история экономических учений учебник ядгаров я с

История экономических учений, Ядгаров Я.С., 2009

История экономических учений, Ядгаров Я.С., 2009.

В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX — начала XX в.
В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.

история экономических учений учебник ядгаров я с. Смотреть фото история экономических учений учебник ядгаров я с. Смотреть картинку история экономических учений учебник ядгаров я с. Картинка про история экономических учений учебник ядгаров я с. Фото история экономических учений учебник ядгаров я с

История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12
§ 1. Почему изучают историю экономических учений 12
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли 17
Приложение 23
Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы 32
§ 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке 34
§ 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе 40
Приложение 45
Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 48
§ 1. Экономические учения древнего мира 48
§ 2. Экономические учения средневековья 54
Глава 4. Меркантилизм — первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов 62
§ 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма 65
§ 3. Историческое значение меркантилизма 68
Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия

Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71
§ 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода 71
§ 2. Общие признаки классической политической экономии 73
§ 3. Основные этапы развития классической школы 80
Глава 6. Зарождение классической политической экономии 85
§ 1. Экономическое учение У. Петти 85
§ 2. Экономическое учение П. Буагильбера 89
Глава 7. Физиократия — специфическое течение классической политической экономии 94
§ 1. Экономическое учение Ф. Кенэ 94
§ 2. Экономическое учение А. Тюрго 99
Глава 8. Адам Смит — центральная фигура классической политической экономии 104
§ 1. Предмет и метод изучения 106
§ 2. Особенности теоретических разработок 110
Приложение 117
Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев постмануфактурного периода 131
§ 1. Экономическое учение Д. Рикардо 132
§ 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя 141
§ 3. Экономическое учение Т. Мальтуса 148
Приложение 1 57
Глава 10. Завершение классической политической экономии 166
§ 1. Экономическое учение Дж.С. Милля 166
§ 2. Экономическое учение К. Маркса 172
Приложение 1 89
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208
§ 1. Экономическое учение С. Сисмонди 210
§ 2. Экономическое учение П. Прудона 219
§ 3. Историческое значение экономического романтизма 227
Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма 233
§ 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода 233
§ 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье 235
§ 3. Историческое значение утопического социализма 241
Приложение 244
Глава 13. Немецкая историческая школа 252
§ 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников 252
§ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы 255
Приложение 260
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности 272
§ 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 272
§ 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена» 275
§ 3. Особенности этапов «маржинальной революции» 278
Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как первый этап «маржинальной революции» 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера 284
§ 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера 291
§ 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 298
Приложение 304
Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла 310
§ 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 316
§ 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 322
Приложение 329
Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 332
§ 1. Предпосылки зарождения и общие признаки и нституционализма 332
§ 2. Концепции реформ основоположников и нституционализма 335
Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 343
§ 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 344
§ 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 352
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство 355
§ 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса 356
§ 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики 363
Глава 20. Неолиберализм 367
§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства 368
§ 2. Чикагская школа монетаризма 371
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза 375
§ 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 375
§ 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза» 376
Глава 22. Олимп современной экономической мысли 380
§ 1. О лауреатах Нобелевской премии по экономике 380
§ 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона 387
§ 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона 388
ПРИМЕЧАНИЯ 392
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 423
1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 423
2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 441
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ 454
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 458
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 462
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 471

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Я.С. Ядгаров
История экономических учений
учебник

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям

В подготовке учебника приняли участие

к. э.н., доц. М.А. Аверченко – совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., доц. Е.Г. Лисовская – совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., доц. В.А. Щеголевский – глава 2, совместно с автором учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., В.Р. Цеханович – глава 12 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 10, 12;
к. э.н. K.P. Цеханович – глава 11 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 13,15;
аспирант А.Ю. Станкевич – совместно с автором приложения к главам 8, 16, учебно-методические материалы (п. 2).
В подготовке рукописи и в составлении именного указателя принимал участие Г.И. Грозинский.

Моим родителям – Ядгаровым Семёну Михайловичу и Софии Николаевне – посвящается

Предисловие

Этот учебник, как и предыдущие три его издания (М.: Экономика, 1996; М.: ИНФРА-М, 1997; М.: ИНФРА-М, 1999), предназначен для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой и отечественной экономической мысли. Он полезен всем, кто хочет разобраться в особенностях этапов становления современной теоретической экономики. Знания, которые Вы приобретете, усвоив данную книгу, помогут Вам избежать легковесных суждений о месте и роли творческого наследия представителей основных теоретических школ, течений и направлений на всем протяжении истории экономических учений, повысить уровень своей экономической культуры.
Цель изучения данного курса – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Основные задачи курса состоят в том, чтобы:
ввести понятия:
• «хрематистика», «политическая экономия», «экономике»;
• «законы Хаммурапи», «справедливая цена», «стоимость конституированная, трудовая, прибавочная», «крест Маршалла»;
• «меркантилизм», «кольбертизм», «протекционизм», «физиократия», «экономический человек», «невидимая рука», «laissez faire», «догма Смита», «закон Сэя», «мальтузианство», «третьи лица», «народный банк»;
• «маржинализм», «законы Госсена», «предельная полезность», «хозяйство Робинзона», «Лозаннская школа», «закон Кларка», «оптимум Парето»;
• «институционализм», «эффект Веблена», «дифференциация продукта», «монопсония», «кейнсианство», «мультипликатор инвестиций», «монетаризм», «неолиберализм», «коллоквиум Липпмана», «неоклассический синтез» и др.;
познакомить с методами:
классово-формационного, субъективистского, маржинального, социально-исторического и социально-институционального анализа экономической ситуации;
сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В курсе планируется использовать:
• анализ влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной политики;
• тестовый контроль знаний по тематике изучаемой дисциплины.
По завершении курса студенты должны уметь:
• дать определение сущности основных категорий и понятий;
• сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;
• проанализировать достижения меркантилизма, классиков, неоклассиков и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;
• составить различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.
Структуру учебника образуют:
• соотнесенные в составе четырех разделов 22 главы и примечания к ним;
• учебно-методические материалы;
• словарь основных терминов и понятий;
• указатель имен.
В главах первого раздела речь идет о задачах, структуре и проблемах методологии курса; в качестве приложений к ним предусмотрены программа дисциплины и методические указания к ее изучению. Главы следующих разделов отражают особенности эволюции мировой экономической мысли с выделением таких эпох, как дорыночная экономика, нерегулируемая рыночная экономика ж регулируемая рыночная экономика. Причем приложения к ряду глав третьего раздела содержат фрагменты сочинений видных отечественных экономистов XIX – начала XX в., с именами которых связан, несомненно, наиболее плодотворный и поистине «золотой век» экономической науки России. [1]
Завершают учебник рекомендуемые учебно-методические материалы (планы семинарских занятий, тесты, тематика курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу), а также словарь основных терминов и понятий и указатель имен.
В подготовке учебника принимали участие сотрудники секции истории экономических учений при кафедре экономической теории Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова.
В учебнике сохранена согласованность теоретико-методологических подходов в соответствии с общим замыслом предыдущих трех изданий данного учебника в 1996, 1997 и 1999 гг. Суть этого замысла – содействовать с деидеологизированных и неклассово-формацион-ных позиций знакомству с основными этапами, теоретическими направлениями, течениями и школами экономической мысли, способствовать формированию высокой профессиональной культуры экономиста.
Выражаю надежду, что это 4-е издание, как и все предыдущие, будет востребовано широкой читательской аудиторией.
Москва, май 2000 г .

Раздел первый
Введение в историю экономических учений

Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли

• в чем состоит сущность предмета дисциплины «История экономических учений»;
• как трактуются основные задачи этого вузовского учебного курса;
• что структура изучаемого курса обусловлена доминирующими на различных этапах эволюции экономической мысли теоретическими направлениями, течениями и школами.

Источник

История экономических учений, Ядгаров Я.С., 2009

История экономических учений, Ядгаров Я.С., 2009.

В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX — начала XX в.
В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.

история экономических учений учебник ядгаров я с. Смотреть фото история экономических учений учебник ядгаров я с. Смотреть картинку история экономических учений учебник ядгаров я с. Картинка про история экономических учений учебник ядгаров я с. Фото история экономических учений учебник ядгаров я с

История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12
§ 1. Почему изучают историю экономических учений 12
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли 17
Приложение 23
Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы 32
§ 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке 34
§ 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе 40
Приложение 45
Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 48
§ 1. Экономические учения древнего мира 48
§ 2. Экономические учения средневековья 54
Глава 4. Меркантилизм — первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов 62
§ 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма 65
§ 3. Историческое значение меркантилизма 68
Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия

Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71
§ 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода 71
§ 2. Общие признаки классической политической экономии 73
§ 3. Основные этапы развития классической школы 80
Глава 6. Зарождение классической политической экономии 85
§ 1. Экономическое учение У. Петти 85
§ 2. Экономическое учение П. Буагильбера 89
Глава 7. Физиократия — специфическое течение классической политической экономии 94
§ 1. Экономическое учение Ф. Кенэ 94
§ 2. Экономическое учение А. Тюрго 99
Глава 8. Адам Смит — центральная фигура классической политической экономии 104
§ 1. Предмет и метод изучения 106
§ 2. Особенности теоретических разработок 110
Приложение 117
Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев постмануфактурного периода 131
§ 1. Экономическое учение Д. Рикардо 132
§ 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя 141
§ 3. Экономическое учение Т. Мальтуса 148
Приложение 1 57
Глава 10. Завершение классической политической экономии 166
§ 1. Экономическое учение Дж.С. Милля 166
§ 2. Экономическое учение К. Маркса 172
Приложение 1 89
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208
§ 1. Экономическое учение С. Сисмонди 210
§ 2. Экономическое учение П. Прудона 219
§ 3. Историческое значение экономического романтизма 227
Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма 233
§ 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода 233
§ 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье 235
§ 3. Историческое значение утопического социализма 241
Приложение 244
Глава 13. Немецкая историческая школа 252
§ 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников 252
§ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы 255
Приложение 260
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности 272
§ 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 272
§ 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена» 275
§ 3. Особенности этапов «маржинальной революции» 278
Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как первый этап «маржинальной революции» 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера 284
§ 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера 291
§ 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 298
Приложение 304
Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла 310
§ 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 316
§ 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 322
Приложение 329
Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 332
§ 1. Предпосылки зарождения и общие признаки и нституционализма 332
§ 2. Концепции реформ основоположников и нституционализма 335
Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 343
§ 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 344
§ 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 352
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство 355
§ 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса 356
§ 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики 363
Глава 20. Неолиберализм 367
§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства 368
§ 2. Чикагская школа монетаризма 371
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза 375
§ 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 375
§ 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза» 376
Глава 22. Олимп современной экономической мысли 380
§ 1. О лауреатах Нобелевской премии по экономике 380
§ 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона 387
§ 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона 388
ПРИМЕЧАНИЯ 392
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 423
1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 423
2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 441
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ 454
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 458
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 462
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 471

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

§ 1. экономическое учение у. петти

§ 1. экономическое учение у. петти

Уильям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60—80-е гг. XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти — «отец политической экономии гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист»1.

Он родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве в годы учебы в городской школе изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись юнгой на корабль. Уже через год волею случая из-за перелома ноги был высажен с корабля на ближайшем берегу, которым оказался север Франции. На чужбине, благодаря знанию латыни, юный У. Петти был принят в Канский коллеж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. В коллеже он овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией.

Возвратившись в 1640 г. по окончании коллежа в Лондон, У. Петти не терял надежды продолжить свое образование. Зарабатывая на жизнь черчением морских карт, а затем службой в военном флоте, спустя три года 20-летний У. Петти покинул Англию для изучения медицины за границей. В Амстердаме и Париже прошли первые четыре года учебы, которую необходимо было сочетать с различными побочными заработками. Завершил медицинское образование У. Петти все же на родине, проучившись еще три года в Оксфордском университете.

В 1650 г. в 27 лет У. Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У. Пет-ти, ему удалось «заработать» 9 тыс. ф.ст. за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У. Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.

Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У. Петти. В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У. Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и др., в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

Теория богатства и денег

В отличие от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитие данной мысли У. Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же — У. Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М. Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причин, влияющих на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором труоовои теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.

В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит: стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли2. Как видим, у У. Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.

Теперь рассмотрим положения, высказанные У. Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев. Многие из них послужили основой для теоретических изысканий последующими представителями «классической школы». Например, следуя У. Петти, заработная плата характеризовалась и Д. Рикардо и Т. Мальтусом как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для существования его и его семьи.

У. Петти, в частности, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда»3. Однако здесь представляется уместным привести следующее замечание В. Леонтьева: «Ссылка на то, что ни один рабочий не торговался из-за реальной заработной платы — даже если это и так, — совершенно ничего не доказывает, так как, торгуясь за свою заработную плату в денежном выражении, работник может в действительности руководствоваться в своих действиях реальной покупательной способностью дохода»4.

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У. Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности».

Еще в одном примере У. Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он заключает, что поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях. Тем самым У. Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли. Однако и здесь ученый довольствуется только поверхностной характеристикой, утверждая следующее: «Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков (дед, отец и сын. — Я.Я.). Поэтому, — заключает У. Петти, — я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент»5.

В то же время подход У. Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год. На это указывал еще К. Маркс. В известном смысле похожие суждения мы встречаем и у Й. Шумпетера, который писал: «Ни один капиталист, если он руководствуется сугубо деловыми соображениями, не может оценивать земельный участок ни выше и ни ниже той суммы денег, которую может принести ему процент, равный ренте с данного участка. Если бы земля была дороже, ее нельзя было бы продать. Если бы земля стоила дешевле, то между привлеченными избыточным доходом капиталистами возникла бы конкуренция, которая и подняла бы цену до прежнего уровня. Вместе с тем ни один земельный собственник, если только он не находится в стесненных обстоятельствах, не уступит свой участок дешевле той суммы денег, процент которой равняется чистой ренте с него. Но он не сможет получить и больше этой суммы, так как капиталисту, выразившему согласие уплатить такую сумму, сразу же будет предложено множество земельных участков»6.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *