иверская икона божией матери старинная
Икона Божией Матери Иверская
Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября
и во вторник Светлой седмицы
…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты. Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.
Патриарх Алексий II
По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.
В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».
Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.
С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.
На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.
И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»
Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.
Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.
Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.
По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:
«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».
Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.
Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:
«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.
Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится.
Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная.
Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.
Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.
Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.
На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.
Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.
Иконы Афона: Иверская (Вратарница, Портаитисса)
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).
Икона Божией Матери Иверская |
Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.
В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.
Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.
Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».
С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.
Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.
Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.
Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.
Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.
Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.
Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.
Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.
Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:
12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы — обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) — перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;
Видео:
Молебен на месте обретения Иверской иконы (2010 год)
Крестный ход с Иверской иконой (2011 год)
Крестный ход с Иверской иконой (2010 год)
Молебный канон иконе Божией Матери «Вратарница» (Иверская) в исполнении братии Иверского монастыря
Там Иверское сердце…
Сказание об Иверской чудотворной иконе Божией Матери
Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь. Стылая до горечи солёная вода недовольно обрушивалась на сушу, словно пытаясь выровнять берега и если не разбить высокие острые скалы, то хотя бы повалить их, а может, и стереть напрочь. Казалось, волнам надоело гулять в заточении внутреннего моря, в окружении заливов и не поддающихся никакой атаке камней, хотелось вырваться на вольную волю и поноситься по округлой земле, сметая всё на своём пути. Устроить ещё один всемирный потоп – последний, окончательный. И капля камень точит, тем более капля солёная, – это хорошо знали волны и неустанно подтачивали береговые утёсы, хотя видимых результатов их упорства заметно не было. Но мягкая вода не торопилась, в её распоряжении были тысячелетия, а может, даже десятки и сотни тысяч лет. Да и какой-нибудь катаклизм мог прийти им на помощь.
Отдыхая после бурного натиска, волны, казалось, ластились к скалам, оглаживая их бока, но как только поднимался сирокко, они, отдохнувшие, с новой яростью набрасывались на утёсы, одну за другой вдребезги разбивая упругие солёные груди об острые, неподатливые и безжалостные камни. Иногда налетал «белый шквал», и тогда брызги из серебристо-зеленоватых превращались в нежно-белые, пенные, и вся береговая линия очерчивалась широкой молочной каймой, неровной сборчатой оторочкой. Особенно бунтовали волны вблизи пролива. Там они просто бесились из-за отсутствия простора и били по сужающимся берегам так, словно намеревались расширить проход в Мраморное море.
Штормило и всю Империю. Так налаженно текла церковная жизнь, пока Лев Исавр не поднял смуту в христианской Империи и Православной Церкви. Семь столетий почитание икон не вызывало сомнений, ведь оно же естественно. Хочется, например, иметь портрет Императора или любимой женщины. А образ Христа Спасителя тем более. Какое же Православие без икон?! То ли нынешний василевс вспомнил свои сирийские корни, то ли другое что, но вдруг по императорскому указу, как по команде, начали уничтожать святые иконы и преследовать иконопочитателей. Императорский эдикт давал иконоборцам полную волю. Немало крови пролилось по всем областям необъятной Империи, много прекрасных икон безжалостно уничтожили, ещё больше фресок и мозаик варварски сбили с церковных стен.
Немало крови пролилось, много прекрасных икон безжалостно уничтожили, ещё больше фресок и мозаик варварски сбили с церковных стен
Одно время, после правления яростного иконокласта Константина Копронима, показалось, что лютое иконоборство утихло, но через сотню лет власть перешла к Императору Феофилу, и война против иконы, против церковного моленного образа разгорелась с возрастающей силой. В оставшихся нетронутыми храмах заштукатурили или замазали фрески, расковыряли мозаики, но иконы нашли себе место и спасение в домашних молельнях. И этого нельзя было терпеть.
По повелению Императора были созданы особые отряды, которые ходили по домам и отбирали иконы. Иногда их уничтожали прямо на месте, на глазах почитателей, в другой раз собирали в кучу, раскалывали мечами в щепы и сжигали по вечерам, потирая руки и греясь у костров, сложенных из святых образов. Что ж? И апостол Пётр холодной восточной ночью, протягивая ладони к огню, трижды отрёкся от Спасителя. Но при первом крике петуха он горько заплакал.
Солдаты же не отказываются от Спасителя, они действуют во имя Христово. Просто они борются против почитания икон, которое есть «идолопоклонство», как говорит императорский эдикт. К тому же у них приказ. Поэтому, не мудрствуя лукаво, они образ Сына Божия превращают в багряные угли, золу и пепел. Солдаты громко разговаривают, отпускают кощунственные шутки, смеются, не без смутного страха поглядывая на беспокойный под ветром огонь. А тёмные молитвенные лики, не искажаясь, скрываются в языках пламени, словно уходят в иной мир, готовые возродиться на новой иконе, дабы опять впитывать в себя молитвы верующих и прошения верных сердец. Но наёмные воины Императора этого не хотят знать. Они видят хорошие дрова, которые легко воспламеняются и так ярко горят. Нет икон, есть «идолы». Беспомощные. А неразумные почитатели приписывают им какую-то силу. Ну, не глупость ли?! Новые идолопоклонники – вот они кто! А к идолам известно какое отношение должно быть. Да и Священное Писание гласит: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20, 4), то есть идола, которому поклоняешься.
Что уж говорить о простых солдатах, когда и Императоры, будь то Лев Исавр, его сын Константин Копроним, созвавший иконоборческий собор, или нынешний Феофил, никак не могли понять, что икона – не идол, а моленный образ, образ церковный, на котором невидимо, но реально присутствует своею Божественной энергией первообраз: на образах Богородицы – Сама Матерь Божия, на иконах Спасителя – Сам Господь Христос Иисус Своей богочеловеческой благодатью, на изображениях святых – они сами, молитвенностью их душ, чистых до прозрачности пред Оком Божиим, также и благодатью духа их, напитавшегося святостью от Духа Свята.
Прошёл слух среди иконопочитателей, что однажды у такого кощунственного костра вспыхнуло пламя, словно знаменитый греческий огонь, да так, что попалило лица солдат. Конечно, они только выполняли воинский долг, но всё же… Это был и огонь, и вместе с тем свет, ярче солнечного, и все, кто приложил руку к уничтожению икон, внезапно ослепли. У одного до кожи сгорела борода и усы, оставив на лице страшные багрово-чёрные язвы, у другого обуглилось пол-лица. А уж брови и ресницы у всех опалились. Сказывали после восстановления иконопочитания, что те из них, кто принёс покаяние перед иконами, прозрели. Наказанные перестали видеть «белый свет», а называется он так, потому что Солнце Правды – Иисус Христос – есть Свет истинный. Образ Его они и перестали лицезреть. Да, такие были времена, что об иконах спорили не только на Вселенских Соборах, но и у костров, сложенных из икон, и даже в банях, как свидетельствовали очевидцы тех бурных словопрений до хрипоты и схлёстов до смертоубийства.
Никея, место заседаний двух Вселенских Соборов – Первого и Седьмого, первого и последнего, восстановившего иконопочитание, – не избежала участи других городов. Да, Никея! Нет другого такого города на земле.
Воины специального отряда, как голодные волки, неустанно рыскали по домам, им помогали остроносые лисы – доносчики, которые вынюхивали, у кого в доме имеется тайная молельня с иконными идолами, кто променял поклонение Самому Господу Иисусу Христу на почитание Его образа. Дошла очередь до одной вдовы. У неё в молельной стояла известная на всю Никею икона Божией Матери, тут и лазутчики не нужны. Если уж иконоборцы не пожалели образа Спасителя на Медных вратах Константинополя, то пощадят ли они икону Его Матери. Сведущие люди предупредили благочестивую вдову о прибытии императорского отряда. Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий.
– Так ли это, госпожа, что вы до сих пор храните у себя известную в Никее икону и даже приглашаете не только друзей, но и всех жителей города поклониться ей? Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ.
– И проверить его чудотворные способности, – добавил солдат по имени Варвар угодливо-насмешливым тоном. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен.
Все неуверенно и натужно расхохотались.
Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна – огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души.
– Это она, – уверенно сказал один из солдат. – Остальное можно просто поколоть в щепу.
– Погодите, постойте! Я заплачý. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену.
В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Задаток.
Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь
Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы.
Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока…
Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой – её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа.
При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы – и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс. Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд.
– Если мы оставим её здесь, волны могут понести икону к берегу и разбить о скалы.
Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла:
– Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго!
Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки – женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее.
Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы.
Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни
Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря.
Сын вдовы отправился в Солунь, оттуда перешёл на Святую Гору, принял там монашеский постриг и много лет подвижничал в тех местах, где позже на средства царской династии Багратионов грузины основали Иверскую обитель. Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца.
Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Почему? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы.
Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба
Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком.
Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег.
На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь
Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали.
Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания – на вратах.
Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних.
Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Какие? Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
И всё же чаще святой образ называют не Портаитиссой, а по месту его явления на Афоне – Иверским, ведь Иверия – древнее название Грузии.
На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Вот её перевод:
«О Владычице, Матерь человеколюбивого Бога, всенепорочная Невесто Марие! Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Знаменитый путешественник по святым местам В.Г. Барский (1723–1747) так описывает икону:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком».
В Иверской часовне А когда и при каких обстоятельствах Иверская икона оказалась на Руси? Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно – в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца.
Вот отрывок из письма:
«Как есми приехал (архимандрит Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (то есть афонскую Иверскую Вратарницу), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона (новый список Иверской Портаитиссы) не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом – только слово в слово новая, аки старая».
Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. В сохранившихся документах говорится, что «Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския». Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Кроме того, от Успенского собора Кремля и до Донского монастыря образ провожали сам Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон.
Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита
Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев. Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы. В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь.
В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай. А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их. В ту же ночь Божия Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву и повелела помочь инокам. Грек заплатил за них пошлину и даже отказался от дара, который Никон впоследствии послал ему.
Патриарх Никон богато украсил новый образ, покрыв его окладом из чистого чеканного золота с алмазами и сапфирами. Стоимость ризы, по словам самого Патриарха, была на тогдашние деньги около 44 тысяч. На эти деньги можно было бы построить ещё один небольшой монастырь. Такова была любовь Патриарха к чудотворному образу.
Иверская икона исключительно популярна в Грузии. И это естественно. Широко известна на Кавказе Иверская Моздокская икона Богородицы. В начале XIII века святая Царица Тамара (а супругом её был младший сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского Юрий) прислала в храм осетинского аула Марьям-Kay список Иверской иконы в дар новопросвещённым христианам. Трижды икона чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В середине XVIII века по повелению Екатерины II осетины аула должны были переселиться. Конечно, они взяли с собой чудотворную икону. Путники остановились на ночлег на берегу Терека, у города Моздок. Всю ночь святая икона изливала яркий свет на окрестности, утром же волы, запряженные в арбу, на которой стояла почитаемая икона, не захотели двинуться с места. Одному осетину было видение: Богородица повелела оставить икону на том месте. Моздокский архиерей совершил торжественный молебен и собрался перенести икону в городской собор, но и ему было открыто, что икона должна остаться на берегу. На том месте построили часовню, позже воздвигли Успенский храм, при котором была основана женская обитель. Как не вспомнить здесь о Владимирской иконе Богородицы, которая тем же способом выбрала место своего пребывания.
Согласно преданию, Иверская Вратарница защитила Моздок от нападения горцев под предводительством Шамиля. Своей покровительницей икону считают не только православные Кавказа, но и жители донского края, воронежских пределов. После большевистского переворота икона исчезла, а в Моздокском храме почитается её список.
Своей покровительницей икону считают не только православные Кавказа, но и жители донского края
Многочисленны списки чудотворной иконы. Евгений Поселянин так описывает удивительную, особую любовь к иконе в Москве, её почитание, начатое ещё Патриархом Никоном:
«…Нет другой такой святыни, которая настолько естественно вошла бы в обиход Москвы, настолько слилась бы с бытом её жителей. С раннего утра до позднего вечера вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдёт к ней перед экзаменами; и незадолго до того хваставший своим неверием юнец в гимназической или студенческой форме с трепетом и надеждой вперяет просящие глаза в потемневший лик.
Но при таком стремлении москвичей в эту часовню, лишь очень малая часть богомольцев видит подлинную икону, так как её возят почти круглые сутки по домам людей, желающих принять её у себя. Во всякий час вы можете встретить тяжёлую, громадную, влекомую шестью лошадьми, карету, в которой на передней стороне помещена громадная икона с зажжённым пред ней большим, утверждённым в полу фонарём. Чем-то отрадным, счастливым веет на вас при всякой такой встрече. И когда икону вносят в дома, проходящий народ поспешно к ней подбегает и прикладывается.
Затем, поздней ночью, после полуночи, икона возвращается опять к часовне, куда её и вносят на более продолжительное время, но и тут она не остаётся одна. Есть в Москве обычай, что люди, ищущие особого предстательства Богоматери, дают обет – известное количество раз сходить ночью на богомолье к Иверской. Побыв какие-нибудь полчаса в часовне, икона опять увозится. Желание принять её у себя так велико у москвичей, что они не останавливаются пред ночными часами. И так изо дня в день лик Богоматери объезжает град Богоматери. ».
Марина Цветаева почитала Иверский образ и посвятила ему несколько вдохновенных поэтических строк:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.
Иверская часовня была снесена в конце 1920-х годов и восстановлена, освящена в 1995-м году. Ныне двери её открыты, а новый список, доставленный с Афона, опять принимает молитвы верных.
В заключение скажем несколько слов о знаменитом грузинском святом – преподобноисповеднике Гаврииле (Ургебадзе; †1995), причисленном к лику святых в 2012-м году. Старец всю жизнь почитал Иверскую икону Богородицы (ныне хранится в монастыре Самтавро, в котором скончался святой), и когда пришло время пострига, он просил наречь его Гавриилом в честь Гавриила Афонского, того самого, который прошёл по воде, не омочив ног, и принёс на берег чудотворную святыню.