история реставрации спаса на крови
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
История реставрации спаса на крови
Реставрация Спаса на Крови
Необходимость, сложность и длительность реставрационных работ обусловлена историей Спаса на Крови. После закрытия храма более тридцати лет периоды запустения сменялись годами использования здания как склада, при полном пренебрежении и невнимании к памятнику.
17 ноября 1930 года, как исторический памятник погибшим народовольцам, здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев под музей «Народной воли».
В ноябре 1931 на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме Леноблисполкома в повестке дня уже стоял вопрос «О сносе церкви «Воскресенье на крови» в Ленинграде». В это же время начались работы по снятию колоколов.
В августе 1938 года в заключении Отдела охраны памятников отмечалось, что здание подлинной художественной ценности не представляет, и отдел считает возможным разобрать здание. Ценные фрагменты внутренней отделки предлагали передать в ленинградские музеи, а каменную облицовку из ценных пород использовать в новом строительстве.
Сносу церкви, назначенному на 1941 год, помешала Великая Отечественная война.
На основании решения исполкома Ленгорсовета и постановления Совета министров РСФСР в 1958 году памятник взят под государственную охрану.
Решением исполнительного комитета Ленгорсовета 20 июня 1970 года было установлено передать здание на баланс Исаакиевскому собору. Передача состоялась 12 апреля 1971 года.
К моменту приемки Спас на Крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
Из-за повреждения гидроизоляции в подвале стояла вода; высокая влажность способствовала повреждению поделочного камня и мозаики. В первую очередь необходимо было осушить помещение и защитить собор от возможных подтоплений. Для этого в подвале установили стальной сварной кессон, предохраняющий от попадания воды канала и грунтовых вод. Работы завершили в 1974 году.
Реставраторы заново смонтировали отопительно-вентиляционную систему, спроектированную инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. После этого в течение двух лет производили просушку здания. Были восстановлены инженерные сети, металлоконструкции глав и шатров храма. Специалисты отремонтировали кровлю и оконные переплеты.
Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.
В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила ряд договоров с институтами и организациями: Ленинградским инженерно-строительным институтом, Ленинградским горным институтом, Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Ленинградским художественным училищем им. Мухиной, Трестом геодезических работ и инженерных изысканий. Заключения, данные по результатам обследований, стали основными для разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.
Сорок пять керамических изразцов фасадов храма были воссозданы в мастерской Асеева в 1987–1994 годах.
Облицовочный камень фасадов расчистили и воссоздали утраченные части. Заменили поврежденные элементы глазурованной черепицы на центральном шатре, апсидах и крыльцах. Состав массы, цветовую гамму, режим обжига черепицы разработали специалисты Опытно-механического завода Главленстройматериалов. Изготавливали новую черепицу на Никольском керамическом заводе.
Чтобы восстановить эмалевые купола, изучили старые и новые методики изготовления эмали, адаптировали их для современного производства. Задачу решили в Ленинграде, на Комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникального рецепта стала М. Карабочинская.
Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора.
Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы, были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели.
Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.
Поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшуюся грязь удаляли школьными ластиками. После промывки оставшиеся загрязнения снимали механическим путем – соскребали скальпелями.
В местах значительной утраты смальты снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Затем готовили эскиз, картон и эталон. Металлическую основу очищали от коррозии, наносили грунт и производили набор утраченного фрагмента.
Снаряд, застрявший в перекрытиях центрального шатра, извлекли саперы под руководством Виктора Демидова в октябре 1961 года. Для этого им пришлось разобрать часть мозаичного панно «Пантократор» в своде центрального купола.
Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.
В центральной части иконостаса были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Само убранство Царских врат полностью отсутствовало.
У мемориальной сени отсутствовал шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена ограды из родонита.
Проект воссоздания сени был выполнен в 1986 году на основе рисунка из отчета А. Парланда, детально произведенных обмеров с натуры и исторических фотографий, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
В ходе подготовки был выполнен сложнейший комплекс работ, включавший в себя реставрацию мемориальной зоны (заново были уложены плиты тротуара и камни булыжной мостовой, установлено звено ограды канала) и реконструкцию самой сени, включая макет из гипса. Сохранившиеся фрагменты сени были отреставрированы мастерами объединения «Реставратор»; утраченные звенья ограды с вазами и полусферами изготовлены заново в Екатеринбурге. Металлические конструкции шатра сени, выполненные на Балтийском судостроительном заводе, были облицованы гипсовыми деталями мастерами ТОО «КАТЭ» и расписаны под камень.
Мрамор иконостаса имел сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку, мраморный пол на многих участках имел значительные разрушения, повреждена серпентинитовая облицовка стен. Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраты у яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие.
Сохранились только отдельные части осветительной арматуры. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М. Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные детали.
Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».
Реставрационные работы в храме Воскресения Христова продолжаются и после его открытия как музея 19 августа 1997 года.
В 2005 году мастера ЗАО РПНЦ «Специалист» установили кресты из каррарского мрамора над северной и южной частями иконостаса.
Ряд работ по воссозданию икон афонских святых и реставрации остова Царских врат в 2004–2005 годах провели специалисты ЗАО «Пикалов и сын».
Двенадцать мозаичных образов афонских святых во фланкирующих столбиках Царских Врат были отреставрированы и воссозданы в 2013 году членом Союза художников России, петербургским реставратором, художником-мозаичистом И. Ю. Лаврененко, разработавшим технологию, специальное оборудование и методики реставрации миниатюрных икон, выполненных из тянутой смальты.
Подготовительные работы по воссозданию декора Царских врат проводились с начала 90-х годов Тщательное изучение архивных фотографий позволило утверждать, что для икон и цветного орнамента была использована ювелирная эмаль. Для работы с эмалями была приглашена художник по эмали, член Союза художников России Л. А. Соломникова. Палитра эмалей, составляющая около 250 цветов, собиралась в течение 8 лет. Металлические части убранства выполнялись под руководством реставратора, художника по металлу В. Ю. Никольского. Работы завершили в 2012 году.
Проводятся работы по воссозданию крестов центральной части иконостаса. Для этого Фонд Академии художеств составил рабочий проект крестов.
Специалисты ООО «Возрождение Петербурга» выполнили значительную часть работ в Спасе на Крови. Среди них реставрация мозаики «Христос во славе» на фронтоне южного фасада, реставрация кровли, керамической черепицы, центрального шатра, золочение главки и креста, а также, ряд работ по обследованию состояния фасадов и конструкций здания.
В настоящее время (2020 год) ООО «Реставрационные мастерские» проводит масштабные работы на фасадах центрального шатра.
Государственный музей «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на Крови, обеспечивает проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ высококвалифицированными специалистами.
Практически непрерывная реставрация направлена на обеспечение сохранности храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) как объекта культурного наследия, обладающего исторической, архитектурной, художественной и мемориальной ценностью.
Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гибель императора Александра II
Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.
Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».
« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).
История возведения храма
На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.
Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.
Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.
В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.
Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.
Всепобеждающая красота
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.
Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.
«Заговоренный» храм
В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.
Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Храм Спас на крови. Санкт-Петербург. Окончание 1 части
История Спаса на Крови после революции
Храм при новой власти
После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.
С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев» (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде — течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму [8].
Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды» [4]. Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт. Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались [4].
Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.
Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться [4]. Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие», прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).
Спас-на-Крови. Западный фасад во время реставрации
Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.
Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры» [4].
Большинство церквей в «русском стиле» в Ленинграде было разрушено. Спас на Крови чудом уцелел. Можно сказать, что его спасла война: акция по сносу здания, запланированная на 1941 год, сорвалась из-за того, что взрывников буквально от стен храма направили на фронт.
Спас на Крови во время блокады
Мозаика в люнете колокольни храма, фото 1944 года (источник [25]):
Мозаика в люнете колокольни Спаса на Крови (фото 1944 года)
Часть поврежденных во время блокады стен храма восстанавливать не стали, сохранив их живым свидетельством испытаний, перенесённых ленинградцами [17].
Следы снаряда на Спасе на Крови
Хотя после Великой Отечественной войны Спас на Крови уцелел, надругательство над ним продолжалось еще долгие годы. Здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского [10]. Произошедший тогда пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.
Лишь в 1968 году здание вновь обрело статус памятника архитектуры. А в 1970 году благодаря усилиям директора Государственного музея «Исаакиевский собор» Г. П. Бутикова Спас на Крови передали этому музею в качестве филиала. Это стало важной вехой в истории возрождения Спаса на Крови.
К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации [31].
Реставрация Спаса на Крови
Реставрация Спаса на Крови началась в 1972 году и длилась около 25 лет. Разрушения, нанесенные памятнику войной и складированием декораций, потребовали проведения масштабных восстановительных работ. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был загрязнен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также в интерьере была утрачена мозаика. Оказался почти полностью разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором [12].
Спас на Крови в лесах
На первом этапе реставрации были проведены сложные инженерные работы по гидроизоляции, ремонту отопительных и вентиляционных устройств, металлоконструкций, а в 1980 году приступили к восстановлению уникального художественно-декоративного убранства. Бригада А. А. Щербакова выполнила большую часть реставрации каменного убранства фасадов и интерьера [25]. Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик храма Воскресения Христова. Ее восстанавливали в течение 14 лет мозаичисты под руководством В. Шершнева [31].
Реставрация мозаик Спаса на Крови
Пресловутые строительные леса, которыми был обнесен храм всё это время, вошли в городской фольклор и даже в песню Розенбаума («. мечтаю снять леса со Спаса на Крови»). Горожане шутили, что как только снимут леса со Спаса на Крови, так и советской власти придет конец. Леса разобрали в аккурат в 1991 году [16]. Так что шутку можно считать пророческой.
В 1997 году реставрационные работы были в основном завершены, и Спас на Крови открылся для посетителей. Произошло это 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения памятника [8]. Но реставрационные работы продолжились и после этого, несмотря на прекращение финансирования из государственного бюджета [31]. В связи с появлением новых материалов и технологий в XXI веке стало возможным произвести на более высоком уровне реставрацию центральной апсиды и продолжить воссоздание утраченных элементов декора интерьера.
Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.
В настоящее время собор Спас на Крови открыт как музей, но по выходным и в дни больших праздников проводятся богослужения.
Использованные источники:
1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013
2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006
6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт
7. Константин Маковский. Портрет Александра II (1881) и Портрет Александра II на смертном одре (1881)
8. Храм Спаса-на-Крови, статья в Википедии
9. Елена Ляшенко. Легенды Спаса-на-Крови
10. Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия
11. Архитектор А. А. Парланд, статья в Википедии
12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014
14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012
16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013
17. Спас-на-Крови: исторические фотографии и описания в журнале suosaari82
18. Мемуары А. Н.Бенуа
19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012
20. Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls
21. Панорама Невского проспекта (В. С. Садовникова)
23. Виктор Кельнер. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II / Сост., предисл. и коммент.- Л., 1991
24. Собор Воскресенский (Спас на Крови) в Петербурге
25. Максименко В.А. Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века. Храм Воскресения («Спас на крови»)
28. Людмила Леусская. Ограда Михайловского сада: Железные цветы не вянут, но ржавеют
29. Реставрация ворот и фонарей ограды Михайловского сада в Петербурге
30. Кружево Михайловского сада
31. Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
32. Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера
33. Искусство мозаики. Спас на Крови
34. Харламов, Николай Николаевич, статья в Википедии
36. «Петербургский альбом». Спас на Крови
37. Троице-Сергиева пустынь на архитектурном сайте Citywalls
38. Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013
39. О русском художнике Михаиле Нестерове
42. Музей камня в ризнице Спаса на Крови
43. Парланды в Петербурге
44. Реставрация ограды Михайловского сада
45. Юбилей Альфреда Парланда и памятник на могиле
46. К вопросу о месте захоронения А.А.Парланда
47. Сергей Смирнов. Врата Спаса на Крови. // Наука и жизнь, 2011. т.№9.-С.61-64
48. Горнее место в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год)