история храма георгия победоносца
История храма георгия победоносца
ЯНДЕКС-КОШЕЛЕК ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ:
Объявления:
Разделы сайта
Разделы событий
Первое упоминание о храме относится к 1460 г., когда на месте нашего храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм — «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».
Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.
В 1657 г. в «Сторельной книге» (книга о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в XVI-XVII вв.) впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.
В XVII веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей — гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей — гульбищем.
За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Однако Господь был милостив, и во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен.
В 1862 году храм приобрёл современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный — преподобного Феодора Сикеота, возведённого иждивением купчихи Мазуриной Александры Васильевны и северный — преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца Садомова А. К.
В начале XX века на колокольне находилось 11 колоколов, из которых два были отлиты в XVII веке. На одном из них, весом в 56 пудов, имелась надпись, что его пожертвовал купец Пётр Никитин.
В храме находилось немало икон и утвари XVII-XVIII веков: серебряные напрестольные кресты и богослужебные сосуды, чтимые иконы Божией Матери Голубицкая и Иверская, иконы святителя Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и другие. Верхний Благовещенский храм украшало медное посеребрённое паникадило XVII века.
В 1932 г. храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами.
До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход.
Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства.
Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.
Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины.
При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение.
За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви.
В том же 1993 г. образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.
Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплён фундамент и стены.
К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. Все остальные реставрационные работы ведутся, в основном, силами прихода и добровольных помощников, на благотворительные пожертвования.
В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота.
Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.
На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест — точная копия исторического креста.
В 2001 г. завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения.
А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса. И большая часть богослужений теперь совершается именно здесь.
В настоящее время ведутся работы по реставрации южного придела преподобных Нила Столобенского и Феодора Сикеота — укрепление фундамента, оштукатуривание стен, возведение иконостаса, написание икон и т.д.
С ноября 1884 года по март 1893 года в нашем храме в сане диакона служил известный московский старец — святой праведный Алексей Мечёв.
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года в числе сонма новомучеников и исповедников Российских канонизирован в лике священномучеников последний настоятель нашего храма протоиерей Владимир Проферансов. Отец Владимир был секретарём Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и за отказ сотрудничать с НКВД был осуждён, сослан в ссылку в Семипалатинск Казахстанский, затем приговорён тройкой ОГПУ и расстрелян 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, вместе с десятками тысяч других мучеников.
Память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) празднуется в нашем храме 15 декабря. Впервые такая торжественная служба прошла в декабре 2000 года, ко времени которой была написана его икона. Ко дню 70-летия мученического подвига сщмч. Владимира Лубянского был отреставрирован северный придел храма, посвящённый его имени, устроен иконостас и оборудован алтарь. 15 декабря 2007 года состоялась первое праздничное богослужение.
История одного храма. Церковь, которая никогда не закрывалась: 114 лет храму Святого Георгия в Краснодаре
Свято-Георгиевский храм был освящен почти 114 лет назад, и с тех пор службы в его стенах ни разу не прерывались. По легенде, это связано с заступничеством самого Святого Георгия. Портал Юга.ру продолжает рассказывать истории старейших церквей города.
Читайте также:
В конце XIX в. руководство Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря обратилось в екатеринодарскую Городскую думу с просьбой о помощи в строительстве каменной церкви с часовней. Подворье монастыря располагалось в Екатеринодаре на северной окраине города, между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской (Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной. На подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, жилище настоятеля и два кирпичных дома для братии. Также на территории квартала был разбит фруктовый сад и монахи выращивали в огороде овощи.
Закладка каменного храма Троицы Живоначальной, часовни Георгия Победоносца и колокольни состоялась 11 июня 1895 года. На подворье планировали открыть школу грамотности и школу рукоделий с бесплатным обучением в них для детей бедняков, а также приют для отставных военных.
В марте 1900 года Таврическая епархия, к которой относился Балаклавский монастырь, в связи с дороговизной содержания Екатеринодарского подворья передала его Ставропольской и Екатеринодарской епархии. С этого момента постройка храма продолжалась уже с помощью городских и войсковых властей Екатеринодара, а также на пожертвования прихожан и меценатов.
История не сохранила имени автора проекта и архитектора храма. При этом известно, что строительство велось не без участия знаменитого архитектора Мальгерба — создателя кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины в центре Екатеринодара. Храм во имя Георгия Победоносца был освящен 30 ноября 1903 года.
Здание было построено в русском стиле. Кроме главного, Георгиевского престола храм имеет три алтаря. Над центральной частью возвышаются пять классических куполов в виде луковиц, над притвором — колокольня, всего над храмом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части — 26 м, ширина — 20 м. Георгиевский храм стал единственным в городе, для украшения которого использовали не только разнообразную фигурную кирпичную кладку, но и изразцы на стенах.
В 1920-е гг. большинство храмов в городах и станицах Кубани закрыли, многие из них разрушили. Последней в Краснодаре была закрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался только Свято-Георгиевский храм. В ходе общесоюзной богоборческой кампании в мае 1922 года из него были изъяты церковные ценности. Вскоре внутреннее помещение храма разделили стеной из саманного кирпича — в одной части совершались православные службы, в другой части действовала русская обновленческая церковь. Стену, разделявшую храм, снесли уже после окончания немецкой оккупации Краснодара.
Над великими дверьми храма с его северной стороны в полукруглой нише располагается икона Святой Троицы. С южной стороны помещен образ Рождества Пресвятой Богородицы. С западной стороны располагается икона Богородицы с Сыном. Все три образа датируются концом XIX — началом XX века и дошли до нас в своем первоначальном виде.
Двухметровый образ святого Георгия, расположенный в высокой полукруглой нише во внешней стене угловой башни со стороны перекрестка Северной и Седина, был сделан в 2007 году краснодарским мастером Киприаном Шахбазяном в стиле флорентийской мозаики. Первоначально в этом месте не было никакой ниши — там располагался еще один вход в храм, который в итоге заложили кирпичом.
В конце 2000-х годов под центральным куполом повесили новую 600-килограммовую двухъярусную позолоченную люстру с иконами святых. Был реконструирован единственный в крае сохранившийся с дореволюционных времен иконостас и проведены работы по замене гранита ступенек центрального входа.
Рассказывают, что, когда меняли гранит на ступеньках центрального входа, потребовалось немного поправить косяки дверей — тоже родных, храмовых. Каково же было удивление священников, когда рабочие передали им три полуистершиеся записки, выпавшие из щелей кирпичной кладки. В одной записке карандашом было нацарапано: «До свидания, мама, ухожу на фронт. »
Читайте также:
С Великой Отечественной войной связан еще один интересный случай. Старожилы вспоминают, как во время одной из служб прихожанам явился Георгий Победоносец, который трижды объехал церковь на коне. Бывший в то время пономарем храма Александр Суслик рассказывал: «. помню волнение людей по этому поводу. Если мне не изменяет память, это было в 1942 году. Прихожане говорили, что Георгий Победоносец, объехав церковь, сказал, что этот храм не закроется никогда».
Пророчество сбылось. Несмотря на то что XX столетие было бурным, противоречивым и богатым на события, Георгиевский храм никогда не закрывался, службы в нем шли ежедневно.
История Храма Георгия Победоносца на Псковской горке
от Анастасия Ширяева
На одной из старейших улиц Москвы – Варварке – почти по стойке смирно выстроились в ряд несколько каменных святынь. Именно на эту улицу в XVI веке по приказу Василия III переселялась часть псковской знати. Там же, по адресу: улица Варварка, дом 12, располагается храм Георгия Победоносца с «расстрелянной» иконой.
В Москве – и в самом центре, и на окраинах – можно прогуливаться по одному и тому же маршруту десятки, сотни раз и все время узнавать что-то новое. Всё это связано с наслоением разных исторических периодов, эпох. Так, история храма Георгия Победоносца, как и судьба его величественна и трагична.
В первую очередь хотелось бы отметить, что сейчас святыня, расположенная в конце улицы Варварки, выглядит так, как будто бы её только-только построили – реставрация храма была проведена несколько лет назад.
С правой стороны от входа возвышается колокольня. Она напоминает дворцовую башню, в окне которой вот-вот покажется заточенная принцесса.
