история кельнского собора в германии
Кельнский Кафедральный Собор краткое описание: фото, история, архитектура, адрес
Кельн – один из самых старинных и роскошных городов Германии. На его территории сосредоточено огромное количество исторических и культурных достопримечательностей. Среди них – знаменитый Кельнский Кафедральный Собор. Римско-католическое сооружение, выполненное в стиле средневековой готики. Непревзойденный шедевр архитектурного искусства. На самой вершине Соборного холма возвышается изящное грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами, арками. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что здание выполнено в форме латинского креста. В стенах Собора хранятся ценные религиозные реликты. Уже несколько десятилетий Кельнский Собор входит в список объектов Всемирного наследия.
История создания
История Кельнского Собора уходит своими корнями в глубокое средневековье. По данным исторических справочников – в 1 тысячелетии на его месте располагался небольшой римский храм. В 4 веке рядом появились христианские церквушки. Многие из них со временем были уничтожены пожарами. В 13 столетии архиепископу Кельнскому из Милана были переданы святые мощи трех волхвов. Это событие послужило толчком для возведения большого красивого храма. Строительство началось в 1248 году и продлилось 632 года. За это продолжительное время было возведено 157 башен, создано бессчетное количество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие Собора состоялось только в 1880 году. Перед взором горожан и туристов предстало невероятное, завораживающее неоготическое сооружение, впечатляющее своим масштабом и великолепием. В течение II Мировой войны Собор практически не пострадал, было разбито всего лишь несколько южных витражей. После войны, здание реставрировалось и обновлялось. К 2007 году были восстановлены все витражи, и храм засиял еще ярче.
Панорама Кельнского собора
Легенда о Кельнском Соборе
Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.
Внутренне убранство Собора
Пройдя через огромные бронзовые ворота, посетители оказываются в волшебной средневековой стране. В главном соборном зале размещается несколько очаровательных галерей и небольших часовен.
Посреди зала возвышаются пышные резные колонны. По углам расставлены скульптуры библейских святых. На стенах красуются полотна из позолоченной мозаики.
Ларец трех волхвов
Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь – настоящее произведение средневекового искусства. Слева от алтаря расположена основная Кельнская реликвия – гробница волхвов. Рядом можно увидеть «ларь трех волхвов» — три деревянных саркофага, обшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Он поражает посетителей своей невероятно сложной отделкой – позолоченные колонны, причудливые узоры в форме сказочных растений. По бокам на своих шикарных тронах восседают пророки и короли, над ними – апостолы в белоснежных одеждах. На нижней части ларя перед взором посетителей предстает сцена рождения и распятия Христа, а также его чудесное воскрешение.
Миланская Мадонна
Еще одной уникальнейшей реликвией Кельнского Собора является «Миланская Мадонна». Как и ларь, она была привезена Кельнским архиепископом из Милана. Верующие утверждают, что эта скульптура обладает чудотворным действием, поэтому в средние века она особенно почиталась. В 1248 году, в результате большого пожара, она была уничтожена. А спустя 50 лет, изображение Святой Девы было восстановлено. Конечно, оно не было таким дорогим и прекрасным как первое, но им не меньше дорожили. Скульптуру не раз обновляли и дополняли. В настоящее время «Миланская Мадонна» представляет собой настоящий скульптурный шедевр. Скульптура возвышается на высоком резном пьедестале – грациозно и изящно, полная одухотворенности, женщина держит на своих руках дитя Господа. На Мадонне длинные шелковые одежды, окрашенные в разные цвета. Она с такой нежностью смотрит на свое чадо, что у многих наворачиваются слезы при виде такой всеобъемлющей материнской любви.
Крест Геро
Другие священные реликвии
Прямо от «палаты святынь», где собраны главные сокровища храма, отходит несколько коридоров и лестниц. Спустившись по одной из таких узких лестниц, посетители оказываются в подземных соборных помещениях. Здесь собрано невероятное количество религиозных реликвий. На специальных освещаемых витринах можно увидеть несколько церемониальных крестов, а также неотъемлемый символ архиепископской власти – священные жезл и меч. Рядом находятся несколько залов со старинными книгами, коллекцией серебряных и позолоченных кубков. Один из залов отведен под церковные одежды. Зрелище невероятное – богатые парчовые рясы, вышитые драгоценными камнями. В одном из подземных помещений туристы смогут полюбоваться оригинальными скульптурными композициями. Бродя по извилистым коридорам подвалов, посетители невольно оказываются в далеком средневековье. Во время экскурсии, в Соборе звучит органная музыка, завораживающая и обволакивающая со всех сторон.
На самой вершине Собора расположена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на городскую панораму. Для того чтобы подняться, туристам приходится преодолеть трудный путь в 500 ступеней. Вокруг храма разбит живописный природный парк с ухоженными газонами и клумбами. По всему периметру стоят скамейки, где можно отдохнуть от длительной экскурсии. Можно насладиться игрой уличных музыкантов и представлением многочисленных мимов. А можно заглянуть в одно из уютных кафе, перекусить и полакомиться отличным кофе или утолить жажду прохладительными напитками.
Кельнские захоронения
В стенах Кельнского Собора было захоронено немало архиепископов. Например, в часовне Святого Стефана хранятся мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зеленым и красным порфиром. В стенах Крестовой часовни было решено создать искусственную гробницу. В ее центре – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, который был причислен к лику святых. Скульптура выполнена из красного мрамора. Над гробом архиепископа склоняется ангел. В часовне Святого Иоанна был захоронен архиепископ Хохштаденский. На крышке саркофага изображена фигура архиепископа, облаченная в шелковые одежды. В 1330 году архиепископу Гейнсбергскому был создан саркофаг, представляющий собой настоящее произведение искусства. Сверху на надгробии можно увидеть фигуру архиепископа, вылепленную из известняка. Сверху она покрыта слоем лаковой краски. На стенах надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами, железными воротами и зубцами. Одним из самых богатых надгробий является саркофаг архиепископа Саарверденского. Он хранится в часовне Богоматери.
Собор Кельна сегодня
Сегодня в стенах Кельнского Собора проводятся церковные службы и мессы, а также некоторые религиозные праздники. В стенах храма устраиваются концерты органной музыки. Кроме того здание храма является открытым для посещения музеем. Здесь хранится уникальная коллекция гравюр, полотен и картин на библейскую тему, огромное количество скульптур, средневековых фресок и рукотворных драгоценностей. Восхищают и одухотворяют знаменитые Кельнские витражи с изображением германских королей и библейских сцен. Огромную ценность представляет творение Стефана Лохнера – «Поклонение апостолов».
Памятка для туристов
Часы работы:
Добраться до Кельнского Собора совсем не трудно. От центра города можно дойти пешком, подышать свежим воздухом и оценить многочисленные Кельнские достопримечательности. Можно воспользоваться троллейбусом или автобусом. Многие предпочитают метро. Из аэропорта можно добраться на поезде №13, автобусе или такси.
Адрес: Германия, Кёльн
Начало строительства: 1248 год
Окончание строительства: 1880 год
Архитектор: Герхард фон Риле
Высота: 157 м
Святыни: Ларь трёх волхвов, чудодейственная скульптура Миланской мадонны, Крест Геро
Координаты: 50°56’28.7″N 6°57’29.2″E
Краткое описани
Знаменитый Кёльнский собор, построенный в готическом стиле, несомненно, является самым узнаваемым и самым знаменитым храмом во всем мире. Посмотреть на это величественное строение, которое по своей высоте занимает третье место среди всех храмов на нашей планете, считают своим долгом все туристы, прибывшие в Германию.
Собор с высоты птичьего полёта
Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству, ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.
Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока. 157 метров – такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь. Возле Кёльнского собора практически в любое время суток можно встретить толпы туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на снимках здание, описанное организацией ЮНЕСКО, как «одно из величественных творений человеческого гения». Кёльнский собор является еще и местом паломничества католиков со всего мира, ведь в нем хранятся не только бесценные реликвии веры, но и покоятся останки многочисленных архиепископов, причисленных к святым.
Вид собора с противоположного берега реки Рейн
Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков. Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов. Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе. Эта легенда заслуживает более детального рассмотрения, поэтому о ней, немного ниже…
Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.
Вид собора с площади Ронкаллиплац
Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика. Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена. В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней. Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий. По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью. Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.
Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году. Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана. Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции. Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.
Южный портал собора
Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет. За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.
Западный фасад собора
Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно – душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.
Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.
Вид на башни собора
До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным. Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.
У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны. Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров. Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.
Центральный портал западного фасада собора
Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен. Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.
Кёльнский собор в 21-м веке
Вид на собор с востока
Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».
Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро, выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете. Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.
По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.
Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.
Фрагмент витража собора
Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.
Кёльнский собор – самый большой храм Германии в готическом стиле
Кёльнский собор – кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии
Кёльн – старинный город Германии, где и расположен Кёльнский собор, находящийся в северо-восточной части старого города, в 250 км от Рейна. Официальное название – кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии, символ Кёльна, третий в мире по величине готический собор.
Это самый большой храм Германии, один из прекрасных христианских храмов мира – римско-католическое сооружение в стиле средневековой готики. Жемчужина Кельна, шедевр архитектурного искусства, сооружение поражает одновременно и монументальностью, и легкостью устремленных ввысь ажурных форм.
Возникновение храма
На вершине соборного холма – изящное, грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами и арками. Как же возник этот необыкновенный, яростно стремящийся ввысь собор, при взгляде на который невозможно остаться равнодушным?
Строительство собора велось поэтапно: начато в XIII веке и законченное – в XIX. Площадь, на которой возведен собор, являлась местом паломничества христиан с эпохи римского владычества.
В 1164 году епископ Рейнальд фон Дассель доставил из Милана в Кёльн чудотворные мощи трех волхвов. Желая достойно сохранить реликвии, епископ приказал возвести роскошную дарохранительницу. Рака со святыми мощами привлекла в Кёльн толпы паломников из Европы.
Старая полуразрушенная церковь не могла выдержать наплыва верующих, так что в 1248 году заложили новый собор, желая удивить мир красотой нового храма. Однако в 1288 году строительство приостановилось, и 300 лет собор оставался в недостроенном виде. В 1794 году сюда ворвались французы-революционеры, превратившие собор в конюшню и склад.
В 1816 году утерянные чертежи обнаружили в двух разных местах, и храм решили достроить по начальному плану. Покровительствовал строительству король Пруссии Вильгельм IV. 4 сентября 1842 года в соборе началось строительство парадного входа. Энтузиасты объявили сбор денег: все мечтали увидеть во всей красе кафедральный собор.
15 октября 1880 года храм, строившийся 632 года, был построен. Завершение строительства отметили как национальное событие Германии. За это время возведено 157 башен, множество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие собора изумило горожан: невероятное завораживающее сооружение впечатлило зрителей масштабом и великолепием.
Архитектурные особенности и внутреннее обустройство
Архитектурный стиль лучистой высокой готики, в котором построен храм, пришел из Франции. План собора выполнен в виде латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон, которые поддерживают высокий готический свод.
Высота собора 144 метра, ширина – 86, западная сторона поднимается на 157 метров. Громада включает в себя две величавые башни и занимает площадь 8500 квадратных метров.
Внешний облик
Кёльнский собор кажется устремленным вверх за счет заострения арок с вертикальными контрфорсами. Вертикаль – характерная особенность готического стиля, доминирующая в архитектуре Средневековья. В широком фасаде – красочные витражи с библейскими сюжетами. Огромные витражные пространства разделены ажурной каменной вязью.
На стенах изображены каменные скульптуры ангелов, святых и узоры в виде арок, окружностей, колонн и ниш. Арка над главным входом и ажурные каменные узоры шпилей – отличительные детали в архитектуре Кельнского собора.
Здание состоит из многочисленных арок и пилястр, которые создают минимальные препятствия солнечным лучам, и в храме господствует естественное освещение. Около Кёльнского собора всегда дует ветер, даже если вокруг абсолютный штиль.
Воздушные потоки, натыкаясь на 157-метровые башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних церквей Кёльна, словно застывших в хороводе.
Собор достраивали в XIX веке, применяя более совершенные технологии. Потолочные балки собора сделаны из железа, так что во время Второй мировой войны при бомбардировке 14 прямых попаданий не сокрушили своды собора.
Внутреннее убранство собора
Внутреннее помещение объединяет главный зал, галереи, капеллы и несколько часовен. Стены, своды и пол собора выложены из местного серого камня. В главный соборный зал ведут огромные бронзовые ворота. Посреди зала – пышные резные колонны с причудливыми узорами в форме сказочных растений. Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды.
Стены украшены лепниной и яркой мозаикой с позолотой. Вдоль стен у алтаря – коллекция скульптур библейских святых. В соборе 14 статуй Иисуса Христа, статуи Девы Марии и двенадцати апостолов.
Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает скульптуры и колонны в лиловые и розовые, желтые и синие тона. Переходы оттенков цвета один в другой, прозрачность витражей в сочетании с органной музыкой, звучащей в соборе, создает праздничную, радостную атмосферу.
В Кёльнском соборе самые большие в Германии хоры, на которых помещается 104 певчих. Два кресла во время службы там никто не занимает: одно – для Папы, второе – для императора.
Святыни и реликвии Кёльнского собора
В двухметровом золотом саркофаге хранится Рака трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлием – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. На стенках Раки, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, – евангельские сцены. Центральная сцена – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.
На высоком резном пьедестале – скульптура Миланская Мадонна (Богоматерь), привезенная Кёльнским архиепископом из Милана. Грациозно и изящно Мадонна держит на руках дитя – Господа. Складки одеяния Мадонны нисходят от плеч до самых ног. Шелковые разноцветные одежды оттеняют прелесть молодой женщины, с нежностью и любовью взирающей на свое чадо.
Крест Геро – двухметровый дубовый крест, подарок собору архиепископа Геро, посланника императора Отто I. Сохраненный до наших дней в первозданном виде, крест-свидетель смерти Спасителя – впечатляет реализмом изображения.
Картина распятого на дубовом кресте Иисуса с безжизненным телом и скорбно наклоненной головой в терновом венце так убедительна, что при взгляде на нее захватывает дух. Распятие окружает алтарь с колоннами и лучеобразным венком.
В подземном помещении собора – религиозные реликвии. На освещенных витринах – церемониальные кресты, священные жезлы и мечи дохристианской эпохи, украшенные драгоценностями.
Несколько залов вмещают старинные книги, коллекции позолоченных и серебряных кубков. Поражает великолепие церковных одежд, парчовые рясы вышиты драгоценными камнями. Здесь же – летописи и древние свитки, повествующие о жизни святых.
Усыпальница епископов
В соборе погребены архиепископы и епископы. В Кельнском соборе – мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зелено-красным порфиром. Здесь же – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, причисленного к лику святых. Над гробом архиепископа – склоненный ангел.
На крышке саркофага с захоронением архиепископа Хохштаденского изображена его фигура, облаченная в шелковые одежды. Настоящее произведение искусства – саркофаг архиепископа Гейнсбергского.
На надгробии сверху – фигура архиепископа, вылепленная из известняка и покрытая лаковой краской. На стенках надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами и железными воротами с зубцами.
Неофициальный символ города
На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.
Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.
В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.
С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.
В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.
Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?