история политических и правовых учений мачин
История политических и правовых учений, Мачин И.Ф., 2011
История политических и правовых учений, Мачин И.Ф., 2011.
Данное учебное пособие призвано помочь студентам обнаружить и самостоятельно продумать основные политические и правовые идеи, высказанные западными и российскими мыслителями начиная с древности и до нашего времени. Знакомство с этим курсом позволит приобрести опыт критического осмысления политических и правовых институтов различных обществ. В целях лучшего усвоения материал каждой главы логически структурирован и отформатирован для качественного визуального восприятия. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021100 (030501) «Юриспруденция», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)», а также для аспирантов и преподавателей юридических вузов.
Политические и правовые взгляды софистов.
Nomina
Наиболее известными софистами являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Алкидам, Ликофрон, Калликл, Фрасимах. Их же принято считать одними из первых греческих политических и правовых мыслителей.
О témpora! Софистика (от греч. sophia — мастерство, знание, мудрость) зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносилась на городскую площадь, часто и подолгу происходили заседания в народных собраниях и судах, где рассматривались многочисленные дела по обвинению в государственной измене, растрате и т.п. В связи с усложнением общественной жизни стали чрезвычайно актуальными владение искусством публично доказывать свою точку зрения, умение возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров.
Софисты предоставили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овладение искусством красноречия; они выступили как учителя мудрости. Многие софисты вели бродячий образ жизни. Это противоречило традиции, однако именно благодаря такому образу жизни софисты смогли заметить несовпадение законов в различных греческих городах-государствах — полисах (греч. polis), что предопределило их скептическое отношение к законам вообще.
История политических и правовых учений, Мачин И.Ф., 2011
История политических и правовых учений, Мачин И.Ф., 2011.
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «История политических и правовых учений». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов юридических вузов.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ.
Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности. Содержание политических и правовых учений определяется темами, выбранными различными авторами для осмысления. Нетрудно заметить, что в их выборе существует некоторая закономерность. На этот выбор оказывает влияние определенная социальная среда (экономическая, культурная, политическая, правовая). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравномерно. Примерами интенсивного развития политической и правовой мысли могут служить учения греческих софистов (V в. до н.э.) и французских просветителей (XVIII в.).
На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Он считал, что поскольку в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, то «политический союз был началом всего». Это нашло соответствующее отражение в политической мысли древних греков: «Государство представлялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Аналогичное понимание связи между греческой жизнью и политико-правовыми учениями того времени можно обнаружить у американского исследователя В. Вильсона (1856-1924), впоследствии ставшего президентом США. В. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя неотчуждаемых прав личности. Как в греческом, гак и в римском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным отражением и воплощением».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тема 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии
Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции
2.1.Политические и правовые взгляды софистов
2.2.Учение Платона о государстве и законах
2.3.Политике-правовое учете Аристотеля
2.4.Учение Полибия о формах государства
Тема 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме
3.1.Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона
3.2.Римские юристы о нраве и его видах
3.3.Политическое учение Аврелия Августина
Тема 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
4.1.Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
4.2.Политике-правовое учение Марсидия Падуанского
Тема 5.Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
5.1.Политическое учение Никколо Макиавелли
5.2.Политическое учение Жана Бодена
5.3.Политико-правовые идеи раннего социализма
Тема 6. Возникновение теорий естественного права в Западной Европе XVII века
6.1.Учение Гуго Гроция о государстве и праве
6.2.Политическое учение Томаса Гоббса
6.3.Учение Джона Локка о праве и государстве
Тема 7. Политико-правовая мысль во Франции XVIII века
7.1.Политико-правовая программа Вольтера
7.2.Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье
7.3.Политико-правовое учение Жана Жака Руссо
7.4.Политико-правовое учение Морелли
7.5.Политико-правовые взгляды Гракха Бабёфа и других участников «Заговора во имя равенства»
Тема 8. Политико-правовые учения в России XVIII века
8.1. Ф.Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве
8.2.Политико-правовое учение С.Е. Десницкого
8.3.Учение А.Н. Радищева о праве и государстве
Тема 9. Политико-правовая мысль в Германии конца XV111 — начата XIX века
9.1.Учение Иммануила Канта о праве и государстве
9.2.Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Тема 10. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих 11ухта)
Тема 11. Политико-правовая мысль в России конца XVIII — начала XIX века
11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского
11.2. Политические и правовые взгляды декабристов
Тема 12. Возникновение юридического позитивизма в правоведении XIX века. Джон Остин
Тема 13. Либеральные политико-правовые учения в Западной Гироне первой половины XIX века
13.1.Политико-правовое учение Иеремии Бентама
13.2.Политико-правовое учение Бенжамена Констана
Тема 14. Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX века на Запале
14.1.Политико-правовое учение марксизма
14.2.Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль
14.3.Политико-правовая теория анархизма
Тема 15. Политико-правовые учения в Германии во второй половине XIX века
15.1.Социологическая теория права Р. Иеринга
15.2.Политико-правовое учение Г. Еллинека
Тема 16. Политические и правовые учения на Запале в XX веке
16.1.Социологическая теория права Е. Эрлиха
16.2.Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги
16.3.Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
16.4.Нормативистская теория права и государства Г. Кельзена
16.5.Социологическая юриспруденция Роско Паунда
16.6.Реалистическая школа права в США
16.7.Неотомистская теория права Жака Маритена.
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений
Информация о файле: pdf, 12 mb
В предлагаемом учебнике рассматриваются основные вопросы курса «История политических и правовых учений». В нем выделены смысловые рубрики, приведены таблицы, позволяющие лучше уяснить суть различных политических и правовых учений. Политические и правовые учения анализируются в контексте эпохи, преломленной сквозь призму особенностей личности и индивидуальной судьбы конкретного мыслителя. Материал каждой главы организован в логическую схему, способствующую лучшему усвоению и развитию профессионального юридического мышления; в конце глав приводятся вопросы для самоконтроля, а также список литературы, который может быть использован при написании курсовых и дипломных работ.
Предлагаемый учебник по курсу истории политических и правовых учений адресован прежде всего будущим юристам. В этом курсе представлена панорама политического и правового мышления за период времени, исчисляемый двумя с половиной тысячами лет, что позволит студентам познакомиться с многообразием политического и правового мышления; анализируются политические и правовые учения как западных, так и российских мыслителей.
Курс предоставляет студентам возможность выявить различные приемы аргументации в обоснование того или иного тезиса о природе политических и правовых явлений и обнаружить идентичность этих приемов на протяжении столетий. Политическое и правовое мышление авторов различных доктрин может стать фундаментом для формирования и развития собственного политического и правового мышления студентов.
Материал данного учебника преднамеренно подвергнут некоторой формализации. Студентам предлагается проанализировать политические и правовые доктрины по определенному алгоритму. Вначале необходимо выяснить, кто является автором учения. Далее следует определить, в какое время разрабатывалось это учение (назвать век), в какой стране, в каких основных произведениях автора оно было изложено. Затем уместно вспомнить мыслителей (современников автора или мыслителей прошлого), под влиянием которых находился рассматриваемый автор или с кем он активно полемизировал. После этого нужно проанализировать структуру конкретного политического или правового учения, которая имеет логическое основание, содержательную и программную части.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
5.2. политическое учение жана бодена
5.2. политическое учение жана бодена
Жан Боден (1530—1596) — французский правовед, выдающийся политический мыслитель.
Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и связанный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.
Биография. Родился в семье, принадлежащей к среднему сословию. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал в родном университете римское право. Адвокатская практика в Париже.
1575—1580 гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.).
Логические основания политического учения:
Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем».
Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.
Основой государства является семья: «Государство не
может существовать без семьи как город без домов или как
дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи приводит к деградации государства.
Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:
—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
—> власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэтому Боден критикует утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности,
«было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства — комплекс исключительных прерогатив:
—> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти;
—> право войны и мира;
—> право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
—> правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;
—> определение мер и весов;
—> взимание налогов и податей.
Классификация форм правления государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:
В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.
Эффективность различных форм правления государства для обеспечения общественного порядка. Демократию Боден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений.
Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам.
Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства:
—> крайне неравномерное распределение богатства;
—> отсутствие свободы вероисповедания.
Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также законы, допускающие веротерпимость.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.
Библиотека Михаила Грачева
каталог
История политических и правовых учений: Учебник
Под ред. О.Э. Лейста
М.: Юридическая литература, 1997.
История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
Учебник написан в соответствии с программой по истории политических и правовых учений. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве ее мировоззренческих основ, теоретического содержания и программных требований. Особое внимание уделено развитию и обоснованию идей демократии и прав личности, критике тоталитарных и деспотических режимов, проблеме соотношения социальных и общечеловеческих начал в учениях о праве и государстве.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
© Издательство «Юридическая литература»
Администрации Президента Российской Федерации, 1997.
Кафедра теории и истории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов
Заслуженный деятель науки, доктор юридических наук, профессор Ф.М. Решетников
При подготовке настоящей электронной версии учебника использована