история иконы старорусской божией матери

Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

Источник

Старорусская икона Божией Матери

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй.

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери
Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Источник

Лекарство Достоевского

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

В самый первый приезд в Старую Руссу в 1872 году они остановились в доме священника Румянцева, служившего в этой церкви. Вот как пишет Анна Григорьевна: «Наконец, в три часа дня, пароход подошел к пристани. Мы забрали свои вещи, сели на линейки и отправились разыскивать нанятую для нас… дачу священника Румянцева. Впрочем, разыскивать долго не пришлось: только что мы завернули с набережной реки Перерытицы в Пятницкую улицу, как извозчик мне сказал: “А вон и батюшка стоит у ворот, видно, вас дожидается”. Действительно, зная, что мы приедем около 15 мая, священник и его семья поджидали нас и теперь сидели и стояли у ворот. Все они нас радостно приветствовали, и мы сразу почувствовали, что попали к хорошим людям. Батюшка, поздоровавшись с ехавшим на первом извозчике моим мужем, подошел ко второму, на котором я сидела с Федей на руках, и вот мой мальчуган, довольно дикий и ни к кому не шедший на руки, очень дружелюбно потянулся к батюшке, сорвал с него широкополую шляпу и бросил ее на землю. Все мы рассмеялись, и с этой минуты началась дружба Федора Михайловича и моя с отцом Иоанном Румянцевым и его почтенной женой, Екатериной Петровной, длившаяся десятки лет и закончившаяся только с смертью этих достойных людей».

Георгиевская церковь стоит на одноименной улице. Улица Георгиевская находится недалеко от соборной площади города. И если идти от центра площади, то маршрут будет пролегать мимо невысоких городских домов, похожих на белую пастилу. А если идти от дома Достоевских, то справа и слева будут окружать вас уютные деревянные деревенские домики, тесно прижатые друг другу заборами. Вдоль улицы высажены кусты калины. Именно по этой улице шел Дмитрий Карамазов: «»Калина, ягоды, какие красные!» – прошептал он, не зная зачем».

Мы остановились у ворот церкви, у которых сидели местные бедные люди, жители города. Это единственный храм в городе, где мы увидели людей с протянутой рукой. Подумалось, что это, наверное, провидение именно здесь и сохранило их. «Вот какова она, жизнь-то бывает! О, Варенька, мучительно слышать Христа ради, и мимо пройти, и не дать ничего, сказать ему «Бог подаст». Иное Христа ради еще ничего. (И Христа ради-то разные бывают, маточка). Иное долгое, привычное, заученное, прямо нищенское, этому еще не так мучительно не подать, это долгий нищий, давнишний, по ремеслу нищий, это привык, думаешь, он переможет и знает, как перемочь». (Бедные люди).

Достоевский сам всегда подавал милостыню, несмотря на постоянную нужду. «Когда у моего мужа не найдется мелочи, а попросили у него вблизи нашего подъезда, то он приводил нищих к нам на квартиру и здесь выдавал деньги». (А. Достоевская, «Воспоминания»).

Дочь Достоевского, Любовь Федоровна, вспоминает, что Достоевский «подавал всем бедным, встречавшимся на его пути, и никогда не мог отказать в деньгах, если кто-нибудь говорил ему о своем несчастье и просил помощи».

Миновав нищих, насовав в их протянутые руки сладости, мы вошли в храм. Теперь пишу и думаю, что если перед дверями рая окажутся стоящие нищие, убогие, больные, бедные? Попадем ли в рай, минуя их?

В храме готовились к празднику Успения. На деревянном полу была выстелена дорожка из травы и цветов до алтаря и возле Старорусской иконы. Старорусская икона впечатляет не только размерами (278 см высота и 202 см ширина), но и уникальной историей. Икона была принесена когда-то в Старую Руссу из Греции, из города Ольвиополя.

Предание гласит, что когда в 1570 году в Тихвине случилось моровое поветрие, то жители города просили позаимствовать чудотворную икону. Крестным ходом тихвинцы обошли город и на руках внесли его в Успенскую церковь Тихвинского монастыря. Мор прекратился.

С возвращением иконы тихвинцы не торопились, а вскоре и совсем отказались ее вернуть. И только в 1787 удалось получить лишь список чудотворной иконы. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников сам поехал в Тихвин, и когда икону в очередной раз отказались вернуть, тогда по его заказу тихвинские живописцы скопировали Старорусскую икону «мера в меру». В 1788 году рушане встретили образ, который стал главною святынею Воскресенского собора Старой Руссы. Несмотря на то, что этот список неоднократно являл чудотворную силу, исцеляя физические и душевные болезни, жители не оставляли надежды вернуть старинный образ. Радостное событие случилось в правление императора Александра III,который распорядился утвердить положительно прошение рушан. Желая достойно проститься со святыней, хранившей их город триста лет, тихвинцы обнесли чудотворную икону крестным ходом вокруг Тихвина. А Старая Русса готовилась достойно ее встретить! День 18 сентября стал для Старой Руссы знаменательным событием. Такого стечения духовенства и богомольцев здесь давно не видели. Колокольным звоном, который сливался с голосами множества певчих, встречали икону. Богослужение окончилось лишь к трем часам дня. А звон колоколов не утихал в монастыре целый день. Радуйся, райских дверей отверзение! (из Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии).

Святыня вернулась на родную землю, а в Тихвине остался точный список. Долгожданное возвращение произошло к всеобщей радости горожан. Но оказалось, что святые лики на иконах расположены по-разному. Лик Богородицы кротко обращен на каждого приходящего к Ее образу. На левой руке изображен Ее Божественный Младенец, но лик Его обращен от Нее в сторону. В монастыре на иконе Младенец так же покоится на левой руке Богоматери, но лик Его обращен на этом образе к Ней.

До сих пор это различие объяснить не могут. Многие толкуют по-разному о том, что стало причиной того, что Младенец «отвернулся». Одна из версий такова: Младенец скорбит о грехах людских. Другие считали, что Он отвернулся в сторону при виде порочной жизни жителей города. Возможно и то, что, восстанавливая потемневший от времени образ, иконописцы изменили положение лика, но не исключали и чудесное преображение иконы.

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переносится Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а серебряная риза, инкрустированная драгоценными камнями, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного ораза, который является самым почитаемым в городе. Перед ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию.

Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Глаза Богородицы глядят бесстрастно. Ее молчание – молитва. Она сама – молитва! И она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно, и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью. Всё делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временное измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех Скорбящих Радость. Надо сказать, что этот образ Богородицы был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», – пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва».

– А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, – сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечой, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

– Икона наша Старорусская – чудотворная, – продолжала говорить, медленно произнося каждое слово, старушка, – Она Заступница наша, она нас и воспитывает, и исцеляет, – тут бабушка вздохнула, – у каждого свои болезни-то ведь.

– Видите, Младенец как бы отвернулся от Богоматери, – так же тихо и медленно произнесла она. – Все-то думают, что Он отвернулся, а это Он к нам повернулся, к нам обращен.

Мы посмотрели на икону – и нам показалось, что всё движение Богородицы на иконе направленно навстречу к людям. Она как бы говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5).

Началась праздничная служба, и мы уже не смели отвлекать старушку расспросами.

И сразу вспомнились слова духовного отца, который часто говорил: «Пресвятая Богородица – наше первое лекарство».

После этих слов я считала, что вторая часть очерка закончена, и как обычно, написала «продолжение следует». Но на следующий день я получила сообщение от правнука писателя о его личном исцелении от Старорусской иконы. Перед тем как я приведу целиком воспоминание Дмитрия Андреевича Достоевского, я расскажу предысторию. После одной операции врачи повредили ему желудок и предупредили, что возможно последствие – язва. Так и случилось, и страдал он от язвы двадцать лет. Но однажды…

«Случилось это лет десять назад. В конце мая я, как обычно, поехал в Старую Руссу в тамошний музей на Достоевские чтения. В это время, как правило, в городе солнечно, тепло, и повсюду буйствует расцветшая сирень. Здесь Достоевский обрел счастливые годы семейной жизни и радушную атмосферу для своего творчества. «За границей решительно не могу писать, другое дело в Руссе, когда за стенкой детки шумят», – писал он жене. Обрел он близкого друга, священника Георгиевской церкви отца Иоанна Румянцева. Люба и Федор Достоевские почти весь день проводили на дворе батюшки, играя с его многочисленными детьми, а писатель частенько наведывался «на чаек» к батюшке для долгих бесед на церковные темы. «Батюшка этот дал мне много материала для моего романа», – записывает Достоевский.

Эту атмосферу тихого, спокойного в своей неспешной жизни провинциального городка чувствуют и все участники чтений, стараясь озвучить здесь свои самые последние и сокровенные мысли о творчестве писателя. Я внимательно выслушивал доклад, но меня больше интересовали ежевечерние встречи достоеведов, как говорится, за круглым столом, у кого-нибудь в номере гостиницы, где я включался в общий разговор о Достоевском.

В один из вечеров я, уже зная, в каком из номеров состоится встреча, забежал к себе, чтобы переодеться. Выйдя из дома, обнаружил, что буквально мои ноги понесли меня в противоположную сторону – к Георгиевской церкви. Я попытался противиться этому, думая, как неудобно будет, если я опоздаю, но тут же появилась «спасительная» мысль, что на одну минуту забегу в церковь и вполне успею вернуться в заветный номер. Опять появилась мысль, что зря я иду, ведь служба уже кончилась, и храм, наверное, закрыт, но уже издали вижу открытые ворота. Я уже в церкви, она пуста, и только бабушки как заправские матросы драят пол. Они все как по команде посмотрели на меня, мне стало неудобно, но я уже не владел собой. В простенке висит огромная чудотворная икона, и я, очутившись перед ней, грохнулся на колени, уже совершенно не понимая, что со мной. Слезы градом покатились из глаз, я выключился из пространства и времени. Прошло пять минут, а может час, я пришел в себя, наступила какая-то отрешенность, и я тихо вышел из церкви.

Всё ещё не понимая, что со мной было, вернулся в номер, не было желания куда-либо идти, и я заснул.

Наутро всё пошло своим чередом, мысль о вчерашнем легко заменялась вернувшимся интересом к докладам.

К вечеру готовился с сожалением уехать в Петербург. Дело в том, что из-за застарелой язвы желудка, которая ежегодно осенью укладывала меня в больницу, я не мог на известковой воде в Руссе продержаться более двух дней – как правило, начинались боли, и я мчался домой. На этот раз ничего не случилось, и я решил остаться до утра. Без проблем остался до окончания чтений и на прощальном ужине все с удивлением обнаружили мое присутствие.

Год понадобился, чтобы понять, что со мной случилось чудо. Язва в одночасье ушла и, как я ее ни провоцировал, чтобы убедиться, – ушла безвозвратно. Я исцелился от иконы!»

И сейчас я с большой радостью пишу: «продолжение следует».

Источник

ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Старорусская»

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 (4 мая по ст. ст.) и 1 октября (18 сентября по ст. ст.)

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

Краткая история

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года, за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно, крестным ходом, внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви. (рассказывает Валерий Мельников)

Возвращение с Крестным ходом в Старую Руссу из Тихвина

история иконы старорусской божией матери. Смотреть фото история иконы старорусской божией матери. Смотреть картинку история иконы старорусской божией матери. Картинка про история иконы старорусской божией матери. Фото история иконы старорусской божией матери

«… Крестный же ход из тихвинских городских церквей пошел обратно в город. Когда же отошли все недалеко от города, взорам всех представилось замечательное зрелище: недалеко от дороги, по которой несли икону, паслось за изгородью большое стадо коров; вдруг, при приближении процессии, все коровы разом замычали и с поднятыми вверх головами пошли вдоль изгороди, смотря на несомую икону и следовавший за ней народ. Мычанием своим и обращенными взорами они словно воздавали хвалу Создателю своему и Пречистой Его Матери, и вместе с тем как бы прощались с уносимой чудотворной иконой, и если бы на пути их не стояла другая изгородь, то неизвестно, как далеко бы пошли мычащие коровы. Смотря на это необыкновенное зрелище, все присутствующие немало удивились, признав это за великое чудо, совершившееся по изволению Божию и Царицы Небесной». (из брошюры изданной Новгородской Епархией о Старорусской иконе Божией Матери).

Еще одно из чудес, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.

«На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивился этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».

Чудо, явленное иконой

Каково же было всеобщее изумление, когда в 1888 году при обмене оригинала на копию вдруг выяснилось, что изображение Младенца Иисуса на копии необъяснимым образом изменилось. В оригинале Иисус своим ликом припадал к лику Богородицы, тогда как в списке, хранившемся в Старой Руссе, его фигура была развёрнута таким образом, как будто Он отвернулся от Пречистой Девы и стремится прочь от Неё.

О фальсификации и подмене иконы не могло быть и речи, так как специалисты, исследовавшие её, в один голос заявили, что это тот самый образ, который был выполнен в 1787 году. Были предположения, что ввиду того, что живописный слой оригинала сильно пострадал от времени, мастера, выполнявшие копию, могли попросту ошибиться, не имея возможности детально рассмотреть его, но это мало походило на правду.

Судьба святого образа в наши дни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *