история написания ночь перед рождеством

«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание и анализ

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Кадр из мультфильма «Ночь перед Рождеством» (1951): Wikipedia

Произведение «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого известно каждому, не перестает завораживать своей красочностью новые поколения. Во многом этому способствовали успешные экранизации повести и мюзиклы. Легендарные красные черевички, Вакула и строптивая Оксана — эти образы близки и знакомы каждому читателю.

«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание

Критики называли Николая Васильевича Гоголя маэстро слова. Он умел красочно передать атмосферу жизни простых крестьян, создавал романтический поэтический образ украинского села, колоритных героев.

Творение гения «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого знакомо каждому из детства, лишь часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но именно оно принесло славу писателю. Итак:

Экспозиция

Экспозиция произведения «Ночь перед Рождеством» состоит из краткого описания местности — небольшого, но уютного хутора. Автор вскользь знакомит нас с главными героями:

Все события нацелены на то, чтобы возбудить у читателя интерес, как и задумывал Гоголь. «Ночь перед Рождеством» реализовала главную задачу писателя — передала колорит небольшого полтавского поселения.

Завязка

Диалог-спор кузнеца и дочери сотника — завязка, которая организовывает главную интригу повести «Ночь перед Рождеством». Оксана, а именно так звали дочь Чуба, — претенциозная красотка, которая потребовала от кузнеца небывалых доказательств любви — туфелек царицы. Вакула хотел завоевать любовь девушки, поэтому согласился на авантюру.

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Сцена мюзикла «Ночь перед Рождеством»: YouTube / Артем Ковальчук

Развитие событий

Раздосадованный Вакула уходит восвояси. В это время на сцене появляется его мать — Солоха. Гоголь колоритно описал этот персонаж вдовы-ведьмы, которая буквально приманивала к себе мужчин. Так, за одну лишь ночь к ней в гости наведались:

Печальный Вакула забирает все три мешка с сидевшими в них мужчинами с собой на улицу, а по дороге встречает компанию колядников, в которой видит Оксану. Девушка подтрунивает над кузнецом, и тот, не выдержав насмешек, бросает все и сбегает с одним мешком, в котором сидел черт.

Отважный Вакула решил найти черта, который, по его мнению, мог помочь раздобыть черевички императрицы. Кузнец направляется к казаку-характернику пузатому Пацюку. Этого героя Вакула застает за трапезой. Пацюк говорит загадками, намекая, что у кузнеца за плечами нечистая сила, которая и поможет в его предприятии. На улице озадаченный Вакула развязывает мешок. В это мгновение черт выпрыгивает из убежища и предлагает кузнецу заключить контракт, подписанный кровью.

Чем заканчивается развитие событий «Ночь перед Рождеством»? Черт был схвачен ловким и сильным парнем и вынужден выполнять все желания кузнеца.

Кульминация

Характеристика кузнеца Вакулы как доброго, отважного и сильного мужчины, готового на все ради любви, определяет его желание заполучить заветные черевички с ног самой императрицы. Кузнец заставляет нечистую силу доставить его ко дворцу:

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор. Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами.

Развязка

В это время по Диканьке уже ходит слух о пропавшем кузнеце. Это очень печалит красавицу Оксану. Внезапно Вакула появляется на пороге дома возлюбленной да не с пустыми руками, а с черевичками. Более того, смешливому молодцу удается помириться с казаком Чубом и получить его благословение. После этого пара устроила пышную свадьбу и жила долго и счастливо.

«Ночь перед Рождеством»: анализ произведения

Доброта, сила любви, доблесть и честь, сохранять которые важно при любых условиях, — вот чему учит повесть «Ночь перед Рождеством». Гоголь смог создать культовое для многих поколений произведение, которое умиляет и смешит, тревожит и зачаровывает, вызывает полный спектр эмоций, оставляя неизгладимое впечатление.

Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:

История написания

Создание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», частью которого стало произведение «Ночь перед Рождеством», заняло у Гоголя всего несколько месяцев. Автор писал, вдохновленный фольклорными произведениями, бытовавшими на его родной Полтавщине (Украина).

Местный колорит, сказания и легенды вдохновили прозаика на написание повестей-сказок, в которых создан поэтический образ быта украинцев. Предполагается, что «Ночь перед Рождеством» была написана между 1830–1832 гг., первое ее издание датируется 1832-м.

Тема и конфликт

Чтобы понять проблематику произведения, нужно учитывать влияние эпохи — романтизма.

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Ани Лорак в образе красавицы Оксаны: YouTube / Meladze Video

Поэтому автор, недовольный серостью и однообразием бытия, отсталостью крепостнической России, в которой народ воспринимался только как трудовой ресурс, создает поэтический образ жизни обычных людей. В его произведении реальное переплетено с фантастическим.

Основная тема произведения — всепоглощающая чистая сила любви, которая способна преодолеть любые преграды. Отдельно можно выделить такие конфликты повести:

Николай Васильевич Гоголь романтизирует события былых лет, но это не отменяет факта его восхищения славным казацким прошлым.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Ночь перед Рождеством» по праву считается одним из лучших в жанре повести. Но назвать творение Гоголя классическим сложно из-за ряда жанровых нововведений:

Повесть «Ночь перед Рождеством» имеет гармоничную композицию и линейный сюжет, который развивается плавно. Традиционно счастливый финал подтверждает торжество добра над злом.

Характеристика главных героев

Важно внимательно проанализировать детали повествования, чтобы составить впечатление о ключевых персонажах повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои произведения — типичные романтические герои:

«Ночь перед Рождеством» — культовое произведение русской литературы. Оно приводит в восхищение каждое новое поколение читателей. Способствуют тому яркие образы главных героев, захватывающий сюжет и непередаваемый колорит полтавской Диканьки.

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Ночь перед Рождеством

Содержание

История

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).

Сюжет

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II — последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи.

Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.

К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.

Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки.

В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».

Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Источник

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: описание, герои, анализ произведения

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Введение

Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

История создания

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством
(Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832 г.)

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Общее описание повести, основная идея

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством
(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю «Ночь перед Рождеством»)

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

Основной сюжет

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник. Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу. Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Главные герои – реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула – настоящий украинский мужчина, деревенский кузнец. Он вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Вакула постоянно переживает, поскольку испытывает любовь к Оксане. Однако девушка только флиртует, насмехается над юношей, отвергает его ухаживания. Парубок является мужественным и сильным человеком, он занимается рисованием и кузнечным делом, однако доходит до отчаяния, но увидев черта, смог использовать его ради своих задумок.

Оксана

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Черноокая Оксана – главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Молодая, самолюбивая и полная высокомерия. Она красива, и упивается собственным совершенством. Это видно по сидению перед зеркальцем и тем, как пренебрежительно она относится к ухажеру. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Избалованный характер, привередливость привели к ее капризности, она хочет исполнения всех пожеланий. Только после слухов о гибели Вакулы она понимает, что влюблена. Впоследствии девушка становится хорошей женой.

Второстепенные герои и персонажи

Солоха

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством
(Иван Мозжухин в роли Чёрта в фильме «Ночь перед Рождеством», 1913)

Персонаж классически изворотлив, злобен, мстителен. Он старается максимально досадить всем, воруя месяц. Также он не любит Вакулу за его изображение черта. При этом Черт ухаживает за Солохой, и не чужд кокетства. Гоголь сделал его проказником, добавив обаяния, ума и веселого нрава. В итоге отрицательный герой не вызывает негативного восприятия.

Самый богатый казак в селе. Отец Оксаны в которую влюблён кузнец.

Пацюк

Старый казак, прославившийся умением лечить мирян магией и травами.

Священнослужитель, не особо придерживающийся правил. Иной раз может и чарочку выпить, и заглянуть к одиноким вдовам.

Цитаты

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством
(Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством», 1913)

Через эту глупую любовь я одурел совсем.» Я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить.» Вакула.

«Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» Оксана.

«Когда нужно черта, то и ступай к черту! Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами» Чуб.

Особенности композиционного строения

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством
(Две почтовые марки Украины к «200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя» и «Ночь перед Рождеством», выпуск 2009 года)

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Заключение

история написания ночь перед рождеством. Смотреть фото история написания ночь перед рождеством. Смотреть картинку история написания ночь перед рождеством. Картинка про история написания ночь перед рождеством. Фото история написания ночь перед рождеством

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется – это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Источник

История написания ночь перед рождеством

«Ночь перед Рождеством» — повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот цикл —первая удавшаяся вещь Гоголя. Молодой провинциал, только что приехавший в Петербург из своего Нежина, Гоголь в начале 1829 г. выступил перед публикой с вполне подражательной романтической поэмой «Ганц Кюхельгартен»; пережив её неуспех, автор навсегда оставляет стихи и обращается к тому, что ему было действительно знакомо — к украинскому народному быту и фольклору. В 1831 г. появилась первая книга повестей, в 1832 г. — вторая часть. Из множества откликов на «Вечера…» приведём выразительный пушкинский: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошёл в типографию, где печатались «Вечера», то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою. Фактор объяснил их весёлость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Мольер и Филдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков» (письмо А.Ф. Воейкову, 1831 г.).

Тема Украины разрабатывалась в русской литературе и до Гоголя. В 1829 г. Гоголь писал матери: «Здесь так занимает всех всё малороссийское». Этот интерес к Украине в романтическую эпоху вполне понятен: Украина —это своеобразная национальная культура, не сглаженная обезличивающим европейским влиянием (а романтики, как известно, больше всего ценили своеобразное, и этническое своеобразие в том числе, ценили то, что они называли «местным колоритом», они первыми поняли ценность фольклора, начали собирать его, вводили формы и мотивы фольклора в литературу. Иррациональность сознания древнего человека, отразившаяся в украинском фольклоре, его склонность видеть мир как таинственный могла быть использована в фантастике, которую так любили романтики. Украинская степь — самый подходящий пейзаж для романтика с его пафосом свободы. Украина — это окраина империи, и, как любая провинция, она существует в другом времени, нежели столицы, она не в современности ещё, а, скорее, в прошлом; реальное же прошлое Украины богато романтическими сюжетами, и в «лыцарях»-запорожцах, например, при желании можно увидеть нечто подобное средневековым рыцарям. Романтики же, как мы знаем, в своём постоянном недовольстве здешним и сегодняшним миром были чрезвычайно склонны искать свой идеал «там» и «тогда» —в чужой стране, в минувших временах (ср., напр., «Песню про царя Ивана Васильевича..» Лермонтова).

Итак, казалось бы, «Вечера…» Гоголя —удачное исполнение романтического канона. Но для литературы ХIХ в. удачного исполнения канона недостаточно. Как мы помним, «Вечера..» «изумили» Пушкина — значит, было ощущение нового слова в литературе.

По мнению Г.А. Гуковского, фольклор в «Вечерах..» — ещё небывалый в русской литературе, совсем не такой, как у Жуковского, например: «До Гоголя в использовании фольклора преобладал или даже исключительно существовал принцип извлечения из фольклора именно отдельных мотивов, сюжетов, образов и включения их в не свойственную фольклору систему поэтического мышления. И лишь после Гоголя могла появиться поэзия Кольцова. Потому что Гоголь пошёл не тем путём, что его предшественники: он использовал смысл, дух, склад сознания фольклора».[1] Гоголь изображал ушедший от нас патриархальный мир, как сказал Пушкин о «Вечерах..»., повторив слова Екатерины II, «племя поющее и пляшущее», изображал тех, кто относился к фольклору вполне серьёзно.

В «Ночи перед Рождеством» есть многозначительный эпизод: когда царица говорит Фонвизину, указывая на Вакулу: «Вот вам предмет, достойный остроумного пера вашего!»,—тот отвечает: «Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена!» Имя французского баснописца Лафонтена появляется здесь, как нам думается, не случайно. По общему признанию, главная особенность творческой манеры Лафонтена —так называемое «простодушие», т. е. порождающая сильный комический эффект способность совершенно спокойно и серьёзно, как о чем-то вполне обычном и естественном, говорить о вещах неправдоподобных. Именно так — степенно и невозмутимо — рассказано о всех чудесах в «Ночи перед Рождеством». Рассказчик — человек совершенно свой в том мире, о котором он говорит, и к читателю он обращается как к «своему»; текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова: «ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел парубок Кизяколупенко видел у неё сзади хвост величиною не более бабьего веретена Тымиш Коростявый не преминул рассказать» Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, забалтываясь, погружаясь в детали (столь излюбленные Гоголем детали, которые кажутся избыточными): «Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками, с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение погонять своего ямщика Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живёт на нём, всё силится перенимать И заседатель и подкоморий отсмалили себе новые шубы Богатый казак Чуб приглашен дьяком на кутью, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка, в синем сюртуке, бравший самого низкого баса». (И зачем здесь этот родич, его сюртук и бас? Ведь в рассказываемой истории он не играет никакой роли. ) Может быть, поэтому повесть оказалась так густо населённой: в ней около сотни персонажей, это и вправду повесть о «племени», а не только о нескольких героях.

Кто же этот словоохотливый рассказчик? Повесть занимает особое место в цикле: это первая повесть второй части, и, кроме того, по остроумному предположению современного исследователя, это единственная повесть цикла, рассказанная самим Рудым Паньком.

Выделенная внешне, «Ночь..» выделяется и по смыслу. Из всех сказок цикла это самая сказочная сказка. В её основе — самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, нужным, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два —тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки —о любовниках, спрятанных в мешки.

Как настоящая сказка (фольклорная, а не литературная), это вещь оптимистическая и радостная. Кстати, здесь единственный раз — и не в цикле, а в творчестве Гоголя —конкретные, живые черты получает красавица. Если в современном, хорошо знакомом читателю мире любимые гоголевские героини —Улинька из второго тома «Мертвых душ», незнакомка, встретившаяся Чичикову, — резко выделяются из этого мира как нечто идеальное, в описании их есть напряженная патетика, и как всё идеальное, они бесплотны и даже бесцветны, то изображая женщину в и без того идеальном и радостном мире сказочного прошлого, Гоголь не имеет нужды идеализировать её, не боится сделать её кокеткой — впрочем, довольно безобидной, даже комичной иногда: «Лгут люди, я совсем не хороша».

Как и в большинстве повестей «Вечеров..», события происходят в особое время — в канун великого праздника. Ночь перед праздником — время, благоприятное для действий черта («одна только ночь оставалась шататься ему на белом свете..»). Черт крадёт месяц, поднимает метель. В суматохе людей путают с вещами и животными: Чуба и голову в мешке принимают за кабана (такое сближение человека с животным обычно в мире Гоголя — см., напр., сравнение Собакевича с медведем; но если в позднейших произведениях такие сближения будут говорить об уродстве человека, о потере им образа Божия, то в «Ночи..» перед нами только весёлая карнавальная путаница). Однако это особое время — не только время проказ черта, но и время колядования, человеческого общения, особой —карнавальной —свободы поведения. Как писал М.М. Бахтин, «праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным (в том числе и заключение невозможных ранее браков». [2]

В «Ночи..» (в отличие от мрачного «Вечера накануне Ивана Купала») герою удаётся с лёгкостью одурачить нечистую силу (в следующем цикле Гоголя, в «Миргороде», Хоме Бруту уже не удастся крестом и молитвой оградиться от Вия). Герой, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, потому что его положительные качества почти все заданы традицией. Мы знаем о нём только то, что он очень силён, благочестив, и ещё — вещь чрезвычайно существенная — он художник, он посрамляет чёрта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде и в церкви. (Кстати, согласно народным представлениям, кузнец сродни черту).

То, что Вакула — художник, очень важно для Гоголя. Гоголь (и особенно Гоголь поздний) считал искусство самым сильным средством борьбы со злом; Гоголь верил, например, что картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» или «Одиссея» Гомера в переводе Жуковского смогут изменить Россию, воскресить её душу. Но эта вера Гоголя была подвержена постоянным сомнениям, и в его художественном творчестве художник побеждает черта только один раз — именно в «Ночи перед Рождеством». Потом, в «Петербургских повестях», демон одурачит художника Пискарёва, художник Чартков продаст свою душу дьяволу.

И ещё отдельного разговора заслуживает природа художества Вакулы. Художество это наивное, патриархальное, он «маляр» — и заборы красит, и миски, и хаты, и сундуки расписывает, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись нового времени, когда видит её во дворце в Петербурге: «Он невольно подошёл к висевшей на стене картине. Это была пречистая дева с младенцем на руках. «Что за картина! что за чудная живопись! — рассуждал он, — вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! Боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, всё ярь да бакан. А голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом. Сколь однако ж ни удивительны сии малевания, но эта медная ручка ещё большего достойна удивления».

Гоголь — и это отличает писателя от большинства его современников — понял особенную прелесть народной живописи, того, что оценили намного позднее, назвав примитивизмом. В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы: «По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар». «А окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были казаки на лошадях с трубками в зубах выкрасил даром весь левый крылос зелёною краскою с красными цветами» —обратим внимание на отсутствие полутонов, на резкость и смелость цветовых контрастов. Так не только расписывают миски и пишут картины — одеваются тоже так: «Дворянки в зелёных и синих кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами..». В эстетике примитивизма, как будто нарисованная Вакулой, изображена в повести Диканька зимнею ночью: скупо, без полутонов, яркими красками, без излишней детализации: «Ясная, зимняя ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Потом, в речи Чуба: «Ночь —чудо. Светло; снег блещет при месяце. Всё было видно, как днём». «Месяц вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел. Чудно блещет месяц!» Чтобы увидеть, как сильно отличается это от обычного романтического пейзажа, от пейзажа с точки зрения образованного человека — современника Гоголя, достаточно вспомнить хотя бы пейзажи в «Сорочинской ярмарке», рассказанной «гороховым паничем».

Ведьма настолько не отличается от обычной женщины, что даже ходит в церковь, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её настоящим именем. (Вообще в повести остается не вполне ясным, настоящая ли ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах, называющих Солоху ведьмой: «Но всё это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму».

Обычно говорят об антропоморфности нечистой силы как об общем принципе «Вечеров..». Нам кажется, что это справедливо преимущественно для «Ночи..» — в других повестях цикла нечистая сила часто загадочная и зловещая. Почему же в «Ночи..» Гоголь представил чёрта в таком обыденном виде?

Любимым приёмом Гоголя был контраст; «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», — писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы; в «Ночи..». же волшебное —это не черти, а то тридевятое царство, куда попадает Вакула и чёрт, это Петербург, а люди и бесы из Диканьки перед лицом этого сказочного Петербурга оказываются объединены Диканькой. Вакула так и воспринимает Петербург: это тот самый мир, о котором говорится в сказках: «Что за лестница! —шептал про себя кузнец, — жаль ногами топтать. Экие украшения! вот говорят: лгут сказки! кой чёрт лгут!»

«Ночь..» — единственная повесть цикла, где действие происходит именно в Диканьке, а не где-то рядом. Сталкивая патриархальный мир с другим миром, необходимо было этот патриархальный мир локализовать со всей определённостью, представить чем-то в своём роде основательным — не хутором, а селом, и очень большим, с точки зрения рассказчика. В «Вечерах..» в образе Диканьки проявилась важная особенность Гоголя: склонность изображать целостные, замкнутые, самодостаточные миры (таков Миргород, например, —одно название чего стоит! — Петербург в «петербургских повестях», «сборный город» в «Ревизоре»). Для рассказчика Диканька — это особый замкнутый мир, собственно, это весь мир и есть, так что Петербург оказывается чем-то вроде того света: «Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё». (Здесь особенно явственно сказывается «лафонтеновское» простодушие повествователя, составляющее основу комизма повести.) Заметим, кстати, что между Диканькой и Петербургом — пустое пространство, по крайней мере, Вакула ничего, кроме бесов, на своём пути не встречает.

В «Ночи..» единственный раз в цикле точно названо время; сказочный Петербург — это Петербург Екатерины; рядом с ней — Потёмкин и Фонвизин.

Читаем дальше: «Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и как будто подымались из земли, на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что, как это очень часто бывает у Гоголя, вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядят огненными очами. Кажется, в «Ночи..». впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, появляется красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург (и другие города тоже) и у самого Гоголя, и у Некрасова («И как бабочек крылья красивы /Ореолы вокруг фонарей!» — «О погоде»), и у многих поэтов «серебряного века».

Петербург станет потом одной из важнейших тем Гоголя; легко заметить, что в этой первой гоголевской картине города уже есть некоторые черты, которые перейдут в позднейшие произведения. Ср. в «Невском проспекте»: «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде». Однако, несмотря на явное совпадение деталей, в Петербурге «Вечеров» нет, как нам кажется, важнейшей особенности Петербурга зрелого Гоголя — нет зловещей демоничности. Реакция Вакулы — скорее, радостное удивление, восхищение (во дворце это восхищение — прежде всего восхищение искусством — будет и вовсе явным и бесспорным); эта радость оказывается оправданной: в Петербурге Вакула получает искомые черевички (хотя счастье его в конечном счете уже от них не зависит).

Вскоре Гоголь обратится к другому времени и к другим героям. Но между «Вечерами..» и позднейшим творчеством, несмотря на очевидное различие, есть связь.

Во-первых, по словам Гуковского, “в «Вечерах» воплощена та мечта о чудной, простой, нравственной и душевно красивой жизни, которою Гоголь будет далее мерить достоинство реальной общественной жизни человека и неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно не соответствующий теме его мечты”. [5]

Во-вторых, в «Вечерах» проявилась существеннейшая особенность Гоголя: он увидел мир как чудесный. И в позднейшем творчестве сохранится видение мира как необычного, хотя чудесное заменится по большей части чудным, ненормальным. Пожалуй, в этом главное отличие его прозы от прозы Пушкина — если Пушкина занимала поэзия обыденного (см. «Капитанскую дочку», например), то Гоголя поразила странность обыденного мира.

[1] Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л., 1959, С. 56-57.

[2] Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)//Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 527.

[3] Об этом см., напр., Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *