история песни храм сплин
Смысл песни «Храм» (группа Сплин)
Автор: Guru · 15.02.2018
Совсем недавно я услышала песню группы Сплин «Храм». Меня она очень привлекла, что-то было в ней особенное. И я сейчас говорю не про музыкальное оформление, а именно о смысле песни. Немного слов по поводу музыки: здесь она не играет главной роли, именно поэтому автор на протяжении всей песни исполняет одну и ту же мелодию на каждую строфу, текст, в свою очередь, занимает первое место.
О чем песня?
Вся песня – это письмо лирического героя своей любимой. Он путешествует и ждет, когда вернется домой. Отправляясь в разные страны и города, герой описывает их в своем письме. Однако это далеко не увеселительная поездка. Все путешествие – это его жизнь, которую он переосмысливает. Это даже скорее не его собственная жизнь, а жизнь миллионов людей, людей всего мира.
Первый куплет
Что же он пишет? Исходя из описаний, мы понимаем, что в первой строфе речь идет о пасмурном и дождливом Лондоне. Этим автор подчеркивает, что жизнь проходит без света, она серая и тусклая. А в воде, которой до краев наполнен город, отражается этот безрадостный мир.
Лирический герой понимает, как человечество бесполезно проводит свои дни, как оно засоряет свою планету: «здесь лужи – треть вода и две – бензин». Бывает, что и в век технологий невозможно достучаться до людей, в итоге останешься одиноким: «Здесь вечно не контачит карта SIM».
Второй куплет
Дальше герой отправляется в теплые края, которые так напоминают ему его возлюбленную. По описаниям (Олимп) мы понимаем, что речь идет о Греции.
Все эти трудности, которые создает человек себе сам, и соединяются в некий монастырь, в котором он навеки заточен. Этот монастырь без окон и без дверей, что говорит о безвыходности положения. В данном случае Бог не сможет открыть окно, если заперта дверь, как говорит известная всем пословица. Он не сможет спасти человека, ведь его сердце томится в этой тюрьме. И, когда неожиданно наступает время умирать, герой осознает, что зря прожил свою жизнь.
Финал
Когда приближается старость, герой намерен оставить после себя хоть что-то, что напоминало бы о нем, о его горьком жизненном опыте, что дошло и сохранилось бы на века: «Пишу на Новгородской бересте». Он боится не успеть, опоздать, ведь жизнь его вскоре оборвется, поэтому быстро строчит на обрывках и клочках. Герой надеется, что это письмо сможет дойти и до будущих поколений: «Привет тебе! Тебе — и малышу!».
Смысл
Эта песня говорит о бренности жизни, о человеческом непонимании, как бестолково многие проводят каждый свой день. Все, что построено человеком, каждый «храм» рушится в одно мгновение им самим. Ничто не вечно: отношения между людьми, ценности, приоритеты… Они разрабатывались веками и развалились за раз.
«Храм» входит в альбом под названием «Ключ к шифру». В ней находится ответ на волнующие вопросы, в ней вся суть бытия: «Опомнись, человечество, пока не поздно. Пойми, что поистине дорого, пусть после тебя будет, что оставить, ценное для последующих поколений!».
В конце хотелось бы сказать: как много в современном мире песен, которые заводят своим ритмом, битом и т.п. Их применительно слушать в клубах, на дискотеках, — в тех местах, где надо раскачать толпу. Кто же будет всматриваться в смысл? Однако так мало сейчас песен, которые привлекают именно идеей, своей задумкой. Одной из таких песен является «Храм».
Храм – Сплин
«Храм» – песня группы «Сплин» из альбома «Ключ к шифру». Автор текста и музыки – Александр Васильев. Премьера композиции состоялась 23 сентября 2016 года.
Сплин – Храм – слушать
Песня «Сплин» «Храм» доступна для онлайн-прослушивания.
Сплин – Храм – текст
Пишу тебе из пасмурных краёв,
Где дождь наполнил город до краёв
Водой, в которой всё отражено,
И всё не превращается в вино.
Пишу тебе из северных широт,
Живая рыба здесь мертвее шпрот,
Здесь лужи – треть вода и две – бензин,
Здесь вечно не контачит карта сим.
Пишу тебе из южных берегов,
Где тесно на Олимпе от богов,
Где пляжи опустели в октябре,
Где всё напоминает о тебе.
Пишу тебе из тех монастырей,
В которых нет ни окон, ни дверей,
Нет ничего и, честно говоря,
Что нет и самого монастыря.
Пишу тебе и глядя на закат,
Как человек, отдавший жизнь за так,
Смотрю, бросаясь в жар или в озноб,
Как падает на землю небоскрёб.
Пишу тебе поверх кирпичных стен,
Пишу на новгородской бересте,
Так пишут на обрывках, на клочках,
Слепясь, что без очков и что в очках.
Пишу тебе, что я лечу домой,
Что скоро расставания долой,
Пишу, покуда красный светофор,
Пишу, пока не кончится айфон.
Любые вещи превратятся в хлам,
Никто не помнит, кто построил храм,
Такая жизнь – не сахар и не шёлк,
Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг.
Постскриптум. Я пишу тебе, пишу!
Привет тебе! Тебе – и малышу!
Так долго строить храм и сжечь за миг
Лишь может тот, кто этот храм воздвиг.
Смысл песни Сплин — Храм
Александр Васильев рассказал, что альбом «Ключ к шифру» (2016) представляет собой единое зашифрованное послание. Что ж, попробуем подобрать ключик и «вскрыть» только одну песню — «Храм».
Музыка в этом треке служит лишь фоном для самодостаточного и зрелого текста. Стихотворение написано пятистопным ямбом со смежной рифмовкой. Текст «Храма» содержит девять строф (четверостиший). Девятое — постскриптум. Первые три строфы начинаются словами: «Пишу тебе из…» (откуда). Следующие три — словами: «Пишу тебе…» (что, о чём). Седьмая строфа — итог, вывод. Восьмая — постскриптум, открывающий, словно дверь ключом, смысл стихотворения.
Но обо всём — по порядку.
Пишу тебе из пасмурных краёв
Где дождь наполнил город до краёв
Водой, в которой всё отражено
И всё не превращается в вино
Жизнь идёт без солнца, а ожидаемые перемены не происходит. Рифма омонимами в первых же строках лишь усиливает скуку (а может, это просто небрежность автора). Чуда не случается — пресная вода «не превращается в вино». Возможно, герой ведёт свой репортаж из метафизического дождливого Лондона, родины сплина.
Пишу тебе из северных широт
Живая рыба здесь мертвее шпрот
Здесь лужи — треть вода и две — бензин
Здесь вечно не контачит карта сим
С предполагаемого запада мы переместились на север. Ситуация усугублена тем, что отсутствует «искра» жизни, радость. Искренняя связь между людьми — редкость. Это тоже причиняет герою дискомфорт.
Пишу тебе из южных берегов
Где тесно на Олимпе от богов
Где пляжи опустели в октябре
Где всё напоминает о тебе
Люди заполонили всё и полны эгоизма. Репортаж, вероятно, с побережья Греции, из страны, напоминающей герою об адресате его посланий.
Пишу тебе из тех монастырей
В которых нет ни окон, ни дверей
Нет ничего, и честно говоря
Что нет и самого монастыря
Если «монастырь» обозначает тесные обстоятельства, в которых оказался герой, то «ни окон, ни дверей» — это стеснённость, невозможность зайти или выйти. Герой словно бы разочарован в общественных институтах: условный монастырь, предписывающий людям правила общежития,— пуст, от него остался один только устав, который сковывает и стесняет, но не даёт опоры.
Пишу тебе и, глядя на закат
Как человек, отдавший жизнь за так
Смотрю, бросаясь в жар или в озноб
Как падает на землю небоскрёб
Герой, «глядя на закат» своей жизни, прошедшей «за так», вероятно, слишком легко, быстро, незаметно для него самого, или даже пусто, приходит в ужас, становясь свидетелем чужой трагедии.
Возникает и «второй план», более масштабный: человек из двадцатого века, европеец (а чтобы убедиться в том, что герой Васильева обитает в пространстве Европы, достаточно вспомнить, например, «Урок географии»), отдавший жизнь в гражданских и мировых войнах, переболевший фашизмом и угрозой взаимного ядерного уничтожения, заглядывает с опаской и надеждой в будущее, и беспомощно смотрит в новый мир, где война идёт без линии фронта и внутри каждой страны и где один человек имеет возможность физически уничтожить всё человечество.
Слушайте Урок географии — Сплин на Яндекс.Музыке
Пишу тебе поверх кирпичных стен
Пишу на новгородской бересте
Так пишут на обрывках, на клочках
Слепясь, что без очков и что в очках
С первой по пятую строфы это просто путевые заметки из разных частей света. Но в шестой строфе смысл становится куда более серьёзным: герой пишет из собственного прошлого, пробрасывая мост в далёкое будущее. Герой торопится зафиксировать мгновенное, сиюминутное сообщение, чтобы оно не потерялось («так пишут на обрывках, на клочках»). Но пишет при этом на материале, который обращён если не в вечность, то, по крайней мере, в века: берестяные грамоты «дошли» в XX век из XII–XV вв.
«Слепясь, что без очков и что в очках» — поэтичное описание дальнозоркости. Видимо, лирический герой, как и автор, уже не молод.
Совершив в воображаемом пространстве и времени путешествие, облетев север, юг, запад и восток (подобное, кстати, уже происходило в песне «Лепесток» («Раздвоение личности», 2007), герой понимает, что хочет попасть туда, где его любят и ждут, хочет прийти в то место, которое называют домом. Туда и устремляется герой в седьмой строфе.
Слушайте Лепесток — Сплин на Яндекс.Музыке
Пишу тебе, что я лечу домой
Что скоро расставания — долой
Пишу, покуда красный светофор
Пишу, пока не кончится айфон
И вот мы снова находимся в настоящем времени. Автомобильные пробки, айфон — явные приметы.
Любые вещи превратятся в хлам
Никто не помнит, кто построил храм
Такая жизнь — не сахар и не шёлк
Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг
Общее настроение восьмой строфы — жалоба, неудовлетворённость. («Всё тлен» и «ломать не строить»).
«Любые вещи превратятся в хлам» — всё канет в Лету, всё — прах, и в прах вернётся.
Возникает ощущение, что это четверостишие — высказывание героя об отношениях. В самом деле,
«Никто не помнит, кто построил храм» — неважно, как долго и бережно вы строили отношения, и сколько было вложено усилий.
«Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг» — лишь только начались ссоры, крики — всё, что было построено, превращается в пыль за пару секунду. «Так долго строить храм и сжечь за миг лишь может тот, кто этот храм воздвиг». Всего пара слов — и вот вы уже ненавидите друг друга.
«Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг» — отсылка, очевидно, к Герострату.
Постскриптум. Я пишу тебе, пишу!
Привет тебе! Тебе — и малышу!
Так долго строить храм и сжечь за миг
Лишь может тот, кто этот храм воздвиг
Основная тональность девятой строфы — сила, разрешение и освобождение. Герой признаёт за собой право всё разрушить, но одновременно осознаёт ответственность за созидание и не без гордости принимает тот факт, что это именно он — создатель храма. Любой человек строит храм своей жизни совокупностью поступков и принятых решений.
Пессимизм героя сменяется оптимизмом: cмог разрушить, значит, смогу и построить заново! Восьмёрка — число конца пути, завершения и финала, превращается в девятку, которая несёт в себе стремительную энергию движения и жизни, позволяющую обуздать тревогу и страх и обрести новое видение. Не зря в постскриптуме появляется малыш — новая жизнь, продолжение.
«Я пишу тебе, пишу!» — я, оказывается, могу к тебе обратиться!
«Привет тебе! Тебе — и малышу!» — тебе и будущим поколениям.
Как будто отец передаёт привет матери и своему родившемуся ребёнку откуда-то из небытия. Между прочим, в тексте столько религиозных символов (вода и вино, рыбы, крушение вавилонской башни, храм, что разрушен и должен быть воздвигнут заново, рождение младенца), что можно было бы построить на этом отдельную, конспирологическую версию. Только вот — стоит ли?
И напоследок — высказывание самого автора о треке:
«Да, обожаю эту песню. Это письмо жене, и я счастлив, что оно получилось. Мы строили семью — «храм». И, собственно говоря, всё в наших руках: либо он простоит вечность, либо мы же сами его и разрушим. Главная мысль — что только тот, кто храм построил, может его и разрушить, и больше никто».
— Из интервью «Комсомольской правде» (6 октября 2016 г.)
Смысл песни «Храм» Сплин
Песня группы «Сплин», которая является своеобразным письмом из разных мест Земли, отправленным лирическим героем своей возлюбленной. О чем песня «Храм», что хотел сказать Александр Васильев? Сам автор раскрывает в интервью одной из газет следующий смысл:
Обожаю эту песню. Это письмо жене, и я счастлив, что она получилась. Мы строили семью — «храм», и, собственно говоря, все в наших руках. Либо он простоит вечность, либо мы же сами его и разрушим. Главная мысль — что только тот, кто храм построил, может его и разрушить, и больше никто. Как теперь это все снять — не знаю.
Лирический герой песни отправляет письма своей избраннице и описывает в них обстановку, в которой он находится. Погода рядом с лирическим героем частично передает его настроение: постоянный лейтмотив из дождей и слякоти – герой тоскует по своей возлюбленной, ему грустно находиться вдали от нее. Причем, вода, находящаяся рядом, окружающая лирического героя «не превращается в вино» — герой находится в мире, где не случаются чудеса, нет места чему-то высокому, не во что верить. Его окружает природа, но природа эта не несет в себе жизни. Она частично умерла, погибла «мертвее шпрот». «Лужи» — «бензин» — ничего настоящего, лирического героя окружает искусственный мир, а он тоскует, ностальгирует по прежним временам. В нынешней жизни он одинок и не может наладить свое общение с другими людьми: «не контачит карта сим». Окружающие люди эгоистичны и поглощены собой. Каждый мнит себя Богом и не желает обращать внимание на людей, которые находятся рядом: «тесно на Олимпе от Богов».
Герой пишет из тех мест, которые должны были служить пристанищем религии, но он сетует, что «нет и самого монастыря» — это символ разрушения духовных ценностей. Лирический герой пытается найти для себя высокую цель в жизни, он готов ей служить, но это оказывается невозможным.Герой вспоминает свою прошлую жизнь, то как он жил раньше и понимает, что в ней не было смысла, он оглядывается назад «на закат» и понимает, что многое упустил. «Небоскреб» выступает символом новой цивилизации, нового мира, который разрушает весь старый мир, его традиции. Все, имеющее цену для лирического героя в духовном плане – разрушено.Смысл песни «Храм» заключается в поисках человеком себя. Главный герой побывал в разных точках Земли, но нигде он не может найти то, что будет ему по душе. Не найдя дело своей жизни, герой пишет своей избраннице, что скоро он вернется домой.
Лирический герой постоянно находится в состоянии исповеди – он исповедуется с помощью письма возлюбленной. Открывает свои мысли человеку, который прочтет его письма. Герой не может не писать. Ему хочется поддерживать эту связь и рассказывать о том, что с ним происходит – это желание поделиться наболевшим. Главный герой сетует на то, что люди заменили веру вещизмом, материальными ценностями. Никто не думает о своей душе. Но «вещи превратятся в хлам» — материальные ценности не имеют значения, они скоро переработаются и от них ничего не останется.
Лирический герой, обойдя весь мир, понял и осознал, что настоящая ценность – это семья. Ничто в жизни не способно заменить семью и простые человеческие отношения. Никакие вещи и материальные ценности не стоят тепла, исходящего от близкого человека. Храм в данной песне выступает метафорой семьи и любви. Лирический герой песни пытался найти для себя другое место в жизни, искал себя, но в итоге пришел к тому, что семья – это его главная ценность и он хочет к ней вернуться. То, что искал главный герой оказалось совсем рядом с ним.
Если песня начиналась с грустных нот, то закончилась она оптимизмом героя, который готов к своему возвращению и желает вернуться в семью, вернуться к любимой и «малышу». Каждый человек сам выбирает то, что имеет для него ценность. Для кого-то храм – это богатство, а для кого-то храм – это семья и любовь.
История песни храм сплин
Александр Васильев, лидер группы «Сплин», относительно альбома «Ключ к шифру» 2016-го сказал, что в песнях он специально зашифровывал тайный смысл. Зацепила меня песня «Храм». Покорила не только мелодией и романтическим текстом, но и видеорядом клипа 2017-го года, где Васильев, улыбаясь в бороду, как бы напевает эту песню за рулем автомобиля, это образ путешественника, первооткрывателя, варвара. И потом только смысл «подтянулся», да оказывается ещё и не один.
Первый смысловой слой – это репортаж с разных сторон света, откуда этот путешественник и пишет адресату. Как и положено, сторон света в тексте песни – четыре: «северные широты»; «южные берега»; «монастыри без окон и дверей» – это символ эзотерического Востока с тысячами монастырей; а «глядя на закат» – это западная цивилизация, поскольку солнце садится (закатывается) на Западе.
Также в тексте противопоставляются «пасмурные края» и страна «кирпичных стен», о которой автор пишет «на новгородской бересте». Эти куплеты находятся по разные стороны географически обозначенных сторон света, то есть – вне их, вне пространства, в сфере метафизической, духовной, концептуальной. Итак, что же поэт говорит о мире с позиций духовности?
Пишу тебе из пасмурных краёв
Где дождь наполнил город до краёв
Водой, в которой всё отражено
И всё не превращается в вино
Пасмурные и дождливые края – это Британия, а «наполненный до краев город» – это Лондон. Концептуально он наполнен «водой», то есть пустыми словами. Британия позиционирует себя в качестве концептуального центра мира («вода, в которой всё отражено»), но мессианские претензии этого государства автор считает безосновательными – они не подкрепляются «чудесами» – «вода» не превращается в «вино», как в первом чуде мессии, Иисуса в Галилейской Кане.
Пишу тебе из северных широт
Живая рыба здесь мертвее шпрот
Здесь лужи — треть вода и две — бензин
Здесь вечно не контачит карта сим
Продолжая религиозные аналогии, «рыба», как символ раннего христианства, в северных и прибалтийских странах (куда отсылает нас упоминание «шпрот») мертва. То есть христианская религия здесь тоже церемониальная, внешняя. При этом северные страны оторваны от окружающего мира, «не контачат» с ним, здесь нет сопереживания, эмпатии.
Пишу тебе из южных берегов
Где тесно на Олимпе от богов
Где пляжи опустели в октябре
Где всё напоминает о тебе
«Южные берега», где в силу мягкого климата так любят прожигать свою жизнь «элиты», божки современного Олимпа, являются, во многом, в силу именно этой «избранности», идеалом всего общества, его эгоистичным представлением о жизненном успехе и счастье, поэтому здесь «всё напоминает о тебе» – это и твои идеалы, адресат. Однако, и на эзотерическом Востоке неблагополучно:
Пишу тебе из тех монастырей
В которых нет ни окон, ни дверей
Нет ничего, и честно говоря
Что нет и самого монастыря
Даже здесь, на Востоке, нет «монастыря», духовной обители, есть только монастырский устав, сдавливающий дух, как узилище без окон и дверей. Обращаясь к Западу, автор видит там такое же пустое прожигание жизни «за так», да ещё и под страхом терроризма, рушащего небоскрёбы:
Пишу тебе и, глядя на закат
Как человек, отдавший жизнь за так
Смотрю, бросаясь в жар или в озноб
Как падает на землю небоскрёб
Так поэт доходит до страны кирпичных кремлевских стен, России:
Пишу тебе поверх кирпичных стен
Пишу на новгородской бересте
Так пишут на обрывках, на клочках
Слепясь, что без очков и что в очках
Необходимо отметить, что факт использования в Древней Руси XII–XV-х столетий бересты в качестве писчей принадлежности часто используют в качестве доказательства отсталости её технологий. В действительности это лишь отражает доступность бересты, как производного материала дровяного отопления – много было бересты в Древней Руси.
И писали на ней записки русские люди, также, как сейчас смс-ки и сообщения в соцсетях – походя, второпях, «на обрывках, на клочках». А вот то, что многие люди были грамотными в Древней Руси, факт использования бересты подтверждает. Здесь автор пишет, уже «слепясь», то есть именно в России он находит то Солнце, которого так не хватает в «пасмурных краях», на мрачном севере, самодовольном юге или аутичном Востоке. Не говоря уж о «закатных» странах.
Этот пространственно-временной экскурс завершает закономерным выводом «почвенного» направления о необходимости возвращения домой:
Пишу тебе, что я лечу домой
Что скоро расставания — долой
Пишу, покуда красный светофор
Пишу, пока не кончится айфон
Однако, поэт призывает к углублённому взгляду на мир. Всё тлен: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки», [1] – но нельзя забывать своих истоков, тех, кто «строил храм», а не только современных геростратов, способных лишь на разрушение построенного ранее во имя дешёвой славы:
Любые вещи превратятся в хлам
Никто не помнит, кто построил храм
Такая жизнь — не сахар и не шёлк
Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг
Это – обращение к современнику:
Постскриптум. Я пишу тебе, пишу!
Привет тебе! Тебе — и малышу!
Так долго строить храм и сжечь за миг
Лишь может тот, кто этот храм воздвиг
Это также обращение к будущим поколениям, сегодняшнему «малышу»: «Так долго строить храм и сжечь за миг лишь может тот, кто этот храм воздвиг», – разрушать имеет право только созидающий, причастный к родной почве.
Ну, правда, классная песня: