иверский монастырь на валдае история создания

Обитель в годы Советской власти

В начале XX века обитель часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет. Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а также овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба».

Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря ценности: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены — кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации с намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божьей Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Источник

Валдайский Иверский монастырь основание и история обители

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Основание Валдайского Иверского монастыря

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Источник

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Источник

Иверский монастырь на озере Валдай: история, архитектура и святыни обители

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или ж\д транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть фото иверский монастырь на валдае история создания. Смотреть картинку иверский монастырь на валдае история создания. Картинка про иверский монастырь на валдае история создания. Фото иверский монастырь на валдае история создания

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.

Видео

Вы можете узнать больше о монастыре из представленного видео.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *