история инквизиции мифы и реальность

Инквизиция: мифы и реальность

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

Инквизиция. От самого слова так и тянет дымом костров, которыми освещался незатейливый быт городов и деревень в Темные Средние Века. А еще на ум приходят мрачные монахи с фанатичным блеском в глазах и нездоровым вниманием к женскому полу. А еще застенки с хмурыми дядьками и широким комплексом детекторов лжи самого разнообразного действия.

А теперь давайте проветрим задымленный мозг и пошлем тараканов, запущенных в него школой и массмедиа, стройными колоннами в отдаленнейшие дали. И зададим один простой вопрос: «Могла ли такая мощная, стройная машина, как Римская Католическая Церковь, управляемая аппаратом не самых глупых людей, создать внутри себя такую жуткую террористическую организацию, которая возбуждала в людях ненависть к себе (а заодно и ко всей Церкви) от Мадрида до Кракова?» И еще один, вдогонку: «Может ли просуществовать какой угодно аппарат террора и подавления инакомыслия более полутысячелетия?» Ответы очевидны. Но инквизиция (или служба святого следствия) была.

Вывод напрашивается один: она была чем-то иным, не тем, что мы привыкли себе представлять.

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

Первый инквизитор был назначен папой Иннокентием III в 1209 году. Некий Пьер де Кастельно получил звание апостольского легата, то есть полномочного представителя папы с правом говорить от его имени и по его поручению, и звание апостольского инквизитора, то есть следователя. Целью было разобраться с ересью альбигойцев (веривших в двух богов, два творческих начала), появившейся на юге Франции.

Ученый муж, прибыв на место назначения, неожиданно умирает не без посторонней помощи (заметьте: ни единого костра еще не зажжено). Альбигойцы и не думают отпираться. Папа, расстроившись убийством своего посла, призывает всех добрых христиан принести демократию в охваченную ересью область. Рыцари, вернувшиеся из очередного крестового похода и решительно не находящие применения своей энергии, собрались под предводительством Симона де Монфора и Доминика де Гусмана и отправились причинять справедливость и наносить добро. Означенный Доминик очень кстати создает орден братьев-проповедников, ученых-миссионеров. Орден этот, и по сей день носящий его имя, становится кузницей кадров нового учреждения, созданного понтификом, – службы святого следствия.

Служба эта, состоящая из ученых, была придумана для предотвращения повторения событий, разыгравшихся в Провансе; иначе говоря, ересь легче предупредить, чем потом подавлять с помощью армии, которой под рукой могло и не оказаться. Шел 1229 год.

Трибунал в Альби был, кстати, расформирован после подавления альбигойцев в 1244 году. Тогда взошли на один костер 214 человек, на чем все репрессии, собственно, и кончились. А вот сама служба осталась и в спокойные времена располагала одним-двумя инквизиторами на страну. Постоянный трибунал действовал в Риме.

В оправдание жестокости отцов-инквизиторов могу сказать лишь одно: это была реакция испуганных людей. А с испугу человек творит многое. Все тогда знали, ЧТО творили чехи в захваченных городах и аббатствах, что делали с женщинами перед смертью, как разбивали детские головы о мостовые, как сажали на кол мужчин, оказывавших сопротивление. А сами города, подпаленные с восьми концов, были уже видны с башен замка. Так что методы трибуналов святого следствия были вполне схожи с методами СМЕРШа, ловившего гитлеровских пособников и диверсантов в осажденной Москве.

Другая временная штука – испанская инквизиция. Король Испании Фердинанд II Арагонский и его супружница Изабелла Кастильская по своим политическим, финансовым и иным причинам решили резко уменьшить число арабов и евреев в стране. Арабы с евреями в тогдашней Испании жили неплохо. В их руках была торговля, их культ не подвергался преследованиям. В общем, они составляли изрядный процент древнеиспанского среднего класса. А король решил это исправить, прибрать торговлю и выжить из страны неугодный элемент.

Иудаизм и ислам запретили. Всем велели креститься. Несогласные – чемодан, вокзал, Багдад. Кто-то уехал, большинство крестилось. Но вот дома крестившееся большинство продолжало исповедовать веру отцов. О чем было сообщено папе Сиксту IV. Который, чуя политику, назначил главой испанской инквизиции испанского же короля и посоветовал разбираться своими силами. Король поставил рулить процессом скромного Томаса Торквемаду.

Начались преследования. Притом не костер был конечной целью акции. Костер, по нечеловеческим правилам инквизиции, мог грозить только совсем закоренелым еретикам. А еврейские и арабские купцы и ученые-книжники по уровню возможного вреда ну никак не дотягивали ни до гуситских шпионов, ни до альбигойских рыцарей. Большинство осужденных, процентов 80–90, приговаривались к различным штрафам в пользу инквизиции. Которая управлялась королем. Который пополнил казну и прослыл прям серьезным борцом за веру и защитником христианства.

На этом позволю себе завершить весьма и весьма краткую историю вопроса и перейти к вещам более занимательным.

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

Сомнительно. Во-первых, инквизитором мог стать только доктор богословия. То есть человек, знакомый помимо прочего и с логикой, и с античной философией. Во-вторых, очень уж сильная должность (так как подчиняется только папе и выносит приговор его именем), чтобы назначать на нее безумцев.

Попавший туда пропадал навсегда

Отнюдь. Известен факт, что более двух третей приговоров – оправдательные. Суд длился долго (того же Бруно промаяли восемь лет, убеждая раскаяться), вдумчиво. С многократными и перекрестными допросами, очными ставками, где главными задачами судьи были: узнать, был ли факт сознательного впадения в ересь, и привести преступника к раскаянию с прояснением последнему правильной точки зрения на проблемный вопрос.

Притом в суде инквизиции действовали две забавные для нынешнего человека презумпции. Первая: презумпция виновности. То есть не задача судьи доказать вину, а задача обвиняемого оправдаться. И вторая: незнание освобождает от ответственности. Правда, про незнание можно и соврать: мол, не ведал, что резать черных кошек на кладбище плохо. Для того и длительный процесс, чтоб доподлинно выяснить, истинно не знает или врет.

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

Ведьмами не промышляли, считая бабьи басни ниже уровня своего умственного развития. Вообще католики этим не баловались. Охота на ведьм – протестантское изобретение эпохи заката инквизиции. И, кстати, самый знаменитый процесс по делу ведьм был инициирован в американском городке Салеме, в результате чего «тепло и свет» увидели 25 местных уроженцев. Просто две девчушки (Элизабет Перрис и Эбигейл Уильямс, 9 и 12 лет) сказали врачу о причинах болезни, их поразившей: мол, бесноватые мы, заколдовали нас. Врач – к судье. Судья поднял шум, собрались горожане, арестовали того, кого назвали Элизабет и Эбигейл, а подружки, обрадованные таким неожиданным вниманием к себе, не унимались и называли новых и новых.

Шел 1692 год. Заканчивался 17-й век. Уже отзвенели не только рыцарские мечи, но и мушкетерские шпаги.

Жгли только инквизиторы

Отнюдь. Отлучить от Церкви и передать в руки светской власти мог любой епископ. Например, Пьер Кошон так и поступил с Жанной д’Арк, выдав ее англичанам. Между прочим, сделал он это после того, как инквизиционный трибунал ее оправдал и ведьмой не признал. Да и автор «Утопии» сэр Томас Мор, великий гуманист, философ святой Римской Католической Церкви, канонизированный в сонме мучеников (казнен королем Генрихом за исповедание веры), будучи канцлером Англии, своей властью сжег пару десятков протестантских проповедников.

Сотни тысяч сожженных

история инквизиции мифы и реальность. Смотреть фото история инквизиции мифы и реальность. Смотреть картинку история инквизиции мифы и реальность. Картинка про история инквизиции мифы и реальность. Фото история инквизиции мифы и реальность

Непонятненько. Большая советская энциклопедия называет 10 тысяч человек, сожженных за 18 лет лично Торквемадой. Критик и ругатель инквизиции Льоренте – 8800 за все время ее существования. Архив Ватикана говорит о примерной цифре в три-пять тысяч человек, взошедших на костер за все время. Решайте сами, кому верить. И кем были инквизиторы, решайте тоже самостоятельно, как небезумные нефанатики светлого 21-го века.

Не стоит забывать, что сожжение на костре в эпоху Средневековья – практика весьма развитая. Жгли гомосексуалистов, подделывателей документов и пр. Жгли не только церковные суды, но и светские, и далеко не все церковные суды были инквизиционными. Отлучить от Церкви и предать в руки светской власти мог вообще любой епископ, как произошло с Жанной, а мог и собор епископов, как было с Гусом в Констанце. И заметьте, инквизиция тут ни при чем. Вообще. Но Церковь очень даже при чем. И были моменты, в которых трудно понять, светский это костер или церковный: сэр Томас Мор, светский канцлер светского короля, жжет протестантских проповедников за то, что они протестанты. Светское учреждение Венецианской республики – венецианская инквизиция светски жжет гомосексуалистов. За грех? То есть статья не светская, а отправляет правосудие не Церковь.

И в качестве заключения такая догадка, даже половина догадки, заметка на полях: жгли тех, кто выпадал из картины мироустройства, из представления о том, каким должен быть мир. Жгли душевредные книги и их авторов, еретиков, гомосексуалистов, евреев, а также отравителей, подделывателей документов и клятвопреступников. Интересная подборка, право слово.

Источник

10 мифов об инквизиции

1. Инкви­зи­ция была в сред­не­ве­ко­вье

Инкви­зи­ция начи­на­лась в сред­не­ве­ко­вье. А рас­цвета своего достигла в про­слав­ля­е­мую гума­ни­стами эпоху Воз­рож­де­ния и бла­го­по­лучно про­цве­тала в период, назы­ва­е­мый оте­че­ствен­ными исто­ри­ками Новым Вре­ме­нем. “Молот ведьм” пере­из­да­вался в Англии в одно деся­ти­ле­тие с “Нача­лами” Нью­тона. Сожже­ния ведьм на кострах про­ис­хо­дили во вре­мена Воль­тера и Дидро, в эпоху “про­све­ще­ния” (конец 18 века). А послед­нее сожже­ние на костре ере­тика (еврея) по при­го­вору “суда веры” состо­я­лось в 1826 году (В это время Пушкин писал “Евге­ния Оне­гина”…)

2. Инкви­зи­ция — именно и только инкви­зи­ция зани­ма­лась охотой на ведьм

Неправда. Ведь­мов­ство нико­гда не счи­та­лось почтен­ным заня­тием. (Разу­ме­ется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это пре­ступ­ле­ние нахо­ди­лось в веде­нии свет­ских судов. А после Рефор­ма­ции, когда в Гер­ма­нии ника­кой инкви­зи­ции и быть не могло — костры, на кото­рых сжи­гали ведьм, полы­хали с немень­шей силой, чем в като­ли­че­ской Испа­нии. Ну и вспом­ним, нако­нец, печально зна­ме­ни­тый Салем­ский про­цесс. Дело про­ис­хо­дило в Аме­рике. Где ника­кой инкви­зи­ции вообще нико­гда не было.

3. Инкви­зи­торы пытали несчаст­ных узни­ков с нече­ло­ве­че­ской жесто­ко­стью

Конечно, нам опи­са­ния орудий пыток кажутся чудо­вищ­ными. Но напрасно эти вещи ассо­ци­и­ру­ются у нас только и именно с инкви­зи­цией. Вряд ли инкви­зи­торы выду­мали хотя бы одну пытку — все это суще­ство­вало задолго до обра­зо­ва­ния инкви­зи­ции. При­ме­не­ние пыток в ходе судеб­ного след­ствия было нор­маль­ной и обыч­ной прак­ти­кой того вре­мени. Вопреки рас­про­стра­нен­ным пред­став­ле­ниям, вне Испа­нии у инкви­зи­ции доста­точно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инкви­зи­торы поль­зо­ва­лись услу­гами мест­ных “муни­ци­паль­ных” или сеньор­ских тюрем­щи­ков и пала­чей. И вряд ли послед­ние для отцов-инкви­зи­то­ров ста­ра­лись больше, чем для свет­ских судей.

4. От рук инкви­зи­ции погибло неимо­вер­ное коли­че­ство чело­век

Бывает просто ложь, наглая ложь и ста­ти­стика. При­ве­ден­ная в неко­то­рых ате­и­сти­че­ских книж­ках “ста­ти­стика” жертв инкви­зи­ции выгля­дит впе­чат­ля­юще. Пока не срав­ни­вать эти цифры с дру­гими. Коли­че­ство каз­ни­мых по инкви­зи­ци­он­ным при­го­во­рам было на поря­док меньше, чем каз­ни­мых по при­го­во­рам свет­ских судов. А, к при­меру, коли­че­ство людей, за несколько лет павших жерт­вами “рево­лю­ци­он­ного тер­рора” во время Фран­цуз­ской рево­лю­ции, пре­вы­шает коли­че­ство жертв фран­цуз­ской инкви­зи­ции за все время ее суще­ство­ва­ния. Это не то чтобы оправ­да­ние инкви­зи­ции, но все позна­ется в срав­не­нии…

5. Все, кто имел несча­стье обра­тить на себя вни­ма­ние инкви­зи­то­ров, кон­чали жизнь на костре

Нет. Самыми рас­про­стра­нен­ными при­го­во­рами инкви­зи­ци­он­ного три­бу­нала были изгна­ние и кон­фис­ка­ция иму­ще­ства. Смерт­ная казнь при­ме­ня­лась только в край­них слу­чаях, обычно к про­по­вед­ни­кам ересей, кото­рые упор­ство­вали в своих заблуж­де­ниях.

7. Инкви­зи­торы сжи­гали греш­ни­ков на кострах, чтобы спасти их души

Сама по себе казнь душу каз­ни­мого никоим обра­зом не спа­сает, даже с точки зрения инкви­зи­тора. Да, прак­тика инкви­зи­ци­он­ных судов имела целью “рас­ка­я­ние через устра­ше­ние”, но соб­ственно казнь при­ме­ня­лась к нерас­ка­ян­ным ере­ти­кам и была не более чем нака­за­нием за ересь.

8. Инкви­зи­ция пре­сле­до­вала ученых и устра­и­вала гоне­ния на науку

Нет. Инкви­зи­ция бла­го­по­лучно суще­ство­вала бок о бок с уни­вер­си­те­тами. Жупел анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ганды Джор­дано Бруно был казнен вовсе не за заня­тия наукой. Потому что наукой, в стро­гом смысле слова, он прак­ти­че­ски не зани­мался. По сути, он был скорее не ученым, а оккуль­ти­стом. Вряд ли учение о пере­се­ле­нии душ можно назвать науч­ной тео­рией. Подоб­ные рас­суж­де­ния, в соче­та­нии с цер­ков­ным саном (Бруно был мона­хом доми­ни­кан­ского ордена) и поли­ти­че­скими интри­гами, в кото­рых он при­ни­мал актив­ное уча­стие, и при­вели к столь тра­ги­че­скому концу. Кстати, именно после про­цесса Джор­дано Бруно инкви­зи­торы стали с подо­зре­нием отно­ситься к теории Копер­ника — уж больно хорошо Бруно увязал ее с раз­но­об­раз­ным анти­ре­ли­ги­оз­ным оккуль­тиз­мом.

Так что, кроме Гали­лея, ни одного дру­гого при­мера пре­сле­до­ва­ния ученых за науч­ные откры­тия и теории мне не известно.

9. Учение о том, что земля плос­кая и не вер­тится, было рели­ги­оз­ной док­три­ной и думать иначе счи­та­лось грехом

Нет. Автор гео­цен­три­че­ской кос­мо­го­нии Пто­ле­мей (в отли­чие от выше­упо­мя­ну­того Джор­дано Бруно) был ученым. Напри­мер, его иссле­до­ва­ния в обла­сти гео­мет­рии сферы акту­альны до сих пор, и несколько теорем из плос­кой и сфе­ри­че­ской гео­мет­рии и сейчас носит его имя. Кос­мо­го­ния Пто­ле­мея была науч­ной тео­рией своего вре­мени. Да, она полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние и стала обще­при­ня­той. Но вовсе не потому, что опи­ра­лась на какие-то рели­ги­оз­ные док­трины. Если кто не знает — в Библии ни слова не ска­зано ни о форме земли, ни о тра­ек­то­риях дви­же­ния планет.

10. Автор данной статьи счи­тает, что инкви­зи­ция — это хорошо

Нет. Инкви­зи­ция — это плохо. Это очень плохо. Это даже гораздо хуже, чем вам кажется. Я считаю инкви­зи­цию одной из самых мрач­ных и постыд­ных стра­ниц не только в исто­рии Европы, но и в исто­рии чело­ве­че­ства вообще. При­чины такого моего отно­ше­ния нуж­да­ются в более деталь­ном и раз­вер­ну­том объ­яс­не­нии, кото­рое я наде­юсь дать в сле­ду­ю­щей статье, посвя­щен­ной этому вопросу.

Источник

13 вопросов об инквизиции

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?

Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответ­ственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у насе­ления подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в позд­ней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памят­ников римского права.

2. Почему ее называют святой?

Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.

В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?

Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.

4. Где существовала инквизиция?

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отста­лой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фана­тичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полу­остро­ва, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и ино­странные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просве­тители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочине­ниях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Евро­пе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мысли­тель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.

Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?

Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современ­ники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.

Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британ­ского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными измене­ния­ми — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и сниже­ния социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудей­ствования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.

9. Почему ведьм именно сжигали?

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?

11. Сколько всего людей сожгли?

Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».

12. Как к инквизиции относился простой народ?

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *