история создания новоиерусалимского монастыря

Ново-Иерусалимский монастырь: как евангельская история ожила в Подмосковье

+ кликабельная карта и материалы для распечатки

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Сегодня нам трудно понять, почему в принципе возникла такая задумка — построить под Москвой «копию Святой Земли». Но мы живем в другом мире, где можно открыть Интернет и, не вставая с дивана, в деталях рассмотреть любую достопримечательность. А если этого недостаточно, то, в конце концов, можно сесть в самолет и просто слетать в нужное место, чтобы потрогать все собственными руками.

У людей XVII века не было ни фотографий, ни даже достоверных картин Палестины. Как выглядела земля, по которой ходил Спаситель, они могли разве что догадываться. Привезенный на Русь деревянный макет храма Гроба Господня считался невероятной ценностью, ведь он позволял хоть как-то прикоснуться к евангельской истории.

Отсюда и возникла идея создать своего рода «икону на местности».

Если обычная икона стремится запечатлеть святых подвижников Церкви, то Воскресенский монастырь на реке Истре задумывался как средство запечатлеть почти недосягаемую для русского человека семнадцатого столетия Святую Землю. Подобной «иконой» должен был стать не только сам монастырский комплекс, но и окрестности. Близлежащие холмы получили названия Елеонского и Фаворского, населенным пунктам вокруг также дали евангельские названия. По изначальной задумке Русская Палестина должна была стать сложной системой объектов, находящихся подчас в десятках километров друг от друга.

Кликните на метки, чтобы прочесть описания объектов

Конечно, строители не пытались сделать точную копию Святой Земли: во‑первых, это было невозможно технически, а, во‑вторых (и это, пожалуй, более важно) они стремились создать именно икону с ее глубоким символизмом, а не максимально реалистичную картину. Поэтому если в Израиле от Иерусалима до горы Фавор нужно проехать 147 километров, то в Подмосковье достаточно неспешным шагом пройти всего полтора.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыряСтроить монастырь начали в 1656 году по личному распоряжению Патриарха Никона. Новый Иерусалим был его любимым детищем, Никон видел его будущей резиденцией Патриархов — недалеко от царской столицы, Москвы, но все-таки чуть в стороне, чтобы еще раз подчеркнуть: Церковь и светская власть близки, у них много общих задач, но все-таки существуют они параллельно и смешиваться не должны.

Идея обители нравилась и царю Алексею Михайловичу, тем более что время для подобного проекта было выбрано не случайно. Московское царство вновь возрождалось после Смуты начала XVII века, позади остались гражданская война, иностранная интервенция и годы разрухи. Страна вновь пыталась осмыслить себя, найти свое место в мире. Москва была столицей самого большого и влиятельного православного государства в мире, а потому и Московское царство видело свою главную миссию в защите православного мира. Политические цели в то время не отделялись от целей духовных, и здесь, невдалеке от Москвы, на берегу реки Истры, царь и Патриарх видели место для новой духовной столицы не только русского, но и мирового Православия.

Увы, Ново-Иерусалимский монастырь ждала в итоге непростая судьба, так же как непростой оказалась и судьба его основателя. Стремясь улучшить церковную жизнь, исправить церковные книги и богослужебные традиции, Патриарх Никон действовал слишком резко, а порой даже жестко. Результатом этого стал страшный церковный раскол XVII века, последствия которого не изжиты по сию пору. Сам Никон попал в опалу к царю и был отстранен от Патриаршества решением Большого московского собора. Довести до конца идею Нового Иерусалима он так и не успел, хотя строительство обители продолжалось и после низложения ее основателя.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Кликните, чтобы рассмотреть подробнее

Помимо своей необычной символики монастырь интересен еще и уникальным архитектурным стилем. Московское барокко — это очень короткий период в истории русского искусства, когда западные веяния конца XVII века уже проникли на Русь, но скорые петровские реформы еще не смели старомосковских традиций: Запад и Восток причудливо сочетались друг с другом. Впрочем, писать об этом бесполезно, это нужно только видеть.

В XX веке, в годы войны, монастырь был практически разрушен — варварская попытка уничтожить его стала отдельным пунктом обвинения на Нюрнбергском трибунале. Долгие годы Новый Иерусалим сохранялся трудами энтузиастов и сотрудников организованного здесь музея. Но осуществить его реставрацию удалось только в XXI веке. Сегодня возродилась и монашеская жизнь обители, были построены новые корпуса для музея.

Источник

История Ново-Иерусалимского монастыря

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыряИстория Ново-Иерусалимского монастыря основанного в 1656 году патриархом Никоном, являющегося уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в не бывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

История Ново-Иерусалимского монастыря

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства, как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652). Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656). И образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман, как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для «великой церкви»: изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины. Словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона.

Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыряИстория христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа.

Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью. Поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.

Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!».

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих.

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились «Изборник Святослава» 1073 года, «Юрьевское евангелие» (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий.

Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Наследники царей и монастырь

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. И пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году). И придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Печальные страницы истории монастыря

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы. Экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыряВ 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Дас Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

Возрождение обители

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыряВ 2013 году была полностью восстановлена уникальная семиярусная колокольня – стержень Воскресенского собора. В свое время она лишь отчасти была построена по образу и подобию своей старшей иерусалимской сестры, завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII — начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Источник

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Источник

История создания новоиерусалимского монастыря

Покупка Патриархом Никоном села Воскресенского, с окрестными деревнями и пустошами, у тогдашнего его владельца стольника Романа Бобарыкина. Село было куплено в вотчину основанного ранее Патриархом Никоном Иверского монастыря.

Начаты работы для подготовки места строительства монастыря. Холм на котором теперь находится монастырь был очищен от леса, построена деревянная теплая церковь во имя Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и над этим рвом построена деревянная стена с восемью башнями. На башне над Святыми Вратами монастыря поставлен треугольный образ Воскресения Христова, написанный греческим письмом.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Патриарх Никон со всем освященным собором, в присутствии царя Алексея Михайловича освятил деревянный храм Воскресения Христова. После освящения Царь Алексей Михайлович, обходя монастырь и его окрестности, поднялся на холм на востоке от монастыря, и осмотрев новый монастырь и его окрестности воскликнул: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».

Возведен в сан архимандрита первый настоятель обители игумен Стефан.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

На Елеонском холме Патриархом Никоном водружен каменный памятный и поклонный крест в память о наречении Царем Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом.

По распоряжению Патриарха Никона в 150 саженях от Воскресенского монастыря, на берегу реки Истры построен Богоявленский скит. Богоявленская церковь в здании скита освящена 22 июня (ст.ст.), Петро-Павловская церковь 29 июня.

Патриарх Никон прибывает из Москвы на постоянное жительство в Воскресенский монастырь. Патриарх покинул Москву из-за разногласий с Царем Алексеем Михайловичем, потому как с начала 1658 года «нача быти безсоветие и раздор между Царем и Святейшим Патриархом».

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

В Воскресенском монастыре Патриархом Никоном заложен каменный храм Воскресения Христова. На закладке каменного соборного храма уже не было ни Царя, ни Синклита, ни Освященного собора.

Патриарх Никон покидает монастырь, чтобы явиться на суд собранного царем Алексеем Михайловичем собора православных патриархов.

С этого дня строительные работы в монастыре прекратились.

В монастыре в приделе Иоанна Предтечи под Святой Голгофой погребен Патриарх Никон, при погребении присутствовали Царь Федор Михайлович, Царица Наталья Кириловна с Царевичем Петром Алексеевичем и Царевной Татьяной Михайловной.

При Царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче освящен соборный каменный храм во имя Воскресения Христова.

В монастыре тщанием Царевны Татьяны Михайловны сооружены трапезные палаты и теплый храм в память Рождества Христова.

Построена каменная ограда Воскресенского монастыря и надвратная церковь Входа господня в Иерусалим, над Святыми вратами обители.

Близ Воскресенсокго монастыя произошло сражение войск Царя Петра Алексеевича со взбунтовавшимися стрельцами.

Царь Петр Алексеевич посетил место сражения со стрельцами и Воскресенский монастырь, оставив в ризнице монастыря на память о своем посещении ленту и орденские знаки св. Андрея Первозванного.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

В Воскресенской обители случился большой пожар.

По воле Императрицы Елизаветы Петровны клонившийся к окончательному разрушению собор был возобновлен и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).

На пожертвования Императрицы Екатерины II и других вкладчиков в первом этаже Рождественского храма обители устроен Рождественский вертеп и приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

В Воскресенском соборе Императорами Павлом I и Николаем I устроены два придела во имя Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

Архимандритом Леонидом (Кавелиным) основан монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

Рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей.

Решением Звенигородского уездного съезда Советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано.

Наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату, где находятся и поныне.

Советскими властями изъяты и переплавлены колокола Воскресенского собора, кроме большого Трехсвятского колокола, одного среднего и одного малого колоколов.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали на Нюрнбергском процессе.

В Новом Иерусалим велись реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть фото история создания новоиерусалимского монастыря. Смотреть картинку история создания новоиерусалимского монастыря. Картинка про история создания новоиерусалимского монастыря. Фото история создания новоиерусалимского монастыря

Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение:

«С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе.

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В 2011 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь праздновал три юбилейных события

17/30 августа по благословению Настоятеля монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заупокойную Божественную литургию возглавил Председатель Синодальной комиссии по монастырям Русской Православной Церкви, викарий Московской епархии, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Высокопреосвященнейший Владыка совершил панихиду по приснопамятному Первосвятителю.

Со своей стороны наместник Игумен Феофилакт преподнес Его Святейшеству памятный подарок и несколько книг о Патриархе Никоне, изданных обителью, а также Синодик Москвы и Московской области.

Святейший Патриарх Кирилл осмотрел комплекс Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря: церковь Успения Пресвятой Богородицы (центральный алтарь, часовню Пресвятой Богородицы, Темницу Господню), заалтарную часть (придел написания Титла, придел Разделения риз, придел Поругания), подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, церковь Распятия и Голгофу, где поклонился Кресту Господню.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятному Первосвятителю, после чего посетил центральную часть Воскресенского собора («Плиты Помазания», «Место погребения и Воскресения Спасителя» (Кувуклия)), осмотрел место археологического раскопа на территории обители, а также посетил Богоявленскую пустынь Святейшего Патриарха Никона и «Место Крещения Спасителя на Иордане» (на р. Истра).

Святейший Патриарх Кирилл дал высокую оценку проводимым в монастыре реставрационным работам.

Согласно благословению Священноархимандрита святой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 09.12. по 16.12 состоялся визит братии Святогорского монастыря Хиландар во главе с Игуменом Мефодием (Марковичем) в г. Москву и Новый Иерусалим с целью передачи в дар списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

10 декабря в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре по этому случаю прошли торжества. У святых врат обители икона была торжественно встречена, и крестным ходом с пением тропаря, кондака и величания Пресвятой Богородице икона была внесена в монастырский храм Рождества Христова и поставлена для поклонения верующих. За братской совместной Божественной Литургией молились приглашенные гости из городской Администрации и Благотворительного фонда по восстановлению Нового Иерусалима, многочисленные прихожане и паломники. Данное событие широко освещалось представителями различных федеральных и региональных СМИ.

12 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата святогорцы были приняты заместителем председателя ОВЦС протоиереем Николаем Балашовым. Во встрече также приняли участие представитель Фонда монастыря Хиландар М. Рандич и исполнительный директор Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.П. Коченов. Была отмечена важная роль Фондов Хиландарского и Ново-Иерусалимского монастырей, при поддержке которых происходит восстановление обеих обителей, а также обсуждены возможности принесения в пределы Русской Православной Церкви других святынь древнего сербского монастыря на Афоне.

Кроме того, учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные как с днями земной жизни Спасителя, в частности, место Его Крещения – река Иордан, и место Его Распятия – Голгофа, так и последующей церковной историей – место обретения святой царицей Еленой Древа Креста Господня, Настоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, начиная с 2011 года:

— совершать освящение воды в реке Истра-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения;

— в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

2012 год

12/25 июня 2012 года согласно благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, содействующу Духу Святому, наместником Игуменом Феофилактом (Безукладниковым) был совершен чин малого освящения храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на Святой Голгофе.

30 августа 2012 года в памятный для Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря день блаженной кончины Святейшего Патриарха Никона, основателя святой обители, по благословению настоятеля святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова возглавил его викарий, епископ Воскресенский Савва, по окончании которой была вознесена совместная с братством заупокойная молитва по приснопамятному Первосвятителю.

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «со дня нашего последнего заседания сделано очень и очень много, причем сделано на очень высоком уровне». Предстоятель также заявил, что уже сейчас необходимо приступить к следующим важным шагам по реализации одного из главных положений Концепции, а именно подготовке проектных предложений по так называемым святым местам «Русской Палестины», воссозданию или, если восстановление невозможно, закреплению памяти о них, которое предусматривает сохранение и воссоздание элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля.

Попечительский совет поставил перед Фондом, монастырем и организациями-исполнителями приоритетные направления деятельности и задачи на 2012 и 2013 годы.

В последней декаде октября 2012 года согласно Первосвятительскому благословению в последней декаде октября 2012 года была совершена совместная с руководителями и представителями организаций, участвующих в восстановительных работах по воссозданию исторического облика Нового Иерусалима – Заказчика-Застройщика ФГБУ «ОКС №900 при Спецстрое России», Генерального проектировщика ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» и Генерального подрядчика ЗАО «БалтСтрой», паломническая и рабочая поездка на Святую Землю в целях поклонения и детального ознакомления со святынями храма Гроба Господня и Палестины, а также решения концептуальных вопросов воссоздания «Ансамбля Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального мужского монастыря XVII-XIX веков».

13 сентября 2012 года по благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях дальнейшего производства необходимых ремонтно-реставрационных работ в присутствии комиссии было произведено раскрытие места захоронения с визуальным осмотром и фиксацией состояния надгробного сооружения и останков захоронения Святейшего Патриарха Никона, который упокоился 17/30 августа 1681 года и погребен 26 августа/08 сентября в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Собора Воскресения Господня с подземной церковью Константина и Елены.

31 декабря 2012 года Новый Иерусалим посетил и возглавил Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Председатель ознакомился с монастырской жизнью и ходом ведения реставрационно-восстановительных работ в Новом Иерусалиме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *