история пафнутьев боровского монастыря
История пафнутьев боровского монастыря
История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители.
История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.
Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.
В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб.
Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться.
Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.
Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
Более подробная информация по разным этапам истории монастыря приведена в соответствующих подразделах.
Истории монастырей
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Как и любой другой монастырь на Руси, он был связан бесчисленными нитями с внешним миром, реальной жизнью, со всеми ее конфликтами, потрясениями, противоречиями. История монастыря тесно переплетается с историей Государства Российского, развитием русской культуры. Предлагаю вниманию читателей не обычный рассказ, а хронологическую таблицу основных событий, имевших место в этой обители.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
История знаменитого Боровского Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря и судьба его святого основателя преподобного Пафнутия удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли русской. «Дом Рождества Пречистой Богородицы и великого чудотворца Пафнутия» мы должны почитать как духовную святыню и как памятник нашей державной славы. В нераздельности этих понятий не только особенность пафнутьевой обители, но смысл и сила православного царства, каким было государство Московское.
Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Не обретя желанного безмолвия, по воле Божией 33 года прп. Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 г., оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием, которого Преподобный исцелил от препятствовавшей заниматься иконописанием болезни, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1585 г.). На заднем плане колокольня (1690 г.).
Нельзя не увидеть доброе семя в том, что прп. Пафнутий, по свидетельству современников, во всем избегал неумеренности, говорил, когда требовалось, а в другое время предавался молчанию, мог с пользой и поститься, и насыщаться, и изобиловать, и лишаться, хотя всегда стремился избегать праздности и любил нищету и скудость. Из воспитанников Пафнутьевской обители, которые по примеру своего духовного старца учились держаться во всем золотой середины, достаточно назвать приемника прп. Пафнутия прп. Иосифа Волоцкого, свт. Макария, митрополита Московского, прп. Даниила Переяславского, свт. Вассиана, архиепископа Ростовского. Уже в 1531 г. началось местное празднование прп. Пафнутию. Собор 1547 г. постановил его память праздновать общецерковно. Сразу по преставлении преподобный стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. Пафнутия и называл его в ряду с прпп. Сергием и Кириллом.
В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик которой сохраняет до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Церковь Илии Пророка с больничными палатами (1670 г.). На заднем плане церковь Мирофана (1760 г.).
В 1812 г. обитель снова была разорена французами, тогда сгорела богатая монастырская библиотека.
Внешний облик Боровского монастыря сохранился довольно хорошо благодаря многолетней работе реставраторов. А хранителем его духовного наследия можно считать известного старца схиархимандрита Амвросия (Иванова), пафнутьевского насельника, который жил под Балабановым неподалеку от монастыря и почил за 10 лет до его возрождения.
С 1990 г. Высокопреосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский, добивался возвращения монастыря Церкви. В марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь св. пророка Ильи с больничной и трапезной палатами, построенную, по преданию, на месте захоронения 1610 года защитников монастыря. Здесь поначалу помещались все монастырские службы. Освящение храма пришлось на субботу Пасхальной седмицы. Из близлежащей приходской церкви села Роща к этому времени перенесли монастырское распятие с предстоящими.
Постепенно к монастырю перешла большая часть строений и живописный монастырский сад, с заросшими прудами, со святым источником Преподобного. В июле следующего года в день освящения престола храма свт. Митрофана, патриарха Цареградского, в монастырь были перенесены ковчег с частицей мощей прп. Пафнутия из ризницы Псково-Печерской обители и икона Рождества Богородицы из храма прп. Сергия Радонежского села Передоль, которая до революции находилась в Боровском монастыре. Примечательно, что монастырь возобновлен как общежительный, а по древнему уставу таковым не являлся.
Восстановительная работа, непосильная для малочисленной братии, не останавливается по милости Божией и предстательством прп. Пафнутия. Несомненно, что всенародное участие в возрождении места почитания прп. Пафнутия стало бы нашей общей молитвой сему державному заступнику, великому Боровскому Чудотворцу.
История монастыря в датах.
1358 г. Первое упоминание Боровска в письменных источниках.
1394 г. В местечке Кудиново.что в Четырёх поприщах (верстах) от Боровска, у благочестивых родителей рождается сын Парфений. По преданию, его дедом был татарский баскак, принявший христианство.
1414 г. Парфений покидает родительский дом и уходит в Покровский Высокий монастырь, неподалеку от Боровска, где от настоятеля Маркелла принимает иноческий постриг с именем Пафнутия.
1426 г. Пафнутия избирают игуменом монастыря. Его рукополагает митрополит Киевский, святитель Фотий.
1444 г. После тяжелой болезни Пафнутий покидает Высокий монастырь и поселяется на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истермы.
1448 г. В новом, основанном Пафнутием монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
1460 г. Пафнутий совершает постриг в иночество Иоанна Санина, дав ему имя Иосиф. Это будущий знаменитый деятель русской православной церкви Иосиф Волоцкий, причисленный к лику святых.
1467 г. Торжественно отпраздновано освящение новой белокаменной церкви, названной также во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
1476 г. Иконописцы Митрофан и Дионисий с сыновьями расписали церковь фресками.
1477 г. Основатель и настоятель монастыря Пафнутий умирает. Игуменом избран Иосиф, который вскоре покидает монастырь и уходит на Волоколамские земли.
1480 г. Великий князь Московский Иван III ведет борьбу с монгольским ханом Ахметом. Местом своей ставки он определяет предместье Боровска. Одержав победу, Иван III посещает монастырь, восхищается росписью Дионисия и приглашает живописца в Москву.
1506-1511 гг. Ученик Пафнутия Вассиан Санин пишет житие своего наставника.
1511 г. В монастыре строится церковь Рождества Христова с трапезной и келарской.
1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой. Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился.наследник. В 1530 году у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный.
1547 г. На московском Соборе преподобный Пафнутий причислен к лику святых, как великий чудотворец. 1 Мая (14 мая по новому стилю) становится днем его памяти и всецерковного празднования.
XVI век. Ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен. Строительство продолжается и в XVII веке.
1584-1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иванович.
1591-1592 гг. В монастырь постригается и принимает схиму Андрей Клешнин, замешанный в темную историю смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. После смерти в 1598 году Клешнина хоронят на территории монастыря.
1610 г. На Москву движется войско Лжедимитрия II. Осада монастыря, его взятие. Гибель 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.
1630 г. Монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.
1670 г. Построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.
1691 г. Вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.
1760 г. В монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.
1776 г. Открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.
1777 г. Боровску императорским указом присваивается герб, в основу которого положено событие 1610 года.
1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж Юго-Восточных братских келий.
1822 г. Обитель обновлена и вновь отстроена.
1828 г. В честь преподобного Пафнутия, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода установлен крестный ход из Боровска и ближайших селений в Пафнутьев монастырь в день памяти преподобного Пафнутия Боровского.
1837 г. На новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.
1919 г. Специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись.
1922 г. В марте в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Волнения верующих. В мае постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.
1941 г. Школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии.
1942 г. В январе освобождают Боровск и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность.
1945 г. Школа механизации в монастыре реорганизована в школу инструкторов производственного обучения.
1953 г. На базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.
1954 г. Рушится главный купол собора Рождества Богородицы.
1955 г. Начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.
1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации.
1960 г. На территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры.
1962 г. В монастырь переводят Боровский сельхозтехникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский завод.
1968 г. На общественных началах в монастыре создается историко-архитектурный и краеведческий музей.
1984 г. В монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах.
1990 г. Исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.
1991 г. Монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.
1992 г. Из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.
1993 г. Торжественно отмечается день памяти преподобного Пафнутия. В. праздничном богослужении приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Калужский и Боровский Климент.
1994 г. Большой праздник, посвященный 600-летию преподобного Пафнутия и 550-летию монастыря. В торжественном праздновании приняли участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, архиепископ Калужский и Боровский Климент, представители духовенства Москвы и Калужской области, главы администраций и Законодательного Собрания Калужской области, представители телевидения, журналисты.
1995-1996 гг. Церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.
1997-1998 гг. В трапезной Собора Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.
2000-2003 гг. Продолжается расширение подсобного хозяйства. Ведется очистка прудов и их реставрация. Дровяное отопление котельной и кухни переводится на природный газ.
ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Собор Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря |
Боровский Свято-Пафнутьев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Калужской епархии
Основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, преп. Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь.
В 1467 году была воздвигнута каменная церковь Рождества Богородицы [1], которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился отправить автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля.
Преп. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал прп. Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его методами управления.
В XVI-XVII веках ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен.
В 1584–1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иоаннович.
В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь. Погибло 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.
Пафнутьев-Боровский Монастырь, Святые врата |
В 1630 г. монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.
С 1620 по примерно 1640 г. строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644).
В 1666 г. в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 30 апреля 1667 года.
В 1670 г. построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.
В 1691 г. вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.
В 1760 г. в монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.
В 1776 г. в монастыре открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.
В 1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж юго-восточных братских келий.
В 1822 г. обитель обновлена и вновь отстроена.
В 1837 г. на новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.
В 1919 г. специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись. В марте 1922 г. в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья, сопровождающееся волнениями верующих.
В мае 1922 постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.
В 1923 г. монастырская сельхозкоммуна ликвидируется. На территории монастыря размещаются различные организации, в том числе Боровская индустриально-ремесленная школа.
В 1935 г. на территории монастыря создается Боровская школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.
В 1941 г. школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии [2].
В январе 1942 г. освобождают Боровск, и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность, в 1945 г. школа механизации реорганизована в школу инструкторов производственного обучения. В 1953 г. на базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.
В 1954 г. рушится главный купол собора Рождества Богородицы.
В 1955 г. начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.
В 1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации. В 1960 г. на территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры. В 1962 г. в монастырь переводят Боровский сельхоз-техникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский Завод.
В 1968 г. на общественных началах в монастыре создается историко-архивный и краеведческий музей. В 1984 г. в монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах В 1987 г. на базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.
В 1990 г. исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.
В 1991 г. монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.
В 1992 г. из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.
В 1995–1996 гг. церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.
В 1997–1998 гг. в трапезной Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.
Пафнутьев-Боровский монастырь, 2015 г. Фото Юрия Булкина |
Архитектура монастыря
Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле «восьмерик на четверике», то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году.
В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.
Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).
По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует.
Настоятели, наместники
Использованные материалы
[1] Позже снесена «за малостью».
[2] По другим источникам, в монастыре был фашистский концлагерь.