история георгиевского собора в гусь хрустальном

Храм Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный)

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Содержание

История [ править ]

Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 годах по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как одно из интереснейших произведений известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: «В этот храм я вложил все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.

Внутренний облик храма – единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это «Страшный суд» кисти В.М. Васнецова, вызывающий особый интерес специалистов и любителей искусства.

Не все сохранилось в храме, в 1920-ые годы перестроенном во Дворец Труда. Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Многоцветьем светоносных и золотоносных смальт, как заново рожденная, засверкала мозаика. Картина Васнецова «Страшный суд» после сложнейших четырехлетних работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я.Казакова, известного по реставрации росписей Исакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, через 60 лет вернулась на свое место.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Россия, Владимирская область, Гусь-Хрустальный, улица Калинина, 2А

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.

Источник

История георгиевского собора в гусь хрустальном

Собор Георгия Победоносца гор. Гусь-Хрустальный

Адрес: г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 1а

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Георгиевский собор

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

23 апреля 1892 г. Л.Н. Бенуа представил заказчику на больших картонах проект будущего Георгиевского собора. До этого времени, по словам Бенуа, он «проработал с лишком 1-го года и израсходовал около 5000 рублей на помощников, путешествуя для изучения и вдохновения произведениями русской старины. «.
Высокие требования предъявлялись к качеству строительных материалов. В декабре 1892 г. управляющий Гайдуков писал Нечаеву-Мальцову: «. Бенуа и Леви бракуют кирпич на облицовку из местной глины. ». Красный лицевой кирпич для облицовки фасада привозили из Гжели, а кирпич для основной кладки вырабатывали в Гусе. Бут и белый камень завозился в зимний период и просушивался в теплом помещении. Возле стройки в глубоких ямах гасили известь. Для выкачивания воды был пробурен артезианский колодец. Через пять лет, к 1897 г., основные строительные работы были закончены, а окончательная отделка храма заняла еще несколько лет.
По первоначальному проекту Л.Н. Бенуа колонны Георгиевского собора должны были быть выполнены из чугуна, покрыты бронзовой краской и полностью расписаны цветными эмалями. В процессе строительства Нечаев-Мальцов внес предложение о замене колонн цилиндрической формы на резные каменные. 23 июня 1893 г. Л.Н. Бенуа писал заказчику: «Милостивый государь Юрий Степанович! При сем посылаю на благоусмотрение Вашего Превосходительства два чертежа колонны для гусевской церкви. На одном чертеже колонна составлена из 3 частей, а на другом из 5 частей. Лабрадор, как пилоны, основание всего среднего нефа церкви, не считается в технике вполне благонадежным. поэтому необходим самый строгий прием материала. Мое мнение, основанное на первоначальной идее Вашего Превосходительства, — сделать колонны из чугуна под позолоту (как в ростовских церквах) или под живопись, что вполне отвечает стилю, а главное, несравненно благонадежнее и устойчивее камня. Конечно, все зависит от Вашего желания. ».
Вскоре, по желанию Нечаева-Мальцова, архитектор приступил к переделам и проверке полного расчета базиличных неф Гусевской церкви.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Колонны Георгиевского собора. Начало ХХ века
история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Алтарь Георгиевского собора. Начало ХХ века
история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Являясь большим поклонником искусства мозаики, Ю.С. Нечаев-Мальцов старался украшать вновь построенные здания композициями из цветной смальты. Для мозаичного панно «О тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части В.М. Васнецовым был создан живописный эскиз в натуральную величину (10×18 м). Мозаика набиралась в Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых. В январе 1901 г. между академиком Александром Николаевичем Фроловым и Ю.С. Нечаевым-Мальцовым был заключен контракт, в котором говорится: «Я, Фролов, обязуюсь исполнить мозаику прочно (на цементе, с заложенным внутрь железным каркасом), точно, в смысле передачи тонов и рисунка по оригиналу. Всю означенную работу я, Фролов, обязуюсь выполнить и сдать на месте не позднее 1-го сентября 1902 года. ». Несмотря на то, что контракт был подписан А.Н. Фроловым, непосредственным исполнителем был его сын — Владимир Александрович Фролов.
В целях дополнительного освещения будущей мозаики Л.Н. Бенуа внес в проект небольшое изменение. Над алтарной частью в большом куполе было сделано окно.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Вход в музей

23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Л.Н. Бенуа московским слесарным мастером Неборгом были изготовлены металлические кованые ворота и калитка для ограды Гусевской церкви.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальномистория георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Вход в Выставочный зал

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Современники о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемыми частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах. ».

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России небезынтересно высказывание И.Е. Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений». Сам характер многих больших заказов Нечаева-Мальцова, несомненно, оказывал благотворное влияние на развитие некоторых видов искусств. Это мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись. Все эти направления в лучшем виде воплощены при создании Георгиевского собора.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Юрия Степановича часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что Нечаев-Мальцов отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства ста-нут ездить и на наш Гусь. »
5-го января 1916 г. Гусевскую хрустальную фабрику посетил Владимирский епархиальный миссионер о. Г. Жук. В обоих храмах Гусевской фабрики, при громадном стечении народа, ревностный проповедник произнес 5-го и 6-го января целый ряд поучений; темами их были: праздник Богоявления, переживаемые родиной великие события, необходимость трезвости и организации религиозных приходских обществ. Гусевская фабрика в своей внутренней жизни значительно отличается от большинства других фабрик и заводов: несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства последних лет, здесь сохранилось и усердие к храму Божию, и добрые нравы, и уважение к пастырям церкви; вполне понятно поэтому, что о. епархиальный миссионер был принят всем населением Гуся с величайшим вниманием и радостью. Красноречивые и полные глубокого чувства и одушевления речи оратора-проповедника произвели неизгладимое впечатление на всех многочисленных слушателей его и доставили им высокое духовное наслаждение. Нельзя не приветствовать от всей души посещений такого рода: они вносят в церковно-приходскую жизнь много освежающего и дают ищущим духовной жизни истинную и глубокую радость.
П. А. С. (Владимирские Епархиальные Ведомости. № 5-й. 30-го января 1916 года)

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Гусевские коммунисты и комсомольцы проводили в здании различные мероприятия. Например, в день самого почитаемого в православии праздника Пасхи гусевские комсомольцы решили провести мероприятие под названием «антипасха». Местом проведения был выбран Георгиевский собор. После доклада комсомольцы с пением «Интернационала» вышли из храма на площадь. Музыканты с медными трубами и барабанами забрались на колокольню. Всю ночь оглушительной силы звуки революционных гимнов разносились по спящим улицам поселка
В 1957 г. городским отделом архитектуры был выполнен проект перекрытия среднего нефа для размещения на втором этаже музыкальной школы. По проекту несущие балки перекрытия должны были врубиться в арку, где находилась мозаика. Тревогу за сохранение мозаики, как это ни странно, первыми проявили директор музыкальной школы Б.В. Гольцов и председатель городского совета С.Н. Ковалев, который и добился корректировки существующего проекта. В алтаре был уничтожен мраморный пол и сооружена лестница.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

В 1974 г., на основании решения исполкома Владимирского областного Совета, музей Хрусталя, как Гусь-Хрустальный филиал, вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
С 1973 по 1983 гг. проводились реставрационные работы по приспособлению здания в музей Хрусталя. Мастерами ВСЭНРПМ были восстановлены декоративные решетки, белокаменные резные порталы, лабрадоридовые колонны. Как вновь рожденная засияла мозаика, был заново выложен мрамором пол в алтаре. Из-под дощатого пола предстала в первозданном виде узорчатая керамическая плитка. Интерьеру Георгиевского собора была возвращена первоначальная красота.
С 1896 по 1904 гг. Васнецов работал над художественным оформлением Георгиевского собора. Для создания огромного полотна «Страшный Суд» (700×680 см), благодаря содействию Ю.С. Нечаева-Мальцова, при Историческом музее в Москве был выстроен специальный павильон.
В 1904 г. в Историческом музее «Страшный Суд» был выставлен для публичного обозрения. Специально к выставке были выпущены листовки с описанием этого полотна. А осенью 1905 г. эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Произведения Васнецова вызвали многочисленные восторженные отзывы среди любителей и историков живописи.
О картине «Страшный суд» известный критик искусств П.П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников. Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».
После трех передвижных выставок, проходивших в разные годы в Москве и С-Петербурге, в 1910 г. живописные полотна Васнецова были установлены на свои места в Георгиевском соборе.
В 1923 г., после закрытия собора, все картины были отправлены на хранение во Владимирский губернский музей. В 1935 г. четыре картины В.М. Васнецова: «Распятие», «Евхаристия», «Сошествие во ад» и «О тебе радуется, Благодатная!» были переданы Центральному Анти-религиозному Музею. Более 60 лет о «Страшном Суде» Васнецова не вспоминали исследователи творчества русского художника.
Вместе с началом работ по восстановлению Георгиевского собора, встал вопрос и о реставрации картины «Страшный Суд». В 1979 г. в Крестовой палате Суздальского кремля собралась комиссия из авторитетных реставраторов для определения состояния уникального полотна. Более четырех лет ленинградские реставраторы под руководством А.Я. Казакова трудились над изуродованным холстом.
Благодаря титаническому труду реставраторов, научных сотрудников и специалистов во главе с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой бывший храм, обреченный на разрушение, был превращен в великолепный музей. Восстановленная картина В.М. Васнецова «Страшный Суд» вернулась на свое место.

Парк у музея Хрусталя

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном
Памятник Мальцову Акиму Васильевичу в парке

Источник

Архитектурная жемчужина Гусь-Хрустального. Георгиевский собор

Для меня наиглавнейшей была задача
соорудить спроектированный мною храм,
в который все вложил, что мог, и, может быть,
он останется лучшим из моих произведений.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Юрий Степанович Мальцов (1834-1913)

владелец Гусевского хрустального завода, меценат, благотворитель

В сведениях о деятельности Ю.С. Нечаева-Мальцова, предложенного в 1902 году в почетные и действительные члены Академии Художеств, о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемых частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах…»

Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России интересно высказывание известного русского живописца Ильи Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений».

Сам характер многих больших заказов известного русского стеклопромышленника, несомненно, оказывал благотворное влияние на развитие некоторых видов искусств. Это мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись. Все эти направления в лучшем виде воплощены при создании Георгиевского собора.

Юрия Степановича часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что Нечаев-Мальцов отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь…»

Леонтий Николаевич Бенуа (1856-1928)

русский архитектор, академик архитектуры, профессор Академии художеств

В 1890 году Ю. С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания – базилика в русском стиле. Также заказ предусматривал и функциональные особенности трапезной, пространство которой должно было быть рассчитано на 3000 прихожан. «Это интересная задача, – писал позднее Л.Н.Бенуа, – создать большую русскую базилику».

Непосредственное наблюдение за строительством и постоянное присутствие в Гусь-Хрустальном Бенуа поручил архитектору Григорию Яковлевичу Леви, который до этого в течение 12 лет уже работал с Леонтием Николаевичем на его объектах в Санкт-Петербурге и других городах. Кроме того, на строительство назначили помощника «из молодых архитекторов» – Владимира Александровича Покровского – и двух десятников. Сам Бенуа принимал на себя «соблюдение за правильностью исполнения работ».

Самая нарядная западная сторона когда-то завершалась легким шатром высотою 45 метров. Среднему шатру колокольни вторили два меньших – боковых.

Трехшатровая композиция с запада перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части. Все это делало собор очень легким, нарядным, устремленным ввысь. Обращают на себя внимание нарядные наличники окон, богатые карнизы из фигурного кирпича, яркие поливные изразцы, аркатурный пояс, охватывающий все здание, резной формы окна, два боковых крыльца с витыми колоннами и нависягами, имеющих два схода по обеим сторонам вдоль стен здания, как в деревянном хоромном зодчестве.

Храм во имя Святого Георгия Победоносца. Начало XX в.

В 1893 году обсуждался вопрос о внутренних колоннах в церкви. По первоначальному проекту, согласованному с Нечаевым-Мальцовым, колонны предполагалось сделать чугунными под позолоту, «как в ростовских церквях», и полностью расписать их цветными эмалями. Но в процессе строительства заказчик пожелал иметь их из лабрадора. Вскоре архитектор приступил к переделам и проверке полного расчета базиличных нефов гусевской церкви.

Основной объем собора выполнен в форме базилики. Это вытянутое в плане здание, разделенное внутри двумя рядами колонн на продольные галереи, так называемые нефы, имеющие самостоятельные перекрытия.

Интерьер Георгиевского собора. Начало XX в.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1928)

Для росписи Георгиевского собора был приглашен известный художник Виктор Михайлович Васнецов. Васнецовым для храма исполнены работы: «Страшный Суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах – «О тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

Картины и эскизы В.М. Васнецова репродуцировались в журналах и приложениях различных газет. Все эскизы Васнецова для церкви при Гусевской фабрике Нечаева-Мальцова были приобретены художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

С работами Васнецова собор приобрел духовную жизнь. О картине «Страшный суд» известный критик искусств Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

М.В. Нестеров считал эту картину «лучшей из церковных произведений Васнецова после алтарной росписи во Владимирском соборе».

Источник

Свято-Георгиевский собор (музей, г. Гусь-Хрустальный)

В конце 80-х гг. ХIХ столетия владелец гyсевской фабрики Юрий Степанович Нечаев-Мальцов задумал построить в имении Гусь ещё один церковный храм. Умеющий ценить основательность и красоту, он не остановился на типовой провинциальной церкви. Проект храма святого Георгия был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа, автору усыпальницы высочайших особ при Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, костёла французского посольства, здания типографии «Печатный Двор», банков на Невском проспекте и других известных строений. Сам Бенуа позже напишет так: «… в этот храм я вложил всё, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений».

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Георгиевский собор. Начало ХХ века

Величественный собор был построен в период 1892-1903 гг. Правда, сам Бенуа лишь время от времени приезжал в Гусь. Непосредственное руководство строительствам вёл архитектор Георгий Яковлевич Леви. Воздвигали храм местные владимирские мастера, работу которых Бенуа сравнивал с мастерством лучших европейских каменотёсов. Здание было спроектировано так, что в нём одновременно соединились традиции и западноеврoпейской, и русской архитектуры.

25 мая 1892 г. состоялась закладка собора во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии на 3000 прихожан.

Через пять лет, х 1897 г., основные строительные работы были завершены, хотя отделка храма заняла ещё некоторое время.

По первоначальному замыслу собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Таковым был проект профессора Л.Н. Бенуа. Но заказчик доверил роспись храма профессору живописи В.М. Васнецову. Для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Виктор Михайлович стал писать композиции маслом не по штукатурке, а на холсте. Здесь ему были заказаны:

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Алтарь Георгиевского собора. Начало ХХ века

Восемь лет работал Васнецов над росписями Георгиевского собора, для чего ему было выделено одно из помещений Исторического музея в Москве. С 1904 по 1910 г. готовые произведения с огромным успехом экспонировались на нескольких выставках и только весной 1910 г. были доставлены в гусевской храм.

Три эмалированных бронзовых иконостаса были изготовлены по эскизам Васнецова в 1897 г. московским товариществом Постникова. Ранее эта же фирма выполнила для гусевского храма кресты и купола.

Кто писал образа для иконостаса, до сих пор не совсем ясно. Они явно не принадлежали кисти Васнецова, о чём художник неоднократно заявлял сам. Васнецов в своем письме А.В. Прахову указывает, что образа в иконостасе исполнены в какой-то московской мастерской. Установкой же икон в 1900 г. занимaлись мастера от придворного поставщика П.А. Овчинникова, фабриканта серебряных, золотых и бриллиaнтовых изделий. Ими же были выполнены заказная лампада и металлические ограждения у престола и жертвенника Георгиевского алтаря.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Георгиевский собор. Начало ХХ века

В 1901 г. хозяин гусевских фабрик, большой поклонник композиций из цветной смальты, заключил контракт с академиком-мозаистом Александром Николаевичем Фроловым, в котором мастер обязался выполнить и сдать работы на месте не позднее 1 сентября 1902 г. Несмотря на то что контракт был подписан академиком, непосредственным исполнителем работ был его сын В.А. Фролов. Однако мозаичные работы для Георгиевскoго собора выполнялись не только в мастерской Фролова. Изображения велякомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

Георгиевский собор. Начало XXI века

23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Бенуа московский слесарный мастер Неборг изготовил металлические кованые ворота и калитку для ограды. Для главного и боковых входов в Москве были выполнены фонари в русском стиле, а для освещения aлтаря установлен ряд электрических огней на задней стене иконостаса.

Когда храм был готов к освящению, хозяин своим желанным гостям разослaл такое приглашение: «2 сентября 1901 г. храмоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить торжество своим присутствием. Начало обряда освящения имеет быть в 9 часов утра…»

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

«О Тебе радуется, Благодатная». В.М. Васнецов. Мозаика. Современный вид

По случаю торжества освящения в Гусь-Хрустaльный, кроме церковного и светского начальства, прибыли академик архитектуры Л. Бенуа, академик живописи П. Чистяков, академик-мозаист В. Фролов, профессор Петербургской академии художеств В. Васнецов, русский историк И. Цветаев и др. Приглашенных гостей встречал сам владелец фабрики Ю.С. Нечаев-Мальцов и его родственники.

В 1905 г. литератор П. Гнедич, увидев полотно «Страшный суд», написал: «Это не композиция Васнецова – это сумма болезненнo-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников».

В 1924 г. в соборе прошли последние службы. Здание было переименовано в Дворец труда им. Л. Троцкого. Иконостас переплавили, мозаику «О Тебе радуется, Благодатная» замазали краской, от картин тоже пожелали избавиться. Уничтожить полотна всё-таки не решились, и они после разных мытарств переехали во Владимир, где были брошены в Дмитриевском и Успенском соборах.

В 1935 г. все картины, кроме «Страшного суда», оказываются в столице, в Центральном антирелигиозном музее, а в 1946-1947 гг., после закрытия ЦАМа, полотна поступают в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде.

В 1936-1949 гг. в подвале собора располагалась база по продаже пива.

До 1967 г. в соборе работал кинематограф. А музыкальная школа в алтарной части храма существовала до 1972 г.

18 мая 1983 г. Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей, а в августе 1983 г. полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова, находящееся четыре года в реставрации под руководством А. Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов в Петергофе и Пушкине, заняло первоначальное место на западной стене Георгиевского собора.

история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть фото история георгиевского собора в гусь хрустальном. Смотреть картинку история георгиевского собора в гусь хрустальном. Картинка про история георгиевского собора в гусь хрустальном. Фото история георгиевского собора в гусь хрустальном

«Страшный суд». В.М. Васнецов

Источник: Большаков В.В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры / Владимир Большаков. — м.: Вече, 2014. — 292 с.: ил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *