­сут­ство­вали главы помест­ных Церк­вей или их офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­тели, а также епи­ско­пат, пред­став­ляв­ший свои епар­хии. Дог­ма­ти­че­ские и кано­ни­че­ские реше­ния Все­лен­ских Собо­ров при­зна­ются обя­за­тель­ными для всей Церкви. Для усво­е­ния Собо­ром ста­туса «Все­лен­ский» необ­хо­дима рецеп­ция, т. е. про­верка вре­ме­нем, и при­ня­тие его поста­нов­ле­ний всеми помест­ными Церк­вами. Слу­ча­лось, что под жест­ким дав­ле­нием импе­ра­тора или вли­я­тель­ного епи­скопа участ­ники Собо­ров при­ни­мали реше­ния, про­ти­во­ре­ча­щие еван­гель­ской истине и цер­ков­ному Пре­да­нию, со вре­ме­нем такие Соборы Цер­ко­вью отвер­га­лись.

1‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся при импе­ра­торе Кон­стан­тине Вели­ком, в 325 году, в Никее.

Он был посвя­щен раз­об­ла­че­нию ереси Ария, алек­сан­дрий­ского свя­щен­ника, кото­рый учил, что Сын сотво­рен и что было время, когда Его не было; еди­но­су­щие Сына с Отцом он кате­го­ри­че­ски отри­цал.
Собор про­воз­гла­сил догмат о том, что Сын — Бог, еди­но­сущ­ный Отцу. На Соборе было при­нято 7 членов Сим­вола веры и 20 кано­ни­че­ских правил.

2‑й Все­лен­ский Собор, созван­ный при импе­ра­торе Фео­до­сии Вели­ком, имел место в Кон­стан­ти­но­поле, в 381 г.

Пово­дом послу­жило рас­про­стра­не­ние ереси епи­скопа Маке­до­ния, отри­цав­шего Боже­ство Свя­того Духа.
На этом Соборе Символ веры был скор­рек­ти­ро­ван и допол­нен, в том числе членом, содер­жа­щим Пра­во­слав­ное учение о Святом Духе. Отцами Собора состав­лено 7 кано­ни­че­ских правил, одним из кото­рых запре­щено вно­сить какие-либо изме­не­ния в Символ веры.

3‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Ефесе в 431 году, в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Фео­до­сия Малого.

Он был посвя­щён раз­об­ла­че­нию ереси Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о Христе как о чело­веке, соеди­нен­ном с Сыном Божьим бла­го­дат­ною связью. Фак­ти­че­ски он утвер­ждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он назы­вал Бого­ро­дицу Хри­сто­ро­ди­цей, отри­цая Её Бого­ма­те­рин­ство.
Собор под­твер­дил, что Хри­стос — Истин­ный Сын Божий, а Мария — Бого­ро­дица, и принял 8‑мь кано­ни­че­ских правил.

4‑й Все­лен­ский Собор про­хо­дил при импе­ра­торе Мар­ки­ане, в Хал­ки­доне, в 451 году.

Отцы тогда собра­лись против ере­ти­ков: пред­сто­я­теля Алек­сан­дрий­ской Церкви, Дио­скора, и архи­манд­рита Евти­хия, кото­рые утвер­ждали, что в резуль­тате вопло­ще­ния Сына два есте­ства, Боже­ское и чело­ве­че­ское, сли­лись в Его Ипо­стаси в одно.
Собор вынес опре­де­ле­ние, что Хри­стос — Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, Одно Лицо, заклю­ча­ю­щее в Себе два есте­ства, соеди­нен­ные нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Помимо того было сфор­му­ли­ро­вано 30 кано­ни­че­ских правил.

5‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле, в 553 году, при импе­ра­торе Юсти­ни­ане I. На нем было под­твер­ждено учение Чет­вер­того Все­лен­ского Собора, осуж­ден Оригенизм и неко­то­рые сочи­не­ния Фео­до­рита Кир­ского и Ивы Едес­ского. Вместе с тем был осуж­ден Феодор Моп­су­ест­ский, учи­тель Несто­рия.

6‑й Все­лен­ский Собор был в городе Кон­стан­ти­но­поле в 680 году, в прав­ле­ние импе­ра­тора Кон­стан­тина Пого­ната. Его зада­чей стояло опро­вер­же­ние ереси моно­фе­ли­тов, наста­и­вав­ших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому вре­мени эту ересь успели рас­ти­ра­жи­ро­вать несколько Восточ­ных Пат­ри­ар­хов и Рим­ский папа Гоно­рий.
Собор под­твер­дил древ­нее учение Церкви о том, что Хри­стос имеет в Себе две воли — как Бог и как Чело­век. При этом Его воля по чело­ве­че­скому есте­ству во всём согласна с Боже­ствен­ной.

Пято-Шестым Все­лен­ским или Трулль­ским име­нуют Собор, про­хо­див­ший в Кон­стан­ти­но­поле через 11 лет. Он принял 102 кано­ни­че­ских пра­вила.

7‑й Все­лен­ский Собор имел место в Никее в 787 году, при импе­ра­трице Ирине. На нем была опро­верг­нута ико­но­бор­че­ская ересь и утвер­ждён догмат об ико­но­по­чи­та­нии. Отцы Собора соста­вили 22 кано­ни­че­ских пра­вила.

Воз­мо­жен ли Вось­мой Все­лен­ский Собор?

1) Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о завер­шён­но­сти эпохи Все­лен­ских Собо­ров не имеет под собой дог­ма­ти­че­ских осно­ва­ний. Дея­тель­ность Собо­ров, в том числе Все­лен­ских, явля­ется одной из форм цер­ков­ного само­управ­ле­ния и само­ор­га­ни­за­ции.

Заме­тим, что Все­лен­ские Соборы созы­ва­лись по мере воз­ник­но­ве­ния необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия важных реше­ний, каса­ю­щихся жизни всей Церкви.

Между тем, Цер­ковь будет суще­ство­вать «до скон­ча­ния века» ( Мф.28:20 ), и нигде не сооб­ща­ется, что на про­тя­же­нии всего этого пери­ода Все­лен­ская Цер­ковь не будет стал­ки­ваться с вновь и вновь воз­ни­ка­ю­щими труд­но­стями, тре­бу­ю­щими для их раз­ре­ше­ния пред­ста­ви­тель­ства всех Помест­ных Церк­вей. Поскольку право осу­ществ­лять свою дея­тель­ность на прин­ци­пах собор­но­сти даро­вано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отни­мал, постольку нет осно­ва­ний счи­тать, что Седь­мой Все­лен­ский Собор апри­ори должен име­но­ваться послед­ним.

2) В тра­ди­ции гре­че­ских Церк­вей еще с Визан­тий­ских времен рас­про­стра­нено мнение о том, что Все­лен­ских собо­ров было восемь, послед­ним из них счи­тают собор 879 г. при свт. Фотии Кон­стан­ти­но­поль­ском. Вось­мым все­лен­ским собо­ром его назы­вали, напри­мер, св. Нико­лай Кава­сила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский) (PG 155, col. 97), позд­нее свт. Доси­фей Иеру­са­лим­ский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых вось­мой все­лен­ский собор не только воз­мо­жен, но уже был. (свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов)

3) Обычно идею о невоз­мож­но­сти про­ве­де­ния Вось­мого Все­лен­ского Собора свя­зы­вают с двумя «глав­ными» при­чи­нами:

а) С ука­за­нием Книги Прит­чей Соло­мо­но­вых о семи стол­пах Церкви: «Пре­муд­рость постро­ила себе дом, выте­сала семь стол­бов его, зако­лола жертву, рас­тво­рила вино свое и при­го­то­вила у себя тра­пезу; послала слуг своих про­воз­гла­сить с воз­вы­шен­но­стей город­ских: “кто нера­зу­мен, обра­тись сюда!”. И ску­до­ум­ному она ска­зала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною рас­тво­рен­ное; оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем разума”» ( Притч. 9:1-6 ).

Учи­ты­вая, что в исто­рии Церкви было семь Все­лен­ских Собо­ров, это про­ро­че­ство можно, конечно же с ого­вор­ками, соот­не­сти и с Собо­рами. Между тем в стро­гом осмыс­ле­нии семь стол­бов озна­чают не семь Все­лен­ских Собо­ров, а семь Таинств Церкви. В про­тив­ном случае нам при­шлось бы при­знать, что до вре­мени окон­ча­ния Седь­мого Все­лен­ского Собора Цер­ковь не имела под собой устой­чи­вого осно­ва­ния, что она была хро­ма­ю­щей Цер­ко­вью: сперва её недо­ста­вало семи, затем шести, потом пяти, четы­рех, трех, двух опор. Нако­нец, только в вось­мом веке она была прочно утвер­ждена. И это при том, что именно ранняя Цер­ковь про­сла­ви­лась сонмом святых испо­вед­ни­ков, муче­ни­ков, учи­те­лей…

б) С фактом отпа­де­ния от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия Римо-Като­ли­цизма.

Коль скоро Все­лен­ская Цер­ковь рас­ко­ло­лась на Запад­ную и Восточ­ную, утвер­ждают сто­рон­ники этой идеи, то и созыв Собора, пред­став­ля­ю­щего Единую и Истин­ную Цер­ковь, увы, невоз­мо­жен.

В дей­стви­тель­но­сти же, по Божьему опре­де­ле­нию, Все­лен­ская Цер­ковь нико­гда не под­ле­жала раз­де­ле­нию надвое. Ведь по сви­де­тель­ству Самого Гос­пода Иисуса Христа, если цар­ство или дом раз­де­лятся сами в себе, «не может усто­ять цар­ство то» ( Мк.3:24 ), «дом тот» ( Мк.3:25 ). Цер­ковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одо­леют ее» ( Мф.16:18 ). Сле­до­ва­тельно, она нико­гда не дели­лась, и не раз­де­лится.

В отно­ше­нии Своего един­ства Цер­ковь нередко назы­ва­ется Телом Хри­сто­вым (см.: Цер­ковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» ( 1Кор.10:17 ). В этом отно­ше­нии мы не можем при­знать Запад­ную цер­ковь ни как единую с нами, ни как отдель­ную, но рав­но­цен­ную Цер­ковь-Сестру.

Разрыв кано­ни­че­ского един­ства между Восточ­ной Цер­ко­вью и Запад­ной есть, по суще­ству, не раз­де­ле­ние, но отпа­де­ние и откол Римо-Като­ли­ков от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия. Откол же какой-либо части хри­стиан от Единой и Истин­ной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истин­ной, и не явля­ется пре­пят­ствием для созыва новых Собо­ров.

Источник

Кратко о церковных Соборах

история древней церкви вселенские соборы. Смотреть фото история древней церкви вселенские соборы. Смотреть картинку история древней церкви вселенские соборы. Картинка про история древней церкви вселенские соборы. Фото история древней церкви вселенские соборы

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Источник

3. История церкви в период вселенских соборов. (I. Церковь и государство. II. Церковный строй)

Общий характер этого периода

С началом этого периода мы вступаем в строй церковной жизни в общем весьма близкий к тому, какой существует и доселе. Сфера действия, бытовая сторона церковной жизни предшествующего периода, в своих подробностях для нас не совсем представимы: церковь мучеников, общество гонимое, отрицаемое, юридически непризнанное и тем не менее живущее такой жизнью, которая предполагает значительную публичность обнаружений, – представляет явление слишком своеобразное, экстраординарное. Интерес, который возбуждает последующая церковная история, – другого рода – не столько эстетический, сколько практически положительный. Церковная жизнь в настоящем периоде принимает характер нормальный, легче укладывается в выработанные обьщенным опытом формы представления. Этот период посредствует – не хронологически только – между позднейшей церковной историей и ее самым древним периодом. Необыкновенно энергичная церковная жизнь живо напоминает предшествующий период; но она развивается при таких внешних отношениях, которые общи настоящему периоду с последующими. Это сочетание новых форм и древнего содержания и силы сказалось вескими последствиями почти на всех пунктах церковной жизни.

Вопрос об отношении между церковью и государством впервые в этот период явился в более естественной постановке. В течение этих 6 веков эти отношения приняли те формы, которые, с изменениями несущественными, удержались и доселе в большей части христианского мира. Даже те отношения, которые как исключение существуют в немногих христианских государствах, – имеют свои прецеденты в некоторых, правда разрозненных, явлениях этого периода.

Отношения церкви к миру языческому вне пределов римской империи в настоящий период принимают тот миссионерский характер, который они сохраняют и доныне: медленное воздействие массы на массу, постепенное проникновение христиан в среду языческого населения заменяется внешним, большею частью случайным воздействием на мир языческий немногих вольных или невольных эмиссаров мира христианского, – результатом которого является не усиление церкви существующей, а зачатки новой, филиальной.

Внутренние отношения христианского общества вообще принимают такие твердые очертания, что на долю будущего остается лишь детальная их разработка. Главные моменты иерархических отношений, мирян и клира, низшего клира к епископу, внутренние разветвления самого епископата, остаются неизменными. Формы соборного управления, положение клира должностного, чиновного, относительно членов иерархии, обрисовывается достаточно ясно.

История богословской мысли составляет самую блестящую страницу, а одной своей стороной – и специфическую характеристику этого периода. Этот пункт церковной жизни в эти века является центром, к которому тяготеют все жизненные силы христианской церкви. Богословская мысль развивается здесь во всей своей красоте и силе. В энергии ее проявлений, в необыкновенном – для нашего времени – по своей широте и глубине интересе, который богословская мысль возбуждает в различных слоях общества, – чувствуется непосредственность связи этого периода с предшествующим, когда люди жили своими религиозными убеждениями и умели стоять за них до самоотвержения. В сознании величайших представителей церкви нашего периода героическая стойкость за православие была естественной заменой героизма исповедников предшествующего периода. Борьба с различными ненормальными обнаружениями бого-словствующей мысли, непрерывной цепью проходящая через несколько веков, – разрешается настолько ценными в догматическом отношении результатами, что даже консервативный протестантизм не оспаривает их высокого значения. Решение существенных вопросов христианства о Троице, воплощении, благодати в настоящем периоде дано в таких формулах, против которых современное богословие критического оттенка могло выставить довольно острые возражения, но не могло предложить в замену их ничего более цельного, ни даже дать счастливый опыт разрешения выставленных им недоумений. Наряду и совместно с раскрытием содержания христианства на соборах с замечательной мощью развивается и индивидуальная богословская мысль. Греческая церковь этого периода выдвигает целую плеяду столь глубоких и тонких богословов, что другие периоды гордились бы, если бы могли насчитывать их хотя единицами. Латинская церковь также в этот период достигает кульминационного пункта своей богословской производительности, выставляя самого глубокого из своих богословов и самого многостороннего из своих ученых.

Богослужебный строй к концу этого периода – по крайней мере в греческой церкви – достигает своего завершения, и последующая история не привносит в эту область ничего кроме немногих штрихов.

Нравственная жизнь в этот период вырабатывает новые формы аскетического подвига, неизвестные в древней церкви, сохраняющиеся впоследствии на востоке без перемен, на западе развивающиеся во всем разнообразии. Общий нравственный уровень христианской жизни этого периода сближается с последующими, – результат одинаковых общих условий для ее обнаружения; ее экстенсивность развивается не без ущерба для ее интенсивности.

Наконец, если обратить внимание на явления отрицательного порядка, – то и с этой стороны история этого периода сделала несомненный успех. Последующий период характеризуется разделением западной и восточной церкви и необыкновенно быстрым и сильным развитием папства. Но разделение церквей уже в настоящий период намечено не только в своей возможности, не только в благоприятных условиях и причинах, его произведших, – эти причины существовали раньше самого христианства, – нет, оно дано было уже в самом обнаружении: церкви греческая и латинская уже пережили 35 лет (484–519) в формальном разрыве между собой, фактически могли убедиться в возможности существования одной без другой. Равным образом и папство в наш период не только зародилось, но и достигло, хотя и незаметно, довольно значительного роста. Николай I, которым открывается следующий период церковной истории, имел за себя довольно солидные прецеденты; а это был, по образу своих мыслей и действий, вполне средневековый папа.

Источник: Лекции по истории древней церкви / Проф. В.В. Болотов; Посмертное изд. под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. В 4 томах. 1907-Санкт-Петербург : тип. М. Меркушева. / Т. 1. 1907. – 234 с.; Т. 2. 1910. – 474 с.; Т. 3. 1913. – 340 с.; Т. 4. 1918. – 599 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *