история экономических учений лекции
Курс лекций по дисциплине история экономических учений (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА «Истории экономики, политики и культуры»
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Курс лекций подготовил
доктор экономических наук, профессор
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры ……………………………. ……………
Зав. кафедрой д. э.н., профессор ……………………
Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….
Ядгаров лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.
Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.
Учебные задачи дисциплины:
1) «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;
2) «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;
3) «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;
4) «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;
5) «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;
6) «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;
7) «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;
— познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;
— сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.
В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.
Место курса среди других дисциплин учебного плана:
Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.
Требования к уровню освоения содержания курса.
По завершении курса студенты должны уметь:
· дать определение сущности основных категорий и понятий;
· сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;
· проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;
· составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.
· промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;
· итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ План ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):
Наименование тем лекций
Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений»
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья
Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников
Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии
А. Смит – центральная фигура классической политической экономии
Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде
Завершение классической политической экономии
Реформаторские концепции экономического романтизма
Социально-экономические и реформаторские воззрения
Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии
Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа
Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли
Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли
Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики
Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ
И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ
Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.
3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.
Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).
Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.
Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки.
Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья. Экономические идеи канонистов. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент.
Социально-экономические идеи мусульманского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.).
ТЕМА 3. МЕРКАНТИЛИЗМ – НАЧАЛО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Особенности экономики, политики и культуры эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.
Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Предмет и метод. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Два этапа развития меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; их особенности. Протекционизм – концепция государственного участия в экономике.
Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мена (Англия). Экономическая программа Кольбера. Вопросы государственного хозяйства в «Трактате политической экономии» А. Монкретьена (Франция).
ТЕМА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЕЕ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ
Исторические условия возникновения классической политической экономии. Этапы развития классической политической экономии.
Перевод экономических исследований из сферы обращения в сферу производства. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику.
Методология классической политической экономии: признание действия объективных экономических законов, внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. Использование понятия «экономический человек». Недооценка влияния на экономику психологических, моральных, правовых факторов.
Исходная категория экономического анализа классической школы – стоимость. Определение стоимости затратами труда или издержками производства. Классификация экономических категорий на основе каузального метода.
Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. У. Петти – первый представитель классической школы. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения.
Возникновение классической политической экономии во Франции. Причины полного неприятия идей меркантилизма. П. Буагильбер – родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к деньгам.
ТЕМА 5. Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии
Общая характеристика идей физиократизма. Кенэ. Концепция «естественного порядка» – основа методологии физиократов. Учение об эквивалентности обмена – обоснование перевода экономических исследований в сферу производства. Недооценка роли промышленности и торговли в экономике. Учение о «чистом продукте», производительном и «бесплодном» труде, о капитале и его структуре. Первое деление общества на классы. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель экономических отношений между классами по поводу воспроизводства общественного продукта. Практические рекомендации Ф. Кенэ по выработке экономической политики.
ТЕМА 6. А. Смит – центральная фигура классической политической экономии
Экономический либерализм А. Смита. Роль свободного рынка как регулятора производства. Экономическая политика государства. Анализ государственного бюджета и государственного долга. Принципы налогообложения.
ТЕМА 7. Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде
Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д. Рикардо. Теория стоимости. Метод сравнительных издержек. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная зарплата. Теория дифференциальной ренты. Количественная теория денег. Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия. Программа регулирования системы денежного обращения в Англии.
Работа «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков Сэя» – обоснование бескризисного развития экономики.
. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии». Решение проблемы реализации с помощью теории «третьих лиц».
Дальнейшая разработка отдельных теоретических проблем в трудах Н. Сениора, Ф. Бастиа, Г. Кэри.
ТЕМА 8. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ
Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений Милля об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ.
Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Предмет и метод. Разработка проблем товара и денег. Учение о прибавочной стоимости и ее внешних формах. Теория доходов. Учение о капитале, его накоплении и воспроизводстве.
ТЕМА 9. РЕФОРМАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА
Критика экономики свободной конкуренции с позиций мелких товаропроизводителей в работе С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Специфика концепции «естественного порядка». Анализ доходов основных классов с позиций трудовой теории стоимости. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества путем реставрации мелкотоварного производства при активном участии государства.
Работа «Система экономических противоречий или философия нищеты». Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедливости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.
ТЕМА 10. Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов
Предпосылки возникновения и общая характеристика. Экономические учения западноевропейских социалистов утопистов начала XIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Ш. Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна. Проекты экономического реформирования общества. Пути перехода к социализму.
Разработка концепции социалистической организации общества в трудах социалистов-рикардианцев У. Томпсона, Дж. Грея, Дж. Брея, Т. Годскина. Выводы из трудовой теории стоимости.
ТЕМА 11. Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии
Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей. Учение о национальной экономии. Утверждение многовариантности исторического развития. Характеристика стадий движения общества к идеалу. Исследование развития форм и типов хозяйствования.
Старая историческая школаи ее предшественники. Ф. Лист, К. Книс, Б. Гильдебранд, В. Рошер. Новая историческая школа. Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано. Социальная политика и обоснование программы социальных реформ. Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.
ТЕМА 12. ЗАРОЖДЕНИЕ МАРЖИНАЛИЗМА.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА
Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная революция» как приоритетное применение в теоретических изысканиях функционального анализа, средств математики, предельных экономических показателей и системного подхода.
Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. Дюпюи, O. Kvpно, ). «Законы Госсена».
Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас – основоположники маржинализма.
Особенности австрийской и лозаннской школ маржинализма. Математические методы в экономических воззрениях У. Джевонса.
ТЕМА 13. ВТОРОЙ ЭТАП «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Преодоление субъективизма и психологизма, возврат к «чистой» теории. Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки.
Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономики». Трактовки теорий спроса, предложения, цен, доходов. Методологические основы анализа эластичности спроса и издержек производства.
Дж. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Концепция «статики» и «динамики» в экономическом анализе. Теория предельной производительности основных факторов и распределения.
Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах В. Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето».
Маржинальные идеи в работах К. Викселя – родоначальника шведской школы маржинализма.
ТЕМА 14. Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли
Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Предмет и метод изучения. Антимонопольная направленность программ социально-экономического реформирования общества.
ТЕМА 15. ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Мировой экономический кризис гг. как основная предпосылка возникновения теорий монополистической и несовершенной конкуренции.
Теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Неценовые факторы «дифференциации продукта» и усиление конкурентной борьбы на рынке.
Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Монополия и монопсония. Дилемма об «эффективности и справедливости».
Возникновение теории олигополии (Дж. М. Кларк, У. Феллнер). Дж. К. Гэлбрейт о концепции «уравновешивающих сил» в экономике.
ТЕМА 16. КЕЙНСИАНСТВО И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ – АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИЙ ГОСУДАСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Теоретические положения правительственных программ 30-х годов по стабилизации экономики. Зарождение концепций кейнсианства и неолиберализма.
Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса. Методологические принципы кейнсианства. Доктрины «предпочтения к ликвидности», «эффективного спроса», «мультипликатора», «дешевых денег». Меры государственного регулирования экономики.
Американские (Э. Хансен, С. Харрис) и европейские (Ф. Перру) «дополнения» в учение Дж. М. Кейнса. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод).
Общие принципы неолиберальной концепции государственного регулирования экономики («коллоквиум Липпманна»). Особенности фрайбургской и чикагской школ неолиберализма. Ойкена о типах хозяйства. «Денежное правило» М. Фридмена.
ТЕМА 17. Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона
Характеристика основных направлений и этапов эволюции экономической мысли в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона. Сущность и научное значение его концепции «неоклассического синтеза».
Метод прогнозного экономического анализа «затраты – выпуск» В. Леонтьева как основа усовершенствованных межотраслевых балансов общественного продукта. Место и роль математических методов, моделей, формул, а также методологической критики в его работе «Экономические эссе. ».
Оптимальный подход использования ресурсов в модели линейного программирования Л. Канторовича – одна из современных теорий макроэкономического исследования.
Монетарная концепция М. Фридмена и «повторное открытие денег». Дискуссионные проблемы в фридменовском эссе «Методология позитивной экономической науки».
ЛЕКЦИЯ № 1
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
1. Почему изучают историю экономических учений
2. Особенности методологии истории экономических учений
3. Направления и этапы развития мировой экономической мысли
1. Почему изучают историю экономических учений
История экономических учений – это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит своё отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Своё начало история экономических учений берёт со времён древнего мира, т. е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.
Можно с уверенностью утверждать, что сегодня, как и в давние времена, именно достоверность рекомендуемых экономистами теоретических изысканий предопределяет степень результативности реализуемой в данной стране социально-экономической стратегии. Однако для того, чтобы констатировать исчерпывающе полное осмысление закономерностей и особенностей формирования теоретической экономики и признать наличие достаточного научного потенциала, позволяющего ориентироваться в её проблемах, экономисту требуется сумма специальных знаний, которые возможно приобрести лишь основательно изучив историю экономических учений. Изучая данную дисциплину, экономист, кроме всего прочего, повышает уровень своих исследовательских навыков, необходимых для выявления сущности объективных законов развития мировой и отечественной экономики, выработки творческого подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений.
Следовательно, изучение истории экономических учений как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки и переподготовки специалистов экономического профиля необходимо, с одной стороны, в целях формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры, а с другой – для овладения ими наряду с социологическими и политологическими ещё и историко-экономическими познаниями, во избежание столь распространённых для недавнего прошлого нашей страны упрощённых вариантов и схем «подытоживания» достижений мировой экономической науки, представленной в творческом наследии учёных-экономистов различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. При этом в процессе изучения этой дисциплины следует, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, обращаться еще и к «автобиографиям и биографиям. и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов (дедуктивных умозаключений) или теорем».
Научные теоретико-методологические дискуссии последних лет, посвящённые выявлению причин застоя, в котором оказались не только наше общество, но и экономическая теория, убедительно показали главную причину этого феномена – приверженность устоявшимся безальтернативным канонам «марксистской науки». В соответствии с последними изложение любого научного и учебно-методологического материала должно было базироваться на постулатах так называемой марксистско-ленинской методологии о классовой структуре общества и антагонизма классов, учениях о базисе и надстройке и общественно-экономических формациях, неприятии западного, т. е. буржуазного, типа прогресса и т. д.
Титова Н. История экономических учений. Курс лекций
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.
Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Об этом даёт представление История древней Вавилонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетельствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них толковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.
Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.
Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.
Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной любви», моисты не понимали ее иллюзорности.
Столкновение двух тенденций в социально-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.
Изучая историю ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.
Развитие ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. «Законы Ману» — это свод предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.
Выдающимся памятником истории ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли Индии того времени. «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.
* Артхашастра, или наука политики. М.: АН СССР, 1959.
«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что «для ариев не должно быть рабства». Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
В «Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.
«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию ЭКОНОМИЧЕСКОЙ роли государства. В ней проводилась типичная для ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.
Трактат «Артхашастра» дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.