история желтоводского макарьевского монастыря
Желтоводский Макариев женский монастырь
Желтоводский Свято-Троице-Макариев монастырь основан в 1434 году преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Принадлежит Лысковской и Лукояновской Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 7 августа (день памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского).
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.
Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.
В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.
Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…
В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.
Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.
Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.
С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.
Современное состояние [ править ]
В 2005 году в Успенском соборе архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь великомученицы Екатерины.
7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Монастырь находится в поселке Макарьеве Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лыскова: летом — паромная переправа; зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лыскова в 6:15; 8:15; 12:15; 15:15 и в 18:15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.
Адрес: 606250, Нижегородская область, Лысковский район, посёлок Макарьево
Расписание богослужений [ править ]
В воскресные и праздничные дни службы начинаются: всенощная — в 18:00; Божественная Литургия — в 9:00.
В рядовые дни седмицы: вечером служба в 17:00, утром — в 8:00.
В воскресные дни в 8:00 служится молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме.
ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Макарьев Желтоводский Свято-Троицкий монастырь, 3 июля 2009 г. Фотография с сайта ru.wikipedia.org |
Женский Макарьев Желтоводский монастырь во имя Живоначальной Троицы Лысковской епархии
В начале XV века преподобный Макарий Желтоводский, бывший насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, пришел на озеро Желтое, что неподалеку от левого берегу Волги, в семи верстах от Лысковской крепости. Ища уединения ради Христа, святой Макарий выкопал себе пещеру и начал продолжать свой подвиг отшельника. Однако Богу было угодно, чтобы 90-летний старец проповедовал Слово Божие местным жителям: мордве, марийцам, чувашам и татарам. Так и появилась братия в числе сорока человек. Первыми монахами и были представители коренных народностей Поволжья. Годом основания монастыря считается 1435 г. [1]
Однако в 1439 году отряды татарского хана Улу-Махмета уничтожили молодую обитель, братию убили, а преподобного Макария взяли в плен. Однако когда с ним познакомился сам Улу-Махмет, то последний отпустил старца, вверив ему еще сорок «мужей разве жен и детей», но с условием, что преподобный оставит берега Желтого озера (это озеро после многочисленных крещений стало именоваться святым). Тогда преподобный Макарий с людьми (в количестве около 200-300 человек) ушел на Север, на Унжу. Зайдя в свою прежнюю обитель в честь Пресвятой Троицы, дабы по чину похоронить своию убиенную братию.
В 1620 году Желтоводскую обитель возобновляет старец Аврамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Аврамия устроить некогда разоренный монастырь. Старец сначала пришел на Святое (Желтое) озеро, а затем направился на Унжу, где в то время находился царь Михаил Федорович, который как и многие князья-Рюриковичи, почитал преподобного Макария как своего небесного покровителя. После этой встречи старец Аврамий приступил к возобновлению обители. При этом цари из рода Романовых помогали и средствами и издавали указы, дабы земное устроение обители шло и благодаря местной «ярмонке», которая впоследствие прославилась на весь мир как Макарьевская.
С XVII столетия монастырь Желтоводский дал нашей Церкви выдающихся архипастырей: патриарха Никона и первого Нижегородского митрополита Филарета, который был родом, по всей вероятности, из Лыскова.
К 1700 году монастырь окреп так, что царь Петр I уже издал о том, чтобы средства с «ярмонки» шли в государственную казну. Однако помощь по-прежнему оказываалась. Желтоводский монастырь был самым крупным из всех обителей Нижегородской епархии. Количество братии к середине XVIII века, по некоторым источникам, достигала нескольких сотен.
С началом XIX века мощь и красота монастыря «малится». В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка была переведена из-под стен монастыря в Нижний Новгород. К 1860-ым годам остается в обители один иеромонах и несколько братий. Решено было монастырь закрыть, после пожара в 1868 году он был упразднен. Часть икон было перенесено в строившийся Нижегородский Александро-Невский собор.
Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь |
Женский монастырь
Лысковские и макарьевские купцы вступились за обитель. В своих прошениях они дошли до императора. Однако дальнейшая судьба обители была в большей мере под опекой императрицы Марии Александровны, которая и предложила монастырь сделать женским.
В 1882 году по указу императора Александра III монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами стали сестры Лысковской богадельни. Они много положили трудов для восстановления обители.
В 1920-1922 годах монастырь был местом пребывания Васильсурского викария.
В 1927 году монастырь вновь был закрыт.
Третье возобновление монастыря преподобного Макария началось в 1991 году, но официально обитель была передана Русской Православной Церкви весной 1992 года. Первые насельницы были из разных монастырей, но преимущественно жительницы Нижегородской области и Чувашии. В августе 1992 года был освящен храм в честь Собора Архангела Михаила.
В настоящее время жизнь в монастыре продолжается, уже насчитывается более 20 насельниц; освящены 5 храмов из 7(в том числе и главный Троицкий собор).
У монастыря также имеются два подворья: в поселке Макарьево (храм Казанской иконы Божией Матери) и в городе Лыскове (Преображенский собор).
Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, собор Троицы Живоначальной, 2014 г. Фото: Ю.Булкин |
Храмы монастыря
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[2] скончался 13 ноября 1630 в Московском Заиконоспасском монастыре
[3] управлял монастырем один год, затем переселился в монастырь Казанской Божией Матери в село Лысково, где и погребен в 1636 г; у Строева показан архимандритом с 1635 по 1640 год
[4] из игуменов Макарьевского монастыря
[5] перешел в Московский Чудов монастырь, где и скончался в 1647 году
[6] ушел в безмолвие в Ниловый скит
[7] по двухлетнем управлении переселился в пустыню Модиолан где и скончался в 1662 году, погребен в Желтоводском монастыре
[8] первый настоятель монастыря в сане архимандрита (с 1666 года)
[9] с 19 января 1680 года был определен келарем в Саввин-Сторожевский монастырь
[10] из игуменов Оранской пустыни, управлял монастырем 23 года и 2 с половиной месяца
[11] из келарей Владимирского Рождественского монастыря, управлял 8 месяцев и 7 дней; переведен в Нижегородский Печерский монастырь
[12] из протопопов Нижегородского кафедрального собора
[13] переведен из Оранскаго монастыря, затем назначен настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря
[14] переведен в Нижегородский Печерский монастырь
[15] переведен в Переславль-Залесский Данилов монастырь
[16] переведен из Арзамасского Спасскаго монастыря, управлял Желтоводским монастырем 13 лет и 7 месяцев
[17] определен из полковых протоиереев, переведен в Грузию в Кваб-Тахевский монастырь
[18] переведен из Пензенского Нижеломовскаго монастыря; управлял Желтоводским монастырем 3 года и 7 месяцев, в 1818 году был назначен в Новоторжский Бориеоглебский монастырь, но на пути туда, по преклонности лет, скончался, где и погребен в Арзамасском Спасском монастыре
[19] переведен из Московского Знаменского монастыря
История
История нашего монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом нашим Макарием Желтоводским, которого примерно с 16 столетия стали называть еще и Унженским чудотворцем. Время прихода старца в наши земли досконально неизвестно. Но судя по древним его Житиям можно предположить, что ради Христа и в поисках уединения бывший инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий мог поселиться в пустынном месте на озере Желтые воды, что было в нескольких верстах от Волги, на ее левобережье, примерно напротив Лысковской крепости, даже в конце 14 века. И только со временем Господь Бог открыл его людям, для спасения этих самых людей. Иные же пожелали разделить с ним все тяготы монашеской уединенной жизни. Поэтому сперва святой Макарий ставит храм в честь Пресвятой Троицы. Точная дата закладки церкви опять же неизвестна. Но по ряду археологических разведок можно сделать вывод, что построен храм был именно на том месте, где ныне высится нынешний собор Пресвятой Троицы. По всей вероятности сначала закладка, а потом и основание монастыря на Желтых водах стало возможно еще и потому, что в начале 1420-х годов в Лыскове был свой воевода, а Лысковская крепость на Оленьей горе подчинялась только Московскому князю. Как бы там ни было, но датой основания монастыря в честь Пресвятой Троицы на Желтых водах стал 1435 (по иным данным — 1434/6) год. Недолго подвизались в нем монахи. В 1439 году обитель была уничтожена до основания, вся братия убита, а игумена Макария, 90-летнего старца, татары казанские взяли в плен. Однако хан Улу-Махмет, увидев избранника Божия, даровал ему свободу. Но святой старец испросил у хана 40 пленников мужчин, не считая женщин, детей и стариков. Так началось шествие под водительством св.Макария примерно в 200 (а может, и более) человек от Казани до Костромских приделов — града Унжеска через Желтые воды…на месте бывшей обители святой захоронил убиенную свою братию. На этом заканчивается история Желтоводской обители до 1620 года; но начинается основание иной Макарьевской, но уже Унженской обители. Из монастырских преданий известно, что монах Аврамий был родом муромчанин; постриг принял в монастыре при селе Большое Мурашкино; однако затем удалился в Тетюши, что неподалеку от Казани; в местный Казанский монастырь. Там он тяжко заболел, однако получил исцеление. И тогда в благодарность Богу, он ушел чуть ли не к Жигулевским горам в поисках подвигов уединения. Именно там к нему в сонном видении трижды являлся наш преподобный Макарий, говоря, чтобы Аврамий пришел на Желтые воды и возродил обитель Пресвятой Троицы. Старец Аврамий не знал, где находятся Желтые воды и никогда не слышал об упоминаемом монастыре. И само решение его было не сразу. Однако страх Божий и просьба святого Макария дали возможность исполнить волю Божию.
Так, 1620-й год считается годом первого возобновления нашего монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю.
Там он списал икону преподобного Макария, от которой происходили и происходят по сю пору великие чудеса исцелений. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Все средства от бойкой торговли шли на строительство уже каменного Макарьевского монастыря. И именно благодаря самым разным людям, представителям самых разных народов ( от Голландии до Китая), получился именно тот вид монастыря, который живет и радует глаз поныне. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня( единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами!). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. И что же сталось с останками бывшего макарьевского монаха? Они утеряны навсегда, потому что в советское время собор был уничтожен, вместе с ними и останки первого нижегородского митрополита (повезло только останкам Козьмы Минина, которые были перезахоронены в Михайловский собор Кремля). Так, мы воочию видим, что такое непослушание перед благословением архиерея! Между тем упокоение телес обрели в нашей обители архиепископы Антоний и Мефодий, также постриженники нашего монастыря. А также митрополит Афанасий. Он приехал защищать патриарха Никона, когда его низлагали патриархи Антиохийский и Константинопольский. Никона все-таки низложили, а митрополит Иконийский и Каппадокийский Афанасий впал в немилость, был посажен в тюрьму в Москве; но потом выпущен и по дороге на свою родину, остановившись в нашем монастыре, в нем и умер (по другим данным: был сослан именно к нам без права выезда за пределы не только России, но и Лысковского уезда…). В это же время в нашем монастыре остановился, служил и немного пожил первый из двух патриархов, кто почтили наш монастырь. Его звали также Макарием и был он патриархом Антиохийским. Второй патриарх, кто служил неоднократно в нашем монастыре, живя при этом в Лыскове у своего же родственника князя Георгия Александровича Грузинского в начале 19 века, был Антоний II, последний католикос Грузии: после присоединения в 1801 году Грузии к России в 1811 году было упразднено патриаршество и автокефалия Грузинской Православной Церкви, она вошла в состав РПЦ.
Святой Антоний (он причислен к лику святых в 2011 году Грузинской Православной Церковью) уехал в Нижний Новгород, но часто жил в Лыскове. После его смерти останки были перезахоронены также в Свято-Преображенский собор Нижегородского Кремля. В советское время мощи его были уничтожены. В 1700 году по указу царя Петра Алексеевича все доходы от Макарьевской ярморки направляются в государственную казну. С этого времени Макарьвский Желтоводский монастырь начинает свой отсчет ко временам запустения и даже закрытия, что и произошло в 1868 году. Ибо для поддержания достойного порядка архитектурного комплекса нужны были такие же огромные деньги, как были затрачены и на его строительство. И хотя государь приезжал со своей супругой Екатериной в наш монастырь, однако финансовый вопрос остался прежним: государство платило дотацию монастырю. Во время (1760-е годы) упразднения многих монастырей (в Лыскове, к примеру, были закрыты оба: мужской и женский) не завидная судьба приуготовлялась и нашей обители. Однако приезд государыни императрицы Екатерины Великой развеял надежды начинающих атеистов. После молебна в Троицком соборе, государыня преподнесла подарок монастырю: двуглавого орла — герб Российской Империи, как знак покровительства Дома Романовых над Свято-Троицким Макарьев-Желтоводским монастырем.
И сей герб висел на фасаде Архангельской церкви вплоть до советской власти… Герб был конфискован ругателями и безбожниками, но слово Екатерины Великой имеет силу и поныне: монастырь как стоял, так и стоит на своем месте во всем своем благолепии! В 1816 году при весьма странных обстоятельствах сгорает Макарьевская ярмарка. Ее переводят на то место, которое потом стало называться Макарьевской слободой Нижнего Новгорода; еще позднее ее нарекут уже Нижегородской ярморкой. А сегодня по каким-то причинам эстафета отдана ярморке посвященной Серафиму Саровскому (?!)…все на том же месте, где и была Макарьевская слобода… Финансовое положение монастыря становится плачевным до катастрофичности; ибо прежде получая дотации от государства, монахи стали заниматься арендой пустующих помещений внутри монастыря (благодаря именно этому жили неплохо многие не только макарьевцы, но и лысковцы, благодаря чему делали состояние, а затем сами становились, покупая лицензии, купцами)… Словом, монастырь начал ветшать, что называется, на глазах. В 1859 году в дни Святой Пасхи упал центральный купол Троицкого монастыря. К этому времени обитель походила на место запустения, о чем поведала очень подробно игуменья Серпуховского монастыря Митрофания, которая посетила наш монастырь в 1860-е годы по поручению государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II. Нерадивость игумена и малочисленной на тот период братии Желтоводской обители усугублялась апатичностью и правящего архиерея Нижегородской епархии архиепископа Нектария. Это при его попустительстве случился раскол в Дивеевской обители, вплоть до того, что серафимовы сиротки перешли в Тамбовскую епархию; это по его указу хотели разобрать по камушку (!!) и наш Макарьевский монастырь, кирпич пустить на строительство архиерейского дома в Нижнем Новгороде, а оставшийся продать и деньги опять же на счет епархии. Благодаря именно архиепископу Нектарию наша обитель была упразднена в 1868 году…и это в благодатные, как считается, годы Российской Империи!!
Тем не менее, благодаря именно государыне императрице Марии Александровне и ее мужа Александра II, а также купечества Макарьева, Лыскова и Москвы архитектурный ансамбль нашего монастыря не был уничтожен; он был в страшном состоянии (даже в советское время он выглядел куда лучше!), но все-таки выстоял свое лихолетье. Преподобному Макарию было не угодно перенести свое детище в иное место… И когда на престол заступил государь император Александр III, то одним из первых указов был указ о возрождении Макарьевского Желтоводского монастыря. Вот только в начале его хотели сделать обителью милосердия; для этой цели из Лыскова были переселены 15 сестер милосердия из Сретенской богадельни. Но уже в 1883 году было решено возрождать в нашем монастыре монашество по заповедям Восточного Православия. За годы до 1917-го да было сделано многое в реставрации и ремонте. Был приведен в должный вид Троицкий собор, в 1916 году был восстановлен главный купол Троицкого собора, рухнувшего за два года до падения Крепостного права. Восстановлен за год до падения Российской империи…. Монастырь был закрыт в 1927 году; точнее уже не как монашеская община, а как трудовая артель. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь. В это время в Макарьевский уезд назначается первый и единственный епископ Макарьевский Александр (Щукин), причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.
Первое время владыка жил в Макарьевском монастыре; в самом городе организовал Воскресную школу, которую безбожники закрыли через год. После перенесения уездного центра в Лысково, епископ Александр переехал в Лысково и стал именоваться епископом Лысковским, служил в Вознесенском и Спасо-Преображенском соборах города. Он прошел Соловецкие лагеря, а свою жизнь закончил мученически будучи архиепископом Семипалатинским. После всех событий последующая жизнь наших насельниц не была до конца мирской. Сестры разошлись по разным городам и весям; но большинство осталось в пределеах Лысковского района; некоторые поселились в Валках, иные в Лыскове. Жители знали о монахинях, просили молитв за себя и своих близких; некоторые бывшие насельницы так и не работали на советскую власть, но жили общинно в домах Лыскова и других весей, ходили постоянно в храм и молились дома. Макарьевский монастырь пытались превратить в приют, в годы Великой Отечественной тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. В начале 1990-х монастырь хотели сделать туристическим центром. Но милостию Божией, с 1991 года он начал в третий раз (!) возрождаться именно как монастырь. И вот уже более 20 лет в нем продолжается монашеское делание. К которому присувокопилась и миссионерская деятельность, ибо к нам приезжают не только православные из разных уголков России, но и люди, ищущие Истину и Истинного Бога из самых разных стран мира.