истра храм гроба господня новый иерусалим
Новый Иерусалим и Храм Гроба Господня
Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как пространственная икона Святой Земли. Воскресенский собор, по замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. А создание копии иерусалимских святынь на русской земле давало возможность большому числу православных совершить такое паломничество, как бы сейчас выразились, виртуально.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2019 год
Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана, а затем сослан на север Вологодской области, в Ферапонтов монастырь. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона.
При проектировании собора патриарх Никон ориентировался на объемную деревянную модель храма Гроба Господня. План постройки почти точно повторяет Иерусалимский прообраз. Некоторые элементы воспроизвелены в точности, другие несколько отличаются по масштабу, но совпадают по расположению.
Модель храма Гроба Господня, XVI век
Кипарисовая модель Храма Гроба Господня, которой пользовался патриарх Никон при строительстве собора
Собор сильно пострадал от пожара в 1726 году, и был возобновлен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749-59 годах. Именно тогда своды собора, изначально украшенные лишь изразцами, дополнились тяжеловесной лепниной в стиле барокко.
Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и роттонды были взорваны, уникальные изразцы лежали среди груды кирпичей. После войны начались восстановительные работы, которые в вялотекущем режиме велись до 1990-х годов.
Впервые я попала в Новый Иерусалим еще в конце 1980-х годов. Собор был на реставрации, войти внутрь не было возможности. Над главным алтарем уже был восстановлен купол, а вот с перекрытием роттонды дело обстояло сложнее. Перекрыть такой большой пролет высоким шатром довольно сложно, конструкция должна быть легкой, чтобы стены выдержали нагрузку. Проект металлической конструкции шатра разработал Нодар Канчели, строительство велось не один год.
Воскресенский собор. Фото начала 1990-х
Возведение наместника монастыря о.Феофилакта в сан архимандрита. 8 мая 2016 года
Собор Новоиерусалимского монастыря, 25 января 2015 года. Вид с востока
На последнем фото видно, что собор в своем объеме довольно близко повторяет храм Гроба Господня. Но Иерусалимский Храм очень трудно представить целиком, поскольку он окружен плотной городской застройкой.
Храм Гроба Господня при крестоносцах, вид с востока. Объемно-пространственная модель выполнена студенткой МАРХИ Ариной Хрусталевой, 2018 год
Некоторое представление об объеме Храма Гроба Господня дают фотографии, сделанные из двора, расположенного над храмом царицы Елены, а также с городских стен Старого Иерусалима.
Храм Гроба Господня, вид с востока. Фото сделано автором в 2014 году
Храм Гроба Господня, вид с городских стен. Фото сделано автором в 2014 году
Наложение планов двух соборов показывает почти полное совпадение основных элементов по размеру и взаимному расположению. Кафоликон (основной алтарь), ротонда, кувуклия, приделы совпадают полностью. Немного смещены колокольня и подземная церковь царицы Елены, но смещение незначительное.
В Иерусалиме подземная церковь находится значительно глубже, соответственно лестница в нее ведет более длинная. Этим обусловлено смещение. На русской земле значительно заглубляться в грунт было опасно из-за грунтовых вод и особенностей климата. Даже при таком заглублении, какое было сделано в Новом Иерусалиме, через пару столетий пришлось выкопать по периметру подземной церкви ров для отвода воды, который существует по сей день.
В наши дни многие посетители Нового Иерусалима бывали в Иерусалиме настоящем, и потому могут сравнивать и оценивать воплощение никоновской идеи.
Я хорошо помню впечатления от первой экскурсии по собору. В то время теплой и пригодной для служб была только церковь (придел) Успения, а весь остальной собор был в холодным и неуютным, и находился в плачевном состоянии.
Придел Поругания. Фото 2008 года
Я тогда еще не бывала на Святой Земле и никак не могла понять, что означают части храма, посвященные разным моментам Страстей Христовых. Мне представлялось, что они являются символическим отражением Евангельского повествования, собранными в определенной последовательности. Расположение Голгофы и Кувуклии Гроба Господня в одном храме на расстоянии нескольких десятков шагов было вовсе непонятно и осознавалось только в символическом смысле. Словам экскурсовода о том, что Воскресенский собор в точности повторяет Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не получалось верить: мешали толстощекие херувимы на стенах. Я никак не могла представить, чтобы в Иерусалиме было нечто подобное.
Зато после того, как я побывала в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, осмотр Новоиерусалимского собора сопровождался радостью узнавания Прообраза. Я ходила по собору и не замечала нелепой барочной лепнины, потому что видела себя идущей по голым каменным плитам Иерусалима. Я попадала из придела в придел и удивлялась, насколько точно все это воспроизводит Образец. Не требовалось уже большого напряжения фантазии, все было перед глазами.
Для наглядности предлагаю сравнить фотографии главных святынь двух храмов.
Голгофа. Новый Иерусалим
Сама скала Голгофы еще в Средние века была обтесана и обрублена со всех сторон, оказавшись внутри храма. Сейчас части скалы можно увидеть через несколько окошек, оставленных в разных местах. На фото видны застекленные витрины по сторонам престола, сквозь них видна верхняя часть скалы.
Примечательно, что в Новом Иерусалиме воспроизвели и все три отверстия, в которых были установлены кресты, и трещину в скале (см. фото выше).
Трещина в скале Голгофы, вид из придела Адама. Иерусалим
В трещине установлен прибор, контролирующий ее ширину. За все время измерений она не увеличивалась.
Часть скалы Голгофы, видимая из полукруглого обхода (Скорбного пути). Иерусалим
В Новом Иерусалиме воспроизвели символическое изображение трещины в скале, придав ей дополнительный духовный смысл. По преданию считается, что под Голгофой располагались древние захоронения, где покоились останки Адама. Когда скала треснула, то Кровь Распятого Господа стекла по Кресту в расщелину скалы и омыла череп Адама, смыв с него первородный грех. Именно поэтому на резных изображениях Распятия под Крестом часто изображаются череп и кости.
Поэтому в Новом Иерусалиме нарисовали капли Крови, стекающей по расщелине в камне.
Символическое изображение трещины в скале Голгофы. Новый Иерусалим
Камень Помазания в Иерусалиме находится прямо напротив входа в Храм, и большинство паломников, входя, в первую очередь прикладываются именно к нему. Это место, где, по преданию, Иосиф Аримафейский с Никодимом положили Пречистое Тело Господа, снятое с Креста, чтобы помазать благовониями и обвить Плащаницей перед погребением. Камень покрыт плитой красного мрамора и благоухает драгоценным миром.
Камень Помазания в Иерусалиме
Камень Помазания в Новом Иерусалиме находится на том же месте, но из-за того, что вход в храм с противоположной стороны (с севера, а не с юга), он не сразу оказывается перед глазами входящего человека. Возможно, при Никоне действовал южный вход, но сейчас пользуются северным.
В 2008 году камень Помазания лежал прямо на полу, как в Иерусалиме, и чтобы приложиться в нему, нужно было опуститься на колени. После раставрации камень подняли, и сейчас он находится на уровне порядка 60 см от пола.
Наместник монастыря архимандрит Феофилакт благословляет паломников привозить со Святой Земли миро и возливать на камень Помазания в Новом Иерусалиме. Мы тоже исполнили это благословение прямо в день освящения собора. Сейчас камень благоухает, почти как в Храме Гроба Господня.
Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2008 год
Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2018 год
Иосиф Аримафейский с Никодимом погребли Тело Господа в новом гробе, который находился неподалеку от места Распятия. Только попав в Иерусалим, понимаешь, насколько в действительности близко это было. Еще в XI веке паломники влезали в Гроб Господень сквозь узкий лаз в скале, рассказы об этом сохранились в текстовых источниках, в частности, в «Хождении игумена Даниила». Впоследствии проход был несколько расширен (но и сейчас войти можно, только согнувшись пополам, и только по одному, а в погребальной камере одновременно могут находиться не более трех человек). Скалу, в которой был выдолблен гроб, обтесали и над ней построили часовню, которая носит название Кувуклия. Внутри Кувуклии есть окошко, через которое можно увидеть необработанный камень и представить, как выглядел Гроб Господень изначально.
Кувуклия Гроба Господня. Иерусалим
Кувуклия в Новом Иерусалиме по своим объемам меньше, а по внутреннему пространству несколько больше. Это вполне понятно, ведь ее стены не заключают в себе куски скалы.
Входя в Кувуклию, паломник сначала попадает в придел Ангела, где лежит небольшой округлый камень. Этим камнем закрывалася вход в Гроб Господень, и как сказано в Евангелии, он был весьма велик. Но паломники, посещавшие Святую Землю, отбивали кусочки этого камня и увозили с собой, как святыню. Поэтому камень сильно уменьшился.
В Новом Иерусалиме камень представлен уже таким, каким он был в XVII веке, то есть небольшим. По размеру он примерно соответствует тому, который в наши дни можно видеть в Иерусалиме.
Кувуклия в Новом Иерусалиме
Кафоликон (центральный алтарь) в Храме Гроба Господня
В Новом Иерусалиме нет проблемы разделения между конфессиями, тут весь храм православный. Центральный алтарь имеет огромный 12-ярусный иконостас. Здесь совершаются торжественные богослужения.
Главный алтарь в Воскресенском соборе, Новый Иерусалим
Сейчас уже трудно сказать, как воспринимали творение патриарха Никона его современники и ближайшие потомки, простые русские паломники, посещавшие Новоиерусалимский монастырь. Получалось ли у них представить себя на Святой Земле, или они испытывали те же трудности, что и я?
Вера русского народа (именно простого народа, а не образованного на западный лад дворянства) была в те времена простой и искренней. Поэтому я думаю, что люди вполне могли не задаваться сложными вопросами, а просто верить. И поклоняться в Воскресенском соборе, как поклонялись бы в Иерусалиме, куда у них не было надежды попасть.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. План
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План
1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Место явления Христа Марии Магдалине, 5 – Франсисканский придел Бичевания, 6 – Церковь Воскресения Господня (Кафоликон) Иерусалимского патриархата, 7 – Место явления Христа Своей Матери после Воскресения (католическое предание), 8 – Место, где был узнан Крест Господень (католическое предание), 9 – католическая ризница, 10 – Придел Пресвятой Богородицы, 11 – Придел Темницы Господней, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Ниша с колонной бичевания, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Место, где был обретен Голговский крест, 18 – Придел Авраама (Иоанна Предтечи), 19 – Канцелярия греческой патриархии, 20 – Хранилище святынь, 21 – Лестница Марии Египетской (вход замурован), 22 – Камень Помазания, 23 – Лестница на Голгофу, 24 – Скорбный путь, 25 – Место, где стояли Жены Мироносицы во время Распятия, 26 – Вход в Храм.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Монастырь Новый Иерусалим.
Монастырь Новый Иерусалим. запись закреплена
Запись на экскурсию по монастырю Новый Иерусалим
Начало в 11.00 и 13.30
Экскурсия проводится за пожертвование.
Монастырь Новый Иерусалим. запись закреплена
Монастырь Новый Иерусалим. запись закреплена
Монастырь Новый Иерусалим. запись закреплена
Монастырь Новый Иерусалим. запись закреплена
4 ноября. † День кончины архимандрита Леонида (Кавелина), настоятеля Воскресенского монастыря в 1869-1877 годах
Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился в 1822 году в семье дворян Калужской губернии.
Показать полностью.
Окончив 1-й Московский Кадетский корпус (1840), он служил в гвардейском полку близ Петербурга и сотрудничал с литературными журналами.
Изучение истории Оптиной пустыни, святыням которой он поклонялся с детства, утвердило Льва Александровича в намерении принять монашество. В 1853 году он вышел в отставку и поселился в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни, где нес послушание письмоводителя у старца Макария (Иванова) и занимался переводом святоотеческих книг.
В 1869 году архимандрит Леонид был назначен настоятелем Воскресенского монастыря. В его лице обитель обрела мудрого наставника, рачительного хозяина и неутомимого исследователя. Он составил первый «Месяцеслов» монастыря (М., 1870), опубликовал по рукописи XVII века, сверенной с другими списками, «Известие о Житии» Святейшего Патриарха Никона, написанное Иоанном Шушериным (М., 1871), издал фундаментальное «Историческое описание Воскресенского Ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» (М., 1876) и множество других работ.
В 1877 году архимандрит Леонид был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, которой управлял до своей кончины 22 октября 1891 года.
Надпись на кресте над его могилой как нельзя лучше выражает сущность его жизненного подвига.
«Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся». (Пс. 142, 5)
Ново-Иерусалимский монастырь
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении дистанционного конкурса-выставки детского и юношеского творчества «Я созерцаю Божий мир…»
Дистанционный конкурс-выставка рисунков «Я созерцаю Божий мир…» (далее- конкурс) проводится Воскресенским Ново-Иерусалимским ставропигиальным монастырем при поддержке Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви.
Показать полностью.
2. Основная тематика:
— мир духовный и мир земной;
— красота родной природы;
— мой дом, моя деревня, мой город;
— моя семья и друзья.
3.Цели и задачи конкурса:
— приобщение к традиционной православной культуре, воспитание патриотизма и любви к культуре и истории России;
— воспитание любви к родному языку и родной культуре;
— развитие литературных, патриотических и культурных традиций;
— проповедь православных устоев жизни, нравственности и морали;
— привлечение к творчеству учащейся молодежи;
— поддержка одаренных детей;
— знакомство с историей Церкви, государства, города, памятниками старины, святынями России;
— формирование культурного пространства в окрестностях Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря.
4. Участники конкурса.
4.1. К участию в конкурсе приглашаются дети и юноши в возрастной категории 5-15 лет.
4.2. Участники будут поделены на две возрастные группы:
— старшая группа – 11 – 15 лет.
4.3. Участник на конкурс представляет 1 (одну) работу.
5. Требования, предъявляемые к работам.
5.1. Размер рисунка – разноформатный.
5.2. Допускается любая техника выполнения рисунка (карандаш, гуашь, акварель, пастель, масляные и акриловые краски и др.).
5.3. Соответствие тематике.
5.4. Рисунки должны быть новыми, нигде ранее не выставляющимися, не участвовавшие в других конкурсах, не заимствованные из других источников.
5.5. Участники конкурса гарантируют подлинность авторства представляемых на конкурс работ.
5.6. Рисунок должен сопровождаться этикеткой с лицевой стороны рисунка с указанием ФИО, возраста автора, наименование работы и название художественной школы, гимназии, студии, кружка и т.д. (для обучающихся конкурсантов).
6. Основные критерии оценки:
— мастерство в технике исполнения;
— композиция и цветовое решение;
— индивидуально-выразительное решение (оригинальность замысла);
— соответствие образа и темы;
— необычный подход: использование нестандартных техник, приемов и приспособлений.
7. Конкурсная комиссия.
7.1. Для подведения итогов конкурса-выставки будет создана конкурсная комиссия, в которую войдут братия, сотрудники Монастыря и Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
7.2. Конкурсная комиссия принимает решение о победителях путем арифметического подсчета большинства голосов в каждой возрастной группе и номинациях.
8.1. Рисунки на конкурс принимаются очно до 10 декабря 2021 года в будние дни с 10:00 до 18:00 часов по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2, канцелярия Монастыря, ответственное лицо Мартысевич Василий Васильевич (+7-916-161-81-14).
Доставка рисунков осуществляется самостоятельно родителями конкурсантов или преподавателями школ за свой счет.
8.2. конкурс-выставка будет действовать с 13 по 19 декабря 2021 года.
9.2. Результаты конкурса будут размещены на официальном сайте Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря не позднее 21 декабря 2021 г.
9.3. Победители отмечаются особыми памятными грамотами и ценными призами.
Получение призов осуществляется самостоятельно родителями конкурсантов или преподавателями школ в будние дни с 10:00 до 18:00 часов по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2, канцелярия Монастыря, ответственное лицо Мартысевич Василий Васильевич (+7-916-161-81-14).
Примечание: Организаторы имеют право производить фотосъемку всех выставляемых в рамках выставки работ, а затем использовать фотоматериалы по собственному усмотрению: предоставление в СМИ и т.д.
Желаем Вам успехов и победы в конкурсе!
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
От Луки святое благовествование (16:19-31)
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
6 ноября 2021 года Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу.
День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.) был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.
Показать полностью.
Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевской».
Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2021 году.
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
Придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, первоначально устроенный к северу от главного алтаря подземной церкви святых Константина и Елены, в середине XVIII века был перенесен на второй ярус колокольни Воскресенского собора и благоукрашен на средства графа Ивана Ивановича Шувалова (1721-1797). Освящен в 1749 году.
Показать полностью.
Деревянный иконостас в стиле барокко изобиловал резными украшениями, частично вызолоченными, частично посеребренными. Иконы были написаны в технике масляной живописи, на холстах, наклеенных на доски. В местном ряду иконостаса напротив храмового образа помещался образ святых праведных Захарии и Елисаветы.
Зеленская Г. М. «Новый Иерусалим. Путеводитель»
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).
***
#новоиерусалимскиймонастырь #новыйиерусалим