Впрочем, ощущения меняются, как только заходишь внутрь с главного входа. Обычно в православных храмах нужно подниматься наверх к иконам, а тут резкий спуск вниз. Приглушённый свет навевает мрачность. Да и строгая смотрительница, неожиданно вышедшая к посетителям, настоятельно просит девушек повязать поверх брюк широкий платок, на подобии юбки. «В джинсах не положено!»,- поучительно говорит она, выпрямляя спину.
Никто не осмеливается перечить строгой служительнице. На вопросы о прошлом святыни она широко разводит руками и говорит: «А нет истории. Всё новое». Нелегко быть хранителем священного места.
«Чтобы снимать здесь, нужно встретиться с главным настоятелем и получить у него благословение», – неохотно сменяет гнев на милость женщина. И единственное, на что она все же дала разрешение (после некоторых раздумий) – отснять два листка А4, на которых распечатана с краткая информация о храме. Не густо, но хоть что-то.
Святынь в храме несколько. Самая почитаемая из них – икона Божьей Матери «Казанская». Если рассматривать её, то сразу замечаешь несколько сквозных дыр от пуль, поэтому образ еще называют «расстрельным». Это работа кисти неизвестного мастера. Мазки чёткие, уверенные. Особенно точно вырисованы глаза. «Они будто следят за моим передвижением», – поделилась своим впечатлением одна из гостей храма.
Некоторые из редких прихожан говорили, что икона Божьей Матери кровоточила, но доказательств тому нет – фотографировать ведь не положено. Возможно, прихожане путают Казанскую хранительницу на Варварке с подобной иконой в посёлке Лог Волгоградской области. По данным Православие.ru икона начала кровоточить в 2003 году. Именно она помогает паломникам, которые приезжают к ней молиться. В статье даже рассказывается об исцелении одной жительницы Волгограда от онкологии.
Так же нужно упомянуть, что в храме Георгия Победоносца хранятся частицы мощей нескольких святых, таких как: Георгия Победоносца, Спиридона Тримифутского, праведного воина Фёдора Ушакова и мученицы Людмилы Чешской. В храме их не сразу замечаешь из-за мрачной подсветки. Невольно хочется ближе к свету.
Для посетителей храма проводят экскурсии. Этим занимается Паломническая служба «Горлица» при миссионерском отделе Андреевского благочиния города Москвы. Зарегистрироваться на экскурсию может любой желающий за символическую плату. В план экскурсии входит и храм Георгия Победоносца.
Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Храм Св.Георгия на горе Шоане. Карачаево-Черкессия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Храм Св.Георгия на горе Шоане. Карачаево-Черкессия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт во время Божественной литургии
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Храм Св.Георгия на горе Шоане. Карачаево-Черкессия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Народный праздник
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Храм Св.Георгия на горе Шоане. Карачаево-Черкессия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Фото: Евгений Калинин / Пятигорская и Черкесская епархия
Прошлое и настоящее храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор
Храм Святого Георгия Победоносца в течение столетий имел особое значение в Абхазии. В сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.
О реликвиях, главных событиях истории храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор и легендах, связанных с ним, читайте в материале Sputnik.
Исключение из правил
Илорский храм возведен на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха. Название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Как рассказал глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион, во времена становления христианства в Абхазии духовенство разворачивало строительство храмов в местах, которые особо почитались местным населением.
В XI веке христианство на территории Абхазии уже твердо закрепилось, и в большинстве случаев духовные власти не особо считались с языческими представлениями населения. Храмы строились просто в удобных и подходящих местах.
«Однако, это положение не распространилось на Илор. Церковь была построена в священном, по языческим представлениям, но болотистом месте, окруженном густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями», — рассказал отец Виссарион.
Русский ботаник Николай Альбов, путешествовавший по Абхазии в XIX веке, писал о том, что у населения Самурзакана и Абжуа самой важной считается присяга, данная перед образом Святого Георгия Илорского.
Король, олень и Святой Георгий
До сегодняшнего дня дошло немало народных легенд и преданий, связанных с Илорским храмом. Согласно одной из них, однажды местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Охотник преследовал его, пока следы крови не привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.