иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!

Иверская икона Божией Матери

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография Иверской Божией Матери

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона Божьей Матери «Вратарница» – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Использованы материалы pravenc.ru

Вы прочитали статью Иверская икона Божией Матери | Вратарница.

Источник

Иверская икона Божьей Матери: о чем ей молятся и почему?

иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Смотреть картинку иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Картинка про иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы. Фото иверская икона божией матери значение в чем помогает молитвы

25 февраля у православных верующиходин из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.

Иверской иконе Божьей Матери молятся:

Откуда взялся Иверский образ

По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.

В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.

«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.

По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».

С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.

Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.

Как появилась традиция праздновать дни икон

Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».

По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.

Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.

Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.

В чем опасность почитания икон

Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.

«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.

В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.

Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».

Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.

Источник

Икона Божией Матери Иверская

Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября
и во вторник Светлой седмицы

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты. Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится.

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная.

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *