история инквизиции мифы и реальность
Инквизиция: мифы и реальность
Инквизиция. От самого слова так и тянет дымом костров, которыми освещался незатейливый быт городов и деревень в Темные Средние Века. А еще на ум приходят мрачные монахи с фанатичным блеском в глазах и нездоровым вниманием к женскому полу. А еще застенки с хмурыми дядьками и широким комплексом детекторов лжи самого разнообразного действия.
А теперь давайте проветрим задымленный мозг и пошлем тараканов, запущенных в него школой и массмедиа, стройными колоннами в отдаленнейшие дали. И зададим один простой вопрос: «Могла ли такая мощная, стройная машина, как Римская Католическая Церковь, управляемая аппаратом не самых глупых людей, создать внутри себя такую жуткую террористическую организацию, которая возбуждала в людях ненависть к себе (а заодно и ко всей Церкви) от Мадрида до Кракова?» И еще один, вдогонку: «Может ли просуществовать какой угодно аппарат террора и подавления инакомыслия более полутысячелетия?» Ответы очевидны. Но инквизиция (или служба святого следствия) была.
Вывод напрашивается один: она была чем-то иным, не тем, что мы привыкли себе представлять.
Первый инквизитор был назначен папой Иннокентием III в 1209 году. Некий Пьер де Кастельно получил звание апостольского легата, то есть полномочного представителя папы с правом говорить от его имени и по его поручению, и звание апостольского инквизитора, то есть следователя. Целью было разобраться с ересью альбигойцев (веривших в двух богов, два творческих начала), появившейся на юге Франции.
Ученый муж, прибыв на место назначения, неожиданно умирает не без посторонней помощи (заметьте: ни единого костра еще не зажжено). Альбигойцы и не думают отпираться. Папа, расстроившись убийством своего посла, призывает всех добрых христиан принести демократию в охваченную ересью область. Рыцари, вернувшиеся из очередного крестового похода и решительно не находящие применения своей энергии, собрались под предводительством Симона де Монфора и Доминика де Гусмана и отправились причинять справедливость и наносить добро. Означенный Доминик очень кстати создает орден братьев-проповедников, ученых-миссионеров. Орден этот, и по сей день носящий его имя, становится кузницей кадров нового учреждения, созданного понтификом, – службы святого следствия.
Служба эта, состоящая из ученых, была придумана для предотвращения повторения событий, разыгравшихся в Провансе; иначе говоря, ересь легче предупредить, чем потом подавлять с помощью армии, которой под рукой могло и не оказаться. Шел 1229 год.
Трибунал в Альби был, кстати, расформирован после подавления альбигойцев в 1244 году. Тогда взошли на один костер 214 человек, на чем все репрессии, собственно, и кончились. А вот сама служба осталась и в спокойные времена располагала одним-двумя инквизиторами на страну. Постоянный трибунал действовал в Риме.
В оправдание жестокости отцов-инквизиторов могу сказать лишь одно: это была реакция испуганных людей. А с испугу человек творит многое. Все тогда знали, ЧТО творили чехи в захваченных городах и аббатствах, что делали с женщинами перед смертью, как разбивали детские головы о мостовые, как сажали на кол мужчин, оказывавших сопротивление. А сами города, подпаленные с восьми концов, были уже видны с башен замка. Так что методы трибуналов святого следствия были вполне схожи с методами СМЕРШа, ловившего гитлеровских пособников и диверсантов в осажденной Москве.
Другая временная штука – испанская инквизиция. Король Испании Фердинанд II Арагонский и его супружница Изабелла Кастильская по своим политическим, финансовым и иным причинам решили резко уменьшить число арабов и евреев в стране. Арабы с евреями в тогдашней Испании жили неплохо. В их руках была торговля, их культ не подвергался преследованиям. В общем, они составляли изрядный процент древнеиспанского среднего класса. А король решил это исправить, прибрать торговлю и выжить из страны неугодный элемент.
Иудаизм и ислам запретили. Всем велели креститься. Несогласные – чемодан, вокзал, Багдад. Кто-то уехал, большинство крестилось. Но вот дома крестившееся большинство продолжало исповедовать веру отцов. О чем было сообщено папе Сиксту IV. Который, чуя политику, назначил главой испанской инквизиции испанского же короля и посоветовал разбираться своими силами. Король поставил рулить процессом скромного Томаса Торквемаду.
Начались преследования. Притом не костер был конечной целью акции. Костер, по нечеловеческим правилам инквизиции, мог грозить только совсем закоренелым еретикам. А еврейские и арабские купцы и ученые-книжники по уровню возможного вреда ну никак не дотягивали ни до гуситских шпионов, ни до альбигойских рыцарей. Большинство осужденных, процентов 80–90, приговаривались к различным штрафам в пользу инквизиции. Которая управлялась королем. Который пополнил казну и прослыл прям серьезным борцом за веру и защитником христианства.
На этом позволю себе завершить весьма и весьма краткую историю вопроса и перейти к вещам более занимательным.
Сомнительно. Во-первых, инквизитором мог стать только доктор богословия. То есть человек, знакомый помимо прочего и с логикой, и с античной философией. Во-вторых, очень уж сильная должность (так как подчиняется только папе и выносит приговор его именем), чтобы назначать на нее безумцев.
Попавший туда пропадал навсегда
Отнюдь. Известен факт, что более двух третей приговоров – оправдательные. Суд длился долго (того же Бруно промаяли восемь лет, убеждая раскаяться), вдумчиво. С многократными и перекрестными допросами, очными ставками, где главными задачами судьи были: узнать, был ли факт сознательного впадения в ересь, и привести преступника к раскаянию с прояснением последнему правильной точки зрения на проблемный вопрос.
Притом в суде инквизиции действовали две забавные для нынешнего человека презумпции. Первая: презумпция виновности. То есть не задача судьи доказать вину, а задача обвиняемого оправдаться. И вторая: незнание освобождает от ответственности. Правда, про незнание можно и соврать: мол, не ведал, что резать черных кошек на кладбище плохо. Для того и длительный процесс, чтоб доподлинно выяснить, истинно не знает или врет.
Ведьмами не промышляли, считая бабьи басни ниже уровня своего умственного развития. Вообще католики этим не баловались. Охота на ведьм – протестантское изобретение эпохи заката инквизиции. И, кстати, самый знаменитый процесс по делу ведьм был инициирован в американском городке Салеме, в результате чего «тепло и свет» увидели 25 местных уроженцев. Просто две девчушки (Элизабет Перрис и Эбигейл Уильямс, 9 и 12 лет) сказали врачу о причинах болезни, их поразившей: мол, бесноватые мы, заколдовали нас. Врач – к судье. Судья поднял шум, собрались горожане, арестовали того, кого назвали Элизабет и Эбигейл, а подружки, обрадованные таким неожиданным вниманием к себе, не унимались и называли новых и новых.
Шел 1692 год. Заканчивался 17-й век. Уже отзвенели не только рыцарские мечи, но и мушкетерские шпаги.
Жгли только инквизиторы
Отнюдь. Отлучить от Церкви и передать в руки светской власти мог любой епископ. Например, Пьер Кошон так и поступил с Жанной д’Арк, выдав ее англичанам. Между прочим, сделал он это после того, как инквизиционный трибунал ее оправдал и ведьмой не признал. Да и автор «Утопии» сэр Томас Мор, великий гуманист, философ святой Римской Католической Церкви, канонизированный в сонме мучеников (казнен королем Генрихом за исповедание веры), будучи канцлером Англии, своей властью сжег пару десятков протестантских проповедников.
Сотни тысяч сожженных
Непонятненько. Большая советская энциклопедия называет 10 тысяч человек, сожженных за 18 лет лично Торквемадой. Критик и ругатель инквизиции Льоренте – 8800 за все время ее существования. Архив Ватикана говорит о примерной цифре в три-пять тысяч человек, взошедших на костер за все время. Решайте сами, кому верить. И кем были инквизиторы, решайте тоже самостоятельно, как небезумные нефанатики светлого 21-го века.
Не стоит забывать, что сожжение на костре в эпоху Средневековья – практика весьма развитая. Жгли гомосексуалистов, подделывателей документов и пр. Жгли не только церковные суды, но и светские, и далеко не все церковные суды были инквизиционными. Отлучить от Церкви и предать в руки светской власти мог вообще любой епископ, как произошло с Жанной, а мог и собор епископов, как было с Гусом в Констанце. И заметьте, инквизиция тут ни при чем. Вообще. Но Церковь очень даже при чем. И были моменты, в которых трудно понять, светский это костер или церковный: сэр Томас Мор, светский канцлер светского короля, жжет протестантских проповедников за то, что они протестанты. Светское учреждение Венецианской республики – венецианская инквизиция светски жжет гомосексуалистов. За грех? То есть статья не светская, а отправляет правосудие не Церковь.
И в качестве заключения такая догадка, даже половина догадки, заметка на полях: жгли тех, кто выпадал из картины мироустройства, из представления о том, каким должен быть мир. Жгли душевредные книги и их авторов, еретиков, гомосексуалистов, евреев, а также отравителей, подделывателей документов и клятвопреступников. Интересная подборка, право слово.
10 мифов об инквизиции
1. Инквизиция была в средневековье
Инквизиция начиналась в средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым Временем. “Молот ведьм” переиздавался в Англии в одно десятилетие с “Началами” Ньютона. Сожжения ведьм на кострах происходили во времена Вольтера и Дидро, в эпоху “просвещения” (конец 18 века). А последнее сожжение на костре еретика (еврея) по приговору “суда веры” состоялось в 1826 году (В это время Пушкин писал “Евгения Онегина”…)
2. Инквизиция — именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм
Неправда. Ведьмовство никогда не считалось почтенным занятием. (Разумеется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло — костры, на которых сжигали ведьм, полыхали с неменьшей силой, чем в католической Испании. Ну и вспомним, наконец, печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке. Где никакой инквизиции вообще никогда не было.
3. Инквизиторы пытали несчастных узников с нечеловеческой жестокостью
Конечно, нам описания орудий пыток кажутся чудовищными. Но напрасно эти вещи ассоциируются у нас только и именно с инквизицией. Вряд ли инквизиторы выдумали хотя бы одну пытку — все это существовало задолго до образования инквизиции. Применение пыток в ходе судебного следствия было нормальной и обычной практикой того времени. Вопреки распространенным представлениям, вне Испании у инквизиции достаточно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инквизиторы пользовались услугами местных “муниципальных” или сеньорских тюремщиков и палачей. И вряд ли последние для отцов-инквизиторов старались больше, чем для светских судей.
4. От рук инквизиции погибло неимоверное количество человек
Бывает просто ложь, наглая ложь и статистика. Приведенная в некоторых атеистических книжках “статистика” жертв инквизиции выглядит впечатляюще. Пока не сравнивать эти цифры с другими. Количество казнимых по инквизиционным приговорам было на порядок меньше, чем казнимых по приговорам светских судов. А, к примеру, количество людей, за несколько лет павших жертвами “революционного террора” во время Французской революции, превышает количество жертв французской инквизиции за все время ее существования. Это не то чтобы оправдание инквизиции, но все познается в сравнении…
5. Все, кто имел несчастье обратить на себя внимание инквизиторов, кончали жизнь на костре
Нет. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.
7. Инквизиторы сжигали грешников на кострах, чтобы спасти их души
Сама по себе казнь душу казнимого никоим образом не спасает, даже с точки зрения инквизитора. Да, практика инквизиционных судов имела целью “раскаяние через устрашение”, но собственно казнь применялась к нераскаянным еретикам и была не более чем наказанием за ересь.
8. Инквизиция преследовала ученых и устраивала гонения на науку
Нет. Инквизиция благополучно существовала бок о бок с университетами. Жупел антирелигиозной пропаганды Джордано Бруно был казнен вовсе не за занятия наукой. Потому что наукой, в строгом смысле слова, он практически не занимался. По сути, он был скорее не ученым, а оккультистом. Вряд ли учение о переселении душ можно назвать научной теорией. Подобные рассуждения, в сочетании с церковным саном (Бруно был монахом доминиканского ордена) и политическими интригами, в которых он принимал активное участие, и привели к столь трагическому концу. Кстати, именно после процесса Джордано Бруно инквизиторы стали с подозрением относиться к теории Коперника — уж больно хорошо Бруно увязал ее с разнообразным антирелигиозным оккультизмом.
Так что, кроме Галилея, ни одного другого примера преследования ученых за научные открытия и теории мне не известно.
9. Учение о том, что земля плоская и не вертится, было религиозной доктриной и думать иначе считалось грехом
Нет. Автор геоцентрической космогонии Птолемей (в отличие от вышеупомянутого Джордано Бруно) был ученым. Например, его исследования в области геометрии сферы актуальны до сих пор, и несколько теорем из плоской и сферической геометрии и сейчас носит его имя. Космогония Птолемея была научной теорией своего времени. Да, она получила широкое распространение и стала общепринятой. Но вовсе не потому, что опиралась на какие-то религиозные доктрины. Если кто не знает — в Библии ни слова не сказано ни о форме земли, ни о траекториях движения планет.
10. Автор данной статьи считает, что инквизиция — это хорошо
Нет. Инквизиция — это плохо. Это очень плохо. Это даже гораздо хуже, чем вам кажется. Я считаю инквизицию одной из самых мрачных и постыдных страниц не только в истории Европы, но и в истории человечества вообще. Причины такого моего отношения нуждаются в более детальном и развернутом объяснении, которое я надеюсь дать в следующей статье, посвященной этому вопросу.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.