ивановский женский монастырь где салтычиха сидела адрес
Moscow.org городской портал Москвы
Адрес: ул. Забелина, 4; Малый Ивановский пер., 2
От имени главного собора получил название и сам монастырь. В народе обитель прозвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Крестителя является днем строжайшего поста.
Вплоть до 1764 года Ивановский женский монастырь в Москве не имел крепостных, а существовал на пожертвования верующих, царской семьи и состоятельных покровителей. Особое уважение монастырю оказывала семья первых Романовых, которые не только обильно жертвовали на монастырские нужды, но и часто посещали обитель.
Но Ивановский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто совершали насильственный постриг над многими женщинами знатного происхождения. Их семьи передавали монастырю значительные средства на содержание своих родственниц. Именно в этот монастырь под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Из Раскольничьей конторы сюда доставляли своих узниц. Раскольниц, истерзанных пытками, также привозили под покровом тайны. Затем их содержали в ″каменных мешках″ под надзором монахинь.
В числе знаменитых узниц Ивановского монастыря была Дарья Николаевна Салтыкова – Салтычиха. Здесь жестокая помещица, вошедшая в историю садистскими издевательствами над крепостными женщинами (среди жертв было лишь несколько мужчин и один мальчик), провела половину своей жизни. Салтычиха в течение 6-7 лет замучила до смерти приблизительно 140 человек, в том числе и детей не старше 12 лет. Конец зверствам Салтычихи был положен в 1762 году, когда ее беглые крестьяне Ермолай Ильин, потерявший трех жен, которых забила до смерти помещица, и Савелий Мартынов подали жалобу Екатерине II, только вступившей на престол. По приказанию императрицы дело было расследовано, Салтычиху предали публичной гражданской казни, а затем заточили в Ивановском монастыре. Для содержания душегубицы специально выстроили сруб без окон, а на входе всегда стоял стражник. Покаянная келья, как называли темницу, была вырыта в грунте, высота помещения не превышала трех аршин (2м. 10 см.). Таким образом, пленница все время проводила в темноте, лишь на время приема пищи ей приносили огарок свечи. Прогулки и разговоры с кем бы то ни было также были под запретом, нельзя было отправлять и получать корреспонденцию. Лишь настоятельница имела право говорить с Салтычихой для спасения ее души. Во время церковных служб Салтычиху выводили в место, где она могла бы слышать моление. В таких условиях помещица прожила 11 лет, а затем в ее жизни наступили некоторые послабления, в частности, ее перевели в помещение с окошком, через которое желающие могли поговорить с пленницей. Скончалась бывшая помещица в 1801 году.
Ивановская обитель была известна как острог для лиц исключительного положения. Узниками монастыря часто становились знатные, а иногда и царственные особы. Сюда была переведена из Покровского монастыря, что во Владимире, насильственно постриженная в монахини Пелагея Михайловна – вторая жена старшего сына Ивана Грозного. В 1610 году здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская, которую насильно разлучили с мужем, царем Василием Ивановичем Шуйским.
Постепенно Иоанно-Предтеченский монастырь из своеобразного острога превратился в обитель призрения для обездоленных. В монастыре была открыта иконописная школа, появились ясли для детей-подкидышей. Кроме того, здесь работало множество различных мастерских: швейная, башмачная, рукодельная с золотошвейной и ризничей для вышивания и изготовления облачения и церковных принадлежностей. Существовали классы церковного песнопения. Монахини с хорошим образованием занимались обучением неграмотных церковному чтению и Закону Божьему.
В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла. На восстановление монастыря требовались значительные средства, поэтому обитель в 1813 году упразднили, отстроив только старинный собор и ряд келий. В кельях поселили работников Синодальной типографии. Собор превратился в приходскую церковь, а монахинь расселили по уцелевшим монастырям Москвы. Только в 1860-1879 годах монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле нео-ренессанса.
В русско-турецкую войну 1877 года в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека. На монастырском погосте находились могилы известных в Москве семейств: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.
В 1918 году Ивановский женский монастырь закрыли, а все его строения перешли к ВЧК-ОГПУ-НКВД. Какое-то время в них размещалась школа НКВД, а затем – заочная высшая юридическая школа, где она находится и сейчас. В 80-х годах монастырский собор занимал Центральный государственный архив Московской области.
В 1992 году часть бывших монастырских помещений была передана Братству святого князя Владимира. Также была открыта православная гимназия, а в больничном корпусе начала работать богадельня. В церкви святой Елизаветы возобновили богослужения. В 2002 году монастырь вновь стал действующим.
Ивановский монастырь
Фото Ивановского монастыря
В центре столицы в спокойном и укромном Малом Ивановском переулке совсем неподалеку от многолюдных и шумных улиц Солянки и Маросейки на рубеже третьего тысячелетия возобновила свое существование Ивановская обитель. Она входит в число древнейших монастырей Москвы и неразрывно связана с трагическими и окутанными тайной событиями государства Российского.
Тайны, предания и действительность
Одно из многочисленных преданий гласит, что основание монастыря сопряжено с появлением на свет Ивана Грозного. Родился он в преддверии церковного праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что и определило имя царственного младенца, названного Иоанном.
Обитель была заложена в местности, представлявшей собою возвышенность у верховья реки Рачки напротив Владимирского храма, сооруженного в начале XVI века близ великокняжеской дворцовой усадьбы, принадлежавшей князю Василию I.
Девичий монастырь в отличие от других обителей не имел своих земель и вотчин и содержался исключительно на кошты из государевой казны, а также пожертвования. Инокини обители в своем большинстве происходили из знатных семей и были хорошо образованы, занимались переводом книг.
Однако монастырь вошел в страницы истории как место заключения царственных особ и опальных лиц высокого дворянского сословия. В его стенах насильственно постригли в монахини вторую жену Василия Шуйского Марию Буйносову. По приказу Ивана Грозного отправили в обитель вторую супругу царевича Иоанна Иоанновича, получившую при постриге имя Пелагея. Знаменитой пленницей, томившейся в стенах монастыря, была княжна Тараканова, с ее именем связано немало тайн и легенд. Здесь же поначалу в темном склепе, а затем в специальной клетке содержалась Дарья Салтыкова, замучившая до смерти более сотни своих крепостных. Ее сослали в монастырь на пожизненное покаяние.
Судьба обители была драматичной, не единожды она подвергалась разорению. Было это и во времена Смуты, когда в монастырь вторглись поляки, и во время наполеоновского вторжения.
А в пожаре, охватившем Москву в 1812 году, монастырь сгорел, и обитель упразднили. Уцелел только древний собор, который стал приходским. И лишь в 60–70 годы XIX столетия обитель вновь стали восстанавливать.
Монастырский комплекс
Возрождение монастыря произошло благодаря пожертвованию овдовевшей богатой москвички Макаровой-Зубачевой. В 1860 году был заложен первый камень главного собора и уже через 17 лет практически все работы по строительству монастырского комплекса были завершены. Автором проекта строений Ивановской обители стал талантливый зодчий и реставратор М. Быковский.
Ансамбль монастыря включает монументальный собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, увенчанный громадным граненым куполом и больничный корпус с домовым
храмом Елизаветы Чудотворицы преподобной. Монастырская территория обнесена оградой, по обеим сторонам Святых ворот выступают несколько вперед две башни-колокольни.
После революции одной из первых закрыли Ивановскую обитель. Она вновь была превращена в острог, вернее в один из первых концентрационных лагерей. В ее стенах содержались офицеры царской армии, дворяне, сюда были отправлены участники Кронштадтского восстания. Практически до 80-х годов прошлого века на территории Ивановской обители располагались учреждения МВД.
Прошло 20 лет, и летом 2000 года решением Синода вновь был открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который в народе именуют просто Ивановским.