иудеи и ветхий завет
История израильского народа. Ветхий Завет как учебник
В размышлениях святителя Николая Сербского о судьбах народов еврейский народ занимает основное место. Об этом, исследуя труды святителя, пишет в своей статье доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов
Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? —
Та, которую сами евреи написали, — Ветхий Завет.
Святитель Николай Сербский. Стослов. Слово 58. [1] .
Народ Израиля — главное действующее лицо Ветхого Завета.
Священное Писание содержит истории многих народов. История каждого из них, как отмечает святитель Николай Сербский, очень поучительна. Мы уже рассмотрели судьбы многих библейских народов с комментариями Николая Сербского. Это и семь племён Ханаана, и древний Египет, и Вавилон, и Ассирия, и филистимляне, и моавитяне, и аммонитяне, и многие другие.
Но всё-таки главным действующим лицом Ветхого Завета является израильский народ.
В книге Николая Сербского «Наука закона» (глава XVI «Нравственный закон управляет судьбами народов») читаем:
Давайте раскроем Книгу Божию и прочтём, что там сказано о судьбах народов. Наиболее исчерпывающе описана судьба народа еврейского. От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперёд и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай, — словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога.
Без натяжки можно сказать, что Ветхий Завет — история древних евреев, а все остальные народы составляют лишь фон этой истории. Более того, даже Новый Завет содержит немало интересных моментов, помогающих лучше понять судьбу еврейского народа. Соответственно, в размышлениях святителя Николая Сербского о судьбах народов еврейский народ занимает основное место.
Много раз святитель повторяет простую мысль: история еврейского народа очень поучительна, она может и должна восприниматься как учебник жизни для всех существующих в наше время народов и всего человечества в целом.
В работе «Слово о законе» этой теме посвящены глава XIII «Закон в действии» и глава XIV «Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов». Собственно, история еврейского народа убедительнейшим образом демонстрирует нам действие единственного в нашем мире «железного» закона — Высшего нравственного, которому и посвящена вся работа «Слово о законе».
Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца. События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона. История этого народа, конечно же, не случайно и не бесцельно «вставлена» в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам.
Обращу внимание на слова святителя о том, что многие западные богословы и критики полагают, что история еврейского народа попала на страницы Священного Писания случайно. Что, мол, на этих страницах с таким же успехом могла быть размещена история любого другого народа. Что, мол, история еврейского народа демонстрирует лишь общие закономерности развития всех народов. Так считают, например, еврейские учёные-библеисты вроде Генриха Греца (1817-1891 гг.) и европейские рационалисты вроде Эрнеста Ренана (1823-1892 гг.). Другие всё-таки подчеркивали «особость» еврейского народа. Не обязательно в том смысле, что евреи выше других народов. А именно в том, что этот народ был избран Богом в качестве некоего «первопроходца», призванного показать другим народам будущее.
Блаженный Августин (354-430. )Фото: www.globallookpress.com
Так, блаженный Августин (354-430 гг.) полагал, что именно на евреев Богом была возложена миссия привести человечество к христианству. Так что «исключительность» евреев заключается не в их особых нравственных качествах или интеллектуальных способностях, а именно в возложенной на них всемирно-исторической миссии.
Святитель выдвигает свои предположения о том, почему выбор Бога пал именно на древних евреев, а не, скажем, на древних египтян или персов. Вопрос интересный. В одних местах святитель пишет, что у евреев родословная включает в себя большое количество праведных патриархов (начиная от Авраама) — другие народы этим похвастаться не могли. А вот в небольшой работе «Азбука истины» святитель даёт другое объяснение:
Из народов первым больным, которого Бог принялся исцелять, был народ еврейский. Избранничество еврейского народа означает всего лишь это и ничего более.
А далее он продолжает, что звание избранного народа не было дано евреям на все века. Бог дал, Бог забрал:
Но этот новый избранный народ уже фигурирует в Новом Завете.
Фото: www.globallookpress.com
С чего начинается история ветхозаветного Израиля
История еврейского народа может отсчитываться от внука Ноя, сына Сима по имени Евер, который жил во времена вавилонского правителя Нимрода. Он отклонил призыв этого правителя участвовать в строительстве Вавилонской башни и ушёл за реку Иордан (имя Евер в переводе означает «перешедший реку»). В православии Евер относится к праотцам — группе ветхозаветных святых, почитаемых как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.
Чаще история евреев отсчитывается от Авраама (родился в XXI веке, а умер в XIX веке до Р. Х.) — потомка Евера. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).
Наконец, можно отсчитывать историю евреев от того времени, когда потомки Авраама, Исаака и Иакова (Израиля), оформившиеся в двенадцать колен Израилевых, пришли в «землю обетованную» — Ханаан. Это произошло после Исхода их из Египта и путешествия по пустыне под предводительством Моисея. Именно в это время произошло формирование еврейского народа как «избранного», поскольку Моисей получил Закон от Бога на горе Синай в виде каменных скрижалей. Этот народ состоял из сыновей и потомков Иакова (Израиля), оформившихся в двенадцать колен. С этого времени они стали называться не только «евреями», но также «народом Израиля».
Краткая схема истории ветхозаветного Израиля
В самом общем виде историю евреев можно разделить на следующие этапы.
Таким образом, история ветхозаветных евреев насчитывает около двух тысячелетий (если отсчитывать от патриарха Авраама) и завершилась она в I в. по Р. Х. разрушением Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х.
Римские воины сравняли Иерусалим с землей, большую часть жителей Иудеи увели в плен. С тех пор на протяжении следующих почти двух тысяч лет евреи жили в рассеянии по всему миру, не имея своей государственности.
С того момента, когда евреи распяли на Голгофе ожидаемого Мессию, Иисуса Христа, ими была перейдена «точка невозврата». Евреи потеряли звание «избранного Богом» народа. Таким народом стали христиане. Это совершенно новый народ, примера которого не было до этого в истории. Это народ, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Между прочим, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея (Мф. 2, 6) он говорит, что христиане — новый Израиль, то есть Боговидец (народ, зрящий Бога).
[1] «Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского». — Минск: изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 43-44.
[2] «Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского». — Минск, изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 10-11.
[3] Автор упомянутой книги — Семён Маркович (Шимен Меерович) Дубнов (1860-1941 гг.) — российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. После революции 1917 года эмигрировал из России. В эмиграции написал фундаментальный труд «Всемирная история еврейского народа» в 10 томах.
Книга пророка Иеремии
Сведения о пророке Иеремии
Пророк Иеремия (с евр. возвышенный Богом), как он сам говорит о себе в своей книге, был сын священника Хелкии (1 гл. 1 ст.). Некоторые из толкователей думают, что под священником Хелкией нужно разуметь того первосвященника Хелкию, который в царствование Иосии, благочестивого царя иудейского, нашел автограф закона Моисеева (4 Дар. 22 гл.). Но это мнение нельзя признать верным, потому что отец Иеремии Хелкия жил в Анафофе, а первосвященник Хелкия не мог жить в Анафофе, а должен был жить при храме в Иерусалиме. С другой стороны, Анафофские священники происходили из рода Ифамара, а род Ифамара еще при Соломоне был лишен первосвященнического достоинства, которое и перешло в род Елеазара. Отец Иеремии Хелкия был из рода Ифамарова, а первосвященник Хелкия, как известно, из рода Елеазарова; следовательно, первосвященник Хелкия не был отцом Иеремии. Пророк Иеремия происходил из Анафофа; это – небольшое селение в колене Вениаминовом, в 2-х верстах от Иерусалима на севере: «обиташе в Анафофе, в земле Вениаминове» (I, 1). Пророк был призван к пророческому служение, будучи 15 л. от роду, в 13-й год царствования Иосии (около 646 г. до Р. X.). О своем призвании пророк говорит следующее: Господь явился ему и сказал, что Он еще прежде рождения назначил ему быть пророком для народов. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и трудность служения в виду развращенного состояния народа в то время, но Господь ободрил его, укрепил, коснувшись Своею рукою уст Иеремии, что означало сообщена руководительной благодати, и дал ему два символических действа, которые служили для укрепления пророка и для уверенности в помощи Божьей. Сначала Иеремия увидел ореховый жезл (символ бдительности Божьей), затем котел кипящий и подогреваемый с севера (что указывало на нашествие Халдеев). Через эти символические действия пророк был призван Богом к пророческому служению и укреплен. Все его служение продолжалось (с 646 г.–606 г.) около 40 лет. Призванный таким образом к пророческому служению, пророк неустанно проповедовал до самого разрушения Иерусалима Халдеями. По разрушению Иерусалима, Навуходоносор предложил Иеремии или идти с другими иудеями в Вавилон, или остаться в Иерусалиме; пророк предпочел последнее. Такая милость была оказана Иеремии вероятно потому, что он предсказывал определенную Богом гибель Иерусалима и советовал иудеям без сопротивления подчиниться Вавилонскому царю. Иеремия на развалинах Иерусалима написал книгу «Плач». Впоследствии евреи, оставшиеся в Иудее, возмутились, убили Навуходоносорова наместника Годолию и, боясь наказания, убежали в Египет и увлекли с собой силой Иеремию. Живя в Египте, в городе Тафнасе, Иеремия продолжал обличать своих соотечественников за нечестие и тем до того ожесточил их, что они побили его камнями (в 5 году по разрушению Иерусалима). Все почти эти обстоятельства подробно описаны в самой книге.
О современном пророку Иеремии состоянии народа еврейского
Об особенностях содержания и изложения книги пророка Иеремии
При обозрении книги пророка Иеремии можно усматривать три особенности в ее содержании. 1) В книге содержится обильное излияние чувств. Это объясняется тем, что Иеремия имел душу в высшей степени чувствительную и любящую. Он не мог без слез предсказывать несчастия даже язычникам, не только евреям. Поэтому все его речи проникнуты таким сердечным характером. 2) Другая особенность книги Иеремии состоит в том, что в ней встречается множество исторических повествований о событиях, в которых ему приходилось принимать участие. Эти повествования имеют важное историческое значение, потому что в них сообщаются такие исторические сведения, которых нет ни в каких других источниках. Такое большое количество повествований объясняется тем, что пророк не только предсказывал известные события, но некоторые даже сам пережил, напр., плен. 3) У Иеремии много заимствований, напр., у Исайи, у Авды. В виду нечестия народа, чтобы внушить большее доверие к своим речам, он ссылался на авторитеты прежних пророков. Относительно внешней стороны книги нужно сказать, что книга Иеремии по языку не представляет такого изящного произведения, как книга пророка Исайи. Это объясняется происхождением пророка и тем, что он не получил такого блестящего образования, как Исайя. Язык Иеремии простой, народно – употребительный в то время, растянутый и с повторениями. Поэтому о. Церкви язык Иеремии называют «sermo rasticus» – язык простонародный. В книге Иеремии, особенно в 1-х главах, написанных Иеремией в молодых летах, не соблюдены даже первые грамматические правила: подлежащее, на прим., иногда стоит в единственном числе, а сказуемое во множественном; но эти внешние несовершенства восполняются глубиною чувства. 70 толковников задумали исправить книгу Иеремии, дополнить и пояснить некоторые места, которые им казались неполными и не совсем ясными, отсюда произошло различие между еврейским и греческим текстами.
Разделение книги пр. Иеремии и очерк содержания
Различие между еврейским и греческим текстами книги пророка Иеремии
Это различие объясняется тем, что 70 толковников произвели при переводе книги пр. Иеремии значительные против подлинника исправления, стараясь сделать речь более ясной. Затем, есть древнее предание, что в древности существовало собственно два евр. текста кн. Иеремии, из которых один помещен в евр. текст, а другой принят и переведен 70-ю толковниками. Какому тексту дать предпочтение, – решить трудно. По-видимому, лучше дать предпочтение тексту 70 толковников, так как здесь все изложено более ясно, чем в еврейском тексте, но иногда при объяснении бывает нужно обращаться и к еврейскому тексту.
Расположение глав книги пророка Иеремии
Из обозрения книги пророка Иеремии видно, что главы ее расположены в хронологическом порядке, хотя некоторые главы расположены по содержанию, напр., глава 25-я; эта глава произнесена в 4-й год царствования Иоакима, но записана после речей, произнесенных в царствование Седекии.
Глава 1-я. Призвание Иеремии к пророческому служению
В первой главе содержится повествование о призвании Иеремии к пророческому служению. Ст. 4–5. Было слово Господне ко мне, говорит пророк: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя и освятих. Слово освятих указывает не только на назначение, но и на сообщение особенной благодати от самого рождения ( Гал. 1, 15 ). Пророка во языки поставих тя: это выражение показывает, что Иеремия избирается не только для Евреев, но и для всех язычников. По определению Божьему, настало время просвещения язычников, сама Церковь ветхозаветная имела скоро водвориться пленницей среди языческого мира, чтобы привлечь этот мир к себе, и пророк назначается быть просветителем язычников, чем он более других пророков прообразовал Мессию, просветителя всего мира. Ст. 9. Посвящение пророка на служение совершилось через прикосновение руки Божьей к устам его; это антропоморфическое выражение означает сообщение руководительной благодати, в которой более всего нуждался пророк Иеремия в виду своей молодости (15 лет), подобно тому, как Исайя, объятый сознанием своей греховности, получил благодать очищающую. Ст. 10 Цель служения Иеремии – предсказывать о погибели разных языческих царств и народов и о создании вместо них новых, которые способны будут войти в царство Мессии. Ст. 11. Пророк укрепляется и наставляется двумя символическими видениями. Жезл ореховый, с евр. миндальное дерево; оно раньше всех расцветает и служит символом бдительности, поэтому в древности царские жезлы делались из этого дерева. Господь Сам объяснил пророку смысл этого видения: Я буду бодрствовать над тем, чтобы слова Мои и определения, сказанные через тебя, исполнились ( Дан. 9, 14 ). Ст. 13. Второе видение котла, поджигаемого с севера, означало нашествие на Иерусалим врагов из Вавилона, которые будут орудием Божьим для наказания нечестивых, Евреев и язычников, и когда исполнят волю Божью, то и сами погибнут. Таково содержание проповеди пророка.
Главы 2, 9, 11 и 12. Обличение Иудеев за отступление от Завета Господня
Первая речь пр. Иеремии произнесена вскоре после призвания его, на что указывает союз и, которым она начинается. Господь повелевает пророку громко проповедовать Иерусалиму, ибо он уже доходит до такого состояния, о котором предрек Исайя будете слушать и не услышите. Содержание речи следующее: при Синае Господь вступил в завет с Евреями (ст. 2.); завет или договор предполагает обязательства с обеих сторон. Господь обещал Свой избранный народ защищать от врагов и ввести в землю обетованную, что и исполнил. Между тем Евреи, обещавшись почитать Бога и исполнять Его заповеди, изменили своему обещанию, отступили от Завета Господня, стали почитать идолов и вероломно забыли все Божьи благодеяния (3–8). Самые грубые язычники не поступают так вероломно: разве меняют язычники своих богов ложных? А люди Мои переменили Меня – славу свою на тех, от которых нет им никакой пользы (9–11). Небо приходит в ужас от этого вероломства. Два зла сотворили люди Мои: оставили Меня, источника воды живой, и выкопали себе пустые колодцы (идолы) (12–13). Вследствие этого, Израильтяне и отданы в рабство в Ассирию (14–15). И Иудеи отступили от Меня и ищут помощи себе у Египта, за это и их ждет наказание, и они тогда узнают и поймут, как тяжело им жить без Моего благоволения (16–19). Ибо издревле, – продолжает Господь обличать Иерусалим, – ты сокрушил иго твое (оставил закон Божий) и сказал: не буду Тебе служить, но пойду на холмах (Ваалу) и в рощах (Астарте) служить идолам (ст. 20). Я насадил тебя виноградником добрым, как же ты превратился в виноград дикий (ст. 21)? Если умоешься мылом (нитром) и со щелоком (травы борифовы), то и тогда останешься порочным, так укоренилось в тебе зло (ст. 22). При нечестии в тебе упорство и нераскаянность: «ты говоришь: я не осквернился; но вспомни твои действия на месте многогробищном (в долине сынов Гинномовых, где было еврейское кладбище и стоял идол Молоха – ст. 23–24). За это ищущие тебя (враги) не утрудятся, скоро найдут и погубят. С 25– го стиха пророк увещевает к раскаянию и обращению к Богу. Отврати ногу твою от пути нечестивого и душу от жажды чувственных удовольствий; на это народ отвечает: я буду силен через идолов. Но как стыдно бывает вору, когда он бывает пойман, так постыдятся и все сыны Израилевы в надежде на идолов, которых они наставили во всех городах – на городских воротах и улицах, как своих покровителей (ст. 26–28). Напрасно Я поражал вас наказаниями, вы не вразумились и не убоялись (ст. 29–30). Слушайте же Слово Господне: разве я был пустыней для Израиля – не оказывал ему Своих милостей, от чего же он не хотел служить Мне и забыл Меня (ст. 31)? Разве может невеста забыть красоту и украшения свои? А люди Мои забыли Меня, Который всегда был их славою (ст. 32). Употребляла ли ты, дочь Сиона, способы, чтобы заслужить Мою любовь (стремилась ли к богоугождению)? Нет, ты всячески стремилась к нечестию, руки твои обагрены кровью неповинных, убитых коварно в лесу (ст. 33–34), и при этом ты говоришь: я невинна, не знаю, за что наказываюсь. За это нечестие и упорство ты постыдишься и от Египта, как некогда от Ассирии, выйдешь из Египта, имея руки на главе (в знак скорби), ибо надежда твоя избавиться через союз с Египтом от халдеев не будет иметь успеха (ст. 35 – 37), – что, как известно, и исполнилось.
Глава 9-я. Предсказавши погибель Иерусалиму, пророк предается неутешной скорби
Глава 11-я
Глава 12-я
Признавая правосудие Божие, пророк, тем не менее, обращается к Богу за разрешением своего недоумения: отчего нечестивые благоденствуют на земле и угнетают праведников (ст. 1–3)? Долго ли из-за их нечестия будет плакать земля, и страдать все живущие на ней (ст. 4)? Разрешая недоумение пророка, Господь повелевает ему приготовиться к еще большим страданиям от нечестивых (ст. 5), но затем успокаивает его, говоря, что Он уже определил отдать достояние Свое в руки врагов, что скоро вся земля предана будет разорению (ст. 6 – 13), после которого Евреи снова будут помилованы и возвращены из рассеяния в землю свою, а враги их, если не научатся путям народа Моего, чтобы почитать Меня, будут совершенно истреблены (ст. 14–17).
Главы 20 – 23. Суд Божий на вождей иудейского народа, главных виновников развращения его
Грозные речи Иеремии о погибели Иерусалима и отведении народа в плен, которые он говорил в храме, возбудили гнев Пасхора священника, поставленного от царя надзирателем в храме (ст. 1). Этот нечестивый священник ударил Иеремию и заключил его в темницу, бывшую здесь у ворот Вешаминовых, т. е. ведущих на север в колено Вешаминово (ст. 2). Когда на другой день Пасхор выпустил Иеремию из темницы, он объявил ему грозное определение Божие: не Пасхор нарек Господь имя тебе, что значит «мир везде», но Магор – Миссавив, что значит: «ужас кругом» (ст. 3). Ибо так говорит Господь: вот Я отдал в руки царя Вавилонского и тебя, и всех друзей твоих, и всего Иуду, и они падут от меча врагов своих в Вавилоне, и ты сам со всем родом своим пойдешь в плен и там умрешь за то, что пророчествовал ложь (4–6). Затем пророк, измученный и физически и нравственно, обращается с жалобной молитвой к Богу: «Ты увлек меня, Господи, на пророческое служение, и я увлечен; Ты сильнее меня и превозмог, хотя я отказывался от пророческого служения, как трудного, по моей немощи. Я каждый день в посмеянии у всех (ст. 7). Лишь только начну говорить я, как кричу о насилии, ибо слово Господне обратилось в повседневное поношение мне (ст. 8). И подумал я: не буду более говорить во имя Его; но был в сердце моем как бы горящий огонь, и я не мог удерживать его (пророческая благодать) (ст. 9). Между тем я постоянно слышу угрозы вокруг: сделаем донос на него и одолеем его. Отомсти им, Господи, ибо Тебе я вверил дело мое (ст. 10–13). Глубокую скорбь свою пророк далее выражает проклятиями дня своего рождения ( Иов. 3, 2 ), проклинает и того мужа, который возвестил его отцу о его рождении и заставил его радоваться (ст. 15). Это выражение указывает на древний обычай, по которому отец дожидался рождения ребенка вне дома; после рождения вестник из дома сообщал об этом отцу с такими знаками, что если рождалась девочка, то вестник шел с печальным видом, а если мальчик, то с радостным. Проклятия этого вестника, ни в чем неповинного, нужно понимать в аллегорическом смысле: напрасна была радость отца и вестника при моем рождении, напрасно согласно обычаю этот вестник был богато награжден за радостную весть о моем рождении, когда жизнь моя так печальна и тяжела, что лучше бы мне не родиться (ст. 16–18).
Глава 21-я
Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, осадил Иерусалим, царь Седекия послал послов к Иеремии узнать, может быть Господь сотворит с нами что-либо чудесное, и враги отступят от нас (ст. 1–2). Нечестивому царю пророк от лица Божьего изрекает грозный суд Божий о плене Вавилонском, причем присовокупляет, что всякое сопротивление принесет только вред (ст. 3–10). Кто добровольно отдастся халдеям, тот, хотя отведен будет в плен, но останется жив, а кто будет противиться, тот погибнет от меча, или голода, или от заразы. Единственное спасение – это обращение к Богу и нравственное исправление, но оно невозможно теперь по причине крайнего развращения народа, а потому и погибель Иерусалима неизбежна (ст. 11–14).
Глава 22-я
Глава 23-я
Изрекши суд Божий на царей, как главных виновников развращения и погибели народа, пророк в 23 главе излагает суд Божий на других виновников этого развращения и погибели Евреев – пастырей нечестивых и ложных пророков. «Горе пастырям, расточившим овец Моих», – говорит Господь устами пророка, – «Я накажу вас за злые деяния ваши, а остаток овец Моих соберу и поставлю над ними истинных пастырей» (ст. 1–4). В параллельном месте у пророка Иезекиля под этими пастырями разумеется Единый Истинный Пастырь – Мессия ( Иез. 34, 12–17 ). И у Иеремии далее говорится о Нем же: «Я восставлю Давиду Отрасль Праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро и справедливо во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно и будет имя Его: Господь, оправдание наше» (ст. 5–6). Это избавление будет гораздо славнее избавления из рабства Египетского, которое поэтому потеряет силу и значение (ст. 7–8). Произнося затем грозный суд Божий на ложных пророков, Иеремия так характеризует их: «в пророках Самарии Я видел безумие: они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, говорит Господь. И в пророках иерусалимских Я вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, потворствуют нечестно народа; от них нечестие распространилось на всю землю, и за это Я напитаю их полынью и напою водой с желчью», т. е. погублю их (9–15). Пророк увещевает народ не слушать этих пророков, ибо «они обманывают, видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Они говорят нечестивым: мир будет у вас, не придет на вас беда; но если бы они были в совете Моем, то удерживали бы народ от злого пути и злых дел; ибо вот идет буря Господня с яростью и падет на главу нечестивых. И сами пророки за то, что они мечты своего сердца выдают за откровение Божье и тем вводят народ в заблуждение, отданы будут вместе с их последователями на вечное поношение и бесславие» (ст. 16–40).
Главы 30—33—я. Утешительные Мессианские пророчества
В 30-й главе пророк говорит, что Господь пошлет сначала такое бедствие, которого не было никогда, но которое послужит средством к нравственному исправлению народа, т. е. проводит взгляд на плен, как на педагогическую меру, между тем как Евреи думали, что вместе с пленом окончится их самостоятельность навсегда, и что обетования, данные им, не исполнятся; пророк, зная их мнение, и говорит, что Господь после страшного бедствия возвратит народ из плена. По возвращении из плена, начальником над иудеями будет поставлен потомок Давида, т. е. обетованный Мессия. Под Его управлением все будут наслаждаться спокойствием и полным благоденствием. Этот потомок Давида избавит Евреев от политического и нравственного недугов. Далее, с 12 ст. и до 24 речь идет об избавлении Евреев через Мессию. Основанием для мессианского толкования служат следующие черты: народ будет иметь полное благоденствие, будет свят; этого не было у Евреев.
Глава 31-я. Пророчество об избиении младенцев Вифлеемских и о Новом Завете
В 31-й гл. продолжается начатая речь о мессианских временах; пророк говорит, что когда гнев Божий окончит свое определение, Господь будет опять Богом для еврейского народа, т. е. вступит в завет, который, по мнению евреев, был нарушен во время плена. Cm. 2-й Народ, уцелевший от меча, найдет себе благодать в пустыне, как некогда по выходе из Египта. Cm. 3-й Господь издалека явится ему. Любовью вечною Я возлюбил тебя, вследствие чего стал милостив. В этих стихах воспоминается об освобождении евреев от рабства египетского, когда народ, уцелевший от меча египетского, нашел спасение в пустыне. Некоторые толкователи 1–4 ст. толкуют, как пророчество о плене Вавилонском, разумея под пустыней плен. Последнее правильнее. Господь явится издалека. это выражение можно понимать различно: 1) явление Бога народу бывало издалека, ибо народ боялся быть близко к Богу, как напр. при Синайском законодательстве или же 2) здесь речь о древнем событии – Господь в древности на горе Синай явился и сказал, что Он избирает евреев Своим народом, или же 3) народ во время плена не был в общении с Богом. Пророк здесь напоминает, что те милости, которые были прежде, повторятся и теперь ибо любовью вечною возлюбих тя. т. е. Я заключил с тобою завет, вследствие чего дал обетование, которые и исполнятся. Теперь снова (4 ст.) настанет время веселья и мира (5 ст.). В тот день, во время освобождения из плена Вавилонского, будут слышны голоса стоящих на горе Ефремовой: «пойдем в Сион к Господу Богу нашему». Обыкновенно сторожа, расставляемые на горах, передавали друг другу весть о движении неприятеля или о приближении торжественного шествия. Пророк как бы видит день возвращения из плена и слышит голоса вестников. Вестники будут возвещать народу на горах Ефремовых – это указывает, что после плена не будет разделения на два царства. От. 7-й. Ибо так говорит Господь: возвеселитесь, восклицайте на высотах у народов, возвещайте, хвалите Бога и говорите, что спас Господь люди Своя и остаток Израилев, т. е. это спасение из плена будет очевидно пред всем миром. Cm. 8-й. Этот стих правильнее переводится так: вот Я веду их от севера и соберу их со всех концов земли. Далее, слова: «в праздник Пасхи» нет в евр. тексте и далее переводится так: между ними слепой и хромой (символы страданий) воротятся, и потомство их будет многочисленно. Страждущие воротятся из плена для радости. С плачем вышли в плен (ст. 9), но с веселием выведу их оттуда; проведу их около потоков вод, по пути прямому; они не заблудятся на нем, ибо Я буду Израилю Отцом, и Ефрем первенец мой. LXX прибавили: в праздник Пасхи (8 ст.), чтобы показать, что избавление будет столь же чудесно и славно, как изведение из рабства Египетского. Ст. 10. Слушайте, народы, слово Господне и возвещайте на отдаленных островах, и говорите: развеявший Израиль соберет его и будет пасти его как пастырь. Ибо (ст. 11) Сам Господь избавит Израиль и спасет его от рук сильнейших его. Они придут и будут веселиться и наслаждаться благоденствием и не будут горевать. Ст. 15-й. Так говорит Господь: теперь слышен голос плача, рыдания и вопля в Раме; это Рахиль, мать колен Вешаминова и Иосифова (т. е Ефремова и Манассиана), плачет о детях своих, отводимых в плен, и не хочет утешиться, ибо их не стало (они отводятся в плен). Ст, 16-й. Но Господь отвечает Рахили: перестань плакать, ибо будет награда за труды твои, дети твои возвратятся из земли вражеской. Ст. 17-й. Есть надежда в будущем на спасение, говорит Господь, и воротятся сыны твои (оба царства) в пределы твои. Чтобы понять смысл слов 15, 16 и 17 ст., нужно припомнить, что евреи, по взятии Иерусалима, были собраны в Раме, как это видно из 40-й главы 1 ст. кн. Иеремии, для переписи и назначения. Тогда в этом городе поднялся необычайный плач; одни скорбели, расставаясь с родной землей, – другие плакали о потерянной свободе, иные плакали, расставаясь с родственниками, оставляемыми, по повелению царя, на родине. К этому плачу, как бы слышит пророк, присоединился плач Рахили, матери царств иудейского и израильского. Рахиль была погребена около Вифлеема, на юге от Иерусалима, а Рама находилась на севере от Иерусалима; но пророк слышит голос ее, как бы раздающийся на такое далекое пространство. Она плачет о своих детях, но Господь утешает ее тем, что дети ее будут возвращены из плена. Этот 15-й ст. приводится в Новом Завете, как пророчество об избиении младенцев Вифлеемских (Mф. 2, 17–18). Связь между описанным событием и избиением Вифлеемских младенцев состоят в следующем: как вообще еврейский народ был прообразом Мессии, так, и в частности, те или другие обстоятельства из его жизни были прообразами событий из времен Meccии. Возвращению иудеев из плена предшествовал необычайный плач в Раме об отводимых в плен, так и освобождению человечества от рабства греху и смерти через Мессию предшествовал плач об убиваемых младенцах Вифлеемских. Как пред пленом скорбели о том, что с погибелью политические существования рушатся мессианским обетованием, так и в Новом Завете плакали о том, что с младенцами будет убит и Мессия. Ст. 18-й. Обращаясь к – ефремлянам (Израильскому царству, бывшему в плену Ассирийском, Господь говорит, что Он возвратит им милость за раскаяние в плену. Я постоянно слышал Ефрема плачущего; он говорит: Ты наказал меня, и я научился; я был подобен тельцу упорному, обрати меня, и я обращуся, ибо Ты Иегова – Бог мой. Ст, 19– й. Ибо я среди плена раскаялся и, думая о своих бедствиях, я пришел к сознанию своего нечестия и узнал, что я принял укоризну за грехи юности моей. Поэтому (20 cm.) Господь говорит: Ефрем любезный сын Мой, дорогое дитя; И дал ему закон Мой, Я забочусь о нем и помилую его. Cm. 21-й. Поставь и ты, Сион, себе путеуказательные значки по дороге в Вавилон. Выражение образное; образ взят от обычая зимой ставить значки для обозначения дороги. Здесь Господь повелевает расставить эти значки по дороге в Вавилон, по которой будут возвращаться евреи из плена. Поставь столбы, наблюдай за дорогой, которой ты шел (в плен), ибо возвратится девица Израиля в города свои. Cm. 22-й. Долго-ли ты будешь скитаться и бедствовать, дочь обесчещенная? Ибо Господь сотворит спасение в насаждение новое; с евр. Господь сотворит чудо: жена спасет мужа, т. е. еврейский народ раскаянием привлечет снова к себе милость (мужа) Бога, тогда как у евреев жена не могла вернуть мужа после разводного письма. Тогда все будут прославлять Господа. Ст. 26-й. Того ради восстах от сна: это выражение показывает, что данное откровение Иеремии было во сне. С 27 ст. 31 главы книги пророка Иеремии излагается пророчество об утверждении и качествах Нового Завета. 27 ст. Вот наступают дни, сказал Господь, когда Я соберу рассеянных – дом Израиля и дом Иудин. Ст. 28 й. Как Я заботился, чтобы исполнились Мои угрозы относительно наказания их, так буду заботиться, чтобы спасти их. Ст, 29–30. В те дни не будут более говорить: отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомины, но кийждо своим грехом умрет. В 29 ст. характеризуется состояние ветхозаветного человека, а в 30 ст. состояние новозаветного. В Ветхом Завете первородный грех, переходя от родителей к детям, не снимался с них, родители, как неосвященные, передавали детям греховную свою природу и, живя дурно, показывали детям дурные примеры и давали дурное воспитание, вследствие этого дети грешили отчасти из-за родителей и страдали хотя за свои грехи, но совершаемые ими вследствие дурной природы и дурной окружающей среды. Правда они могли и не грешить: так мы знаем, что у нечестивого Ахаза был благочестивый сын Езекия. Но чтобы не грешить, нужно было бороться с греховной природой, а эта борьба и есть страдание также из-за родителей. Ст. 30-й. В Новом Завете каждый будет страдать за свои грехи, и кто будет есть кислое, у того и будет оскомина: дети не будут страдать за грехи своих предков, но за свои собственные, ибо первородный грех снимется с них, они будут иметь лучшую природу, как рожденный от лучших – освященных родителей, и не будут видеть пред собой дурных примеров и, следовательно, если будут грешить, то виноваты будут сами. Ст. 31-й. Вот наступят дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израилевым и Иудиным завет новый (ст. 33), не такой, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести из Египта, так как они не были верны этому завету и Я отверг их, с евр.: хотя Я оставался в союзе с ними. Здесь указываются две причины заключения Нового Завета: 1) люди по своей немощи не могли выполнить Ветхого Завета, 2) неизменяемость Божья. Ст. 33-м. Вот завет, который Я заключу после тех дней с домом Израилевым: закон новый будет написан не на скрижалях, но в мыслях и сердце, т. е. совершит обновление ума и сердца, и поэтому Я буду их Богом, а они будут Моим народом. В Ветхом Завете обрезание не снимало первородного греха и не сообщало благодати, природа человека оставалась нечистой; в Новом Завете крещение снимает первородный грех, сообщает благодать, очищающую и миропомазание – укрепляющую, природа делается чистою. Так как в Ветхом Завете природа оставалась нечистою, то Бог, как существо святое, не мог вступить в тесное общение с людьми, союз был только внешний; в Новом Завете, поелику природа сделалась чистою, Бог вступает в тесное общение с людьми. Ст. 34-й. Тогда не будут учить друг друга: познай Иегову, ибо все от мала до велика будут знать Меня, т. е. по внутреннему влечению будут стремиться ко Мне, и поэтому Я буду милостив к их неправдам и грехов их не буду помнить. В Ветхом Завете в душе оставался первородный грех, который влек человека от Бога, и потому нужны были постоянные внешние побуждения к Богопознанию и Богопочитанию; в Новом Завете, вместо первородного греха, в души людей будет вложена Божественная благодать, которая сама будет влечь человека к Богу. Этим не отрицается необходимость взаимного научения, но показывается только то, что это научение будет приниматься с любовью. поелику же люди сами будут стремиться к Богу, то и Бог будет к ним милостив, будет прощать им грехи, тогда как в Ветхом Завете грехи только не вменялись по принесению жертвы. Ст. 35. Утверждается непреложность обетования: как невозможно изменить небо и землю, так невозможно, чтобы Господь отверг народ Свой и не исполнил Своих обетований о спасении его. Ап. Павел ст. 31–34 приводит в послании к Евреям и толку от них, как пророчество о заключении Нового Завета во времена Мессии. В словах Иеремии он указывает следующие 3 положения: 1) Установление Нового Завета необходимо предполагает недостаточность Ветхого: если бы старый был хорош, то не надо было бы и нового: аще бы первый он непорочен был, не бы второму искалося место ( Евр. 8, 7 ). 2) Новый Завет предполагает уничтожение Ветхого: обветшавающее и состаревающееся близ есть истления ( Евр. 8, 13 ). 3) Новый Завет должен иметь преимущество пред Ветхим, иметь большее совершенство и лучшее обетование: лучшаго завета есть ходатай, иже на лучших обытованиях узаконися ( Евр. 6, 8 ). Преимущества эти состоят в том, во-первых, что будет уничтожен первородный грех и будут прощены грехи; во-вторых, что будет тесное общение Бога с людьми; в-третьих, будет распространение истинного Богопознания, и, в 4-х, в том, что Новый Завет будет написан в мыслях и сердце человека, т. е. совершит обновление ума и сердца. Ветхий Завет касался только внешности и был строгим карателем за проступки, тогда как Новый Завет будет действовать внутренне, совершит обновление по уму и сердцу, вследствие чего он лучше Ветхого. И не научит: это выражение указывает на распространение Богопознания. О свойствах Нового Завета Ап. Иоанн говорит: и вы помазание имате от Святого, и выше вся и не требуете, да кто учит вы ( 1Иоан. 2, 20 ). Этим указывается, что в Новом Завете человек, получит большее познание о Боге, чем все познания ветхозаветного человека, и, по причине помазания от Духа, сам будет стремиться к Богу. Таким образом, Ап. Павел толкует слова ст. 30–34, как пророчество о заключении Нового Завета, как совершенного и спасительного Ст. 38-й. Под образом расширения Иерусалима здесь предъизображается церковь Христова. Таким образом, в этой главе два пророчества: одно типологическое – прообразовательное об избиении Вифлеемских младенцев, а другое – чисто – пророческое о заключении Нового Завета.
Глава 32-я
В этой главе содержится более подробное пророчество Иеремии о возвращении Евреев из плена и о Мессианских временах. Содержание следующее: в десятый год царствования Седекии, когда Иерусалим был уже осажден халдеями, а Иеремия заключен был в темницу за грозные пророчества о плене, Господь повелевает пророку купить себе землю по закону ужичества (1–8). Пророк купил землю, записал в купчую книгу при свидетелях и отдал ее запечатанную Варуху для хранения (9 –15). Совершивши это дело, Иеремия обратился к Богу с молитвою, в которой выражает свое недоумение: «Ты, Господи, определил всю землю эту отдать халдеям: зачем же велел мне купить ее?» (16–25). На эту молитву пророка, Господь отвечает, что хотя халдеи и завладеют всею этою землею, но не навсегда; наступит время, когда евреи воротятся из плена и снова завладеют каждый своим участком земли и снова будут совершать купчие книги (26 – 36). Затем пророчество переходит в Мессианское: и будут они Моим народом, а Я буду их Богом, и дам им иное сердце, чтобы они благоговели предо Мною на счастье себе и детям их, – и заключу с ними вечный завет (ст. 38–41). В конце главы утверждает Господь истинность Своего обетования: как Я исполнил угрозы, так исполню и утешительные сие обетования (ст. 42–43).
Глава 33-я
Указанное в 32 главе утешительное обетование продолжается и в 33 главе. Разрушенный Иерусалим, говорит Господь, снова восстановится и в большем величии, так что народы языческие изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему (ст. 1–9). И снова в нем будут веселье и радость, снова будут приносить в нем жертвы и воспевать Господу, ибо Он благ, ибо в век милость Его (ст. 10–11). И все другие города восстановятся (ст. 12–13). В то время Я возращу Давиду Отрасль праведную – Meccию, и Он будет Царем вечным на престоле Давида ( Ис. 11, 1 ; Лук. 1, 32 ). И у священников – левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни приносящем всесожжение и жертвы благодарения – вечность церкви Христовой ( 1Петр. 2, 5 ; Мал. 3, 3 ). С 20 – 26 ст. утверждается истинность обетования: как не может разориться завет Мой со днем и нощно, чтобы не быть им во время свое; так не разорится завет Мой с Давидом, чтобы не быть от него Сыну, вечно царствующему на престоле его, а также и с левитами и священниками – рабами Моими (Исайи, 66 гл.).
Общий смысл пророчества Иеремии
Из обозрения книги пророка Иеремии открывается, что причиной всех бедствий Иуды было его вероломство, заключавшееся в отступлении от Завета с Господом, и нераскаянность, несмотря на не перестававший Божественный призыв к покаянию. Так как народ Иудейский не переставал упорствовать в своем нечестии, то Бог открывает суд Свой, и прежде всего над виновниками народного развращения – над вождями народными, именно над царями, пастырями и ложными пророками, и затем над всем народом, который отведен будет в плен на 70 лет. поелику же среди развращенного народа были избранные Божии, чаявшие Утехи Израилевой, то им пророк возвещает от Бога утешение, предсказывая об освобождении из плена, и о заключении через Meссию Нового Завета вместо Ветхого, нарушенного людьми. Вместе с нарушителями Завета Господня, погибнут и все враги избранного народа Божия. – Из книги Пророка Иеремии читается паремия в святой и великий четверток (11, 18–23. 12, 1–6).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»